Ресторан «Венеция»
В конце декабря печальная участь постигла ресторан «Венеция», располагавшийся в здании на ул. Хади Такташа

НАСЛЕДНИК СОВЛАДЕЛЬЦА «СУВАРА» УТОПИЛ «ВЕНЕЦИЮ»?

Как и прогнозировала газета «БИЗНЕС Online», сфера общественного питания Татарстана продолжает ужиматься под влиянием кризиса. В конце декабря мы со слов участников рынка писали, что спрос на услуги общепита в столице Татарстана просел в среднем на 25 - 30%. Еще больше сгустил краски Михаил Клопоух, генеральный директор ресторанной группы O.F.S., который с трибуны Казгордумы заявил, что 30% заведений закроется уже в этом году.

С некоторой надеждой рестораторы смотрели на новогодние праздники с банкетами и застольем. Но, несмотря на рекордный приток туристов, чуда не произошло. Если по состоянию на конец декабря только на портале объявлений Avito на продажу было выставлено 148 различных кафе, ресторанов, баров, то с начала года к ним добавилось еще 50. Суммы, по которым можно приобрести бар, кафе, ресторан или столовую, колеблются от 150 тыс. рублей (покупка только бизнеса) до 70 млн. рублей (покупка бизнеса вместе с помещением).

Михаил Клопоух
Михаил Клопоух заявил, что 30% заведений закроется уже в этом году

Впрочем, попытки продажи — это лишь «последняя соломинка» перед закрытием. В конце декабря печальная участь постигла ресторан «Венеция», располагавшийся в здании на улице Хади Такташа. Заведение открылось одновременно с фитнес-центром (первое время World Class, потом «Планета Фитнес») в 2003 году. Место было очень популярным среди VIP`ов, и во время ужина в заведении можно было увидеть многих крупных татарстанских чиновников и бизнесменов. Итальянская кухня ресторана считалась особо изысканной. Кроме того, «Венеция» одной из первых в городе стала предлагать гостям завтраки с 8 часов утра. Согласно данным сервиса 2GIS, средний чек там составлял 1970 рублей. Площадь заведения — 400 кв. м, 60 посадочных мест.

Изначально и у здания, и у ресторана был один владелец — «Сувар-холдинг». Однако весной 2010 года стало известно, что «АК БАРС» Банк забрал почти все его ликвидное имущество за долги на общую сумму 5,4 млрд. рублей. В том числе и здание «Планеты Фитнес» с «Венецией» в качестве арендатора. Сейчас единственным учредителем заведения в базе данных «Контур фокус» значится Ильдар Ильдусович Мазитов. Можно предположить, что это сын Ильдуса Мазитова — одного из непубличных хозяев «Сувара» наряду с загадочным образом погибшим на рыбалке Борисом Чубом.

Теперь на месте «Венеции» будет располагаться переехавший из ЖК «Европейский» рыбный ресторан «Порто Мальтезе»

Теперь на месте «Венеции» — переехавший из ЖК «Европейский» рыбный ресторан «Порто Мальтезе» (об этой истории газета «БИЗНЕС Online» рассказывала вчера). Кстати, один из наших читателей анонимно оставил информацию о том, что с 2015 года у ресторана поменялся хозяин. Якобы на волне своих бизнес-неудач Драган Ристич продал и его. Новый оператор, по сведениям источника, компания «Адриапорто», директором и учредителем которой является Никола Йоксимович. Звучит правдоподобно: фирма, специализирующаяся на ресторанной деятельности, действительно была зарегистрирована в Казани в августе 2014 года, ее учредитель назван верно. Однако г-н Йоксимович фигурировал в 2013 году в качестве генерального директора ООО «МД Арх», а по состоянию на июль 2014 года, согласно базе данных «Контур фокус», является гендиректором ООО МД «Инжениринг». Обе компании входят в империю Драгана Ристича. Так что, похоже, ресторан все еще входит в его сферу влияния.

