ВСТРЕЧАЮТСЯ КАК-ТО URIAH HEEP И ФАНАТЫ, ВСЕМ ПРИМЕРНО 60...

Зал «Пирамиды» был заполнен процентов на 90: трудно было ожидать ажиотажа по отношению к группе, которая давно сошла с вершин музыкальных топов и выживает лишь благодаря незыблемому статусу легенды и песням, которые переживут самих «хипов». Но в России Uriah Heep трепетно любят и готовы встречать с распростертыми объятиями всегда, подтверждение тому — постоянные туры британцев по нашей стране. Нынешний приурочен к недавнему выходу нового альбома Outsider и стартовал 4 февраля в Москве, вторым был Нижний Новгород, третьим городом стала Казань, четвертой — и завершающей — точкой сегодня будет Уфа. Далее музыкантов ждет Тель-Авив, а потом США, Австралия, Новая Зеландия, Финляндия, Великобритания и так далее.

Публика на концерт собралась, что называется, олдовая — тут не то что за 30, скорее, средний возраст колебался где-то в пределах 40 - 60. Оно и понятно: золотые годы Uriah Heep пришлись на 70-е. Было немного похоже на вечер встречи старых товарищей: многие явно увиделись после годов разлуки — то здесь, то там начинались «обниматушки». Среднестатистический посетитель концерта Uriah Heep в Казани — мужчина под 60 в трикотажном полосатом джемпере на рубашку, Deep Purple произносящий как «Дип Папл». Таких было подавляющее большинство, однако встречались интересные исключения.

Среди публики корреспонденты «БИЗНЕС Online» узнали известного казанского битбоксера Митю Бурмистрова (Masta Mic). «У меня родители собирали пластинки, — объяснил он, — и весомое место в коллекции занимает Uriah Heep. С детства помню обложку с огромным страшным лицом в паутине (альбом 1970 года Very 'eavy... Very 'umbleприм. авт.). Года два назад начал слушать архивы и вот решил прийти. Uriah Нeep приезжают в Казань! Мне стыдно за своих знакомых, которых тут нет. Ходят на какого-нибудь Summer of Haze в Jam Bar, а на Uriah Heep не идут». Митя, кстати, был одним из первых, кто рванул танцевать к сцене.

Из колоритных персонажей — десяток зрелых дам в джинсовых куртках со стразами, две пожилые женщины в меховых шапках, один очень приличный седой старик в пиджаке и галстуке с зажимом, пропрыгавший без устали все полтора часа мужчина в футболке с логотипом The Rolling Stones и кепке с вышитой призмой с обложки альбома Pink Floyd The Dark Side of the Moon. Он, кстати, заявил, что очень завидует пришедшей на концерт молодежи: «Я этого момента с 14 лет ждал, а вам вот так просто все досталось!» Были и те, кто пришел на концерт с семьей. Любитель рок-музыки со стажем, представившийся Вячеславом, купил три билета в первый ряд — себе, дочери и внуку: «Если его сейчас не таскать на такие мероприятия, что же он потом слушать будет? Я его везде с собой беру, он от этого только музыкальнее становится, несмотря на то, что некоторые концерты до конца выдержать не может. Но на Pink Floyd, кстати, до конца досидел», — с гордостью рассказал мужчина.

Под стать «возрастному цензу» состоявшихся людей была и цена билетов — недемократическая: от 1,5 до 5 тысяч. Жаль, что сувенирной продукции оказалось маловато — два вида футболок по 1,3 тыс. рублей (довольно быстро остались только гигантские размеры — на кого только такие делают?) и парочка магнитиков. Никаких плакатов, дисков. Скудновато.

«А ПОТОМ МЫ СЫГРАЕМ ВАШИ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ...»

