МУНИЦИПАЛИТЕТ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ИГРУ

О выходе муниципального центра информационных технологий (ЦИТ) на рынок в качестве свободного игрока заявил накануне руководитель исполкома автограда Наиль Магдеев. Нишей стали домофонные и телекоммуникационные услуги для жилого фонда города. ЦИТ, возглавляемый гендиректором Михаилом Бобошко, провел в среду презентацию новой системы домофонов и видеонаблюдения (официально программы «Безопасный город — уютный дом») на тестовом доме по адресу: Новый город, 50/02. Здесь Магдеев в присутствии СМИ позвонил с нового домофона в полицию, а дежурный полицейский похвалил шапку сити-менеджера, видимую через камеру видеонаблюдения над дверью подъезда.

Пообщался Магдеев и еще с несколькими службами из списка, предложенного на памятке домофона. В нем значились скорая помощь, пожарная и газовая службы, ЖЭУ, телекоммуникационный сервис, вызов такси и сервис Google Pro. Сигнал с видеокамеры, как продемонстрировал Бобошко в одной из квартир подъезда, идет не только в УВД, но и на каждый телевизор в доме. Весь этот пир во время чумы кризиса ЦИТ обещает горожанам без дополнительных платежей, в рамках обычных тарифов за обслуживание домофона (25 рублей) и общедомовой антенны (70 рублей).

Наиль Магдеев протестировал новый домофон
Наиль Магдеев протестировал новый домофон

«Все уже оплачено, — заявил Магдеев корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Граждане платят за домофон, мы просто приводим услугу в другой формат в рамках тарифа. Устанавливать систему в городе будет муниципальное автономное учреждение ЦИТ. Мы частный бизнес уважаем, но у нас есть предприятие, учрежденное исполкомом».

Как пояснил Бобошко, в тариф действительно укладывается и обслуживание, и строительство общегородской системы, однако у ЦИТ есть и другие варианты финансирования установки новых систем: от бюджетного субсидирования (не муниципального, конечно) до эксплуатации оборудования в лизинг. Ориентировочный срок охвата всего города новой системой составляет два года.

На вопрос о том, что же будет с домофонными компаниями, Магдеев сообщил «БИЗНЕС Online»: «Убирать никого не будем. Будем искать формы взаимодействия. У жильцов есть право выбирать. Если они предпочитают свою домофонную компанию, пусть так и живут. Я как жилец в пределах этих 95 рублей не буду держаться за частника, если муниципалитет предлагает услугу лучше. Это рынок, и на нем есть два предложения по одной цене».

Памятка абонента
Памятка абонента

ЧЕХАРДА ВОКРУГ ДОМОФОНОВ

Исполком вступил в борьбу за домофонный рынок в пору самой страды. Появление новых правил игры и передел рынка — дело в Челнах привычное и разыгрывается в конце декабря каждого года, в период перезаключения договоров. Традиционная борьба началась в декабре, когда существующим домофонным компаниям начали приходить уведомления о том, что договоры продлены не будут. Причина — с 1 января недавно созданное ООО «Домофон — ремонт, обслуживание, сервис» («Домрос») взяло на обслуживание сразу более 55 тыс. квартир — почти треть жилого фонда.

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», компания заключила договоры об обслуживании домофонного хозяйства в жилом фонде трех крупных управляющих компаний автограда: УК «Электротехников» (22 тыс. квартир), «Махалля» (18,8 тыс. квартир) и «Камстройсервис» (14,5 тыс. квартир), причем именно в последней УК и состоялась сегодня презентация ЦИТ, а не «Домроса». Фирмы, которые прежде работали на этом рынке, остались не у дел. Например, ООО «Вирго» работало на территории УК «Махалля» последние 6 лет. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор компании Олег Чемизов, в их ведении было 658 подъездов, с каждым из старших по подъездам был заключен договор, так как люди ставили эти домофоны на личные средства. Отношения с УК были ровные, все заявки выполнялись, возникающие проблемы решались в рабочем порядке.

Однако 17 декабря 2014 года им прислали уведомление о том, что договор на 2015 год не продлевают. По словам Чемизова, директор «Махалля» Рамиль Нуруллин объяснил, что претензий к «Вирго» не имеет и продолжал бы сотрудничество, но «на него надавили сверху». При этом «Вирго» продолжает выполнять заявки жильцов безо всякой надежды на то, что деньги, которые челнинцы заплатят в январе, дойдут до них.

