С Тогаевской свалки регулярно валит дым, она неоднократно горела
С Тогаевской свалки регулярно валит дым, она неоднократно горела

ОБА ИНВЕСТОРА ХОТЯТ ПОЛУЧАТЬ ГАЗ ИЗ ОТХОДОВ

Тогаевская свалка в Набережных Челнах, которая всегда была как бельмо на глазу и которая официально была закрыта в 2007 году, но продолжала принимать отходы города в полном объеме до 2013 года, вдруг стала драгоценным кладом. Как заявил в среду на встрече с инициаторами нового проекта рекультивации свалки первый заместитель руководителя исполкома города Ринат Абдуллин, теперь руководство города осознало этот факт. Как выяснилось, пустить гниющие отходы в оборот нашлось много охотников, и сегодня со своим предложением в муниципалитет обратилось казанское ООО «Центр природоохранных технологий — Булгар» — представительство в Татарстане ООО «ГК «ЦеПТ».

Напомним, что 16 января в Челнах уже побывал с аналогичной идеей президент корейской компании Eco Energy Хе Соон Сонг. Его предприятие реализовало выработку биометана из отходов в корейском столичном мегаполисе Судоквон, вложив $25 млн., и теперь готово повторить опыт в автограде в качестве пилотного для России (и более того — для Европы) проекта. Как отметил Абдуллин, теперь получается, что на рекультивацию свалки город может объявить конкурс среди инвесторов.

В основной части два предложенных городу проекта схожи — оба инвестора рассчитывают получать газ из отходов Тогаевской свалки. Корейцы намерены вырабатывать из него электроэнергию, но что с ней делать дальше, пока не определились, хотя понятно, что рентабельно использовать электричество они смогут только на каком-либо собственном производстве, построенном здесь же. На то, чтобы определиться с профилем этого производства и предоставить детальные экономические расчеты, руководитель исполкома Наиль Магдеев дал корейцам один месяц.

Ринат Загидуллин хочет выращивать тысячу тонн креветок в Челнах
Ринат Загидуллин хочет выращивать 1 тыс. т креветок в Челнах

«ЦеПТ-Булгар» со своей стороны предложил подобный проект, основанный на голландской технологии. Гендиректор ООО «ЦеПТ-Булгар» Ринат Загидуллин предложил Абдуллину несколько вариантов, как можно использовать биометан — все они предполагают строительство неподалеку от полигона агропроизводства, в отдельных случаях весьма экзотического. Первым вариантом «ЦеПТ-Булгар» предлагает построить комплекс для выращивания... креветок в теплицах. Такая форма аквакультуры практикуется вьетнамской компанией East Asia Global Alliance, которая является участником международного консорциума.

Биогаз со свалки будет использован как электрическая и тепловая энергия для этой площадки. Под все производство понадобится порядка 3,5 га земли в километре-другом от свалки. Загидуллин обещал три урожая в год упитанных креветок по 20 - 22 грамма каждая, причем соответствующих стандартам халяль. В общей сложности это 1 тыс. т креветок в год. Проект оценивается в 446,6 млн. рублей и предполагает окупаемость в течение 5,5 лет. Девальвация не должна кардинально повлиять на стоимость, поскольку «ЦеПТ-Булгар» предполагает использовать отечественные теплицы. Рентабельность проекта заявлена на уровне 30,7%, а налоговые отчисления в федеральный бюджет — порядка 350 млн. рублей, в территориальный — более 90 млн. рублей.

Если креветки в Челнах не любят, «ЦеПТ-Булгар» готов выращивать листовой салат в том же объеме 1 тыс. т в год, покупать который уже изъявило желание ООО «Белая дача Алабуга», снабженец ресторанов McDonald’s. В качестве запасного варианта есть еще разведение сомов и трепангов. В целом заявленное преимущество проекта «ЦеПТ-Булгар» перед предложением Eco Energy заключается в том, что голландская технология позволяет получать больше газа из того же объема отходов. К примеру, в презентации говорится, что объема газа с Тогаевской свалки достаточно для заправки 40 маршрутных автобусов ежедневно. На каком бы проекте не остановил свой выбор Магдеев, в любом случае он должен быть реализован в этом году, поскольку город должен освоить федеральную субсидию и рекультивировать свалку.

ЦЭПТ презентовал проект выращивания креветок в Челнах
ЦЭПТ презентовал проект выращивания креветок в Челнах

168 МЛН. — ВОПРОС НЕПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ

Предложение консорциума, который в России представляет группа ЦеПТ, а в Татарстане — «ЦеПТ-Булгар», оставляет несколько спорных вопросов. Как отметил на встрече начальник административно-технической инспекции при исполкоме Айрат Насыбуллин, проект рекультивации Тогаевской свалки уже разработан институтом «Казанский Промстройпроект». Откатывать работу проектировщиков никто не собирается, и тут единственным вариантом остается интеграция голландской технологии в разработку института.

