Среди 148 выставленных на продажу кафе, ресторанов и баров есть весьма известные заведения
Среди 148 выставленных на продажу кафе, ресторанов и баров есть весьма известные заведения

КРИЗИСНАЯ РАСПРОДАЖА

Резкий рост числа объявлений о продаже бизнеса в категории «общественное питание» на сайте объявлений avito.ru начался с середины ноября. Всего по итогам месяца на весь Татарстан, то есть 9 городов, продавалось 165 различных кафе, ресторанов, баров, автосуши или предлагались в аренду собственность помещение или оборудование. В декабре количество объявлений выросло до 209, только в одной Казани на продажу выставлено 148 заведений, а месяц еще не закончился. В перечне оказались такие известные заведения, как ресторан «Ночной город» на улице Чистопольской, ресторан «Италь» на улице Петербургской, ресторан Shantarell на улице Островского, даже кафе на третьем этаже ТК «Тандем». Общая сумма продаж в совокупности составляет более 200 млн. рублей.

Самое дорогое предложение — ресторан «Алтын Барс» на проспекте Амирхана, 13 (453 кв. м), за который просят 45 млн. рублей. По словам представителя собственника, который представился Марселем, здание пустое, без техники, мебели, спецоборудования. «Сначала мы продавали ресторан полностью, но затем поняли, что мебель и оборудование лучше распродавать из-за большой изношенности. Здание пустует, а потому можете использовать его по своему усмотрению», — рассказал он, уходя от ответа на вопрос о причине продажи ресторана. Буквально через дорогу, уже по улице Сибгата Хакима, продается помещение магазина, также принадлежащее владельцу «Алтын Барса». «Цена этого вопроса — 24 миллиона рублей. Общая площадь объекта — 244,4 квадратных метра, раньше в здании был магазин, в наличии имеется цех по изготовлению выпечки. Можете его использовать в качестве кафе или ресторана», — отметил Марсель.

734306246.jpg
Самое дорогое предложение — ресторан «Алтын Барс» на проспекте Амирхана, 13 (453 кв. м), за который просят 45 млн. рублей

Неназванный собственник продает помещение в ТГПУ, в котором располагается кафе на 200 посадочных мест. «Выгоднее предложения вы не найдете, это 774 «квадрата», — бойко говорила по телефону агент Ольга. — Там отличная проходимость». Причину продажи объекта она объяснила просто — у собственника и так много проектов, и от одного не убудет. Стоимость студенческой столовой — 31,5 млн. рублей.

576476896.jpg
Судя по объявлениям, в первую очередь с рынка уходят те заведения, которые работали на правах аренды

АРЕНДА УМИРАЕТ ПЕРВОЙ

Судя по объявлениям, в первую очередь с рынка уходят те заведения, которые работали на правах аренды. Рестораны «Ночной город», «Италь», La Cucina pizza, кафе Light time, «Фонари» и еще ряд баров — все они находятся в аренде. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Кирилл, занимающейся продажей ресторана Shantarell (3 млн. рублей, общая площадь — 198 кв. м), владелец больше не справляется с платежами по аренде. «Планировал выкупить помещение, но дела у него пошли не очень хорошо», — пояснил он.

В центре города первым ударом по местам общепита был запрет стоянок
В центре города первым ударом по местам общепита был запрет стоянок

Причины продажи кафе Light time (4,7 млн. рублей, 91 кв. м) продавец Алсу не раскрыла, но отметила, что место для кафе «прибыльное», а «торг вполне уместен». Владелица La Сucina pizza (5 млн. рублей, площадь 207 кв. м) Алина продажу бизнеса объяснила сменой сегмента — в ближайшее время она планирует открыть ресторан премиум-класса, заявив, что кризис их не коснулся, а смена поставщика не привела к повышению цены.

