Премьера нового татарского фильма «Айсылу» вызвала небывалый зрительский ажиотаж

«ДУМАЮ, ДАЖЕ СТАС МИХАЙЛОВ ДВА ЗАЛА ПОДРЯД БЕСПЛАТНО БЫ НЕ СОБРАЛ»

Премьерный показ «Айсылу» должен был начаться накануне в 18:30. Уже за час до мероприятия перемещаться по вестибюлю кинотеатра «Мир» было практически невозможно, а за 15 минут до начала фильма очередь из желающих попасть в зал заканчивалась на улице. Организаторы быстро сориентировались и попросили часть зрителей подождать — фильм длится всего 28 минут, поэтому через полчаса зал был готов принять вторую партию посетителей. Однако на повторный показ остались не все, например, громко возмущаясь плохой организацией вечера, «Мир» покинули несколько пожилых женщин. Были и те, кто хоть не выражал недовольства вслух, но ждать все равно не остался. Среди тех, кто в итоге не смог протиснуться в зал, оказался, к примеру, живой классик татарской литературы Разиль Валеев (его комментарий «БИЗНЕС Online» — ниже). Корреспонденты нашего издания попали в менее многочисленную «вторую очередь» и обнаружили, что половина сидячих мест по-прежнему занята: многие зрители остались смотреть «Айсылу» по второму разу, чтобы дождаться творческой встречи с создателями фильма.

Трудно назвать единственную причину подобного ажиотажа — здесь и интерес к фильму, и бесплатный вход, и анонсы в СМИ, и, вероятно, обильное присутствие студентов университета культуры, которые пришли поддержать товарищей по вузу (вся команда авторов «Айсылу» сплошь состоит из выпускников и студентов КГУКИ). Организаторы аншлага явно не ожидали, а молодой режиссер Рустам Рашитов честно признался со сцены, что растерялся, увидев такое количество желающих попасть на свой фильм. «Думаю, даже Стас Михалов два зала подряд бесплатно бы не собрал», — пошутил продюсер картины Олег Суров, начиная творческую встречу после второго показа, а глава «Татаркино» Владимир Батраков извинился перед публикой за причиненные неудобства и пообещал, что следующие премьеры пройдут в более просторном зале.

Рустам Рашитов
Рустам Рашитов честно признался, что растерялся, увидев такое количество желающих попасть на свой фильм

О следующих премьерах Батраков заговорил неслучайно: короткометражка «Айсылу» — это пилотный выпуск большого проекта. В 2015 году создатели фильма планируют отснять сериал из 12 эпизодов и 2 - 3 полнометражных фильма — разумеется, если найдется инвестор. Первый фильм Рашитов создавал на 325 тыс. рублей, полученных по гранту от минкульта РТ, судьба дальнейших съемок зависит от государства и татарстанских предпринимателей. Генеральный продюсер и сценарист картины Алексей Барыкин рассказал нашему изданию, что собирается уложиться в 10 млн. рублей — стоимость для проекта такого масштаба беспрецедентно низкая (для сравнения: на полнометражный «Курбан-роман» республикой было потрачено 22 миллиона). Впрочем, финансовый вопрос теперь волнует не только продюсеров фильма. После премьеры одна из расчувствовавшихся пожилых зрительниц на весь зал крикнула режиссеру: «Ну хоть бы вам денег дали!» В случае успеха историю девушки Айсылу покажут во всех татарстанских кинотеатрах, обсуждаются также проекты выхода на другие республики с татароязычным населением — в планах Башкортостан и даже Крым.

НОВАЯ ВОЛНА ТАТАРСТАНСКОГО КИНО

25-летний режиссер картины Рашитов лишь прошлым летом окончил институт кинематографии КГУКИ («Какой молодой!» — охали старушки в зале, когда он появился на сцене). Несмотря на возраст, он уже успел попрактиковаться на площадках «Мосфильма» и поучаствовать в таких крупных татарстанских проектах, как «Заступница», «Болгар» и «Архимандрит Сергий». Его предыдущую работу, короткометражный фильм «Все говорят: «Прощай» по рассказу Дэйва Эггерса, на фестивале мусульманского кино отмечал приглашенный тогда нашей газетой московский критик Максим Семенов. Правда, тогда он обратил особое внимание на продиктованное американским материалом полное отсутствие в картине национального колорита: «Благодаря нарочито западной эстетике, Рашитову почти удается превратить Казань в условное англо-саксонское пространство, которое могло бы находиться в любой точке западного мира, что вполне соответствует духу фестиваля». На этот раз с колоритом все было в порядке: герои «Айсылу» говорят по-татарски (фильм сопровождают русские субтитры), чай льется рекой, а треугольники и чак-чак возвышаются горами. «Мы снимали две версии короткометражки — дубль на татарском, дубль на русском. И в итоге на монтаже увидели, что по-татарски это выглядит органичнее», — рассказал «БИЗНЕС Online» режиссер.