Рамиль Нуруллин
Рамиль Нуруллин

Вокруг «Вирго» началась непонятная чехарда. По заверениям Чемизова, «Домрос» стал переманивать на работу его заместителя и монтажников. В «Махалля» диспетчеры по заявкам жильцов дают телефоны компании «Домрос», при этом говорят, что «Вирго» просто поменяла свое название. В этом Чемизов смог убедиться лично, позвонив по телефону диспетчера под видом рядового жильца. Директору ничего другого не оставалось, как обратиться за поддержкой к жильцам. Были проведены собрания старших по подъездам. Кто-то остался равнодушен, другие решили действовать более целенаправленно — жители 31, 41 и 13 микрорайонов стали собирать подписи и изъявили желание отказаться от услуг новой компании, уведомив об этом решении УК. Однако, опасается Чемизов, ситуация, похоже, будет решаться без участия и мнения жителей. В городском расчетном центре, через который осуществляются коммунальные платежи, ему ответили на запрос, что заключить договор с жильцами, минуя УК, напрямую, невозможно, так как услугу будет оказывать другая компания. В профильном управлении исполкома развели руками, мол, выбор фирмы — право управляющих компаний и тут ничего сделать нельзя. Начальник управления городского хозяйства исполкома Рафаиль Киямов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», вчера заявил, что он не в курсе (как это ни удивительно!) того, что на рынок домофонных услуг в январе зашла компания, сразу получившая в свое распоряжение огромную долю.

Олег Чемизов
Олег Чемизов

ЦЕНА ВОПРОСА — 200 МИЛЛИОНОВ

Объем домофонного рынка в городе небольшой. Если учесть, что с каждой квартиры (а их в автограде насчитывается свыше 180 тыс.) за обслуживание домофона берется 25 рублей ежемесячно, в год набегает сумма около 54 млн. рублей. Однако вместе с тарифом за антенну, что обусловлено услугой видеонаблюдения в рамках «Безопасного города», набирается более 200 млн. рублей в год. Обслуживанием домофонов занимается не более 10 фирм. За последние пару-тройку лет с рынка ушли как минимум две компании: ООО «Герат-контроль» и ИП Зиннатуллина. Одним из потерпевших в прошлом году стал руководитель ООО «Челны-домофон» Олег Гарбузов, общий стаж в домофонном деле которого составляет 15 лет.

На протяжении нескольких лет он обслуживал 416 подъездов на территории УК «Камстройсервис», и его также «попросили» уйти, предоставив обслуживание другой фирме — «Интеллектуальный город», обещавшей применить высокие технологии в домофонной сфере. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Гарбузов, никакой модернизации не последовало, да и заявки от жильцов выполнялись спустя рукава. Но самое интересное, как утверждает специалист, работники «Интеллектуального города» перешли работать в новую компанию «Домрос», что лично ему не внушает доверия в качестве оказываемых в будущем услуг.

Рафаиль Киямов (слева) и Гай Клещев
Рафаиль Киямов (слева) и Гай Клещев

После разрыва с «Камстройсервисом» фирма Гарбузова подрядилась обслуживать 389 подъездов в УК «Паритет». Пока никаких уведомлений о разрыве договорных отношений Гарбузову не приходило, но в момент подготовки материала к публикации стало известно, что одним из жилых микрорайонов «Челны-домофон» теперь должен поделиться с новой компанией. «У меня их четыре, — сказал Гарбузов. — Право решать, какой именно отдать, предоставили мне. А у моего напарника — ООО «SB», который тоже обслуживает домофоны на территории «Паритета», всего два микрорайона. Управляющий сказал, что если «надавят сверху», ему придется вообще все отдать, а нам, возможно, оформлять договор субподряда и, разумеется, делиться с компанией «Домрос».

Самое интересное, что в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» буквально за сутки до этого советник гендиректора, экс-гендиректор УК «Паритет» Риф Валиев утверждал, что нет необходимости в новом подрядчике на обслуживание домофонов. «У компании и так два подрядчика — я сам их приглашал в свое время, специально двоих, чтобы они конкурировали друг с другом. Сейчас они делят жилой фонд «Паритета» примерно напополам», — говорил Валиев.

