Сегодня на «Казанской ярмарке» открылся международный форум автомобилестроения TIAF

ТИХО И БЕЗ ПАФОСА

Сегодня в выставочном центре «Казанская ярмарка» стартовал международный форум автомобилестроения TIAF. Мероприятие, являющееся одним из ключевых пунктов соглашения между министерством промышленности и торговли РТ и ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) от 25 ноября 2013 года, направлено на развитие автомобилестроения и локализацию производства автокомпонентов в Татарстане и Поволжье. На площадке «Казанской ярмарки» автомобильный форум собрал топ-менеджеров КАМАЗа, ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОЭЗ «Алабуга», Ford-Sollers, представителей ассоциации европейского бизнеса. Всего в форуме участвуют более 280 руководителей, главных специалистов и ведущих игроков автомобильной индустрии Поволжья и России.

Вопреки традиционным открытиям экспозиций, проходящим на «Казанской ярмарке», которые, как правило, сопровождаются официальными приветствиями и комментариями от первых лиц сектора, открытие экспозиции TIAF началось без торжественных слов и перерезания красных ленточек. Без каких-либо комментариев прошел и сам обход, в котором приняли участие директор ассоциации европейского бизнеса Франк Шауф, вице-президент «Мессе Франкфурт» Михаэль Йоханнес и вице-президент по проектам корпоративного развития АвтоВАЗа Петр Лингарт. Лишь несколько раз русскую речь перебивали тихие фразы на английском языке — о том, что некоторым представителям не совсем понятен текст, которые озвучивают презентаторы. Всего в экспозиции TIAF приняли участие более 100 компаний. Основным лейтмотивом многих выступлений стала ориентация на импортозамещение из-за сложной экономической ситуации.

Руслан Кабиров (в центре)
Руслан Кабиров (в центре)

ПАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА

«Нынешний год был достаточно сложным для автомобильной отрасли. По данным автомобильного комитета ассоциации европейского бизнеса, российский автомобильный рынок в 2014 году просел на 10,3 процента или на 286 тысяч единиц проданных коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013-го», — сообщил Шауф, открывая пленарную часть форума. Не менее сложным — но, парадокс! — интересным ожидается 2015 год. Так, по самым оптимистичным прогнозам, российский автомобильный рынок сократится на 24%. Правда, это не помешает ему оставаться на втором месте в Европе — после Германии. Попутно Шауф выразил негативное отношение к любым экономическим санкциям и ограничениям свободной торговли и инвестирования.

04.jpg

Некоторые итоги подвел первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Руслан Кабиров, сообщив, что по итогам 2014 года объем выпускаемой товарной продукции в машиностроении Татарстана составил 362 млрд. рублей: «Итоги работы предприятий автомобильной отрасли в первую очередь определяются показателями КАМАЗа, якорного предприятия данного комплекса. В 2014 году реализовано свыше 38 тысяч грузовых автомобилей, товарной продукции на сумму свыше 90 миллиардов рублей. КАМАЗ удерживает абсолютное лидерство в классе тяжелых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана».

В рамках развития автомобилестроения на КАМАЗе принята долгосрочная инвестиционная программа по техническому перевооружению до 2020 года, составляющая в общем объеме более 70 млрд. рублей. Половину этой суммы, по словам Кабирова, составит государственная поддержка.

САМЫЙ ПРОВАЛЬНЫЙ − 2015-Й, ДАЛЬШЕ БУДЕТ ЛЕГЧЕ

В 2015 году возможен пик падения продаж грузовых автомобилей. Об этом заявил Игорь Савельев — руководитель службы стратегического развития ОАО «КАМАЗ». Он напомнил, что по итогам 2014 года доля на российском рынке грузовиков «КАМАЗ» составила 44%. Среди задач 2015 года Савельев назвал следующие: продолжение интеграции в мировую автомобильную промышленность в лице ее ведущего представителя Daimler, развитие стратегических партнерств по производству автокомпонентов, разработка и производство новых моделей грузовиков.

На новом поколении «КАМАЗов» Савельев остановился более подробно. Каковы главные качества нового грузовика? Это просторная кабина, экономичный надежный двигатель, современная коробка передач, комплекс электронных систем для повышения безопасности и комфорта водителя, сниженная за счет применения современных материалов масса и модульная конструкция автомобиля, которая позволяет оптимизировать его для разных рынков и регионов. «По совокупности характеристик новый «КАМАЗ» соответствует лучшим мировым образцам», — заверил Савельев.

Однако уже сейчас понятно, что, скорее всего, 2015 год будет трудным. «Есть предположение, что низшая точка кризиса будет пройдена в 2015 году и с 2016-го по мере экономического роста в России начнет возрастать спрос, который будет стимулироваться развитием инфраструктурных проектов, обновлением парка и развитием рынка газомоторной техники», — отметил Савельев, однако его аргументы, честно говоря, оставили странное ощущение. Оптимизм — это дело хорошее и полезное, но пока все серьезные аналитики в России не верят ни в рост нефти (драйвер нашей экономики), ни в снятие западных санкций до 18-го года, ни в эффективность либералов из правительства РФ... Однако стратеги КАМАЗа, видимо, обладают каким-то другим инсайдом, который позволяет им, как указал Савельев, строить другие планы. Так, исходя из сценария, смоделированного КАМАЗом, в 2020 году ежегодный объем продаж грузовых автомобилей в России составит 97 тысяч. Исходя из этих прогнозов, Савельев обозначил стратегические цели КАМАЗа до 2020 года. Так, доля экспорта должна вырасти с нынешних 15% до 20 - 30%, а объем продаж техники − до 67 тыс. грузовиков в год. Ссылаясь на цитату американского ученого Питера Друкера, Савельев в конце своего выступления отметил, что лучший способ предсказать будущее — это создать его.

Адиль Ширинов
Адиль Ширинов

Рынок вступил в фазу турбулентности, и все его участники сейчас одинаково находятся в вихре макроэкономической бури. Так образно в разговоре с «БИЗНЕС Online» оценил ситуацию первый вице-президент — исполнительный директор СП Ford-Sollers Адиль Ширинов. Трудности испытывают и партнеры, и производители, и поставщики. «Есть факторы, влияющие на стоимость тех или иных материалов, в том числе и металла, — осторожно оценил Ширинов аппетиты металлургов. — Но, по нашему видению, необходимо смотреть в долгосрочную перспективу, находить точки соприкосновения и договариваться о том, как идти вместе в такой сложной ситуации, искать взаимовыгодные пути. Понимаете, здесь готовых рецептов нет, а партнерство на то и существует, чтобы поддерживать друг друга в сложный момент. Нужно продолжать работать». Ширинов затруднился сказать, на сколько могут вырасти цены на конечную продукцию автопрома, и в общих словах отметил, что торопиться с цифрами не стоит — надо работать с издержками, минимизировать затраты.