По сюжету, главная героиня за несколько лет до событий, показанных в фильме, попала в автокатастрофу и не может передвигаться без костылей

По сюжету, главная героиня за несколько лет до событий, показанных в фильме, попала в автокатастрофу и не может передвигаться без костылей. Она живет в деревне и не строит планов на будущее, при этом обладает редким талантом — удивительно красивым голосом. Скучные деревенские будни нарушает приезд напыщенного казанского продюсера Юсуфа, который собирается снимать здесь клип для очередной эстрадной звезды. Оператор обращает внимание на скромную, но талантливую Айсылу и предлагает Юсуфу пари: если ему удастся снять для девушки хороший демо-клип, продюсер возьмется за ее раскрутку. «Хотите узнать, что будет дальше?» — раззадорил публику автор сценария Барыкин. После протяжного «Да!» начал кокетливо спойлерить: «Никто этого не знает, только я! Айсылу приедет в Казань, ей там будет тяжело, она встретится с известными татарстанскими исполнителями, многие из которых в фильме сыграют сами себя. Будут сильные враги, любовный треугольник, даже любовные многоугольники...»

Качество картинки и звука вопросов не вызвали. Кстати, говорят, народную песню «Ак Калфак», которую Айсылу исполняла в клипе, первая волна зрителей затянула чуть ли не хором. Сюжет же заставил собравшихся разделиться на два лагеря: пожилые люди были тронуты кротостью героини, многие после просмотра даже прослезились, а более молодых возмутила откровенно простоватая фабула. Впрочем, Барыкин со сцены «Мира» четко обозначил жанровые границы: «В республике делают кино сплошь фестивальное, авторское. Мы поняли, что нам очень хочется уйти из этого пространства и снять настоящее популярное кино, для зрителя. Что может быть лучше истории Золушки, наложенной на нашу татарстанскую реальность? Да, сюжет прост, но можно было снять его плохо, и это было бы уныло. Я думаю, что Рустаму удалось с помощью своего мастерства сделать это качественно».

8teKbza_AxU.jpg
В деревню приезжает казанский продюсер Юсуф, который собирается снимать клип для очередной эстрадной звезды

Роли в фильме исполняли артисы татарского ТЮЗа, Тинчуринского и Камаловского театров (Гульназ Галимуллина, Зульфат Закиров, Рафиль Галимуллин, Гузель Галиуллина и другие), вся съемочная группа, как уже было сказано, состояла из нынешних или едва выпустившихся студентов-кинематографистов КГУКИ (оператор Юрий Данилов, художник по свету Айдар Шарипов, звукорежиссер и композитор Альфия Гарайшина и другие). Средний возраст команды не превышал 25 - 27 лет. «Я считаю, что это начало новой большой волны татарстанского кино»,заявил Барыкин, подводя итог творческой встречи.

fvLRRfM10tE.jpg
Оператор обращает внимание на талантливую Айсылу и предлагает Юсуфу пари: если ему удастся снять для девушки хороший демо-клип, продюсер возьмется за ее раскрутку

НИГЕРИЙСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ КИНЕМАТОГРАФА,
ИЛИ «ИГРА ПРЕСТОЛОВ» ПО-ТАТАРСКИ

Неужели в кинематографе республики наконец начали происходить какие-то сдвиги? На вопросы «БИЗНЕС Online» ответил автор сценария и исполнительный продюсер картины Алексей Барыкин.

— Алексей, откуда в Казани такое количество профессионально состоятельной кинематографической молодежи?