— Сможете ли вы договориться с проектным институтом и профинансировать изменение проекта под ваши нужды? — прямо спросил Насыбуллин у гендиректора «ЦеПТ-Булгар».

— Мы им предлагали переделать проект. Они просили 300 тысяч за корректировку, — ответил Загидуллин.

— 300 тысяч — это не деньги, — намекнул Насыбуллин на то, что в этом вопросе муниципалитет участвовать не будет. — С нас они просили 500...

— Да, мы можем заплатить, — согласился Загидуллин. — Но мы должны понимать, что проект будет у нас — не станем же мы переделывать его для кого-то другого...

Запросы экопарка (Чтобы загрузить картинку, кликните по ней )
Запросы экопарка
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней )

Закрепление за Тогаевским полигоном федеральных денег в объеме 168 млн. рублей вызывает другой очевидный вопрос: какое место в распределении этих средств отводит себе ЦеПТ в случае одобрения проекта? В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Загидуллин подчеркнул, что субсидия для них — вопрос непринципиальный.

«Если мы будем участвовать в тендере на саму рекультивацию и выиграем его, тогда получим федеральные средства, — заявил Загидуллин. — Но наша основная цель не сама рекультивация, а ее «хвост» — комплекс с утилизацией биогаза за инвестиционные деньги. В проекте казанского института дегазация полигона предусматривается отдельной главой, потому что в любом случае они должны отводить этот газ в какое-то безопасное место. Институт написал, что со свалки можно получать 615 кубов газа в час с площади 1,9 га, но у них это просто бумажные расчеты. Мы в Самаре сегодня получаем порядка 520 кубов в час с одного гектара. Сейчас проект казанского института проходит экологическую экспертизу, потом должен пройти госэкспертизу. Если город даст добро, мы попытаемся интегрировать голландскую технологию в этот проект. Если не получится, будем искать другое решение».

ИЗНАЧАЛЬНО ПРОЕКТ ПО БИОГАЗУ АДРЕСОВАЛСЯ КАЗАНИ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Загидуллин, технологию получения биогаза, которая заявляется как самая эффективная в мире на сегодняшний день, разработали голландские компании Multriwell и Trisoplast. Они работают совместно, одна производит гибкие скважины, вторая разработала и поставляет минеральный барьер «тризопласт», предотвращающий утечки биогаза.

Российская группа ЦеПТ со штаб-квартирой в Тольятти состоит собственно из представительств — они есть, по словам Загидуллина, даже в Перу (CePT-Peru S.A.C.) и Кувейте (Gulfchemical&Enviromental Works Co.), везде предлагают проекты экологической направленности. В Москве группу представляет ООО «Ядрово». На рынке тольяттинское ЗАО «Компания «ЦеПТ» работает с 2001 года, возглавляет ее Владислав Проскуряков. В 2003 году ЗАО было преобразовано в ООО «Группа компаний «ЦеПТ». Среди международных партнеров числятся не только голландцы и вьетнамцы, но и английская Rica Biofuels, а также Международный инвестиционный банк.

Среди завершенных проектов в портфолио компании перечисляются система управления ТБО для тольяттинской мэрии, проекты систем утилизации ТБО в Ижевске и Перми, проекты утилизации и переработки автопокрышек в той же Самарской области, а также экологические проекты в Воронеже, Дербенте, Саратове, Симферополе, Уральске, Сочи, вьетнамском городе Вунг-Тау и перуанском Вилья Мария Дель Триунфо. Как правило, все проекты касаются обращения с ТБО, подобную стратегию ЦеПТ разрабатывал и для Казани по заказу минстроя РТ.

Потенциал газа (Чтобы загрузить картинку, кликните по ней )
Потенциал газа
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней)

Последними завершенными проектами числятся строительство перерабатывающего ТБО завода в Перу мощностью 144 тыс. т в год и реализованная в Самарской области схема извлечения и утилизации биогаза, которая и предложена Челнам. Метод работает на полигоне «Преображенка», ЦеПТ реализовал его совместно с голландскими партнерами — это компании Ameco, GID Milieutechniek B.V. и Gastreatment Services.

