Азат Ахунов
Азат Ахунов

ИРАН ВИРТУАЛЬНЫЙ И ИРАН РЕАЛЬНЫЙ

Благодаря альма-матер в конце прошлого года удалось провести две незабываемые недели в Иране. Все преподаватели университета раз в пять лет должны повышать квалификацию — в этот раз мы улучшали свои познания в персидском. Для востоковеда это обязательный язык, он входит в «джентльменский набор», состоящий из трех восточных и пары европейских языков.

...Все формальности остались позади. Наличие генконсульства Ирана в Казани сильно облегчило процесс оформления виз, и вот мы в Тегеране. В столицу Ирана летели через Турцию. Так дольше, но удобнее и дешевле. Широкофюзеляжный, трехсотместный «Аэробус» набился под завязку иранцами в Стамбуле. Это стало первым разрывом шаблона. Почему-то казалось, что Иран — закрытая страна наподобие СССР, где за рубеж можно было выезжать по разрешению обкома и КГБ. Только потом выяснилось: Турция — среди популярных направлений в Иране. Туда едут развлечься, заняться шопингом, наладить бизнес-контакты.

Иран хочет дружить с Россией. Со стороны официальных лиц этот месседж звучал почти прямым текстом. Неоднократно приходилось слышать недоуменные вопросы: почему Россия, которая также попала под санкции, не делает встречных шагов? Примерно такой же вопрос задал и иранский журналист на последней пресс-конференции Владимира Путина. Ведь за год до этого, в 2013-м, президент России назвал Иран «приоритетным партнером в регионе». Но все это осталось на словах. В 2013 году товарооборот с Ираном сократился на 31,5%, составив $1,59 миллиарда (в том числе с Республикой Татарстан — $8 млн.). Для сравнения: товарооборот Турции и РФ за этот же период составил $32 миллиарда...

На волне всеобщих симпатий нам был организован прием на самом высоком уровне. Принимающая сторона — сотрудники фонда «Саади» — буквально носила нас на руках. Помимо самих достаточно интенсивных курсов было организовано множество встреч как официальных, так и неофициальных, поездок по стране, посещений музеев, выставок, исторических достопримечательностей. Причем принимали нас первые лица — ректора вузов, руководители крупных научных сообществ, библиотек, музеев, крупные чиновники, вплоть до экс-спикера иранского парламента Хаддад Аделя. О нас писали в СМИ, радио Ирана посвятило специальную передачу нашему визиту.

Поэтому мы были для иранцев в диковинку: «Гости из России? Да еще мусульмане? Да не может такого быть!» Честно говоря, мы не привыкли к такому вниманию. Все время не покидало ощущение, что нас с кем-то перепутали. Но нет, все было на полном серьезе.

ЧТО ЭТО ЗА СТРАНА — ИРАН?

Иран — это не Турция и не Египет. Информации о ней мало, и она крайне противоречива. Страна предстает в СМИ и в интернете как авторитарная держава, где балом правят исламисты, а сама она находится чуть ли не в полувоенном положении. Да, это исламское государство. Мало того, государство шиитское. Женщины поголовно ходят в платках и в закрытых одеждах. Любая иностранка, будь то атеистка, пацифистка или феминистка, пересекая границу страны, обязана переодеваться по иранскому дресс-коду. Мужчины должны избегать шорт, рубашек с коротким рукавом и галстуков.

Но не так все строго, как кажется. Да, платки носят все, но как! Среди массы одетых во все черное женщин и девушек выделяется немалая часть молодежи, которая очень либерально относится к общепринятым правилам. Платок у девушек-неформалок может находиться на затылке, а сами они одеты в обтягивающие джинсы и яркие кроссовки. Ну и чисто символическая накидка сверху. Никто их не арестовывает и даже не смотрит косым взглядом. Мало того, некоторые молодые пары ходят в обнимку, хотя кто знает, может, это муж и жена?

Говоря про Иран, все-таки надо помнить, что это большая страна. Преобладающее население — это мусульмане-шииты, но также немало суннитов, христиан, иудеев. Они также подчиняются общим правилам, но совершенно свободны в делах вероисповедания. В Исфахане посетили армянский музей и армянскую церковь — оба места процветают и полны туристов, в основном испанцев и итальянцев, встречаются и немцы, но мало.

