ЛОКОМОТИВ РОСТА ТАРИФОВ — ЦЕНА НА ГАЗ

Госкомитет РТ по тарифам при установлении тарифных решений на нынешний год — а их было принято более 5 тыс. — сэкономил 11,04 млрд. рублей. Об этом на состоявшейся накануне коллегии ведомства с гордостью рассказал его председатель Марат Зарипов. «Это та сумма, на которую мы срезали аппетиты регулируемых организаций», — подчеркнул он. Но и это не предел: в прошлом году экономия была еще больше — 16 миллиардов. «Можно себе представить, на сколько бы возросла конечная плата за потребление энергоресурсов, если бы ежегодно эти затраты были учтены в тарифах», — заметил руководитель.

Госкомитет регулирует тарифы более тысячи предприятий. Основные, конечно же, цены на газ, электрическую и тепловую энергию, воду и водоотведение, утилизацию ТБО и так далее. Каких изменений ждать в этом году? Прогноз Зарипова таков: рост оптовой цены природного газа не превысит 7,5%, тарифов на электроэнергию — 8,9% (в 2014-м они подросли на 7,2%), оплата труда повысится не более чем на 6,7% (против 4,8% в минувшем году). Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельно максимальные уровни тарифов на 2015 год для нашей республики. Этих рамок Госкомитет и придерживался. Так, например, рост конечного тарифа на тепловую энергию (комбинированная и некомбинированная выработка) в среднем по Татарстану не должен превысить 13,6% (годом ранее это было 5,3%), а стоимость водоснабжения и водоотведения — подняться больше чем на 11,6% (в 2014-м — 4,3%). Председатель Госкомитета заметил: параметры прошлого года ниже, чем в нынешнем. Это объясняется тем, что в 2014 году были заморожены оптовые цены на природный газ: «А цена на газ — локомотив роста остальных тарифов».

Зарипов сообщил, что для защиты населения будет продолжена практика ограничения вносимой ими платы за коммунальные услуги — предельные максимальные индексы установлены по каждому субъекту РФ. «Можно смело сказать, что в 2015 году плата населения за коммунальные услуги с учетом принятых тарифов не превысит 9 процентов (наш максимальный индексприм. авт.)», — заявил председатель госкомитета. Он напомнил: по решению правительства РФ тарифы меняются только один раз — с 1 июля. Правда, не все еще известно. Если с 1 января оптовая цена газа составляет 3,58 тыс. рублей за 1 тыс. кубометров (для населения газ пока обходится по 4,8 рубля), то его стоимость с 1 июля ФСТ еще не принята. «Цена на газ для населения экономически не обоснована», — подчеркнул Зарипов. Конечная стоимость для потребителей даже с самым низким объемом равна 5,6 рубля (с НДС). Как результат: в прошлом году размер перекрестного субсидирования по газоснабжению в РТ достиг 1,8 млрд. рублей.

Марат Зарипов

Что же касается электроэнергии, правительство РТ принято решение установить тариф на предельно минимальном уровне при возможном максимальном росте. С 1 июля будет действовать цена 3,2 рубля за 1 кВтч. Для населения сельской местности и тех горожан, что пользуются электроплитами, предусмотрен тариф с максимально возможным понижающим коэффициентом — 0,7, как и в прошлые годы. Особенность 2015 года: правительство РФ впервые ограничило объемы перекрестного субсидирования при регулировании электроэнергии. Для населения тариф на электроэнергию тоже экономически необоснован (обоснованный для населения тариф на этот год — 4,3 рубля с НДС). Размер «перекрестки» — 6,3 миллиарда.

К компетенции Госкомитета относится еще и регулирование тарифов в сфере транспортных услуг, это тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми возможными видами транспорта. По ним пока сохранились старые цены. Как сказал Зарипов, они могут измениться только в случае увеличения цены на топливо (на него в тарифе приходится треть).

КАНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЖЕНА НА 140%

Директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров начал за здравие: тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в Казани одни из самых низких в ПФО и среди российских городов-миллионников. Но следом он напомнил, что в эти тарифы включены затраты только на текущее содержание инженерных систем (таков закон) без учета расходов на развитие и модернизацию инфраструктуры. «Единственный источник для развития инженерных коммуникаций — плата за подключение вновь присоединяемых объектов», — констатировал Егоров. Но здесь есть проблема: у предприятия отсутствуют резервы. «Например, в северной части Казани — Кировский, Московский, Авиастроительный и часть Советского районов — уже сейчас нет возможности подключить новые объекты к канализации, — рассказал он. — Единственная канализационно-насосная станция (КНС) «Верхняя» перекачивает стоки в верхней части города на очистные сооружения, она перегружена на 140 процентов и работает без аварийного резерва».

Чтобы увеличить график, нажмите на него

По прогнозу директора «Водоканала», аналогичная ситуация через два-три года может возникнуть с водозабором и городскими очистными сооружениями и канализацией. Чтобы этого не случилось, необходимо уже сейчас реконструировать старые объекты коммунальной инфраструктуры и строить новые. Но как? С начала прошлого года для потребителей, подключаемых к сетям «Водоканала» с нагрузкой свыше 10 кубометров в час, размер платы устанавливается индивидуально через госкомитет РТ по тарифам (у кого она меньше, рассчитывается на основании утвержденных тем же госкомитетом ставок), обрисовал он ситуацию. По закону, для тех, кто потребляет менее 10 «кубов», в плату за присоединение не могут быть включены затраты на строительство и реконструкцию сооружений. Егоров привел конкретные примеры «освобожденных» объектов: трехэтажная гостиница на улице Короленко (потребляет 9 «кубов»), 72-квартирный жилой дом (7,5) и магазин «Мегастрой» на улице Гаврилова (5,7).

«Водоканал» совместно с госкомитетом разработали методику. Ее суть в том, что в размер платы включаются затраты на строительство и реконструкцию существующих объектов коммунальной инфраструктуры пропорционально доле подключаемой нагрузки конкретного заявителя. Пользуясь возможностью, Егоров попросил присутствовавшего на коллегии вице-премьера Алексея Песошина содействовать в принятии этой методики расчета при подключении пользователей в индивидуальном порядке.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

Однако следующий докладчик — ответственный секретарь межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при президенте РТ Тимур Халиков вступил с Егоровым в полемику: «Мы не согласны с идеей «Водоканала» начать формировать доходную базу предприятия за счет введения дополнительных платежей в тарифе за техническое присоединение». Причина: несмотря на плату «за резерв», потребителю все равно будет оказываться прежний уровень объема и качества услуги в двух-трехлетней перспективе. «Объективно мы понимаем, что в связи со значительным расширением города и роста строительства в Казани в последнее десятилетие есть необходимость строительства и ввода новых мощностей», — признал Халиков. В целом, по его мнению, инвестпрограммы водоснабжающих организаций свидетельствуют: отрасль недоинвестирована.

При этом в Казани не разработана схема водоснабжения. Возникают вопросы объективности заявляемых «Водоканалом» параметров мощности источников пропускной способности сетей и перспективной нагрузки со стороны потребителей. Но, несмотря на замечания, совет все-таки рассматривает инвестпрограмму «Водоканала» как возможность повышения качества инфраструктурного обеспечения и дальнейшего развития столицы. Тарифы либо должны обеспечивать достаточный объем средств для расширения инвестиций, либо гарантировать внешним инвесторам определенную доходность.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

И у Халикова есть конкретные предложения, как это сделать. Во-первых, для качественной финансовой программы «Водоканала» нужно актуализировать все технические параметры в перспективном генплане Казани и программе комплексного развития систем коммунальных структур города, утвердить схему водоснабжения и водоотведения. Необходимо учесть и такие долгосрочные проекты, как реновация Адмиралтейской слободы и вывод промышленных предприятий города Казани на ее окраины. «Необходимо увязать эти параметры. Иначе программа живет сама по себе», — считает он.

Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее

Действующие правила установления предельных тарифов не позволяют для финансирования инвестпрограммы «Водоканала» рассматривать концессию и частно-государственное партнерство. Привлечение средств из бюджета тоже ограничено. Ответсекретарь совета предложил использовать муниципальные инфраструктурные облигации. Кроме того, он напомнил, что федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ, с которым у Татарстана сложились конструктивные отношения, практикует такую поддержку, как выделение субсидий на уплату процентов по долгосрочным кредитам и облигационным займам по региональным программам модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Халиков считает, что этот формат надо расширить, освоив новое направление: рефинансирование муниципальных облигаций для населенных пунктов с численностью более чем 250 тыс. человек. Пилотный проект можно было бы отработать как раз на объектах казанского «Водоканала». И, наконец, по его мнению, для реализации инвестпланов «Водоканала» все-таки необходимо включить инвестиционную составляющую в тариф на воду. «Для того чтобы это воспринималось менее болезненно, нужно начинать работать с потребителями — вести регулярную разъяснительную работу», — посоветовал он. При этом потребители, конечно, должны быть уверены в высокой эффективности инвестпрограммы и ее прозрачности.

«Проблема действительно есть, — согласился Зарипов. — Замалчивать ее не стоит». Напротив, для решения необходимо задействовать все возможные источники. «В том числе, возможно, и рост самого тарифа, — не исключил он. — Но в рамках того предела, который был бы безболезненно принят в столице республики».

Чтобы увеличить график, нажмите на него

Халиков отметил: в последние годы федеральные власти ужесточают тарифную политику. Ограничения приводят к тому, что основная нагрузка ложится на местные власти, что сильно влияет на финансово-хозяйственную деятельность местных водоканалов, тепловых сетей с котельными при существенном ограничении темпов роста их тарифов. «И это при том, что в тарифе наибольшие темпы роста имеют цены крупнейших российских естественных монополий, — подчеркнул докладчик. — В частности, опережающие темпы роста тарифов на газ просто выедают средства на содержание местных сетей как для «Водоканала», так и теплоснабжения».

...МАКСИМАЛЬНО ПОНЯТНО КАЖДОМУ ТАТАРСТАНЦУ

Подводя итог коллегии, Песошин напомнил о грустном: результаты по большинству показателей экономики в 2014 году ниже ожидаемых. По его мнению, в условиях финансовых ограничений и замедленного экономического роста необходимо сосредоточиться на «узких местах». В том числе еще более внимательно отнестись к регулированию цен на тарифы во всех стратегически важных отраслях экономики. Они влияют на все. «Например, инвесторов сейчас уже не столько интересует уровень налоговой нагрузки на бизнес, сколько уровень тарифов на получаемые ресурсы», — отметил он. Задача — удержать тарифы на конкурентоспособном уровне, причем по сравнению не только с соседними регионами, но и со странами со сложными условиями ведения бизнеса. В то же время экономика не должна почувствовать острого дефицита средств на инвестиционное развитие. Еще один важный момент — не допустить социальной напряженности.

Что же касается платы за присоединение к сетям водоснабжения-водоотведения в индивидуальном порядке, он попросил минстрой совместно с исполкомом Казани и во взаимодействии с госкомитетом по тарифам и «Водоканалом» провести независимую оценку резервов мощности водозабора «Волжский», канализационных и очистных сооружений, оценить необходимость строительства КНС «Заречная». «Хотя вроде бы понятно, что без нее не обойтись, — признал Песошин. — Этот вопрос уже неоднократно поднимался».

Тем не менее вице-премьер рекомендовал посмотреть и менее затратные варианты решения этой проблемы. Он согласен с тем, что схема водоснабжения и водоотведения должна разрабатываться с учетом перспектив развития Казани. «Хотя время и непростое, нужно рассмотреть возможность участия в любых возможных программах, в первую очередь федеральных, по развитию систем водоснабжения и водоотведения, — посоветовал он в завершение. — При этом сам механизм, как формируется конечный тариф, должен быть полностью прозрачным и максимально понятным каждому татарстанцу».