Впрочем, скоро стало не до этих мелочных размышлений... «Хипы» появились на сцене (слава Богу, не было никаких разогревающих групп) под басовый рокот Hammond-органа и без лишних предисловий исполнили «открывашку» с новой пластинки Speed Of Sound. Народу эта песня ровным счетом ничего не сказала. Реакция зала, как это обычно бывает на концертах легендарных групп, напрямую зависела от возраста композиции — чем глубже в 70-е, тем искреннее крики одобрения и аплодисменты. Но зато сразу порадовал звук: и без того известно, что в «Пирамиде» он высокого качества, однако «хипы» выдали просто убойный четко структурированный ураган, в котором не потерялись ни гитара Мика Бокса, ни клавиши Фила Ланзона, ни бас Дэвида Риммера, ни барабаны Рассела Гилбрука, ни вокал Берни Шоу... Вторым номером без перерыва пошла The Hanging Tree с альбома 1977 года Firefly. Народ ощутимо завелся — классика проверенно бьет по мозгам. Молодежь, а за ней и «старики» потянулись к сцене, в узкий зазор между ней и первым рядом, достали телефоны и фотоаппараты и начали пританцовывать. Сначала робко, чтобы не трясти кадр, но чем сильнее распалялись музыканты, тем меньше внимания фанаты обращали на качество картинки на своих гаджетах... А вскоре танцевали уже и в проходах между рядами.

«Добрый вечер, Казань! — Шоу, наконец, перевел дух и поприветствовал публику. — Готова ли ты рок-н-роллить вместе с нами?!!» «Да-а-а!!!» Готова так готова — получай боевик 1982 года Too Scared To Run. Довольный произведенным эффектом, Шоу объясняет «идеологию» концерта: «Наш мировой тур начался в России пару дней назад, это третье шоу. Вы, наверное, слышали о нашем новом альбоме. Сейчас мы сыграем несколько песен с него — покажем, что группа делает сейчас». Но опытный рокер прекрасно понимал, что народ жаждал другого, а потому сразу добавил: «А потом мы сыграем ваши любимые песни Uriah Heep». Ладно, ради этого можно и потерпеть. При всем уважении к ветеранам прямо скажем, что ни The Law, ни Outsider, ни открывавшая концерт Speed Of Sound впечатления не произвели — элементарный хорошо сделанный долбеж, не более того. Где — черт возьми! — фирменная хиповская мелодика?

Но вот настало и ее время. «А теперь перенесемся в 70-е, — Шоу играет голосом, в нем явно умер талантливый драматический актер, при этом его временами нарочитый артистизм не вызывает раздражения, — в дни классических рок-песен, прог-роковых песен. В 1972 году у группы вышел альбом «День рождения волшебника»... С первыми аккордами Sunrise зал восторженно выдохнул, поднялся на ноги и до конца шоу присаживался лишь эпизодически. «Спасибо! — кричит в ответ на гром рукоплесканий Шоу и тут же добавляет по-русски. — На здоровье!» А потом объявляет заглавную композицию (песней этот 10-минутный эпик назвать трудно) той легендарной пластинки The Magician’s Birthday... Вообще, надо поблагодарить нынешний Uriah Heep (в котором из отцов-основателей остался только Бокс) за бережное отношение к собственному наследию. Временами просто мурашки по спине. Люди улыбались и подпевали, пожилые слушатели при этом выглядели как-то особенно трогательно — чувствовалось, что для них это настоящий праздник и осуществление юношеской мечты.

Шоу расхаживал по краю сцены и несколько раз наклонялся, чтобы дотронутся до протянутых рук. Одному мужчине особенно повезло — он заслужил рукопожатие. Друзья, стоящие чуть дальше от сцены, тут же подскочили к счастливчику, стали поздравлять его и по очереди дотрагиваться до ладони, которую еще секунду назад пожал вокалист. «Вот сказал бы мне кто в советские годы, что Uriah Heep приедут в Казань, я бы его на смех поднял! — поделился размышлениями один из гостей концерта и добавил, что очень доволен нынешним вокалистом команды. — У него голос почти такой же, как у самого первого солиста Дэвида Байрона, который пил, и потом его выгнали. Считаю, отлично вписался!» Наверное, именно поэтому в финале The Magician’s Birthday по-прежнему свежо звучит проникновенная вокальная «перекличка» певца и клавишника (доброго волшебника и колдуна), в оригинале исполнявшаяся покойным ныне Байроном и Кеном Хенсли, а теперь — Шоу и Ланзоном:

First I give you fire,
I turn your fire into a sleepy stream.
Yes, but now I give you nightmares
But from you horror I’ll create a dream...

ОДНАЖДЫ ИЮЛЬСКИМ УТРОМ...

