Ангар-14 полностью оккупируется выставками и конференциями в дни «Агоры»
Ангар-14 полностью оккупируется выставками и конференциями в дни «Агоры»

ВО ФРАНЦИИ АРХИТЕКТУРА — ЧАСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Архитекторы в России — люди незаметные. Их не видно, не слышно и мало кто знает, чем они занимаются. Иногда может даже показаться, что их просто нет. Во Франции дела обстоят иначе. Здесь профессия архитектора у всех на слуху. О ней много говорят, много пишут. Она, можно сказать, становится частью массовой культуры. И точно так же, как рекламируется везде модная одежда или новейший айфон, так же преподносится и архитектура: будто это окно в счастливую жизнь богатого и процветающего общества, нечто заманчивое и в то же время доступное. И пусть архитектурные мастерские напрямую себя не рекламируют (хотя и имеют это право), политика в целом направлена на то, чтобы популяризировать архитектуру, приблизить ее к самым широким слоям населения.

Тому есть немало подтверждений в Бордо. Приехав сюда в сентябре 2012 года, я сразу попала на фестиваль «Агора» — архитектурный биеннале, а прошлой осенью застала его снова. «Агора» — это событие огромного размаха, целиком посвященное архитектуре, урбанизму и дизайну. Сначала, где-то месяца за полтора до его запуска, весь город буквально заполнен афишами и плакатами в его честь. В социальных сетях появляются страницы, посвященные «Агоре», на YouTube выходят видео об этом явлении. Объявляются конкурсы на заданную тему, открытые для всех. Гигантские граффити на стенах промышленных ангаров у берегов Гаронны извещают публику о предстоящем событии. Не заметить его приближения очень трудно. А затем в течение целой недели по всему городу одновременно в разных местах проводятся с утра до ночи конференции, выставки и кинопоказы, посвященные вопросам дизайна, урбанизма и архитектуры.

Конференция на «Агоре»
Конференция на «Агоре»

О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ЗА 400 СЕКУНД ПОД ПИВО И ЗАВОДНУЮ МУЗЫКУ

Год от года тема меняется. «Агора-2012» была посвящена культурному наследию, а в 2014-м центральным сюжетом стала проблема риска в городской среде. Стоит ли создавать иллюзию полной безопасности в общественных пространствах? Не усыпляют ли бдительность вездесущие ограждения, ограничения, предупреждающие знаки? На подобные темы целыми днями рассуждали местные и приглашенные архитекторы, социологи, политики, и, хотя очень часто эти конференции были занудны и предсказуемы, залы неизменно наполнялись слушателями.

Среди посетителей «Агоры» можно встретить самых разных людей, многие из которых не имеют ничего общего ни с архитектурой, ни с дизайном. Кто-то приходит послушать лекции известных персонажей: например, один из завсегдатаев «Агоры» — Рем Кулхас (видный голландский архитектор, теоретик деконструктивизмаприм. ред.), который, кстати, отлично говорит по-французски! Кому-то интересно посмотреть макеты архитектурных проектов, которые участвовали в конкурсах за прошедшие два года, или которые будут реализованы в ближайшее время в Бордо. Новые кварталы, новые мосты, что станет с железнодорожным вокзалом, каким будет вид из окон моего дома через пару лет — все это можно найти в дни «Агоры» под стеклом и в уменьшенном масштабе.

На выставке «Агоры»
На выставке «Агоры»

Есть и те, кто приходит на «Агору», чтобы купить редкие книги, связанные так или иначе с архитектурой и урбанизмом, или запастись бесплатными открытками со специфическим дизайнерским юмором. Можно купить себе модную сумку с надписью «Агора-2014» и гордо носить ее последующие два года, ощущая и демонстрируя окружающему миру свое причастие к чему-то возвышенному и прекрасному.

ШОКОЛАДНЫЙ... СТАДИОН

У молодежи большой популярностью пользуется мероприятие с веселым названием «Печа Куча», когда под пиво и заводную музыку архитекторы, дизайнеры, и не только они, за 400 секунд рассказывают в 20 картинках о своем творчестве и своих взглядах на мир. Такие «Печи Кучи» проводятся и вне рамок «Агоры», но наибольшее количество зрителей они набирают все-таки во время этого масштабного архитектурного фестиваля.

Дети тоже приходят на «Агору». На то есть две причины. Во-первых, их приводят туда взрослые, которым некуда девать своих малышей во время интересной конференции. Во-вторых, многие выставочные пространства снабжены детскими площадками, где в игровой форме можно познакомиться с одним из аспектов архитектуры. Кажется, детям это нравится.

Шоколадный гигант
Шоколадный гигант

Размах события таков, что в его рамках в прошлом году даже был организован так называемый «балет башенных кранов», когда обычные краны, мирно работавшие до того на одной из строек на севере города, покрылись, как Эйфелева башня, мигающими гирляндами и принуждены были танцевать под музыку некую замысловатую хореографию. Этот спектакль, видный чуть ли не со всех концов города, должен был показать населению, что и в самом процессе строительства есть своя грация.