Риф Валиев
Риф Валиев

СКОРО ВСЕ БУДУТ РАБОТАТЬ ПО ЕДИНОМУ РЕГЛАМЕНТУ

Хотя представители исполкома Челнов и заявляют о свободной игре на рынке, наличие определенных козырей на руках у ЦИТ и «Домроса», раз уж системы у них аналогичные, не отрицается, и это не только «лучшее качество по той же цене». Бобошко рассказал «БИЗНЕС Online», что в ЦИТ написан регламент систем безопасности, которому придется соответствовать всем без исключения компаниям. Вчерашняя презентация — это тест регламента, который впоследствии будет утвержден. Системы смонтированы силами самого ЦИТ, однако центр, по словам Бобошко, вряд ли станет конкурировать с частными игроками рынка и готов дать зеленый свет любым надежным подрядчикам.

«Сейчас много суеты и бардака вокруг коммунальных услуг, особенно в части IT и коммуникаций, — подтвердил директор ЦИТ. — Руководством города поставлена задача навести порядок в этой сфере. Домофоны не могут рассматриваться отдельно от всей инфраструктуры «Безопасного города», это единая система, в которую входит и интернет, и видеонаблюдение, и много чего еще. Она регулируется несколькими законами, и сейчас речь идет именно о создании нормативно-правовой базы. Мы намерены в ближайшее время предложить общие правила для добросовестной конкуренции — и технологические, и организационные, и нормативно-правовые. Все требования и нормы есть, уполномоченный орган при принятии технологической политики в городе — это ЦИТ».

По словам Бобошко, после утверждения техрегламента бесхозные коммуникации должны исчезнуть, а кабельная система должна быть выстроена таким образом, чтобы на нее можно было «сажать» видеонаблюдение. «Таковы условия, и они едины для всего города, но в конечном счете обслуживающую организацию все равно определяет собственник жилья, — говорит Бобошко. — Жильцы вполне могут выбрать старые домофоны, поэтому кому какие доли рынка достанутся, рынок и определит. Если у «Домроса», скажем, аналогичное предложение, то пусть делает. На нас он не выходил».

«НИКАКОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ МЫ НЕ ИМЕЕМ...»

«БИЗНЕС Online» обратился к генеральному директору «Камстройсервиса» Гаю Клещеву, чтобы узнать, с какой целью на его территории был выбран «Домрос» и почему прежним подрядчикам дали от ворот поворот. Клещев сообщил, что предложение «Домроса» по функциям соответствует презентации ЦИТ. «Шансы работать сегодня даны тем компаниям, которые действительно показали интересные предложения, — сказал Клещев. — Как «Домрос» будет решать вопрос с ЦИТ, я не знаю, но управление городом — это гибкая система. Все мы люди и можем договориться».

Относительно организации «Интеллектуальный город», которая обслуживала дома в этой УК в 2014 году, Клещев подтвердил, что она своих обязательств не выполнила, поэтому компании будут меняться до тех пор, пока не придет адекватная. «Домрос» предлагает не только технические новшества, о которых я рассказывать не буду, но и хочет провести работу с жителями, — рассказал Клещев. — Мы посмотрели их техническую часть, их возможности. У них есть финансовые средства, результаты, правда, немного в другой области, но это устойчивая компания. Так что мы ничего не теряем, жители тоже. Надеюсь, с их приходом будет больше порядка и контроля в жилых домах и у подъездов», — пояснил Клещев. Он также сказал, что техническое перевооружение будет происходить за счет тех денег, которые оплачиваются жильцами, а всю прибыль новая компания обязуется вкладывать в развитие.

Учредителя новоиспеченной фирмы «Домрос» Олега Николаева в бизнес-кругах называют человеком закрытым (лишь один из десятка опрошенных нами заметных челнинских предпринимателей признался, что знает такого человека), амбициозным и, судя по масштабам его бизнес-проектов, со связями. Он является владельцем строительной группы «Волгопром», будучи директором компании «Волгопромгаз», которая оказывает комплексные услуги в партнерстве с ООО «Волгопромстрой» и ООО «Волгопромпроект». В багаже группы «Волгопром», к примеру, строительство центрального АБК менделеевского «Аммония», капремонтные подряды от КАМАЗа, реконструкция залов КДК «КАМАЗ», строительство нескольких объектов на ТАНЕКО. Также Николаев учреждал или руководил предприятиями «Волга-Маркет» в Чистополе и Набережных Челнах, челнинской «Первой автомобильной компанией», «Волгопромпродуктом».

