«ЧЕРНЫЙ ВТОРНИК» ПРОДАЖИ НЕ ВЫТЯНУЛ

Напомним, что в основе традиционного обзора авторынка «БИЗНЕС Online» лежат данные агентства «Автостат», которое фиксирует количество поставленных на учет автомобилей. То есть может существовать некоторая погрешность: какие-то авто могли быть куплены в столице Татарстана приезжими, какие-то, напротив, ввезены казанцами из других регионов. Но в целом эта статистика отражает рыночные тенденции.

Динамика неутешительная: рынок новых автомобилей в Казани в 2014 году показал наихудший результат за последние четыре года. Продажи составили лишь 40,8 тыс. машин (в 2013 году — 47,9 тыс.), упав на 15%. По уже сложившейся традиции, падение оказалось более глубоким, чем по Татарстану (-11,5%) и РФ (-10,3%) в целом.

11.jpg

Впрочем, могло быть и хуже. По итогам 9 месяцев прошлого года продажи автосалонов Казани снизились на 19,5% (в Татарстане — на 16,2%). Но часть потерь продавцы возместили в четвертом квартале на фоне ушедшего в глубокое пике рубля. Спасая сбережения, люди панически инвестировали их в различные ценности, пока цены только разбегались, готовясь взлететь. Это вызвало в ноябре-декабре настоящий бум в автосалонах, когда покупатели сметали и автомобили с дорогим допоборудованием, и образцы, стоявшие в шоу-руме годами. В то же время преувеличивать масштабы ажиотажа тоже не стоит: объем покупок четвертого квартала 2014 года не превысил показатель аналогичного периода 2013 года.

22.jpg

НА РОСКОШИ НЕ ЭКОНОМИМ: ПЕРВАЯ ТРОЙКА «ЛЮКСОВ»

Средняя цена нового легкового автомобиля в Казани в 2014 году выросла с 900 тыс. рублей до 974 тыс. рублей. В среднем по России показатель составил немногим менее 1,1 млн. рублей. Для сравнения: лидеры, дальневосточные Находка и Уссурийск, достигли планки в 1,4 млн. рублей, а идущая на пятом месте Москва — 1,37 млн. рублей.

Конечно, свой вклад в подорожание «средней» машины внес бурный декабрь, когда ценники менялись буквально на глазах. Но в целом средневзвешенная цена зависит от структуры рынка: чем больше в городе продается дорогих автомобилей, тем она выше, отметил ранее директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. И его слова наглядно подтверждает статистика.

Пока в общем зачете царит глубокий спад и уныние, большая часть брендов премиального сегмента может похвалиться двухзначными числами прироста. Первое место — за BMW, по давней традиции Казани и Татарстана в целом. Спрос на продукцию баварского завода вырос на 11,4% — до 870 авто. И падение рубля лишь подстегнуло желающих купить или обновить свою представительскую машину: к 1 октября казанцы поставили на учет лишь 591 «бэху». Так что продажи BMW в четвертом квартале составили практически треть от годового объема. А самыми востребованными моделями оказались седан Series 5 и кроссовер X3.

«Серебро» рейтинга самых популярных люксовых марок у Mercedes, сместившего в минувшем году конкурентов из Audi с этой позиции. Общероссийский фаворит закрепился в Казани на втором месте, увеличив продажи на 46% (и вновь треть из них пришлась на четвертый квартал). Напомним, что в Татарстане и его столице продажи выросли после открытия в 2013 году дилерского центра «МБ-Ирбис». Считается, что его контролирует человек из окружения вице-мэра Москвы Марата Хуснуллина и структуры, близкие к Акибанку.

44.jpg

Успешное обновление модельного ряда от A до S-Class обеспечило повышенное внимание покупателей, пусть в масштабах страны Mercedes и прибавил лишь «скромные» 11%. Заметим, что бренд имеет все шансы побороться и за первое место в премиум-классе. Его экспансия и сейчас развивается завидными темпами, но может еще ускориться. Благодаря открытию на Московской улице нового салона группы «КАН-Авто», которую контролирует глава концерна «Радиоэлектронные технологии» ГК «Ростехнологии» Николай Колесов.

На этом фоне Audi хоть и остается на третьем месте, может похвалиться лишь достижениями с приставкой «анти». Компания продала на 20 авто меньше, чем в 2013 году, потеряв 3% покупателей.

33.jpg

«ЯГУАР» ПРЫГНУЛ В КАЗАНИ

Примерно та же картина с Land Rover, который продолжает медленно стагнировать. Тем временем, «британцу» уже дышит в затылок Lexus, и в схватке двух якодзун шансы «японца» выглядят убедительнее. Самые популярные модели у обеих марок — кроссоверы Freelander и RX соответственно. Что характерно, у них есть в Казани общий официальный представитель — ГК «ТрансТехСервис» (ТТС). На этом сходства заканчиваются: пока «британец» потерял 6% продаж за год, «японец» прибавил 42%. Возможно, положение сможет поправить новый Range Rover Sport, только выходящий на российский рынок по цене от 3 до 5 млн. рублей. Однако у любителей новизны его примелькавшаяся внешность не вызовет восторга, а у специалистов модель уже вызвала неоднозначную реакцию.