На продажу по стартовой цене в 25 млн. рублей выставлен и ирландский бар на улице Пушкина в ТД «Колизей», открытый лишь осенью этого года. По указанному в объявлении телефону молодой человек, представившийся собственником Ленаром, причину продажи объяснил уклончиво: «Нужны деньги». Бар площадью 300 кв. м рассчитан на 144 посадочных места. Объект полностью оборудован и не требует допвложений. «Помещение находится в аренде, поэтому стоимость составляет 10 миллионов рублей плюс аренда. Покупатель сам может выбрать, с франшизой ему приобретать это заведение или нет — сильно цена не изменится», — рассказал Ленар. Хотя, по его словам, заведение все-таки лучше приобретать с франшизой — он приводит в пример аналогичное заведение в Самаре, которое якобы приносит около 600 тыс. рублей в день. Какой доход на улице Пушкина, он не сообщил. Месяц аренды в ТД «Колизей» обходится примерно в 100 тыс. рублей.

Айрат Забиров: «Все это мне напоминает 2008 год, только в более худшей версии»
Айрат Забиров: «Все это мне напоминает 2008 год, только в более худшей версии»

«САЙТЫ ОБЪЯВЛЕНИЙ — ЭТО ТОЛЬКО ВЕРШИНА АЙСБЕРГА»

Если продавцы бизнеса по понятным причинам не спешат делиться своими проблемами, то прочие участники рынка характеризуют ситуацию в ярких выражениях. «То, что вы сейчас видите на сайтах объявлений, — только верхушка айсберга. На самом деле предложений очень много, — говорит Айрат Забиров, учредитель сети ресторанов и суши-баров «Евразия». — Все это мне напоминает 2008 год, только в более худшей версии». С ним согласен совладелец сети ресторанов «Танго-Групп» Михаил Горшенин: «Падение рынка на самом деле началось еще в начале года, к осени же оно только усилилось. Проще говоря, началась истерика. Если говорить в целом по году, то спад составляет от 20 до 30 процентов — это очень существенно для ресторанов, большинство заведений сейчас работает в убыток».

Мария Горшунова — генеральный директор ООО ПКФ «Майдан», тоже ощутила в своей сети «Сытый папа» отток клиентов примерно в 30%, аналогичная ситуация, по ее словам, практически у всех игроков. «А 30 процентов клиентов и торгового оборота — это то, что давало рентабельность. Остальные 70 процентов покрывали прямые затраты. Сейчас два варианта — либо работать без прибыли, либо продаваться. Я думаю, отток будет колоссальный», — говорит Горшунова.

Айдар Булатов — директор управляющей компании Bulatov Group, отмечает падение финансовых результатов работы на 10 - 15% как в Казани, так и в Москве. По его мнению, сейчас в первую очередь будут закрываться те предприятия, которые работают в дорогих арендованных помещениях, поскольку они и так работали на грани безубыточности. «Тянуть данные проекты просто уже не будет у предпринимателей возможности — либо закрывать, либо продавать», — считает он.

Мария Горшунова: «Сейчас два варианта — либо работать без прибыли, либо продаваться. Я думаю, отток будет колоссальный»
Мария Горшунова: «Сейчас два варианта — либо работать без прибыли, либо продаваться. Я думаю, отток будет колоссальный»

ТРОЙНОЙ УДАР: ПАРКОВКА, ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ И КРИЗИС

Рестораторы в разговоре с «БИЗНЕС Online» отмечают, что по рынку в последнее время было нанесено несколько ударов. «В центре города первым ударом был запрет стоянок. Как мы ни увещевали руководство города, ни к чему не пришли. Запрет стоянок и, как следствие, вымирание, потому что машины через центр города идут транзитом, никто не останавливается. Посетители в ресторанах в центре Казани бывают более или менее только в обеденные часы, а вечером заведения пустуют», — сетует Горшунова.

Вторым ударом, по ее словам, стало введение законодательного запрета на курение в общественных местах, в том числе в заведениях общепита: «Курить люди не перестали, но стали собираться по домам, «ушли в подполье». По словам Забирова, только из-за этого рестораны потеряли около 25% прибыли.