Русского языка почти не слышно. Один командированный из украинского Николаева испытал культурный шок, столкнувшись с нами в Исфахане, — он два года не слышал русскую речь.

ШИИЗМ В ИРАНЕ

В Иране получила распространение шиитская ветвь ислама. На эту тему в исламском мире идут многовековые споры, сунниты доказывают свою правоту, а шииты — свою. И нет конца-края этому спору.

В Иране этот вопрос не подлежит обсуждению — шиизм сидит в крови, обычаях, традициях и менталитете народа. В дни нашего пребывания страна находилась в месячном трауре по невинно убиенному третьему шиитскому имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. Прошло уже 14 веков, а иранцы до сих пор не могут простить себе то, что не смогли уберечь его от смерти.

В эти дни месяца из года в год все иранские учреждения оформляются черными траурными лентами и баннерами, исписанными словами сожаления в адрес покойного Хусейна. На улицах развиваются огромные многометровые черные и красные полотнища, напоминающие об этой траурной дате. Простые иранцы, выражая свою сопричастность, обклеивают машины наклейками «Йа, Хусейн!» («О, Хусейн!»), разливают по капоту красную краску, стилизуя ее под разбрызганную кровь шиитского имама. В это время в стране отменяются все увеселительные мероприятия, которых и так немного, по всему Ирану проводятся траурные мероприятия, шествия, демонстрации.

В Исфахане нам удалось стать свидетелями такого шествия, которое в советской атеистической литературе называли шахсей-вахсей (от персидского «Шах Хусейн, Вах Хусейн»). Помнится, тогда писали, что люди во время таких акций всячески истязают себя: рвут на себе волосы, полосуют свою тело ножами и бритвами до крови, хлещут по спине металлическими цепями.

Конечно, ничего подобного мы не увидели. Мало того, излишние истязания запрещены законом, но даже то, что удалось наблюдать, оставило неизгладимое впечатление.

Километровая демонстрация, состоящая из различных групп людей, в том числе женщин и детей. Некоторые шли босиком, били в барабаны, дудели в трубы. Во главе каждой процессии шел человек, который нес на себе огромную, тяжеленную конструкцию, украшенную колокольчиками, траурными лентами и перьями. Другая группа в едином ритме монотонно била себя по плечам железными цепями, замыкала процессию группа женщин-плакальщиц, вполне натурально изображавших большое горе.

САНКЦИИ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

На взгляд стороннего человека никакого кризиса в Иране не чувствуется. Магазины полны товаров, Тегеран задыхается от бешеного трафика, похлеще московского. Сами иранцы жалуются на взлетевшие цены, но они даже по казанским меркам вполне демократичные. Народ вполне миролюбив, свободен от интернет-зависимости (закрыты многие сайты, в том числе российские «Одноклассники» и «ВКонтакте»), гуляет в парках, посещает музеи, исторические места.

P1230659.jpg

Нет никаких антизападных шествий, везде продается «Кола» и «Сникерсы», на глаза попадались магазины Adidas и Nike. Правда, то тут, то там висят антиамериканские баннеры, высмеивающие Дядю Сэма, но никто на них не обращает внимания.

И это удивительно — ведь ровно 35 лет назад страна в едином порыве совершила антиимпериалистическую по своей сути исламскую революцию. Многолетний лидер Ирана — шах Реза Пехлеви был изгнан из страны как марионетка Запада и в первую очередь США. События тех лет отражены в хронике, которую можно найти в сети, все это четко показано в известном американском фильме «Операция «Арго».

Риторика официальных властей осталась той же. В паре с США достается и Израилю, который даже не называют своим именем, а только как «сионистское государство». Но массы, простые люди, бесконечно далеки от всего этого. Никто не обвиняет во всех грехах «пиндосов», что сплошь и рядом можно увидеть у нас. Видимо, за несколько десятков лет у людей накопилась усталость от того, что приходится слышать каждый день по радио и телевидению. Мало того, иранцы открыто критикуют предыдущего президента Махмуда Ахмадинежада, антиамериканская политика которого привела к усилению санкций, после чего стало невозможно отправлять и получать деньги через банки, дефицитом стали некоторые жизненно важные лекарства западного производства.

