МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ СЕБЯ РОСИЯНАМИ, ЧЕГО ЖЕ ХОТИМ ОТ ДЕТЕЙ?

После того, как школа сняла с себя задачу воспитания, не появилось другого гражданского института, который бы занимался этим. Еще Аристотель говорил: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Процесс образования не может идти отдельно от воспитания. На форуме «Качественное образование во имя будущего России», который проходил в ноябре прошлого года в Пензе с участием президента Владимира Путина, поднимался вопрос об отношении учеников и учителей, о роли семьи в образовании и воспитании детей. В феврале на общественное обсуждение вынесен проект стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где сформулированы стратегические ориентиры воспитания — «...формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

К сожалению, в этом важном документе, отсутствуют четко закрепленные и ясно выраженные нравственно-ценностные основы. Многие говорят, что во время Советского Союза в воспитании детей и подростков многое было идеологизировано. Но это была система, которая помогала ребенку, начиная с момента прихода в школу включаться в совместную со взрослыми общественно значимую деятельность, получать от этого результат и удовольствие. Это было хорошее сочетание деятельности и развлечений. Были традиции, дети чувствовали свою принадлежность, были четко сформулированы ценности, в школе и в семье было единое понимание «что хорошо, что плохо». Сегодня очевидно, что от того, какие ценности будут переданы нашим детям, от их активности, культуры, уровня ответственности зависит развитие нашего общества.

Сейчас появилось понимание того, что детские общественные движения необходимы. Безусловно, без архаичности и пафоса. Но пока это все сложно, важно найти баланс между этнической, гражданской и общечеловеческой идентичностью. Мы себя не осознаем как россияне. У американцев в любой школе, в детском саду по утрам поют гимн. Они гордятся своей страной, и для них это в порядке вещей — дружно пропеть гимн своей страны. И подобное действие не воспринимается, как навязывание традиций сверху. У нас такого нет, да и любые аналогичные попытки воспринимаются в обществе неоднозначно.

Владимир Дергунов
Владимир Дергунов

Я повторюсь, чтобы что-то передавать детям, нужно определиться самим с ценностями. Понять, что мы россияне, многонациональная страна, осознать общенациональную и этническую идентичность. Сейчас делаются шаги в этом направлении. Начиная с дошкольного возраста, согласно ФГОСам, детям прививается понятие о Родине, любви к ней. Создаются локальные молодежные и детские организации. В масштабах страны запуск детской организации на данный момент сложен, много организационных и административных проволочек. Но те организации, содружества, которые действуют сейчас, дают возможность пусть небольшому количеству детей жить в несколько другом мире, по другим правилам, немного отличным от той действительности, которая предлагается сегодня.

Детям сегодня не хватает общения, другого взаимодействия, кроме школы или детского сада. Год назад мы включились в содружество «Юная Россия». Координатор проекта Владимир Дергунов — талантливый педагог. Содружество объединяет детей школьного возраста, где ребенок получает возможность общения, деятельности и развития. Детям, подросткам важно ощущать себя причастным к чему-то общему, внешне это проявляется в яркой символике и атрибутах. Учитывая современные технологии, есть возможность пообщаться со сверстниками из других регионов, узнать, где и как они живут. Дети быстро включаются в этот процесс. Поют общие песни, приобретают жизненно важные навыки, налаживают межличностные отношения. А главное — горят глаза. Совместных дел, реальных встреч, дружеских посиделок у костра, впечатлений очень не хватает детям в сегодняшней жизни.

Организованное сообщество детей дает реальный результат: маленькими шажками мы можем что-то сделать для того, чтобы изменить потребительскую позицию к жизни, и растить поколение активных и социально ответственных граждан через совместную многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии детей и взрослых...

УТРОМ — РЕБЕНОК, А ВЕЧЕРОМ — ВУНДЕРКИНД.

Думаю, неправильно, что в законе «Об образовании» прописывают деятельность детского сада по отношению к ребенку и родителю как услугу. Да и вообще образование в целом. И пока мы будем общаться на уровне терминов «клиент» — «продавец», нормальных взаимоотношений не получится. Родители приходят и говорят: дайте мне эту услугу, я за нее заплатил. Не важно, как: через наличные или налоги. Воспитатели могут вкладывать в ребенка много сил, но достаточно одной мелочи со стороны родителей, чтобы все эти усилия свести на нет. Зачастую родители приходят и говорят: вот вам ребенок, я плачу деньги, а вы на выходе отдайте мне вундеркинда. Увы, такое вряд ли возможно. Мы можем создать психолого-педагогические условия только совместно с родителями. Потребительская позиция, присутствующая у родителя, автоматически переносится к ребенку.