Последний гвоздь забил кризис, вылившийся в удорожание продуктов и резкий спад посетителей: «Люди пытаются сохранить свои сбережения и отказывают себе во всем, в том числе и в посещении ресторанов, кафе. Многие офисы перешли «на баночки», как в старые добрые времена. О ресторанах вспоминают исключительно во время праздников, они перестал быть местом ежедневного посещения для еды», — сетует владелица «Сытого папы».

«На данный момент выхода из ситуации я не вижу, продукты дорожают, а зарплаты у людей не растут. Люди в рестораны не ходят, предпочитают питаться дома, а работать в минус никому не хочется», — вздыхает Забиров.

Вторым ударом стало введение законодательного запрета на курение – рестораны потеряли около 25 процентов прибыли
Вторым ударом стало введение законодательного запрета на курение — рестораны потеряли около 25% прибыли

Тяжелая конъюнктура накладывается на перенасыщение рынка в Казани — очень много заведений общепита открылось на волне Универсиады и роста туристического потока. В этом ситуация похожа на то, что творится на гостиничном рынке. Еще в августе были выставлены на продажу такие известные объекты, как построенный к студенческим играм «Олимп» (600 млн. рублей), отель «Булгар» (900 млн.), бутик-отель «Бон Ами» и другие. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда в качестве причин назвали стагнацию на гостиничном рынке Казани из-за переизбытка номеров.

По словам Айрата Шарапова — владельца и генерального директора сети ресторанов «Траттория», в последние время открывать заведения общепита стали все кому не лень: «Только на улице Чистопольской за последние полтора года открылось с десяток ресторанов. Открыть ресторан в Казани стало даже модным, новые владельцы думали, что само пойдет. Ничего подобного! Этот бизнес на сегодня является одним из самых сложных!»

ГЛАВНОЕ — ДОЖИТЬ ДО ЛЕТА

Тем, кто хочет остаться на рынке, по словам экспертов, приходится вовсю оптимизировать затраты: уменьшать средний чек, использовать более дешевые продукты, предлагать более простые блюда, уменьшать количество сотрудников. «То есть ухудшать качество услуги. К сожалению и увы. Выживут те, у кого собственные помещения и кто сможет оптимизировать свой бизнес», — говорит Горшунова.

«Потребители сейчас будут экономить и уходить из дорогих форматов, поэтому — фастфуд и демократичная кухня со средним чеком до 300 - 400 рублей. Даже лучше, если он будет на уровне 150 - 200 рублей, тогда заведение будет себя чувствовать очень хорошо, такие заведения во все кризисы только растут. Причем без разницы — собственное помещение либо аренда», — соглашается Булатов.

«Многие пытаются урезать свои расходы — уменьшают фонд заработной платы, сокращают себестоимость, те, кто владеет сетью, пытаются за счет своих больших объемов договориться с поставщиками о более выгодных условиях», — рассказывает Шарапов.

Последний гвоздь забил кризис, вылившийся в удорожание продуктов и резкий спад посетителей
Последний гвоздь забил кризис, вылившийся в удорожание продуктов и резкий спад посетителей

Тем не менее рестораторы продолжают верить в лучшее. Традиционный «глоток воздуха» рынку дадут новогодние корпоративы. Дальнейшие же надежды связаны с предстоящим этим летом водным мундиалем и ускоренным восстановлением после кризиса:

«То же самое было в 2008 - 2009 годах — кто это знает, тот относится к волнениям спокойно, кто не знает, свой бизнес пытается продать. Сам я ориентируюсь на 2008 год, когда кризис развивался по аналогичному сценарию: тогда спад был до лета 2009 года, а затем произошел резкий скачок», — говорит Горшенин.

«КРИЗИСЫ БЫЛИ И БУДУТ, А МЫ КРЕПЧАЕМ»

Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировали игроки рынка общественного питания и коммерческой недвижимости:

Зуфар Гаязов — гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— Действительно, на рынке сейчас царит очень сложная ситуация, бизнес просел. Это связано со многими факторами: и запрет курения в общественных местах, и вопрос по парковкам в центре и не только, ну и плюс цена валюты, которая не может не влиять на психологию людей. Сейчас вопрос о трапезах в ресторанах уходит на второй план — население задумывается об экономии. Предполагаю, что все это будет краткосрочным и к лету следующего года рынок восстановится.