«Казань, вопрос: как думаете, кто-нибудь сегодня способен написать подобную песню?» — обращается Шоу к залу, который уже попросту отбил ладони. Отметим рискованность этого риторического вопроса. В декабре в Казани с концертом побывал не кто иной, как маэстро Хенсли — автор подавляющего большинства мелодий Uriah Heep (он покинул группу в 1980 году), в том числе и The Magician’s Birthday. Тот концерт прошел в формате творческого вечера. Хенсли был на сцене один — с синтезатором и акустической гитарой. Он задался целью показать публике, как рождались песни, которые впоследствии стали известны в исполнении Uriah Heep. Это было просто обалденно, даже несмотря на довольно сомнительный антураж КЦ «Сайдаш» — дощатую сцену, публику, сидящую в куртках, пальто и шубах (от холода). Организаторы не смогли «разориться» на более солидную площадку? Но это так, к слову...

В перерывах между песнями можно было задавать вопросы, и из зала спросили: «Скоро в Казани выступит Uriah Heep. Как вы относитесь к тому, что сегодня делает группа?» В ответе Кен проявил настоящий, видимо, старческий (хотя назвать его стариком язык не поворачивается — бодр, подтянут, каждый год выпускает по пластинке) максимализм: «Uriah Heep кончился в 1974 году, когда прекратил существование состав, в который, помимо меня, входили Мик Бокс, Дэвид Байрон, Ли Керслейк и Гари Тейн. Дальше это уже была кавер-группа». Думаем, большинство поклонников Uriah Heep не согласится с этим заявлением, хотя есть в нем и доля истины: то был золотой состав, при котором группа достигла пика своего творчества. «Что касается нынешнего Uriah Heep, то я ведь все понимаю, — продолжил Хенсли, — людям надо жить, кормить семьи. И, вот увидите, на концерте они будут играть мои песни».

Как бы не так! Вчера группа, казалось, старательно уходила от собственной классики (может, ей передали слова Кена?). «В 2008 мы записали альбом Wake The Sleeper, — общался с залом Шоу. — Мы вернулись к старому стилю написания песен и записи — Uriah Heep вернулись в 70-е и одновременно остались в 2000-х!» Ох, что-то преувеличил мистер Шоу — в последовавшей What Kind Of God ну ничегошеньки не было от любимых нами «хипов». «И вновь вернемся к альбому Outsider, — не унимались британцы. — Да!» — словно пресекая возможные возражения, воскликнул Шоу, и группа сыграла One Minute. Все, наконец? Но «издевательство» продолжилось и далее: «Это наш 24-й студийный альбом... Хотите услышать еще одну современную песню?!» «Да!» — был согласен на все зал, который поплыл от обаяния и профессионализма музыкантов и получил Can’t Take That Away.

А вот дальше, словно в награду за терпение, послышались уже попросту въевшиеся в подкорку аккорды: да, July Morning! Исполненную драматизма знаменитую песню Шоу начал, присев на сцене. Зал неистовствовал и даже благосклонно воспринял отступление от канонов: вместо классического органного проигрыша, от которого холодеет где-то между лопаток, прозвучало соло на бас-гитаре. Отметим, что виртуозностью владения инструментом и худобой Риммер весьма напоминает незабвенного Тейна. Да и вообще, ритм-секция «хипов» работает, что называется, на убой, а Гилбрук — просто зверь какой-то...

Ага, Бокс берет акустическую гитару, и все понимают, что сейчас будет... да, конечно, она самая — Lady In Black. Шоу играючи подключает «на подпевки» зал, да и сложно остаться равнодушным и хотя бы не мычать тот известный рефрен...

«Спасибо! Хорошего вечера!» — кричит Шоу, и музыканты уходят со сцены... Это что, все?! Весь зал — на ногах, аплодирует и скандирует: «Ю-рай Хип! Ю-рай Хип!» И через пару минут музыканты вновь на сцене. «Вижу, вы хотите еще музыки, — прикидываясь озабоченным, говорит Шоу. — Что ж, это песня с первого альбома Uriah Heep. Поприветствуем: Фил Ланзон — на клавишных». После такой преамбулы стало понятно, что сейчас мы услышим Gypsy. На финальных аккордах Шоу обращается к публике: «Хотите услышать еще одну песню?» «Да!» — ревет зал. И действительно, было бы странным уйти с концерта Uriah Heep, не услышав Easy Livin’. Хотя «легкая жизнь» — это точно не о «хипах» и их многое повидавших уже за долгую жизнь поклонниках.