Равиль Вениаминов
Равиль Вениаминов

УСИЛИЯМИ ГЛАВЛИТА

Сегодня исполняется 70 лет подвигу Михаила Девятаева. Герой Советского Союза, известный всему миру своим побегом с товарищами на вражеском самолете из немецкого плена, прожил большую часть жизнь в Казани и был похоронен на Арском кладбище. Там же установлен памятник героическому летчику. Были также написаны многочисленные статьи и книги, сняты фильмы о Деятаеве, но главным информационным источником до сих пор остаются его воспоминания в виде книги «Побег из ада», которые с 60-х годов были неоднократно переизданы.

Вот об этой книге и пойдет речь. У меня на полке стоит казанское издание 1988 года, тираж — 50 тыс. экземпляров. Плод трудов двух профессионалов, которые литературно обработали воспоминания героя, одного рецензента, трех редакторов и двух корректоров. Не упомянуты только скромные сотрудники главлита — главного управления по делам литературы и издательств, которые вычитывали текст на уровне рукописи и макета. Что получилось — то получилось. Хотя государство явно экономило на типографских расходах — бумага желтая, иллюстрации бледные... Но дело не в форме, а в содержании.

Михаил Девятаев
Михаил Девятаев

При чтении текста возникает запредельное количество вопросов! Об этом говорят многочисленные участники форумов в интернете, которые бурно обсуждают подробности того уникального полета с острова Узедом 8 февраля 1945 года. Я же впервые серьезно ознакомился с книгой «Побег из ада» лет 10 назад, когда готовил статью о Девятаеве для книги «Казанских улиц имена». Я стал внимательно ее читать и ахать от тех ошибок, неточностей и прочих ляпов, которыми заполнены мемуары Девятаева.

Перечислять их можно бесконечно: начиная от «Зеландского» монастыря (стр. 21) и заканчивая фразами о брате Алексее, который в битве на Курской дуге «упал в снег» (стр. 213) и о сестре Нюре: на войне она «перевязывает раненых, бывает — стреляет по ним» (стр. 215). Фантастикой кажутся описания угона в 1941 году Девятаевым истребителя в Туле (стр. 34), «вливание крови прямо на плоскости самолета» раненому Девятаеву от комэска (стр. 40), поступление лейтенанта Девятаева на учебу в военную академию (стр. 47) и проч.

Люди, которые готовили текст для печати, совершенно не разбирались в авиации. То Девятаев внимательно смотрит, как немецкий летчик «обращается с арматурой кабины» (стр. 148), то он (стр. 172 - 173) кричит во время взлета «Давите на ручку!» и «Давите на руль!» (так в тексте обозначен штурвал бомбардировщика), то (на стр. 179) все его товарищи при посадке «из задней и средней части фюзеляжа оказались в передней части», в то время как в самолете Не 111 проход из задней кабины стрелков в переднюю через бомбоотсек был очень узок.

ГРУСТНО ВСЕ ЭТО

А как объяснить то, что Девятаев смог только с посторонней помощью справиться со штурвалом, поднять самолет в воздух и только потом нашел «штурвал триммера руля глубины». Дело в том, что на истребителе «Аэрокобра», на котором летал Девятаев, точно такой же штурвал находился в точно таком же месте, как и на Не 111 — справа от сиденья пилота. Но Девятаев же профессиональный летчик, он долго изучал «арматуру кабины» бомбардировщика, как он мог не обратить на это внимание?

Очень много вопросов остается и по количеству сбитых самолетов летчиком-истребителем Девятевым, по тому, что происходило с ним после 8 февраля, о его встрече с Королевым. Думается, что это дело профессиональных историков, которым будут доступны архивные документы. Хотя в Мордовии и выпустили книгу «Михаил Девятаев — документы и про», но ясности она не прибавила. Даже фото, якобы Не 111, на котором летел Деятаев, явно не того самолета, там не февраль, а лето.

Была у меня надежда, что к 70-летнему юбилею подвига книгу «Побег из ада» переиздадут в подарочном исполнении, с хорошими иллюстрациями, отредактировав и снабдив обширными и грамотными комментариями (ведь есть вроде в Казани Институт истории!). Но, видно, пока это никому не надо. А в интернете, кстати, доходят до того, что высказывают версии о том, что Девятаева специально забросили к немцам в тыл, чтобы раскрыть тайны ракетного оружия. Есть также версии, что Девятаев спас Лондон от Фау, раскрыв секреты немецких ракетных установок на острове. И это при том, что уже в феврале 1945 года все ракетное и научное оборудование было эвакуировано с острова.

Грустно все это. Есть Подвиг, и есть вокруг него столько ненужного. Можно встретить в статьях о Девятаеве информацию, что он был под следствием еще в 1937 году, и много такого, что надо проверять, анализировать, но кто это будет делать? Будет ли госзаказ на объективную историю одного из многих героев той страшной войны?

Равиль Вениаминов

Справка

Равиль Вениаминов родился в 1952 году в Казани, окончил библиотечный факультет Института культуры. Работал в библиотеках города. Занимался исследованиями по истории казанской авиации, а также по городской топонимике. Имеет публикации по этим тематикам. Ныне находится на пенсии.