— Мы пытались в минстрое РТ эту работу провести, и пилотный проект голландцев, который ушел в Самару, вообще-то сначала предлагался Казани, — рассказал Загидуллин. — Но тогда все занимались Универсиадой, и ЦеПТ совместно с голландцами предложил проект администрации Самарской области. Работа шла в том числе через правительство Нидерландов, схема серьезная. В 2011 году началось строительство на полигоне «Преображенка», в 2012 проект заработал. ЦеПТ организовал всю работу за свой счет и передал систему в эксплуатацию полигону — для компании это был больше презентационный проект на площади меньше 1 га, чтобы было что показывать впоследствии в регионах. Администрация области сейчас использует газ на собственные нужды по выработке электроэнергии, остаток сжигается. Поэтому они планируют проект по получению сжиженного биометана на площади 20 га для заправки муниципального транспорта.

Добавим, что татарстанское представительство ЦеПТ создано в апреле прошлого года, его сразу возглавил Загидуллин, до этого в течение двух лет представлявший компанию в республике единолично. В 2012 году он пришел в ЦеПТ из госструктур, где работал со сферой ЖКХ. В 2007 - 2012 годах Загидуллин занимался вопросами поставок на предприятия стройиндустрии и ЖКХ, будучи заместителем гендиректора ГУП РТ «Татлизинг». До этого 10 лет отработал в казанском ОАО «Таткоммунпромкомплект» также заместителем гендиректора.

Система сбора газа (Чтобы загрузить картинку, кликните по ней )
Система сбора газа
(Чтобы загрузить картинку, кликните по ней)

МУСОР ПЭК ТОЖЕ ПРИГОДИЛСЯ БЫ

Интересно, что Загидуллин упомянул и о мусоре, собираемом в городе сегодня, который, напомним, не попадает на Тогаевскую свалку, а свозится поволжской экологической компанией на соседний полигон, арендуемый у КАМАЗа. «Нам от муниципалитета нужна не только земля, — пояснил Загидуллин. — Мы хотели бы, чтобы администрация выработала стратегию обращения с отходами, в которой мы хотим участвовать. Сейчас речь идет о рекультивации, но ведь туда каждый день по-прежнему приходит мусор, его тоже можно использовать». Он, однако, уточнил, что на отходы, эксплуатируемые ПЭКом, компания не претендует, просто в будущем сотрудничество возможно.

Главный эколог в исполкоме — бывший начальник прикамского ТУ минэкологии Насыбуллин в комментарии «БИЗНЕС Online» не стал сравнивать корейскую и голландскую технологии как бизнес-проекты, пояснив, что город в данном случае интересует исключительно экологическая сторона вопроса.

«Корейцы говорят, что у них самые эффективные генераторы для производства электроэнергии из газа. ЦеПТ говорит, что они умеют получать больше этого газа, а использовать его будут по-своему. Но перед нами не стоит сейчас задачи анализировать их предложения, — считает Насыбуллин. — Несомненно, есть и положительные побочные эффекты — такие, как налоговые отчисления, но этот экономический эффект несравним с тем, что невозможно сразу перевести в деньги — с чистым воздухом, чистой флорой. Нас-то беспокоит лишь одно — ликвидация накопленного экологического ущерба. Мы решаем вопрос государственной важности, а бизнес-проект — задача инвестора. Пусть выходит с инициативой к главе города. Мы, как специалисты, можем сказать, что если это не мешает реализации нашего проекта, то и проблем нет».

Корейское предложение, как пояснил Насыбуллин, пока не столь конкретно, как у ЦеПТ. «Мы задаем им вопрос: что вы хотите делать с полученной электроэнергией? У города ведь нет проблем с электричеством — есть ТЭЦ, есть гидроэлектростанция, которая закрывает все наши потребности. Если производить электроэнергию таким сложным путем, ресурс будет очень дорогим. Корейцы же просто отвечают, что не рассчитывают на сиюминутную прибыль. Может быть, они действительно еще не придумали, как именно им использовать вырабатываемый ресурс».

Начальник Прикамского ТУ минэкологии РТ Наиль Гарипов
Начальник Прикамского ТУ минэкологии РТ Наиль Гарипов

Что касается федеральных денег, то Насыбуллин считает, что с этим вопросом ЦеПТ опоздал. «В принципе они пришли с намеком на то, что им хотелось бы какую-то часть субсидии получить, но проект уже завершен и изменить его невозможно. А второй проект — пожалуйста, пусть заказывают, идея-то правильная. Они ведь пришли с инвестиционным проектом, значит считают его выгодным в любом случае».

