http://theins.ru/
Дмитрий Медведев: «Я подписал специальный документ, это правила по установлению запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, которые происходят из иностранных государств, для целей обеспечения поставок для государственных и муниципальных нужд»

НЕ ЖДАТЬ ПОМОЩИ ОТ МОСКВЫ

Как пишет сегодня утром газета «Ведомости», сразу два источника в правительстве подтвердили: на антикризисные меры по плану правительства до конца марта может пойти не более 22 млрд. рублей из бюджета. При этом, как рассказал собеседник издания, минэкономразвития оценивало дополнительные расходы в первом квартале примерно в 100 млрд. рублей. Но в итоге согласованная с минфином цифра оказалась в разы меньше.

Из этих денег минсельхозу обещано 10 млрд. рублей (максимум, обозначенный в правительственном плане до конца года, — 50 млрд. рублей). Еще 5 млрд. рублей пойдет на продление программы утилизации (из 10 млрд., заложенных на год). Еще 5 млрд. рублей будет направлено на субсидии процентных выплат по кредитам, взятым предприятиями (о каких именно предприятиях идет речь, не уточняется). 1 млрд. рублей — субсидии регионам для закупок автомобильной техники на газомоторном топливе. И еще 1 млрд. получит на докапитализацию Росэксимбанк.

На этом фоне становится еще более понятным прозвучавший в воскресенье призыв президента РТ Рустама Минниханова не ждать помощи от Москвы, по крайней мере, в ближайшее время.

Еще более определенно высказался в своем прогнозе на 2015 год экономист Олег Григорьев: «Руководство страны не предпринимает активных шагов не потому, что не видит угрозы кризиса. Как раз понимает и предполагает, что кризис будет глубоким и длительным. Но оно ориентируется по своему календарю. В декабре 2016-го, то есть через два года, предстоят выборы в Госдуму. Еще менее, чем через полтора — выборы президента. Вот там, в преддверии этих выборов, понадобится и демонстрация активных действий и каких-то результатов. А добиться этого можно только за счет массированного использования тех ресурсов, которые имеются сейчас в запасе. Так что задача перед властями стоит простая — дотянуть, не допуская до серьезных потрясений и максимально сохранив резервы до начала большого выборного цикла. Собственно, ручное управление, о котором говорил наш президент, — это и есть стратегия на ближайшее время. Смотреть, где ситуация ухудшается, и точечными мерами ликвидировать возникающие угрозы».

Одним из основных производителей коммунальной техники в России является КАМАЗ
Одним из основных производителей коммунальной техники в России является КАМАЗ

«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ»

Примером имитации усилий при отсутствии реальных шагов, похоже, стало вчерашнее постановление правительства РФ №84. Его выход премьер-министр Дмитрий Медведев анонсировал громко и решительно: «Я подписал специальный документ, это правила по установлению запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, которые происходят из иностранных государств, для целей обеспечения поставок для государственных и муниципальных нужд».

Еще бравурнее звучали пояснения вице-премьера Аркадия Дворковича. «Речь идет прежде всего о строительной технике, о технике, используемой при разработке месторождений полезных ископаемых, коммунальной технике, иных видах транспортных средств... Мы рассчитываем, что это придаст дополнительный импульс импортозамещению по этим видам продукции», — сказал он, отвечая на вопрос Медведева, какие товары попали в список.

«БИЗНЕС Online» заинтересовался документом — ведь одним из основных производителей коммунальной техники в России является КАМАЗ. Вечером в понедельник текст постановления был опубликован на сайте правительства. Но уже первый взгляд на него вызвал недоумение...

Нет ясности и по закупке техники для государственных и муниципальных нужд. В первоначальном варианте на эти цели предполагалось выделение более 5 млрд. рублей, а на сегодня осталось лишь само мероприятие без копейки финансирования

«СНЕГООЧИСТИТЕЛИ» ВМЕСТО «МАШИН ДЛЯ ЗИМНЕЙ ОЧИСТКИ»

Оказывается, в июле прошлого года кабмин РФ уже издавал постановление №656, где точно так же запрещал госорганам и муниципалитетам закупать на свои нужды иностранную технику. И перечислял, какую именно. Чем же нынешнее постановление отличается от старого?

Нынешнее постановление лишь вносит в него изменения. В чем же именно? Прежде всего новый «заградительный» список состоит из 55 пунктов при том, что в старом их было 66. При этом в сопроводительной справке поясняется: «Перечень актуализирован и приведён в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014»

Действительно, с 1 января утратил свою силу классификатор ОК 034-2007. Отныне действует более поздняя версия — ОК 034-2014. Отсюда и практически все разночтения. Допустим, в новом перечне запрещенного к закупкам импортного транспорта появился пункт «Автобусы». В приложении к июльскому постановлению никаких автобусов в помине нет, зато есть многословное перечисление «Средств автотранспортных, предназначенных для перевозки не менее 10 человек, с дизельным или полудизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров...» Если полюбопытствовать и открыть этот и некоторые другие пункты в старом классификаторе, то там и обнаружатся искомые автобусы. И так далее. Например, возникли «Снегоочистители» вместо «Машин для зимней очистки городов». Корреспондент «БИЗНЕС Online», потратив некоторое время, сумел обнаружить такое различие: исчезло упоминание о карьерных самосвалах. Впрочем, российские машиностроители их не выпускают.

Единственное существенное изменение, которое нам удалось обнаружить, — доступ к гос- и муниципальным закупкам получили кроме производителей из России, Беларуси и Казахстана их коллеги из Армении — 2 января 2015 года эта страна присоединилась к Евразийскому экономическому союзу. Впрочем, это вряд ли скажется на российском рынке — великой машиностроительной державой Армению назвать сложно.

Нет ясности и по самой закупке техники для государственных и муниципальных нужд. Этот пункт обозначен в антикризисном плане правительства РФ. Однако, как пишет в своей статье для «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ Альфия Когогина, в первоначальном варианте на эти цели предполагалось выделение более 5 млрд. рублей, а на сегодня осталось лишь само мероприятие без копейки финансирования.

Ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировал Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»: «Сам по себе важен факт, что это постановление появилось. Трудно пока судить о том, насколько эта мера будет эффективной. Но это одна из мер, которая поможет в непростых экономических условиях повысить спрос на продукцию отечественного производства. КАМАЗ, не являясь исключением, тоже надеется на увеличение продаж, хоть и ненамного. Точнее пока сказать не берусь, так как ранее уже выходило аналогичное постановление. И различие в списках механизмов импортного производства, запрещенных к ввозу на территорию России, надо смотреть точечно».