— В 2008 году в нашем Университете впервые открыли направление «Кинорежиссура». На тот момент никто в затею не верил, нам говорили: «Надо всех во ВГИК отправлять, на высшие курсы». Но высшие курсы ВГИКа для нас, как было 100 раз проверено, — это труба. Мы берем самых лучших, отправляем туда, и они больше никогда к нам не возвращаются. А если возвращаются, то это, как правило, не те люди, которые нужны, чтобы поднять кинематограф. Поэтому мы разработали уникальную программу. Мы учим ребят игровому кино, но первая ступень — real.doc, как в школе Марины Разбежкиной, а на второй мы работаем с экспериментальными форматами — мокьюментари, «Догма-95». Все проходят путь к игровому через документальное и полудокументальное, за счет этого мы достигаем чувства действительности. Вот Рустам снимает вроде бы «мыльную оперу», но кадры у него живые, есть ощущение реальности. Еще важно, что мы стараемся учить студентов на современном материале. Эйзенштейна, конечно, тоже смотрим, но только на истории кино, в остальное время можем заниматься анализом «Симпсонов» и «Южного Парка» — работаем с тем, что сюжетно остро. У нас было уже два выпуска, имеющих такую подготовку. Могу сказать, что это профессионалы, которые полностью готовы к работе.

DSC_7220.jpg
Вся команда авторов «Айсылу» сплошь состоит из выпускников и студентов КГУКИ

— Важно ведь еще уметь работать с техникой. ВУЗ оснащен современным оборудованием?

— Все технологии сейчас доступны: на E-bay можно заказать индийский кран, допустим, за 30 тысяч рублей. Многие студенты к концу пятого курса обнаруживают, что у них уже и рельсы, и тележки, и набор микрофонов есть — целая студия. Сейчас можно очень недорого делать качественное кино, вопрос только в том, научился ли ты пользоваться этим оборудованием.

— Все любят сериалы, сегодня эта форма очень популярна. Вдохновлялись ли вы какими-то европейскими или американскими работами при написании сценария для «Айсылу»?

— Мне было бы очень интересно поработать в таком формате, как «Сверхъестественное» или «Карточный домик». Но для начала нужно было почувствовать татарстанскую аудиторию и снять что-то абсолютно беспроигрышное. Да, мы взяли архитипичную историю и все время боролись с искушением сделать ее сложно и фестивально. Но это то, что в кинематографе называется не «умный сценарий», не «гениальный сценарий», а «крепкий сценарий». Он выстроен по парадигме Сида Филда, у него в правильных точках поставлены акценты, в правильных точках происходят сюжетные повороты... «Айсылу» — это мелодрама, но мы предполагаем, что дальше сюжет будет гораздо жестче, чем в пилотной серии. Мы все очень любим «Игру престолов» и неожиданные сюжетные ходы, и не хотим, чтобы это был павильонный сериал типа «Не родись красивой» или «Моей прекрасной няни», который тянется, как рулон туалетной бумаги. В 12 серий мы планируем уместить полноценный сюжет. Как знать, может быть, будет второй сезон!

Алексей Барыкин
Алексей Барыкин: «Мы выиграли грант министерства культуры, очень маленький, 325 тысяч. От нас требовали: «Снимите 12 минут, с вас хватит». И мы подумали: «Кому это нужно?»»

— Не боитесь, что история Айсылу не сможет привлечь спонсоров и закончится на пилотном эпизоде?

— Мы выиграли грант министерства культуры, очень маленький, 325 тысяч. От нас требовали: «Снимите 12 минут, с вас хватит». И мы подумали: «Кому это нужно?» Это маловато для телевидения, в прокат такой фильм тоже не попадет, если уж снимать, надо сделать так, чтобы это был пилот к какому-то реально крутому проекту. Одно дело, когда приходишь к спонсорам и говоришь: «Мы снимем классный фильм». Таких умников много. Мы же будем сразу показывать результат: вот так это может выглядеть. Конечно, кризис — тяжелое время, но я надеюсь, у нас все получится. Здесь как привыкли: есть кинематографист, который говорит, что он гениален. Принято считать, что чтобы снять игровое кино, нужно как минимум 30 миллионов рублей. Кинематографист идет по чиновникам и выбивает эту сумму со словами: «Дайте мне деньги, я сниму потрясающее кино, которое прославит нашу республику». Все понимают, что оно никогда не окупится, а потом зачастую выясняется, что даже и не прославит ничего. Мы предлагаем иную финансовую модель.

— Какую?

— Мне импонирует нигерийская модель кинематографа. Нигерия стоит на втором месте в мире после Индии по производству фильмов — Голливуд только третий. Ноливуд (так они себя называют) производит 2,5 тысячи фильмов в год и обслуживают всю Африку, годовой оборот киноиндустрии — 250 миллионов долларов, и это с учетом всех гражданских войн и прочих социальных нестабильностей. В Нигерии много фильмов с небольшим бюджетом, их делают очень быстро, но главное, что они пользуются популярностью, потому что там правильные герои, правильные истории и отличный маркетинг. Мы вполне можем создать такую же модель в Татарстане. В республике есть огромный спрос на свое кино, и очень обидно, что почти никто его не удовлетворяет. Наша мечта — создать индустрию. Мы не хотим, чтобы наша студия была монополистом, пусть в Татарстане будет много студий не слабее, чем наша, пусть они конкурируют с нами. Пять организаций — это уже индустрия, а где индустрия, там спонсоры, которые знают, что нужно давать на кино деньги, кинотеатры, которые привылки транслировать наши фильмы, и возможность спокойно работать с рассчетом на прибыль.