«ПРОЕКТ, РЕАЛИЗОВАННЫЙ В САМАРЕ, НЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ ПОЛИГОНА»

Николай Атласов — председатель комиссии по экологии и ЖКХ Общественной палаты РТ:

— Технологии подобные в мире применяются достаточно давно, в России я про такой опыт, правда, пока ничего не слышал. О Центре природоохранных технологий тоже ничего не знаю — ни хорошего, ни плохого. Но если у корейцев и у ЦеПТа их заявления, которые они декларируют, сойдутся с реальными результатами, то я полностью такой проект одобряю. Это будет рывок и с точки зрения экологии, и с точки зрения внедрения инноваций. Но что-то мне подсказывает, что такого не будет. Кроме гламурных вещей есть, наверняка, какие-то подводные камни. Скорее всего, инициаторы этих проектов хотят что-то получить взамен. У нас в России ежегодно образуются миллиарды тонн отходов, и этих свалок огромное количество. Но по опыту могу сказать, как правило, эта возня, всевозможные презентации подобных проектов вокруг тарифов крутятся. Тут все происходит по такой схеме: я возьму свалку или другой запущенный участок земли, а взамен отдайте мне тариф на вывоз мусора или захоронение — главное, чтобы был источник софинансирования в лице населения через управляющую компанию или ГРЦ. Если же эти потенциальные инвесторы ничего взамен не просят, значит руководство города идет правильным путем. Но что-то мне подсказывает, что там есть скрытая информация, которая не была вынесена на обсуждение общественности.

Ролан Шамсутдинов — директор по региональному развитию ООО «Мехуборка Групп»:

— За рубежом такие проекты давно и успешно реализуются. В основном, конечно, в странах, где есть проблемы с собственными полезными ископаемыми, природными источниками энергии. Получаемый газ идет на получение электрической и тепловой энергии, которая, как правило, используется для социальных нужд. Но под это на Западе и законы немного по-другому написаны, они позволяют применять данные технологии с выгодой.

Бассейн для креветок
Бассейн для креветок

В России мне известен только один подобный реализованный проект — в Самаре. Как раз там применены технологии «ЦеПТ-Булгар». Но этот проект не решает проблему всего полигона. Они просто выбрали один сравнительно небольшой участок, на который и установили оборудование. Но реализация этого проекта не экологическая, потому что, как я уже сказал, он не охватывает весь полигон. И не экономическая. Он был реализован именно как показательный, как пример. Чтобы потом, посмотрев на этот опыт, он бы стал тиражироваться и в других регионах России. Но примеров такого тиражирования я не знаю.

Идея есть, и она нужная, востребованная. У нас же не только Тогаевская свалка. Таких полигонов по всей стране сколько? Не сосчитать! Так что нужно двигаться в этом направлении. Но опять же есть много препятствующих нюансов. Ведь «ЦеПТ» же не сам оборудование производит. Насколько я знаю, они сотрудничают с западными компаниями, кажется, в Голландии покупают оборудование. Сейчас и курс евро резко поднялся, и санкционные моменты присутствуют. Насколько реально сейчас реализовать этот проект на Тогаевской свалке — большой вопрос.

Нельзя не учитывать и то, что у нас страна богата природными ресурсами. Природный газ дешевле, чем тот, что будут получать из мусора. Поэтому-то такие проекты являются успешными в странах, где своего газа мало или нет вообще. Так что начисто прибыльным такой проект вряд ли может стать. И с этой точки зрения строительство собственного производства рядом с полигоном — ход очень даже неплохой. Что они там будут выращивать — салат, креветок, рыбу — не столь важно. Если этот продукт будет хорошего качества и окажется востребованным у населения, тогда, возможно, проект «ЦеПТ-Булгар» окажется прибыльным.

Владимир Васев — депутат горсовета Набережных Челнов:

— Теоретически проекты и «ЦеПТ-Булгар», и Eco Energy вполне могут работать. В том плане, что обе компании предлагают полученный из мусора газ потреблять на предприятии, расположенном тут же. Дело в том, что этот газ сложно конденсировать и транспортировать. Наилучший вариант его использования — это сжигание практически прямо тут же, на какой-то собственной установке. В конечном итоге это может быть либо выработка тепла, либо даже электроэнергии. Но, повторюсь, сжигание должно происходить не где-то там, а в непосредственной близости, тогда это нормально работает. И потреблять полученное тепло и электричество желательно на опять же близко расположенном предприятии. Потому что запитывать, например, город на этом нежелательно. Свалка — штука нестабильная. Соответственно не будет и стабильности выработки ресурсов.

Что же касается именно проекта по выращиванию креветок или рыбы, то это вполне реализуемые варианты. Понятно, что для получения этих продуктов главное — тепло. В естественных условиях их активный рост наблюдается только в теплое время года, то есть всего несколько месяцев. Все остальное время развитие замедленное. Если же тепло будет получаться из мусорного газа, оно будет достаточно дешевым и обеспечит круглогодичный рост креветок или рыбы. Так что проект может быть не только экологически выгодным для Набережных Челнов, но и прибыльным для компании, его реализовавшей.