По его собственным словам, на рынке Челнов он работает с 2000 года. «Мы (имеется в виду «Домрос»прим. ред.) начали работать с января, — рассказал Николаев «БИЗНЕС Online». — Разговаривали с людьми, провели примерно 15 собраний. Кого заинтересовало, с теми заключили договор. Остальные вроде не хотят, говорят, что их все устраивает. Мы хотим поставить современные домофоны в рамках программы «Безопасный город», с видеонаблюдением в подъездах и на входах. Сделаем первый дом — будет что показать, а там, глядишь, и другие захотят. Пока мы проводим ревизию, реставрируем старый фонд. Дела с домофонами обстоят плохо, в день поступает по 80 заявок по сломанным аппаратам. Починим их, и с февраля планируем заняться модернизацией. Мы ничего дополнительно собирать не планируем — рассчитываем укладываться в те суммы, которые люди платят за обслуживание домофонов сейчас».

По словам Николаева, проект «Безопасный город» его идеолог ЦИТ начал двигать после того, как «Домрос» вышел на исполком со своим предложением. Пока, по его словам, административной поддержки его бизнес не имеет, а интерес строительной группы к рынку домофонов Николаев объясняет личной болью за беспорядок в подъездах и наличием свободных средств, которые, так или иначе, необходимо осваивать. «Свободных рынков все равно не осталось, почему бы не вложиться в домофоны, — сказал он. — Хотя я не могу сказать, что у нас есть большое желание вкладывать крупные суммы. Но когда все будет работать, бизнес будет рентабельным. Расчеты ведь есть, для нас это коммерческий проект. Меня с подобными вопросами приглашал Ринат Азгарович (Абдуллин первый заместитель руководителя исполкомаприм. ред.). Я изложил ему, что хочу сделать, он сказал, что будет нас контролировать, чтобы все было согласно заявке».

ДОМОФОНЫ НЕ ЗАГОВОРЯТ ПРИ ТАРИФЕ В 25 РУБЛЕЙ

Последние слова Николаева о нежелании вкладывать большие суммы в модернизацию полностью противоречат мнению руководителей ныне действующих домофонных фирм, которые к тому же не верят в чистые помыслы руководства «Домрос», памятуя о вышеописанном случае с «Интеллектуальным городом». Как утверждает Чемизов, без крупных сумм в деле модернизации обойтись невозможно. С ним согласен и Гарбузов. Как объяснил подрядчик, в Челнах совершаются лишь робкие попытки модернизировать домофонное хозяйство. Сейчас «Челны-домофон» в экспериментальном порядке на два подъезда одного из домов 42 комплекса устанавливает блоки системы «Глашатай», которая позволит информировать жильцов об отключениях воды, о задолженности или даже давать рекламные объявления. «Такой блок стоит 2,5 тысячи и устанавливается к обычному домофону. Но у них минимальная партия заказа — 500 штук. Пока я заказывал их за свой счет. Надеюсь, в дальнейшем мы будем делить расходы напополам с управляющей компанией», — рассказал Гарбузов.

Также подрядчик отметил, что модернизация домофонного хозяйства не может происходить при существующем тарифе на обслуживание, который не меняется уже несколько лет. Причем, по словам Гарбузова, для поддержания в удовлетворительном состоянии домофонов и этих денег сейчас хватает с натяжкой. Из 25 рублей в ГРЦ уходит 2,8%, а за каждую поданную или снятую с обслуживания квартиру тому же ГРЦ платят 4,95 рубля. За работу с управляющей компанией тоже надо платить. «Камстройсервису» в период работы с ними компания «Челны-домофон» платила 5% от общей начисленной суммы. У «Паритета», видимо, аппетиты пониже — плата составляет всего 0,5%. Затем ежемесячно 13 тыс. рублей выплачивается за услуги центральной диспетчерской, через которую проходят все заявки. На налоги уходит 6% от оборота. Есть и просроченная задолженность населения, которая из года в год не уменьшается. «А на оставшееся я обслуживаю домофоны. И этого не хватает. Особенно когда по городу прокатывается волна вандализма и краж домофонов, которые мы вынуждены ставить уже из собственных средств», — сообщил Гарбузов.

