МАГАЗИН ПОД ПРЕССОМ ПРОКУРАТУРЫ

Сегодня прокуратура Петербурга заявила о скором окончании проверки магазина «Магнит» в Кронштадте, где 3 февраля была задержана 81-летняя блокадница Рауза Галимова, не оплатившая по рассеянности три пачки сливочного масла. Дирекция магазина заподозрила пожилую женщину в краже и вызвала полицию. Следственные органы не подтвердили обвинений, настойчиво предъявляемых пенсионерке, однако Галимова скончалась в полицейском участке от сердечного приступа. Теперь проверка по инициативе прокуратуры проводится в отношении самого «Магнита», расположенного в Кронштадте на улице Широкой.

«Результаты проверки мы объявим официально уже завтра или в понедельник», — рассказала «БИЗНЕС Online» Марина Николаева, старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по взаимодействию со СМИ. По поводу того, затронут ли проверочные мероприятия другие магазины краснодарской сети, у Николаевой информации нет. Однако нашумевшая в СМИ и в социальных сетях история о петербургской пенсионерке, расплатившейся смертью за свою рассеянность, уже серьезно ударила по имиджу основателя «Магнита», предпринимателя Сергея Галицкого.

Кронштадский «Магнит» закрылся почти сразу после того как попал в центр общественного внимания. Вместо покупателей его единственными посетителями на эти дни стали сотрудники полиции, Роспотребнадзора, МЧС, осуществлявшие проверочные мероприятия по инициативе петербургской прокуратуры. Кроме того, в магазине работал следственный комитет, расследующий уголовное дело, возбужденное после гибели Галимовой по статье «Причинение смерти по неосторожности».

По предварительной информации, уже просочившейся в СМИ, в деятельности кронштадтского «Магнита» действительно выявлены административные нарушения, в частности нарушения правил пожарной безопасности, требований технических регламентов, прав потребителей на получение информации, а также в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Все это может привести как к солидным штрафам в сотни тысяч рублей, так и к приостановлению деятельности до 90 суток, что предусмотрено КоАП. Отвечать перед надзорными ведомствами придется, по всей видимости, директору магазина и самому краснодарскому ретейлеру.

Тем временем в Кронштадте прошли похороны Галимовой при небольшом скоплении народа — родственники пенсионерки не захотели огласки и не пригласили прессу. Не стали они прибегать и к финансовой помощи «Магнита», руководство которого выражало готовность помочь в организации траурной церемонии. Зато при прощании с Галимовой, по происхождению татарки, были соблюдены необходимые мусульманские церемонии, как об этом рассказывают очевидцы похорон.

Между тем, общественное негодование по поводу смерти Галимовой уже выплеснулось за пределы соцсетей и воплотилось в череду акций, проведенных у дверей «Магнита» в самых разных городах России.

МАСЛО ДЛЯ ГАЛИЦКОГО

Накануне в Кронштадте группа неравнодушных пришла с гвоздиками и маслом к магазину «Магнит» и отделению полиции, в котором скончалась блокадница Рауза Галимова. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал один из участников акции Сергей Ракша.

«Нам небезразлична эта ситуация, поэтому мы с моим братом Максимом специально приехали из Москвы, — объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Наша бабушка — тоже жительница блокадного Ленинграда, и мы понимаем, что эти люди достойны особого отношения».

По мнению Ракши, реакция владельца «Магнита» Галицкого, который заявил, что руководство магазина действовало по инструкции, как минимум цинична, если не преступна. И подвергать пожилую женщину, которая к тому же предлагала оплатить покупку, такому позору, значило рисковать убить ее. «Может быть, она просто забыла — 81 год, это все-таки не 16, — заметил Ракша, подчеркнув бесчеловечность произошедшего. — И руководитель сети, где работают 24 тысячи человек, говорит потом вот так...»

«Магнит», по его словам, подготовился к возможным провокациям — в магазине сегодня оказалось немало охраны в штатском. «Как только мы с журналистами зашли в магазин с цветами и маслом, нас тут же обступили, — рассказал он. — Мы пообщались с администратором, которая дежурно сказала, что, конечно, ей очень жаль, что так произошло. Положили на кассу красные гвоздики и три пачки масла. Охранники вызвали полицию — у нас переписали данные паспортов, но задерживать не стали».

Затем участники акции — всего их было пятеро — поехали в отделение полиции. «Нас удивило большое количество машин сопровождения, штатских, — рассказал Ракша. — Они нас, можно сказать, преследовали. У самого отделения мы заметили две машины ДПС — они следили, правильно ли мы паркуемся... Но здесь тоже ничего не произошло. Мы зашли внутрь отделения, пообщались с дежурным, к нам спустился начальник отделения. Сказал, что сожалеет о случившемся, но не будет комментировать действия своих коллег. И сказал, что мы можем оставить принесенные нами три пачки масла там, где удобно, что мы и сделали».

