Сергей Катырин отметил, что не стоит всю поддержку МСБ перекладывать на регионы, которые и без того зачастую закредитованы

СТАВКУ ЦБ НАДО СНИЖАТЬ ЕЩЕ НА 5%

Ключевая ставка ЦБ даже после понижения оставляет кредиты недоступными для предприятий, а особенно для малого и среднего бизнеса. Об этом сегодня в Москве на пресс-конференции заявил глава ТПП РФ Сергей Катырин.

«Для бизнеса это запретительная ставка. Никто такие кредиты, я полагаю, взять не сможет, за редким исключением тех, кто может брать кредиты за рубежом. Для малого и среднего бизнеса это точно невозможно. Маловероятно, что при такой кредитной ставке у нас смогут какие-то программы реализовываться. Даже по тем, которые были в работе. Предприятия самостоятельно не смогут. Если государство компенсирует процентную ставку, тогда, наверное, можно говорить о каких-то возможностях», — заявил он сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Непередаваемо эмоциональной оказалась реакция Катырина на вопрос по поводу того, какой, по его мнению, должна быть оптимальная ставка для бизнеса.

«Упаси Господи! — вырвалось у Катырина. — Для бизнеса? Оптимально, как в Японии, от 0 до 0,5...»

Однако глава ТПП тут же подчеркнул, что и нынешний шаг ЦБ можно понять: регулятор стремился остановить спекуляцию, поэтому ввел запретительную норму. Между тем он уверен, что уже сейчас ключевую ставку необходимо снижать — например, поэтапно. Сейчас планку снизили на 2%, но это движение должно быть побыстрее. Жить станет легче, если ставку снизят еще процентов на 5, добавил он.

ПРОСТО ОТДАТЬ ДЕНЬГИ БАНКАМ? ТОГДА ДО БИЗНЕСА МАЛО ЧТО ДОЙДЕТ

В ходе пресс-конференции прозвучала и столь обсуждаемая сейчас тема антикризисного плана. Катырин признался, что ТПП принимала участие в его подготовке, однако все равно не все их пожелания были учтены. Так, решение выделить системообразующим банкам 1 трлн. рублей для поддержания финансовой системы Катырин считает уместным, но сожалеет, что список банков-получателей настолько мал — его следовало бы расширить, включив банки регионального уровня.

«Многое из того, что делается в регионах, делается через эту систему банков. Если на них средств не дают, то, я полагаю, это осложнит жизнь многим предприятиям», — пояснил глава ТПП. Также ему бы хотелось бы, чтобы в финансировании через банки существовала квота для малого бизнеса. Однако самым важным Катырин считает не укрепление банковской системы, а финансирование реального сектора экономики. «Просто отдать деньги банкам, не связанными никакими обязательствами по финансированию проектов реального бизнеса? Полагаю, что до бизнеса мало что дойдет», — выразил опасения Катырин.

Что касается экономии, которая также заложена в антикризисный план, то в ТПП уверены, что ни в коем случае нельзя экономить на социальных проектах. «Если мы начнем экономить на этом, то начнем сокращать внутренний спрос, делать этого нельзя, потому что это сегодня для нас может быть одним из основных драйверов развития», — объяснил он.

Особо Катырин подчеркнул необходимость внимательно отнестись к госзаказу, определенный процент которого необходимо давать МСБ. При этом важно, считает он, организовать контроль, что это действительно так и случилось. «Это серьезный источник финансирования сегодня для малого бизнеса — деньги госзаказа, деньги компаний с госучастием», — добавил он. Также среди пожеланий ТПП по поддержке МСБ Катырин перечислил снижение налоговой нагрузки, административного давления, проектное финансирование. «Надо всерьез думать о том, какие налоговые преференции можно и нужно создавать для МСБ», — отметил глава ТПП. Однако Катырин предупредил, что не стоит всю поддержку МСБ перекладывать на регионы, которые и без того зачастую закредитованы.

ЛОКОМОТИВЫ ЭКОНОМИКИ — В МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ СЕКТОРАХ, А РЕЙТИНГИ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ

На вопрос о локомотивах российской экономики Катырин ответил, что им могли бы стать такие направления, как наука, образование, здравоохранение, IT-технологии, биотехнологии — это то, что может повлечь за собой рост ВВП, и то, что имеет мультипликативный эффект. Вторым драйвером ему видится жилищное строительство. «Если задействовать деньги на жилье экономкласса, на не высотное жилье, частный сектор, то, думаю, тоже будет мультипликативный эффект», — пояснил глава ТПП. Надежду он также возлагает на легковые автомобили, которые также пользуются спросом у населения и могут задействовать частные деньги.

Естественно, прессу интересовал вопрос о резком повороте России на Восток и открывающихся после этого перспективах.

«Поворот на Восток — мы усилили этот вектор. У нас остался интерес к западному направлению, мы не собираемся с этого пути сворачивать. Надеемся, что все встанет на свои места: и нам эти партнеры нужны, и мы им нужны», — ответил Катырин.

Он отметил, что стремление бизнеса искать ресурсы на Востоке вполне естественно, так как западный путь на сегодня закрыт. При этом Китай, являющийся мощнейшей экономикой, и сам ищет контакты в России, поэтому с ним развивается наибольшее количество проектов. В то же время по объемам торговли за ноябрь-январь показатели с Китаем выросли на 2%, с Европой — упали, а вот с «главными санкционерами» — США — выросли на 7%.

Не страшится глава ТПП и снижения рейтингов России. Катырин напомнил, что в 2004 году рейтинг России был «мусорным», зато ВВП рос на 7%. «Страшилки, что будет «мусорный» рейтинг. Это неприятно для наших компаний, особенно тех, кто кредитовался за рубежом, но в целом для страны не смертельно. Во многом это политизированные оценки», — считает глава ТПП. Катырин напомнил, что те, кто вел какие-то проекты в России, пока что с рынка не ушел, несмотря на оценки рейтинговых агентств. Самое же страшное — ожидание и неопределенность для тех, кто какие-то проекты заканчивает и планировал новые.