«ПРИ ТАКОЙ СТАВКЕ КРЕДИТОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»

«Я понимаю ЦБ, он использовал жесточайший антибиотик в борьбе с болезнью. Но дело в том, что антибиотик может быть не по назначению. Тем не менее ЦБ, видя, что есть высокий уровень инфляции и волатильность валютного рынка, сочтет, что еще не время снижать, — сказал Гарегин Тосунян, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». — А если снизит, то на незначительные 1 - 2 процента, что более вероятно с учетом того, что все ставят вокруг вопрос о необходимости снижения ключевой ставки. Чтобы существенно, точно этого не произойдет. Либо совсем не снизит, либо на 1 - 2 процента, что как мертвому припарка, потому что 15 или 17 процентов рынок кредитный не заработает».

Впрочем, Тосунян возлагает ответственность за решение по ставке именно на ЦБ, которому «никто не может диктовать» и с которым все же в АРБ не согласны, так как повышение ставки рефинансирования бьет не столько по банковской системе, сколько по клиентам кредитных организаций. «Очевидно, что при такой ключевой ставке кредитование фактически заморожено, оно существенно упало в сегменте потребительского рынка и в сегменте коммерческих кредитов», — добавил он.

Тем не менее регулятор продолжает настаивать, что таким образом действует в соответствии с выбранным им курсом по таргетированию инфляции. Тосуняна такое объяснение явно не устраивает и уж точно не вдохновляет. «Кредитная ставка двузначная, а ниже она не опускалась. Только крупные компании могли заимствовать и только за рубежом под однозначную процентную ставку. Бороться с инфляцией, сохраняя двузначную ставку, и удивляться, что инфляция у нас выросла до 12 процентов, а на самом деле до 16 процентов, немножечко странно, — негодовал президент АРБ. — Любой производитель заимствует деньги, и это закладывается в стоимость. Поэтому нет ничего удивительного, что инфляция является линейной производной от процентной ставки». При этом Тосунян уверен, что на валютный рынок, воздействие на который посредством повышения ставки ЦБ ставил целью, можно повлиять путем жесткого контроля, тем самым уберечь его от атаки спекулянтов.

Напомним, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина в минувшую среду встречалась с депутатами Госдумы, которых, кажется, в последнее время больше волнует повышение в два раза цены на кашу в их же столовой. Встреча была закрытой, на ней присутствовали только 12 парламентариев от всех фракций, но, как сообщали информагентства, обсуждалась денежно-кредитная политика Банка России и уровень ключевой ставки. Так, справоросс Михаил Емельянов говорил, что ЦБ собирается понизить ставку в течение полугода, но вот только месяц так и не назвал. А до этого помощник президента Андрей Белоусов также заявлял о снижении процентных ставок. Сегодня совет директоров ЦБ должен будет внести ясность. Следующие заседания по вопросам кредитно-денежной политики намечены на 13 марта, 30 апреля и 15 июня 2015 года.

ЧИСТКА ЗАВЕРШЕНА, НО ОТЗЫВЫ ЛИЦЕНЗИЙ ВОЗМОЖНЫ

Между тем Тосунян считает, что, несмотря на непростую ситуацию в экономике, банковская система «показывает большую прочность, чем можно было бы ожидать». Он напомнил, что с 2004 по 2014 год у банков было отозвано более 400 лицензий. «Тот, кто выжил, тот стал значительно крепче. Но не все выжили, не все, уйдя с рынка, ушли безболезненно для рынка. Многие потянули с собой клиентов, не очень виновных в том, что произошло», — отметил президент АРБ. Впрочем, Тосунян все же надеется, что тема с отзывом лицензий теперь все-таки закрыта. «Хотелось бы, чтобы инструмент санации чаще применялся, чем инструмент отзыва лицензий», — высказал он надежду.

Поэтому рассуждать о том, кто же выживет в турбулентности кризиса, он вовсе отказался (видимо, боясь сглазить). «Я считаю, что сегодняшние прогнозы и всякого рода кликушества, что четверть банков уйдет с рынка, настолько необоснованны и настолько вредны. Такие словесные интервенции провоцируют ситуацию, провоцируют недоверие, напряжение, переток, — заявил Тосунян корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Видимо, это кому-то нужно из игроков рынка, чтобы подобная истерия охватывала клиентов и заемщиков, чтобы потом они бегали от одного банка к другому. В конце концов, эти перетоки в ущерб всей системе срабатывают, деньги уходят под матрац, за рубеж. Главное — уходят из банковской системы. Поэтому я категорический противник рассуждать в терминах, сколько банков уйдет с рынка. Я не считаю, что какое-то количество банков должно уйти».

Однако он не исключил отзыва лицензий в скором времени. Тем более накануне эта участь постигла иркутский «Ваш личный банк» и московский АкадемРусБанк. «ЦБ провел свое видение той чистки, которую должен был провести. Он этот этап завершил. Сейчас он довольно лояльный, довольно аккуратно подходит, сохраняет систему», — не унывает Тосунян.

«НЕ НУЖНО БАНКАМ НАВЯЗЫВАТЬ КАКИЕ-ТО ПРОЦЕНТЫ»

Что касается выделенного банкам 1 трлн. рублей, то и тут в АРБ не совсем понимают логику Центробанка. По словам Тосуняна, сначала планировалось включить в список 10 банков, однако несогласная с властями АРБ предложила свой вариант, который включал 150 - 200 банков. В итоговом списке оказались 27 банков. «Этот триллион не поддержка банков, а экономики, которая нужна государственным крупным проекта», — отметил он.

И действительно к банкам, включенным в список, будут предъявляться определенные требования, о которых еще в среду в Совете Федерации рассказывал министр финансов Антон Силуанов, а именно: ежемесячно наращивать объем кредитования экономики в размере не менее 1%. Выделены специальные отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, строительство, транспортный комплекс. Контролировать использование ресурсов будет Центробанк.

«Увеличение капитала на триллион рублей даст возможность привлечь дополнительные ресурсы банкам, чтобы увеличить кредитование экономики, в том числе кредитование бюджетов субъектов РФ», — заявил министр. Однако Тосунян полагает, что нецелесообразно навязывать банкам какие-то условия. «Банк — коммерческая организация, они кредитуют того, кто занимается бизнесом, того, кого они считают нужным и эффективным. Не нужно банкам навязывать какие-то проценты», — объяснил. В минфине между тем обещают, что за непослушание банки могут поплатиться — капитализация выйдет боком.