Обычная домофонная система на подъезд 9-этажки обойдется в сумму примерно 25 тыс. рублей без учета расходных материалов и стоимости установки. Если же верить домофонщикам, новые технологии стоят значительно дороже — как минимум раза в два. «Не доросли еще наши жители ни кошельками, ни менталитетом до «умных» домофонов, — сказал Гарбузов. — Мне предлагали взять на обслуживание дома нового элитного жилого комплекса «Солнечный парк». Там стоит итальянское оборудование на 3 млн. рублей. Только один планшет в каждой квартире стоит 60 тыс. рублей. Так вот сами жители от этих домофонов начали отказываться. Потому что обслуживание в этом доме будет золотым. Если элите это невыгодно, чего уж говорить про обычный народ».

Дома нового элитного жилого комплекса «Солнечный парк»
Дома нового элитного жилого комплекса «Солнечный парк»

В ЦИТ исполкома признают, что вопрос окупаемости домофонного бизнеса стоит на повестке дня, однако четко определяют как причины проблемы, так и пути ее решения. «Я не считаю, что домофоны — это бизнес нерентабельный, просто у него есть конкретный срок окупаемости, и управляющие компании должны обеспечивать подрядчикам такие сроки, — считает Бобошко. — Игроки не хотят серьезно вкладываться в этот бизнес именно потому, что у них нет гарантии долгосрочной работы. Наш регламент предусматривает и юридическое обеспечение адекватных контрактных сроков для инвесторов, чтобы они могли и кредиты оплатить, и собственные средства отбить. Что касается цен на оборудование, то даже в рамках нашего регламента решения могут быть очень разные. Опираться на стоимость оборудования нам не нужно — любое оборудование окупается, это лишь вопрос сроков его эксплуатации».

«ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ? ЭТО ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ»

Нужно ли в наше время проводить модернизацию домофонного хозяйства и не является ли домофонная кампания переделом рынка — с таким вопросом мы обратились к экспертам «БИЗНЕС Online».

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, руководитель регионального центра общественного контроля «ЖКХ-контроль» в РТ:

— Компания, которая выживает другие компании с рынка, дает откат управляющим компаниям. Так что здесь вообще нужна проверка на коррупцию. А обещать модернизацию... Обещать — не значит жениться. Если в договоре имеется условие модернизации в определенные сроки, тогда можно таким обещаниям верить. Хотя я как специалист в области техники могу сказать, что нет цели модернизации, есть цель сделать что-то лучше. Что может быть лучше в домофоне? Видеонаблюдение? Это слишком дорогое удовольствие, и жильцы на это не пойдут. Так что мое глубокое убеждение, что вся затеянная кампания — это просто передел рынка с целью личной выгоды и с отстегиванием управляющей компании.

Юрий Шеин — гендиректор ООО «ЭКСПО-Регион Закамье», член депутатской комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству:

— Если компания намерена модернизировать систему в рамках существующих тарифов, то почему бы и нет? Важно не раздражать людей повышением тарифов — они и так запредельные. Я думаю, эту сферу необходимо упорядочить едиными нормами и условиями, и только после этого начинать внедрять новые технологии, не торопясь. Чтобы и депутатский состав, и население четко понимали, что и для чего им предлагают, каковы преимущества нового оборудования, и реальный ли у подрядчика бизнес-план. В этом случае, конечно, мы должны идти вперед, а не топтаться на месте. Отмечу, что у меня, как у жильца многоквартирного дома, претензий к сервису нашей домофонной компании нет, все устраивает в том виде, в каком оно есть.

Галина Лукина — директор УК «Ремжилстрой»:

— «Домрос» оставил нам письмо несколько месяцев назад, но когда мы объяснили им свою ситуацию, показали договор, они ушли. Договор серьезный по вложениям подрядчика. Компания «Ремавтоматика», обслуживающая наш жилой фонд, сделала серьезные вложения в восстановление домофонов. Но ремонтировать старые смысла нет — сейчас домофоны должны быть нового поколения, как и доводчики. Если бы «Домрос» зашел на нашу территорию, ему пришлось бы возместить вложения «Ремавтоматике», с которой мы заключили договор на 2015 год. Думаю, «Домрос» нужно опробовать свои силы на каких-то домах и компаниях, а потом уже расширяться. Но дело это невыгодное в свете новых СНИПов на домофоны. Из старых домофонов деньги уже выкачали, теперь пришло время вкладываться. Возможно, если обслуживать весь город, выгода будет, но сомневаюсь. Сейчас домофоны с видеонаблюдением, они совершенно другие. В них есть как минимум функция информационного оповещения, благодаря которой не приходится клеить объявления на подъездах. Эта функция не такая уж дорогая, для начала надо хотя бы ее внедрить, а потом уже идти дальше.