Но есть и чему поучиться. Наши чиновники много говорят об импортозамещении, но мало что делают. В Иране эта проблема решена. Почти все продукты иранского происхождения. Люди покупают Peugeot, Renault и Samand местного производства. Те, кто беднее, передвигаются на мопедах и велосипедах местного производства. Все чиновники передвигаются исключительно на местных Samand.

Любая бытовая вещь: зубная паста, канцтовары, электровилки, розетки и даже одноразовая пластиковая посуда — все иранское. И очень хорошего качества. Все необходимое производится в стране. Что-то особое, например модная одежда, импортируется из соседней Турции.

В Иране нет резкой инфляции. Местная валюта — иранский риал — контролируется властями. За все время нашего пребывания курс ее оставался стабильным — 32 тыс. за доллар (сейчас он укрепился до 27 тысяч). А рубль в это время летел ко дну...

О ЦЕНАХ

Еще в Казани я начитался о том, что в Иране все дешево и продается буквально по бросовым ценам. В реальности все оказалось не так. Во-первых, пикирующий вниз курс рубля оставлял все меньше и меньше шансов почувствовать себя буржуем. Что на самом деле дешево? Пусть для простоты цены будут в рублях.

Еда. Иранская кухня похожа на турецкую — много мяса и риса, различных кебабов. Отлично поесть в ресторане можно рублей на 300. Причем это будет огромная мясная порция, как минимум на троих, плюс гарнир, хлеб и напиток.

В ресторане можно заказать пиво, вино и даже шампанское — конечно, безалкогольное. И все это пользуется спросом. К слову сказать, основные посетители ресторанов — это иранцы. Особо популярные заведения берут штурмом — там всегда очередь.

P1230908.jpg

Сотовая связь. Карты стоимостью 200 рублей хватило на многочисленные звонки в Казань и по Ирану, еще осталось достаточно неиспользованных минут.

Транспорт. Говорят, в Иране дешевый общественный транспорт. Ездить не пришлось. И это вполне понятно при цене бензина 15 - 20 рублей за литр. Зато пришлось полетать на самолетах местных авиалиний. Билет Тегеран — Исфахан (примерно 500 км) обошелся в 1500 рублей, билет Шираз — Тегеран (около 900 км) — в 2000 рублей. Все самолеты новые и набиты битком — иранцы активно путешествуют.

Гостиницы. В Исфахане за двухместный номер (очень современный и удобный, из двух комнат, с Wi-Fi и завтраком) за два дня заплатили 800 рублей, т.е. по 400 рублей с человека.

Автомобили. Как говорят иранцы, бюджетный вариант Samand можно купить примерно за 300 - 400 тыс. рублей.

Книги. В Иране много хороших книжных магазинов. Литературы на персидском полно любой, в том числе много переводной с западных языков. В среднем хорошо изданный, солидный том в твердом переплете стоит около 150 - 200 рублей.

Сладости. Трехсотграммовую коробку иранского «газа» (наподобие рахат-лукума) можно купить за 100 рублей.

P1230917.jpg

Что дорого? Изделия ручной работы и сувениры. Это различные шкатулки, посуда из металла и дерева, национальная одежда и т.д. Но все это в основном продается на базаре, а там надо торговаться. Если повезет, цену можно скинуть до 50%. Изделия из золота и серебра по таким же ценам, как в Казани, но качество лучше — и это ручная работа. Дорого стоят орехи и сухофрукты. Килограмм фисташек примерно 700 рублей, изюма — около 300 - 400. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что продается у нас.

Я обратил внимание на то, что иранцы мало курят. Большая редкость увидеть курящего на улице. Поинтересовался ценами — пачка Marlboro стоит $10 - 12. С такими ценами поневоле задумаешься о здоровом образе жизни!

Азат Ахунов

Фото и видео автора

P1230302.jpg