image71609627.jpg
Айрат Забиров: «На данный момент выхода из ситуации я не вижу, продукты дорожают, а зарплаты у людей не растут. Люди в рестораны не ходят, работать в минус никому не хочется»

«МЫ ПРОСТО УСТАЛИ БОДАТЬСЯ С АРЕНДОДАТЕЛЕМ»

Отметим, что в прошлом году как «антикризисный» управляющий в «Венецию» пришел известный ресторатор Айрат Забиров, однако, по его словам, возродить заведение не удалось. Судя по всему, неудача постигла его и с собственным недавним проектом — рестораном восточной кухни «Хурма» на ул. Петербургской. Двухуровневое заведение на 250 мест с банкетным залом открылось лишь в июле этого года. Ресторан со скромным средним чеком в 700 рублей был ориентирован на широкую публику, одной из его миссий было достойно представить в Казани татарскую кухню. Но, похоже, не сложилось. Сообщения о закрытии появились в соцсетях на днях. По телефону «Хурмы» информацию подтвердили, заявив, что ресторан «переехал» в конце декабря, однако пока еще нигде снова не открылся.

Ресторан восточной кухни «Хурма» на ул. Петербургской
Ресторан восточной кухни «Хурма» на ул. Петербургской

Сам Забиров несколько дней подряд на звонки не отвечает, но ранее он характеризовал ситуацию весьма пессимистично: «То, что вы сейчас видите на сайтах объявлений, только верхушка айсберга. На самом деле предложений о продаже бизнеса очень много, — говорил он. — Все это мне напоминает 2008 год, только в более худшей версии. На данный момент выхода из ситуации я не вижу, продукты дорожают, а зарплаты у людей не растут. Люди в рестораны не ходят, предпочитают питаться дома, а работать в минус никому не хочется».

Прекращает работу и еще один ресторан, у истоков которого стоял Забиров — Famous на ул. Бутлерова. Информация о продаже заведения появилась на его страничке в сервисе Instagram. «Ресторан Famous продается за 8 миллионов, в собственности абсолютно все, включая вытяжку и входные двери. Поставлена и отлажена работа всей кухни и персонала. Причина продажи — очередное поднятие аренды. Мы просто устали бодаться с арендодателем», — говорится в сообщении. Ресторан Famous находился на улице Бутлерова и был рассчитан на 50 мест. Имел также VIP зал, меню на английском языке, детское и постное меню, предлагались завтраки, еда с собой. Заведение специализировалось на европейской и средиземноморской кухне. Средний чек, согласно сервису 2GIS, составлял 2 тыс. рублей. Здесь часто можно было встретить чиновников из кабмина РТ, а вечерами — известных спортсменов. Некоторое время одним из владельцев ресторана был известный хоккеист Григорий Панин, ранее выступавший за «Ак Барс», а ныне ЦСКА. Последнее его упоминание в базе данных «Контур фокус» приходится на лето 2013 года. В настоящее время у ООО «Л-Тайм» (юрлицо ресторана Famous) два учредителя — Александр Валк (50%) и Владимир Васькевич (50%) — возможно, как указывают читатели «БИЗНЕС Online», это доцент юрфака КФУ. По итогам 2013 года выручка ресторана составляла 28 млн. рублей, чистая прибыль — 1,2 млн. рублей.

Среди предложений о продаже — и ресторан национальной кухни «Старый Белград» на ул. Шамиля Усманова, который продается за 50 млн. рублей. Причины продажи заведения, где и управляющий, и официанты были аутентичными сербами, на сайте не указываются. Впрочем, в интернете можно найти упоминания о том, что фактически он не работает с декабря, а то и с лета прошлого года.

Примечательно, что кризис, пусть по касательной, коснулся не только модных баров-ресторанов, но и простых столовых. В январе было выставлена на продажу за 16,2 млн. рублей (плюс аренда) заведение, где располагается «Добрая столовая». Деньги срочно понадобились, похоже, собственнику помещения: «Продается кафе-столовая с постоянными арендаторами (уже более 5 лет арендуют у нас). Заключен долгосрочный договор аренды до 2019 года. Высокая арендная ставка, постоянный и стабильный доход. Хороший ремонт, со всем необходимым оборудованием, высокими потолками, отдельной входной группой, 1 этаж, 1 линия, парковка, высокий трафик, постоянные посетители», — говорится в объявлении.