Нельзя не отметить хорошие результаты Volvo и Jeep, которые прибавили 72% и 65% соответственно. Обе марки продвигает ГК «Прогресс», отдельно над продвижением Volvo работает «Барс Авто».

55.jpg

Однако настоящий прыжок дикого хищника продемонстрировал в столице Татарстана Jaguar. Он показал наилучшую динамику — плюс 79% — до 34 авто. Самой востребованной моделью стал XF. Здесь однозначно проявилось влияние местного фактора: в то время как казанцы возжаждали экзотическую иномарку, в целом по России Jaguar показал спад на 5%. И «фактор четвертого квартала» ни при чем, за последние три месяца горожане приобрели лишь пять таких машин или 14% от годового объема. Кстати, именно эту марку, наряду с Lexus, особо выделил в своем портфеле председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев (см. Часть 1-ю).

Остается добавить, что 68% новых Porshe, зарегистрированных в Татарстане, пришлись именно на Казань, как и годом ранее.

==table459==

==table460==

LADA: ЛИДЕР ПО ПРОДАЖАМ И АУТСАЙДЕР ПО ИХ ПАДЕНИЮ

Теперь обратим внимание на антигероев рейтинга. Кто впал в немилость казанцев в 2014 году и стал слабым звеном? Самые большие абсолютные потери понесли: LADA (-3257 единиц), Chevrolet (-1384), Opel (-813), Daewoo (-485), Suzuki (-366).

==table458==

Напомним, что проблемы тольяттинцев начались в 2013 году. Концерн «АвтоВАЗ» объявил о выпуске новых Kalina, начиная с более дорогих версий. Ценник на волжские автомобили стремился к ближайшим конкурентам в лице Renault, Kia, не дремали и китайские производители. Как следствие, в первом полугодии 2014 года Kia Rio впервые в истории Казани выхватила пальму первенства из рук российского автопрома. Тремя месяцами позже LADA Granta вернула себе «золото», но....

По итогам года Rio в личном зачете опередила Granta, став самым популярным автомобилем в столице Татарстана с результатом 2827 машин против 2750. Хотя даже сократившиеся на треть общие продажи моделей LADA остаются недосягаемой пока целью для конкурентов.

66.jpg

Chevrolet последнее время новинками также россиян, мягко говоря, не баловал. Точнее, разочаровал своим Cobalt и затянувшимся обновлением Niva. Уже по итогам 2013 года «шеви» отдал золото рейтинга среди иномарок корейскому Kia. Но беда не приходит одна: видимо, не осознавая всей сложности ситуации на рынке, Chevrolet снизил маржу дилеров. И в итоге пропустил вперед Hyundai и Renault — салоны именно этих брендов в Казани открыл «КАН Авто».

Впрочем, хотя Chevrolet и спилил добровольно сук, на котором сидел, пристрастие местных автолюбителей к большому седану Cruze и распродажи среднеразмерного Aveo помогли марке удержаться на пятом месте. В целом по РФ хотя потери марки скромнее (-29% против -36% в Казани), но и место она занимает только 8-е.

77.jpg

РУБЛЕВАЯ ФОРА ДЛЯ АВТОВАЗА

И все же именно противостояние LADA и Kia пока выглядит наиболее интригующим среди бюджетных брендов в 2015 году. АвтоВАЗ прогнозирует рост продаж в 2015 году на 15 - 20%, в том числе за счет вывода на рынок двух новых перспективных моделей: седана Vesta и кроссовера XRay. Хотя, учитывая, что выпуск новинок начнется не раньше осени, за оставшееся время они вряд ли внесут большой вклад в портфель дилеров. Скорее, Бу Андерсон со товарищи рассчитывают на то, что похудевшие кошельки сделают импорт недоступным для многих наших сограждан.

Одновременно и Kia как-то подрастеряла энтузиазм относительно своих российских перспектив. Южнокорейский производитель (как и его земляк Hyundai — еще один лидер нашего рейтинга) отчитался о резком снижении чистой прибыли на фоне падения курса рубля. И, как сообщило BBC, подумывает об экспорте собранных в РФ автомобилей за границу. Конечно, вряд ли компания создаст дефицит столь полюбившихся согражданам Rio или Ceed. Но на территории России Kia производит лишь 45% машин, которые продает в стране, при этом она уже заявила о грядущем сокращении импорта. Правда, татарстанцы, по данным «Автостата», все же предпочитают локализованные модели этой марки.

Забавно, что новинки Kia и LADA будут собираться на одном заводе в Казахстане. Пикантности ситуации добавляет то, что власти соседней страны могут временно запретить ввоз автомобилей из РФ (после обвала рубля казахстанцам стало выгоднее покупать машины у нас, и они кинулись опустошать российские автосалоны, включая, по слухам, и казанские).