«ХУЖЕ ФАШИКОВ»

Акция в Кронштадте — не единственная и, видимо, не последняя. Градус ярости гражданского общества (а некоторое все спрашивают: где оно? Да вот же, вот оно, тут!), который показывают соцсети, таков, что дежурными словами всем замешанным в эту историю — от владельца «Магнита» Галицкого до последней продавщицы и рядового полицейского — не отделаться. «Хуже фашиков», — констатировал один из блогеров, вылив на «Магнит» поток непечатных ругательств.

Магазин «Магнит», расположенный на Широкой улице в Кронштадте, разрисовали и написали: «Ненавижу вас», «Губим своих» и еще что-то, что уже не разобрать, потому что знаки и надписи были оперативно стерты.

«Днем их стирают или закрашивают сотрудники полиции», — рассказывают в Кронштадте. А утром кто-то снова разрисовывает стены».

Организация «Жители блокадного Ленинграда» выступила с заявлением, в равной степени осуждающим продавцов «Магнита» и тех, кто раздувает вокруг случившегося историю всероссийского масштаба.

«Жестокость, бесчувствие и грубость!» — говорится в заявлении. «Мы осуждаем работников магазина, охрану и полицию за аморальное отношение к пожилому человеку, за предвзятость. Но они не учитывают психологию пожилых людей. Она же пыталась заплатить. Значит, они хотели этого конфликта. ...Мы не будем требовать, чтобы прокуратура кого-то из них наказала. Человека уже не вернешь. Но нас пугает то, как это обсуждается сейчас. Раздули из мухи слона. Кажется, это провокация против нас, блокадников...»

Между тем, акции, подобные петербургской, прошли и по другим российским городам, где работает сеть магазинов «Магнит». К примеру, в Самаре местный житель Алексей Любимов перед входом в один из «Магнитов» города положил три пачки масла «Крестьянское», после чего пристыдил в социальных сетях тех, кто обвинил бабушку в воровстве. Эстафета «Принеси «Магниту» масло» затронула также Москву, Волгоград, Норильск и Ростов-на-Дону. Всего, как сообщают СМИ, в каждый охваченный акцией супермаркет уже принесли около 20 кг сливочного масла.

Свою солидарность с акцией выразила также Эмма Лешина, председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» по Кронштадтскому району. «Мы это сделаем — тоже купим по три пачки масла и им оставим, а руководителю сети — миллиардеру — я хочу лично передать привет от блокадников и спросить его, ради кого он живет», — рассказала она журналистам.

Примечательно, что родственники Галимовой, по словам все той же Лешиной, отказались от помощи «Магнита» в организации похорон блокадницы. «Они предлагали нам найти родственников и помочь им. Но родственники от помощи отказались. К нам также приходили охранники магазина, чтобы попросить прощения. Не руководители, не продавцы, а именно охранники. Это произошло, когда дошли слухи, что руководители и кассиры остаются на своих местах», — сообщила Лешина.

Руководитель некоммерческой организации «Хрюши против» Евгения Сморчкова утверждает, что трагедия в Кронштадте — не единственная, связанная с «Магнитом», и что по поводу работы сети поступает очень много жалоб со всей страны. Еженедельно «Хрюши» проводят 5 - 7 рейдов по магазинам сети, чтобы выявить просроченную продукцию или хамское отношение к потребителям. Видеоотчеты выкладываются на канале YouTube. «Проблема «Магнита» в том, что равнодушие взято за корпоративный стиль, — уверена Сморчкова. — Позиция «я не вижу проблем, значит их нет» и приводит к трагическим последствиям». «Хрюши» обращались к Галицкому с открытым письмом, в котором просили контролировать качество продуктов в своих магазинах. В ответ он заблокировал в Twitter всех волонтеров движения.

В апреле 2014 года «Магнит» отличился в Ставрополе: зараженными сальмонеллой салатами отравились 186 человек, прокуратура возбудила два уголовных дела. Депутаты Ставрополья призвали к бойкоту «Магнита».

В ноябре против «Магнита», построившего магазин на детской площадке, протестовали в Волгограде.

До сих пор «Магнит» гордо игнорировал подобные инциденты, число которых, наверняка, много больше, чем то, что попало в СМИ, но на этот раз отвертеться не удастся. Извинение сквозь зубы, данное руководством компании, общество не удовлетворило. А в бизнесе репутация стоит дорого, иногда дороже всего остального. До сих пор российскому бизнесу репутация была нипочем. Возможно, времена меняются, и Галицкий будет первым, кто почувствует это на своем кармане.

Пока же ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят 37 крупнейших компаний розничной торговли России («Азбука вкуса», «Ашан», «Магнит», «М.Видео», «Эльдорадо» и др.) срочно озаботилась созданием этического кодекса общения продавцов и администрации с клиентами магазинов.

Впрочем, во-первых, думать об этом следовало бы раньше, а во-вторых, даже самый правильный и красиво написанный этический кодекс еще никому в бизнесе не помог.