А гвоздем программы прошлогодней «Агоры» был, на мой взгляд, огромный шоколадный макет, имевший намерение изобразить новый стадион, который вот уже почти достроен в Бордо по проекту швейцарского архитектурного бюро Герцога и де Мерона. Получилось совсем непохоже, но зато всю неделю — с понедельника по воскресенье — посетители «Агоры» поглядывали на этого шоколадного монстра, в тайне желая откусить от него кусочек. Я очень сожалела, когда в день закрытия не смогла попасть на раздачу его обломков, но позже все-таки удалось мне отведать этого стадиона, когда моя коллега принесла на работу огромный шоколадный пирог...

Афиша «Архитекторы открывают свои двери»
Афиша «Архитекторы открывают свои двери»

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРОЙ РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Другое мероприятие, созданное с целью приоткрыть занавес над сферой архитектуры, проводится каждый год и именуется так: «Архитекторы открывают свои двери». Название говорит само за себя: в эти дни архитектурные мастерские проводят дни открытых дверей для всех желающих, чтобы любой человек смог к ним зайти и побеседовать за чашкой кофе о том, о сем, задать свои вопросы, послушать интересные истории. Город даже устраивает бесплатные запрограммированные экскурсии для организованных групп, позволяющие за пару часов посетить сразу четыре или пять мастерских. Это все длится неделю. Цель мероприятия — опять-таки привлечь народное внимание к профессии архитектора.

Я не могла пропустить такое событие и тоже посетила в этот период четыре архитектурных агентства. Должна сказать, что идея «запустить архитектуру в массы» сработала здесь хуже, чем на «Агоре». Из 10 «туристов», записавшихся на визит к архитекторам, все 10 были хотя бы косвенно связаны с этой профессией: трое оказались архитекторами в поисках работы, одна девушка — любопытным дизайнером, были еще мама с дочкой, мечтающей поступить на архитектурный факультет, и несколько строителей. Порасспросив во всех четырех заведениях, что за публика к ним наведывается, я выяснила, что к архитекторам ходят в гости только архитекторы. Людей со стороны привлечь не очень удалось.

Плакат «Качество не стоит дороже – обращайтесь к услугам архитектора»
Плакат «Качество не стоит дороже – обращайтесь к услугам архитектора»

Замечательны плакаты, которые были приурочены к этому явлению. На одном из них изображены с одной стороны бокал вина и изысканный десерт, а с другой — элементы фаст-фуда. И справа, и слева указана одна и та же цена. Подпись внизу: «Качество необязательно стоит дороже, выбирайте архитектора». И совсем маленькими буквами: «Злоупотребление алкоголем вредит вашему здоровью. Злоупотребление архитектурой рекомендовано для хорошего настроения».

ЕЩЕ ОДНА ЛАЗЕЙКА В МИР ЛЮДЕЙ

Есть в Бордо одна мастерская, двери которой постоянно открыты. Коллектив называется Why architecture — он целенаправленно разрабатывает подход к архитектурной мастерской как к торговой лавке. Для них архитектура должна стать товаром, доступным каждому. Архитектуру можно выставлять на витрине, и потому окна агентства Why, выходящие прямо на тротуар одной из центральных улиц, похожи на витрины магазина. Эта мастерская не только имеет свою страницу в социальной сети (этим теперь никого не удивишь), но и регулярно объявляет конкурсы и опросы для своих подписчиков. Например: «Помогите нам сделать выбор между двумя версиями эскиза» или «Угадайте, деталь какого из наших проектов изображена на этой фотографии». Что интересно, победителю обещается ручка или кружка с логотипом мастерской. Вполне коммерческий подход.

Футболка от Why. Надпись: «Архитектура для всех»
Футболка от Why. Надпись: «Архитектура для всех»

Напоследок расскажу еще об одной лазейке архитектуры в мир людей, а более конкретно — в подростковую среду. Где-то в возрасте 14 - 15 лет французские школьники должны пройти так называемую практику в каком-нибудь взрослом учреждении: провести в нем неделю, познакомиться с его функционированием и, как всегда у французов, написать потом об этом подробный отчет. Учреждение школьники выбирают сами, по своему усмотрению. Кто-то устраивается в больницу, кто-то в булочную, в банк или в адвокатскую контору. А многие стремятся пройти эту практику у архитекторов.

Во всех трех мастерских в Бордо, где мне пока довелось поработать, я видела таких юных стажеров. Они приходят, им дают задание — например, нарисовать дом своей мечты. И всю неделю они над этим заданием терпеливо работают, параллельно прислушиваясь, что происходит вокруг. И в конце недели составляют для себя некоторое представление о том, кто такие архитекторы и чем они занимаются. Вот так и пополняются ряды архитектурно осведомленных граждан Французской Республики. Интересно, когда же это можно будет наблюдать в России?