КАРТА КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА ЗА 101 МИЛЛИАРД

История УЭК началась в эпоху «модернизации», когда у чиновников было в моде электронное правительство. В 2009 году президент Дмитрий Медведев заявил, что нужно создать удобное средство идентификации гражданина при взаимодействии с госорганами.

Идею подхватил глава Сбербанка Герман Греф, который предложил сделать проект частно-государственным, открыв его для внешних инвесторов. ОАО «УЭК» было создано в мае 2010 года. Первоначальными учредителями в равных долях стали Сбербанк, «Уралсиб» и «АК БАРС» Банк. В конце 2011 года президент УЭК Николай Ульянов назвал сумму инвестиций акционеров в проект — $40 млн., получается порядка 400 млн. рублей на каждого по курсу тех дней.

Будущее проекта поначалу выглядело безоблачно. Летом 2010 года был принят закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По закону универсальная карта должна была совмещать в себе четыре функции: идентификатор, медицинский полис, пенсионное страхование и платежный инструмент. Карту предполагалось раздать каждому россиянину за исключением тех, кто напишет письменный отказ. Сумма инвестиций до 2016 года оценивалась в 101,3 млрд. рублей, причем почти половину должно было компенсировать государство.

КАК ПОХОРОНИЛИ «ЧИП ЗВЕРЯ»

Первоначально полномасштабный запуск проекта по всей России планировался на 2012 год. Однако внедрение электронного правительства забуксовало, особенно в регионах, да и бюджетных денег проект не дождался. Правительство посчитало, что банки сами могут профинансировать эмиссию карт (а себестоимость планировавшейся к выпуску поликарбонатной карты, по некоторым оценкам, достигала 300 рублей — против $1 у Visa и MasterCard).

Не встретил проект и широкого одобрения в обществе. В частности, в среде верующих электронную карту окрестили «чипом Зверя». Дело дошло до того, что в феврале 2013 года архиерейский собор русской православной церкви официально выступил против «принудительного и безальтернативного использования гражданами электронных способов учета и идентификации личности». В итоге получение карты стало делом сугубо добровольным.

По итогам 2013 года (последние доступные данные) УЭК зафиксировала 708 млн. рублей чистого убытка — на 58% больше, чем годом ранее. Выручка УЭК при этом увеличилась всего на 3 млн. рублей до символических 15 млн. рублей. Основные расходы при этом выросли в 1,7 раза, а управленческие — почти в 1,5 раза. Совокупный убыток УЭК за первые 4 года существования составил 1,4 млрд. рублей.

СБЕРБАНК РАЗМЫЛ МИНОРИТАРИЕВ

Чтобы финансировать проект, было проведено несколько допэмиссий. В результате список акционеров расширился, а доли по состоянию на март 2014 года были таковы: Сбербанк (45,05%), Сбербанк КИБ (24,57%) «Уралсиб» и «АК БАРС» (по 12,8%), ЗАО «РТИ Микроэлектроника» (4,78%). Капитал УЭК — 1,318 млрд. рублей.

В апреле 2014 года Сбербанк провел еще одну допэмиссию акций на 1,3 млрд. рублей, которую, по сведениям «Коммерсанта», «АК БАРС» и «Уралсиб» поначалу пытались заблокировать. В результате уставный капитал УЭК удвоился, а участие Сбера в нем резко выросло.

Согласно списку аффилированных лиц ОАО «УЭК», на 31 декабря 2014 года доля Сбербанка составила 72,33%, Сбербанка КИБ — 12,37%. Доли остальных участников не раскрываются, но суммарно на них приходится лишь 15,3%. Так как после выкупа всей допэмиссии Сбер размыл доли остальных акционеров с коэффициентом 1,987, то на долю «АК БАРСа» должно приходится около 6,44%.

КАК НАБИУЛЛИНА И КОСТИН «ПРОКАТИЛИ» ГРЕФА

В начале прошлого года у глубоко убыточного проекта забрезжила надежда на ренессанс. После введения санкций со стороны США против банка «Россия» платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживания его карт. Тогда российские власти решили создать национальную систему платежных карт (НСПК). Об этом распорядился президент РФ Владимир Путин, и 1 апреля правительство выдало соответствующие указания минфину, минэкономразвития, минкомсвязи и ФМС.

