ДВЕРИ ТЕПЕРЬ ЗАКРЫВАЮТСЯ НЕ КАК В «СЕМЕРКЕ»

Дело даже не в разнице цен на отечественные автомобили по сравнению с импортными из-за разницы курса валют. АвтоВАЗ еще до наступления кризиса начал планомерную работу по изменению восприятия бренда LADA, и началось это несколько лет назад. Тогда на предприятии появилась программа доведения качества отечественных автомобилей до мирового уровня, и возглавил ее в то время очень хороший специалист в этой области Паскаль Фелтен. Понятно, что это процесс не одного года, но то, что было начато тогда с участием концерна «Рено-Ниссан» в АвтоВАЗе, воплощается в жизнь и, похоже, начинает давать свои результаты. Не зря на гиганте появились «большие автомобильные авторитеты» с колоссальным опытом работы в различных топовых автомобильных концернах. Начиная от президента Бу Инге Андерсона и главного дизайнера предприятия, бывшего главного дизайнера Volvo и Mercedes Стива Маттина, заканчивая конструкторами и оперативными менеджерами. Топ-менеджмент службы вице-президента по продажам и маркетингу, к примеру, состоит на 90% из бывших топ-мененеджеров дистрибьюции Hyundai в России, одной из самых успешных среди представительств автоконцернов.

Сегодня в автомобиле LADA огромное количество опций, которые раньше были присущи только иномаркам. Начиная от датчика дождя и света, ABS и автоматической коробки передач, заканчивая аудиосистемами, навигацией и подушками безопасности. Все, что можно представить, сегодня присутствует в LADA. И двери закрываются не так, как раньше в «cемерке»... Позакрывав двери Granta в нашем автосалоне, к примеру, Ян Мадея — директор «Мерседес Бенц Рус», был приятно удивлен эффектом мягкости, присущим более дорогим автомобилям. Качество материалов и сборка кардинально улучшились. Могу утверждать, что количество заездов на автосервис по гарантии у LADA даже ниже, чем у многих продвинутых иномарок. Есть все предпосылки, что LADA при выходе на рынок Vesta и X Ray станет одним из хитов рынка не только по ценовым характеристикам, но и по уровню восприятия клиентами, и качеству этих автомобилей. Предвосхищая ехидство комментаторов сказанного, попрошу потратить 10 минут на просмотр вот этого файла.

Многие, кто приходит в наш автосалон, удивляются разнице между тем, что они слышали об отечественном автомобиле, качество которого раньше было прописано чуть ли не в народном фольклоре, и тем, что сегодня предлагает LADA.

То, что тольяттинский автогигант стал официальным перевозчиком на предстоящем чемпионате мира по водным видам спорта, который состоится в Казани летом, — это не только часть программы по изменению отношения потребителя к продукции АвтоВАЗа, это еще и результат возникшего сотрудничества между государственными органами Республики Татарстан в лице президента Рустама Минниханова и АвтоВАЗа в лице его президента Андерсона. Во время последнего визита шведа в Казань его предложение было направлено на сопровождение различного рода мероприятий в Республике Татарстан продукцией АвтоВАЗа. Минниханов откликнулся на это предложение и тем самым подтвердил высокий имидж отечественного производителя не только для жителей Республики Татарстан и России, но и для тех иностранных гостей, которые примут участие в этом международном мероприятии. Мы как один из крупнейших дилеров в России не могли остаться в стороне и будем принимать участие при организации поставок автомобилей LADA для этого чемпионата.

ЛЮДИ БОЯТСЯ НОВЫХ ЦЕННИКОВ

Однако мы не строим радужных планов по поводу будущего отечественного автогиганта. Состояние экономики в нашей стране в любом случае может внести свои коррективы. АвтоВАЗ в этом плане не исключение. Около 30% комплектующих, которые сегодня используются на заводе для сборки LADA, импортные. Доля их постепенно сокращается, но для того чтобы она стала минимальной, нужно, чтобы российские производители смогли обеспечить не только необходимые объемы поставок, но, самое главное, удовлетворить новые требования АвтоВАЗа к качеству комплектующих. Многих поставщиков АвтоВАЗу просто пришлось заставить выпускать качественные запчасти, а тех, кто не может это сделать, автогигант вынужден исключить из числа своих партнеров. Поэтому приходится закупать ряд комплектующих за рубежом. В начале прошлого века Генри Форд купил заводы поставщиков, локализовав их под крышей своей фабрики. АвтоВАЗ подобное сегодня не делает, и это правильно. Потому что лучше иметь несколько альтернативных поставщиков, проводить закупки на тендерной основе, нежели иметь одного поставщика, который будет делать что хочет и диктовать свои условия.

С начала года есть спад в продаже тольяттинских автомобилей, однако он небольшой. АвтоВАЗ старается сохранить разнообразие программ для клиентов, чтобы им было проще приобрести автомобиль. Это и «Утилизация», «ЛАДА Финанс». Есть уверенность, что скоро заработает еще одна программа — субсидирование покупки автомобиля в кредит на государственном уровне. Те люди, которые захотят взять отечественную машину в кредит, смогут пользоваться льготными ставками, и государство компенсирует для банков, выдающих эти кредиты, часть процентов. Какие именно автомобили будут участвовать в программе и когда она заработает, пока мы не знаем. Раньше, когда подобное предложение действовало, в акции участвовали бюджетные модели различных брендов, и программа была действенным стимулом для автомобильного рынка в России. Не секрет, что только для производства комплектующих на АвтоВАЗ по всей стране работают более 2 млн. человек. И от того, как продается LADA, зависит жизнь многих семей по всей России.

С нового года АвтоВАЗ перешел на стопроцентную предоплату от дилеров, однако сейчас, с 1 февраля, произошла корректировка этих условий. Поскольку банковская процентная ставка сегодня достаточно высока, а перекредитование возможно только после погашения предыдущей задолженности, дилерской маржи стало не хватать для того, чтобы полностью покрыть свои долги перед банками. Дилерская сеть обратилась к руководству автогиганта с просьбой пересмотреть условия и предусмотреть возможность отсрочки платежа, пускай даже это будет на каких-то других условиях по маржинальности. АвтоВАЗ откликнулся, и с 1 февраля существуют условия как стопроцентной предоплаты, так и условия с отсрочкой платежа, но на других маржинальных условиях для дилеров.

Что касается ситуации в целом на автомобильном рынке, то она на самом деле сложная. Декабрьский бум, я неоднократно об этом говорил, привел к вымыванию отложенного спроса, поскольку большинство автомобилей люди постарались купить в декабре по старым ценам, сметая все, что было. Для того чтобы ситуация со спросом начала нормализовываться, должен пройти хотя бы первый квартал.

Я бы не сказал, что и сегодня все автосалоны стоят полупустые. У LADA трафик достаточно хороший, то же касается Кia и Hyundai, немного похуже у Renault. Полупустые салоны стоят у GM, Daewoo. Видимо, эти компании не заинтересованы в продаже автомобилей в России и до такой степени взвинтили стоимость авто, что люди просто пугаются ценников...

В целом год для рынка продаж автомобилей, как и для всех нас, будет очень непростым. Обязательно произойдет смена лидеров и пересмотр российской таблицы популярности автомобильных брендов.

Сергей Чернов