На данный момент похожие предложения можно найти практически во всех районах города — от центральной части до окраин.

«В ПРАЗДНИКИ ЗАРАБОТАЛИ ОТЕЛИ, А НЕ РЕСТОРАНЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не высказали оптимизма в отношении ситуации на ресторанном рынке столицы.

Зуфар Гаязов — гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— В новогодние праздники те предприятия по внутреннему туризму, которые имеют отели, почувствовали увеличившийся поток туристов и оставленный ими миллиард рублей. Те, которые находятся в центре и не имеют отелей, не почувствовали. По всей видимости, работа, связанная с отелями, где есть рестораны, позволяет развивать динамику.

Трудно прогнозировать, сколько заведений общепита может закрыться в этом году. Но хочу сказать, что, в первую очередь, пострадают неспециалисты, непрофессионалы. Профессионалам-то тяжело. Очень многое зависит от того, находится предприятие в собственности или аренде. Если арендодатель — человек мудрый, он всегда пойдет навстречу и поддержит арендатора, чтобы и предприятие работало, и сохранились рабочие места. А есть арендодатели, которых ничего не волнует, которые думают только о сегодняшнем дне, — с такими бывают проблемы.

34972.jpg
Сайдаш Тухватуллин: «Закрывшиеся игроки, наверное, как-то перебивались, а сейчас, пока не ушли глубоко в минус, решили закрыться»

Сайдаш Тухватуллин — владелец и генеральный директор производственно-ресторанного комплекса «Катык»:

— Ресторан «Венеция» был значимым, хорошим, почти в центре города, с хорошим интерьером. Там всегда было уютно. Я сам неоднократно бывал в этом ресторане, заходил в него после фитнеса посидеть с друзьями. Обычно собирались там после посещения хоккейных матчей. Кухня в нем также была хорошая, поэтому мне непонятно, почему заведение закрылось. Это было неожиданно.

Не думаю, что кризис очень сильно повлиял на то, что сейчас идет череда закрытий ресторанов. Что бы ни говорили, рестораны не покупают за рубежом много продуктов за валюту. Кризис коснулся тех, кто привозит что-то, купленное за валюту, а здесь у него производство. А ресторанный бизнес работает в рублевой зоне. Допустим, подорожали продукты на 10 - 15 процентов, немного упал покупательский спрос, но это не столь критично. Поэтому, думаю, причины закрытия «Венеции» и других ресторанов были другие, а общий фон подтолкнул к этому решению. Ведь известно, что ресторанный бизнес — не такой уж прибыльный. Закрывшиеся игроки, наверное, как-то перебивались, а сейчас, пока не ушли глубоко в минус, решили закрыться.

Михаил Горшенин — совладелец сети ресторанов «Танго-Групп»:

— «Венеция» была не крупным игроком — обычный ресторан, который уже давно испытывал сложности. Сейчас закрылся и Famous, у которого также в последнее время дела шли не так хорошо. «Порто Мальтезе» тоже испытывает трудности. Это наш конкурент, но прямыми конкурентами нас назвать нельзя.

Место на Хади Такташа — это все-таки фитнес-центр, а фитнес-центр для ресторанов такого формата я бы не счел успешным. Центр города сейчас вообще «провалился», и развиваются те, что удалены от центра. Демократичный сегмент еще как-то живет, а премиальный — нет.

Причина закрытия ресторанов — кризис, и закроются еще многие заведения. На днях сообщалось, что туристы оставили в Казани в новогодние праздники миллиард рублей, но заработали отели, а рестораны нет. У сотен заведений, работающих отдельно, а не в составе сетей, сейчас очень плачевное состояние. Есть информация, что в Москве в этом году закроется до 30 процентов заведений общепита. В Казани, думаю, будет так же.