Однако это уже совсем иная история, которая никак не отразится на продажах на внутреннем рынке. Где АвтоВАЗ наконец-то получит возможность отыграться на конкурентах за все предыдущие годы. При этом, как отмечают эксперты «БИЗНЕС Online», шанс урвать свой кусок пирога будет и у китайских производителей.

ВЫИГРАЮТ «КИТАЙЦЫ» И «МЕСТНЫЕ»

Антон Бутаков — исполнительный директор ООО «Айрон Трейдинг»:

— Не секрет, что мы открылись только в 2013 году и в 2014 году наш объем продаж удвоился. Но такой рост обусловлен не только нашей низкой базой в 2013 году, но и укреплением позиций бренда Mazda в масштабах РФ — второе место после Mercedes по динамике. Это укрепление вызвано успешным обновлением модельного ряда, именно кардинальным обновлением, а не «фейслифтингом». Была внедрена эффективная технология SkyActive. Особой популярностью пользовались кроссовер CX-5 — около 50 процентов продаж, еще 30 процентов пришлось на «тройку», и еще 20 процентов — на остальные модели.

Действительно, в декабре 2014 года наблюдался резкий скачок спроса, вызванный нестабильностью в финансовой сфере, резкими колебаниями курса рубля и перспективой подорожания автокредитов. Все планы по продажам и прибыли были выполнены на 100 процентов. Мы реализовали даже три автомобиля с пробегом (тестовые машины) с учетом соответствующих скидок. В кредит нами было реализовано 60 - 70 процентов от всех автомобилей.

В 2015 году, как, наверное, и большинство игроков, мы ожидаем снижения продаж. Здесь повлияют и более дорогие автокредиты, и повышение рублевых цен на новые партии автомобилей из-за разницы валютного курса. Если говорить о том, какой спад мы прогнозируем, то план 2014 года по продажам Mazda составил 45 тысяч авто, а на 2015 год — 30 тысяч авто.

Вадим Вагин — директор ООО «Абсолют Авто»:

— Могу сказать, что нам удалось увеличить объемы продаж за счет расширения портфеля. Мы начали работу с такими брендами, как Kia, Hyundai, Nissan. Самые стабильные показатели за весь 2014 год были у Kia, а вот летом Nissan воспользовался межсезоньем и оформил скидки на свои модели, что позволило заметно увеличить объем продаж. По итогам 2014 года 45 процентов авто были реализованы в кредит.

В то же время Honda в сравнении с 2013 годом показала спад на 20 процентов. Здесь сильное влияние оказал слабеющий рубль и, соответственно, рост цен на импортируемые авто, первый негативный эффект возник уже в начале 2014-го года.

В декабре мы наблюдали ажиотажный спрос, однако не стали продавать все автомобили, оставив запас. В частности, по Honda ближайшие поставки ожидаются только в марте-апреле 2015 года. От первого квартала мы ждем провала, так как клиенты, планирующие купить авто в начале 2015 года, сделали это в конце 2014 года. В целом по году прогнозируем спад на 20 - 25 процентов.

Владислав Куранов — руководитель отдела Lifan «Триал Авто»:

— В целом мы довольны итогами 2014 года, хорошо отработали по всем нашим брендам: и европейским, и японским, и китайским. Лучшая динамика у Subaru, хотя автомобили этой марки, можно сказать, на любителя, у нее есть стабильный круг поклонников. А ожидание роста цен на импортные автомобили в 2015 году подстегнуло спрос в четвертом квартале 2014 года. И можно уже сейчас сказать, что покупатели не прогадали, рост цен по японским и европейским брендам — 15 - 40 процентов.

Из важных событий 2014 года могу выделить определенный перелом в отношении китайских брендов, им все успешнее удается отбирать долю потенциальных покупателей LADA. Повышение соотношения цены/качество, небольшой ценовой зазор с вазовскими моделями и сравнительно недорогое обслуживание сделали свое дело.

В 2015 году мы ожидаем спад спроса в первую очередь на авто, импортируемые из долларовой зоны и зоны евро. Что касается «китайцев», здесь подорожание не было таким сильным, это порядка 10 - 12 процентов, что дает шанс увеличить долю рынка в текущем году. Могу добавить, что бестселлер Lifan XC60 в первой партии по новым ценам уже раскуплен, мы ожидаем прихода партии, чтобы выдать клиентам их автомобили.

Текущая ситуация на авторынке осложняется ростом до 28 процентов годовых ставок по автокредитам. Клиенты готовы приобретать авто, но ожидают смягчения условий кредитования. Но даже в таких условиях мы планируем сохранить объем продаж по Lifan на уровне 2014 года.

==table464==

==table463==

==table462==

Читайте также:

Продажи Mercedes – плюс 40%, LADA – минус 27%. Часть 1-я