Греф тут же написал Путину письмо с предложением рассмотреть УЭК в качестве платформы для национальной системы. Но в итоге замысел провалился во многом усилиями основного конкурента Сбербанка — ВТБ. Как пишет РБК, платформу в ЦБ выбирали 23 июня 2014 года. Претендента было два: УЭК и «Золотая корона». Представители УЭК были уверены, что они выиграют это соревнование. «С самого начала участие «Золотой короны» в конкурсе сводилось к тому, чтобы создать видимость выбора», — вспоминает один из присутствовавших на том мероприятии топ-менеджеров. Однако «Золотая корона» набрала больше баллов, на что трое представителей из УЭК, присутствовавших в ЦБ, включая его президента Алексея Попова, отреагировали очень бурно. «Они потребовали пересмотреть результаты анкетирования, исключив из них оценки двух участниц: вице-президента ВТБ24 Елены Воробьевой и вице-президента ассоциации «Россия» Алины Ветровой. Заместитель Попова утверждал, что их оценки необъективны, так как они женщины и голосовали сердцем», — говорит один из участников голосования.

В итоге председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, несмотря на благосклонность к своему бывшему шефу, предпочла создавать проект с нуля. Генеральным директором ОАО «НСПК» стал Владимир Комлев — создатель независимой процессинговой компании UCS.

Некой альтернативой для УЭК могло стать сотрудничество с Visa или MasterCard, которые как раз искали партнера по обработке своих транзакций в России. Однако и здесь универсальной карте не повезло. Центробанк пролоббировал принятие закона о переводе обработки всего платежного трафика (и локальных систем, и международных) в НСПК. Не далее как вчера ЦБ объявил, что через систему прошли первые транзакции MasterCard. Полностью переход всех российских банков на НСПК должен произойти уже к 31 марта.

У ГРЕФА ВСЕ «ПРО100»

Теперь свои надежды УЭК связывает с картами под брендом «ПРО100». Всего эмитировано более 1,2 млн. карт — в основном Сбербанком, в том числе в отрезанном от международных платежных систем Крыму. Окажется ли этот проект успешным — большой вопрос. Как говорят эксперты, явных преимуществ у него нет, а недостаток налицо — карту не принимают за границей.

Таким образом, участие в столь затратном проекте с неочевидными перспективами лишь дополнительно давит на финансы учредителей. Поэтому выход миноритариев, включая банк «АК БАРС», из УЭК с продажей доли выглядит вполне логичным. Не ясно лишь, какую часть вложенных денег удастся вытащить.

Руководитель пресс-службы ОАО «УЭК» Евгения Савина отказалась отвечать на вопросы по возможному выходу «АК БАРС» Банка из состава учредителей. Руководитель пресс-службы «АК БАРСа» Рафаэль Миргаязов на момент сдачи материала был не готов прокомментировать ситуацию. Получить комментарий Сбербанка также не удалось.

Роберт Миннегалиев и Валерий Сорокин
Роберт Миннегалиев и Валерий Сорокин надеются вытащить часть вложенных денег в УЭК

«ДОЛЯ «АК БАРСА» МОЖЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ В 250 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

Разногласия по поводу дальнейшего развития проекта появились между его ключевыми акционерами достаточно давно. Изначально он принадлежал трем банкам: Сбербанку, «Уралсибу» и «АК БАРСу», но в ходе ряда допэмиссий доля последних двух сократилась. В первой половине 2014 года между акционерами возникли разногласия, из-за чего дальнейшим развитием проекта займется Сбербанк. Полагаем, что покупателем доли «АК БАРСа» выступит именно эта кредитная организация. Таким образом, он получит в УЭК практически полный контроль. Полагаем, что стоимость данного пакета акций может быть в районе нескольких сотен миллионов рублей.

Анна Бодрова старший аналитик «Альпари»:

Оценки капитализации компании разнятся очень сильно — изначально было выпущено акций на 800 миллионов рублей, позже состав акционеров вырос с 3 до 5 участников. Открытая информация ОАО «УЭК» на официальном сайте заканчивается летом 2012 года. Следовательно, доля «АК БАРС» Банка может оцениваться в сумму до 250 миллионов рублей, это очень приблизительный расчет. Перекупить этот пакет может любой из акционеров УЭК, так как состав выглядит оптимальным — «Уралсиб» или Сбербанк вполне могут выступить перспективным покупателем. Думается, что государство останется владельцем ключевого пакета.