— То есть вы хотите создать индустрию, которая будет работать только на Татарстан?

— Нет. Мы начали с национального кино, потому что это то поле, где мы не конкурируем ни с москвичами, ни с американцами. Сейчас нам важно попробовать себя, прощупать почву. Следующий после «Айсылу» проект — приключенческая история с мистическим элементом, полностью основанная на татарском фольклоре. Она тоже с национальным колоритом, но уже вполне сможет выйти на кинорынки Москвы и Питера.

— В каких еще жанрах планируете работать?

— Я снимал и короткометражки, и документальное кино, по опыту могу сказать, что есть три потенциально коммерчески успешных жанра. Это либо прокатный «полный метр», либо сериалы (ситком на 26 минут и драма на 52 минуты), либо то, что называется «спецпроекты» — очень дорогое документально кино со спецэффектами и компьютерной графикой, типа фильма «Плесень». Нашим экспериментом в этом жанре стал фильм «Заступница» — звезды, павильон, командировки.

111.jpg
«Я считаю, что это начало новой большой волны татарстанского кино»,заявил Барыкин, подводя итог творческой встречи

ПОТРЕБНОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ КИНО ОГРОМНАЯ

Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают большую востребованность зрителем национального кинематографического продукта.

Разиль Валеев — писатель, поэт, председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Я был вчера там, видел, сколько собралось человек. Сам я фильм, правда, так и не увидел, не смог попасть внутрь и ушел.

Я считаю, что в национальном татарском кино у нас есть потребность, и я сужу не только по вчерашнему ажиотажу вокруг «Айсылу». Год тому назад мы провели презентацию документального фильма про Туфана Миннуллина, и ситуация была точно такой же. Мы вынуждены были два раза показывать фильм, и некоторые ждали на улице. Это говорит о том, что у нас в республике есть большая потребность в киноискусстве. К сожалению, пока удовлетворить интерес населения к национальному кино мы не можем. Хотя у нас каждый год и проходит фестиваль мусульманского кино, но пока наше киноискусство переживает не лучшие времена. Конечно, последнее время были поставлены интересные фильмы, особенно «Бибинур» — мне очень понравился этот фильм. Были и фильмы Салавата Юзеева, Ильдара Ягафарова, Ильдара Матурова и других. У нас есть потенциал, к этой сфере нужно обратить большее внимание.

С планами авторов этого фильма я не знаком. Но судя по вчерашнему наплыву людей, заинтересованность в этом есть, и, судя по высказываниям людей, которые вчера его посмотрели и отметили, что он снят на очень хорошем уровне, у ребят есть будущее. Мы ведь сейчас пичкаем своих зрителей по телевидению фильмами зарубежных стран. Но зачем они нам? Они чужды нам по нраву, по обычаям, по менталитету. Нам нужно показывать свои фильмы, основанные на наших материалах, на нашей жизни.

Ильдар Ягафаров — режиссер, член союза кинематографистов России, режиссер первого татарского игрового художественного фильма:

— Потребность в национальном кино, конечно, есть, и она огромная. Русское, российское кино есть кому снимать, очень много талантливых людей, которые живут в других городах. А у нас своя нация, которая ждет этого, отсюда и такой ажиотаж. Не надо самих себя обманывать, у нас есть своя жизнь и надо над ней работать.

Созданием индустрии хотят заниматься не только эти ребята. И это здорово, что, наконец-то, появилось понимание, что, может быть, надо перестать снимать одноразовые фильмы для показа на фестивале, а делать продукт для народа, для населения. Такой продукт, который увидят в селах, в деревнях и даже за пределами Татарстана. И этого бояться не надо, потому что в нормальных индустриях работает не три-четыре, а 30 - 40 кинокомпаний, которые снимают сериалы. Сериалы ведь все похожи, и сюжет у них похожий. Единственное, это должно быть про нашу жизнь, про наших людей, на татарском языке. У нас очень плохо с литературой, с писательскими делами, и, может быть, кино сейчас поддержит нашу национальную культуру.