Меня иногда спрашивают: ну что моему ребенку еще нужно? Мы живем в хорошей квартире, он ходит в отличный детский сад, у него дорогие игрушки. Когда начинаешь в ответ задавать вопросы: а что будет завтра, что останется ребенку от вчерашних дорогих игрушек? Какие базовые якорные установки дали ребенку? Уверенность в себе, чувство защищенности, чувство любви? На самом деле, это порой важнее материальной стороны. Надо воспитывать и обучать детей, а не просто обеспечивать им хорошую жизнь. К сожалению, мне тоже приходится много работать, но субботу и воскресенье я стараюсь полностью посвятить детям. Я понимаю, «быть хорошим правильным родителем» в современном мире — это колоссальный труд прежде всего над собой, он требует определенных родительских компетенций и постоянной работы над собой. Чрезвычайно важно внимательно следить за своими словами и действиями в общении с детьми или с другими людьми, когда дети рядом.

ОТ КОЛИЧЕСТВА ЛАЙКОВ ЗАВИСИТ СЧАСТЬЕ

Но вернемся к детским организациям. Участие в них школьников в более взрослом возрасте помогает в самоопределении, личностном росте. Знание своей принадлежности очень важно. Ребенок может не очень хорошо учиться в классе, зато быть хорошим лидером и реализоваться в творчестве. У детей развиваются настоящие отношения, которые не регламентированы школой и собственным классом. Время меняется, но это хорошее взаимодействие перерастает в дружбу и потом помогает в жизни.

Социальные сети подменяют понятие общности. Почему дети смотрят на количество лайков под своей фотографией или постом? Потому что человеку важно быть социализированным, чувствовать себя причастным к кому-то. И поэтому когда лайков мало, ребенок расстраивается, переживает ложное чувство одиночества и непризнанности. Дети все раньше и раньше начинают жить в виртуальном мире. Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе решили проверить гипотезу, согласно которой частое использование цифровых средств коммуникации негативно влияет на способность понимать эмоции собеседников. Они пришли к выводу, что невозможно научиться невербальной коммуникации с экрана. Необходимо личное общение. Дефицит общения с «живыми» людьми приводит к утрате важных социальных навыков.

Детские организации, содружества — это возможность реального общения, реальных дел, приключений.

ДУХ САМАНТЫ СМИТ

Некоторые элементы воспитания гражданственности действительно всплывают из прошлого, но уже с новыми вкраплениями. К примеру, сейчас набирает оборот акция «Детская волна мира». Как бы это не звучало пафосно, цель — внести детскую лепту в мир во всем мире. Это что-то из истории с Самантой Смит. Ребенок пишет рукописное письмо на английском языке о себе, о своем хобби, рисует рисунок про свою семью и то, как ему живется в России. Затем эти открытки собираются и отправляются за рубеж. У детей отклик на данную акцию огромный. Это иррациональное действие с точки зрения нашего времени, но дети искренне верят в то, что это действительно небольшая частичка мира, и это важно для них. К примеру, мой сын нарисовал знак инь-янь, у него был посыл, что мы вместе единое целое, что любовь спасет мир...

Стремление человека к общности пробивается через века. Эти принципы свойственны человеку. Социальные сети в чистом виде — это уход от реальности, там нет этих принципов. Понятно, что сегодня невозможно, да и не нужно появление пионерии в чистом виде, это была заидеологизированная организация. Но почему хороший опыт, традиции и принципы не применить в современной жизни? Взять те же крупные компании, где многое построено на объединении, там тоже есть свой корпоративный стандарт. Это понимание того, что когда есть команда, общие цели, атрибутика, появляется ощущение того, что все это сочетание может дать превосходный результат. Долгое время для нас искажали представление об индивидуальности. Вопрос самовыживания как раз и привел к обществу потребления.

Удивительно изменились пожелания детей к Новому году. Раньше Деду Морозу много писали о том, что желают здоровья маме, чтобы родители не ссорились, чтобы братик появился или сестричка. А сейчас — хочу робота или куклу (в зависимости от пола), да еще адрес магазина, более прогрессивные ссылочку на интернет-магазин напишут или нарисуют, где это все можно купить...

Наталья Реснянская