Рестораторы продолжают верить в лучшее. Традиционный «глоток воздуха» рынку дадут новогодние корпоративы
Рестораторы продолжают верить в лучшее. Традиционный «глоток воздуха» рынку дадут новогодние корпоративы

Анна Маршева — руководитель отдела инвестиционных проектов ООО «Девелоп Групп»:

— В публичном доступе действительно много предложений по продаже помещений, которые сейчас занимают операторы общественного питания, также достаточно много предложений по продаже бизнеса в этой сфере. Индивидуальные предприниматели, которые арендуют наши помещения, чувствуют себя неплохо, свои обязательства по оплате выполняют вовремя. Но сфера общественного питания очень развита в Казани, на данный момент коэффициент обеспеченности населения услугами общепита достаточно высок. На мой взгляд, в перспективе нескольких лет на рынке останутся только четко диверсифицированные игроки. Промежуточные сети, которые пытаются охватить и премиальный, и демократичный сегменты, будут проигрывать.

Айрат Забиров — учредитель сети ресторанов и суши-баров «Евразия»:

— Очевидно, рынок падает. Все это мне напоминает 2008 год, только в более худшей версии. Тогда мы открывали «Евразию», она пошла! Вообще, тогда очень было выгодно открывать бюджетные заведения. Сейчас я тоже думаю, что следует сделать акцент на этом сегменте.

На мой взгляд, первым «слетят» арендные заведения, у собственников еще есть шанс, но тоже не много. Как вариант развития — это привлечение московских инвесторов, тех, кто точно может гарантировать безопасность бизнеса.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО ПКФ «Майдан» (сеть кафе и ресторанов):

— По моим наблюдениям, сейчас продают не недвижимость вместе с бизнесом, а в основном бизнес. К Универсиаде рынок в Казани был перегрет, однозначно. Впереди у нас было еще два события (чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и чемпионат мира по футболу в 2018 годуприм. авт.) и по отчетам нашего муниципалитета Казань стала просто туристической Меккой. Но на самом деле, туристов не хватает на ту инфраструктуру, которая была создана к Универсиаде. Обратите внимание, отели тоже продаются.

Потребители сейчас будут экономить и уходить из дорогих форматов, поэтому — фаст-фуд и демократичная кухня со средним чеков до 300-400 рублей
Потребители сейчас будут экономить и уходить из дорогих форматов, поэтому — фастфуд и демократичная кухня со средним чеком до 300 - 400 рублей

Айрат Шарапов — владелец, генеральный директор сети ресторанов «Траттория»:

— Сегодня у кого-то спад — 50 процентов, у кого-то — 15 - 20 процентов. Есть рестораны, которые думают о закрытии, несмотря на то что помещение у них в собственности. Но, конечно, больше всего затрат у тех, кто арендует помещение, а значит, им надо показывать большую рентабельность. Но не у всех это получается. Многие открывают ресторан в аренду и уходят в большой минус. Максимум держатся полгода в надежде, что ситуация изменится, но она не меняется. И они вынуждены продавать существующий бизнес.

Тимур Нигматуллин финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— На мой взгляд, подобная активность действительно выглядит несколько необычно. Дело в том, что в декабре начинается так называемый «высокий» сезон у такого вида бизнеса. За счет сезона корпоративов и новогодних вечеринок декабрьская выручка ресторанов и баров до 1,5 - 2,5 раза выше, чем в другие месяцы. В период «высокого» сезона владельцы даже убыточных заведений общественного питания очень неохотно идут на переговоры о продаже.

Впрочем, на этот раз ситуация явно изменилась. Я предполагаю, что бум объявлений о продаже связан с ожиданиями собственников дальнейшего устойчивого ухудшения экономической конъюнктуры в следующем 2015 году. Население старается все больше сберегать, сокращая необязательные расходы. Это существенно ограничивает спрос на услуги баров и ресторанов. Тем более ограничение на экспорт продуктов питания из ЕС негативно сказывается на рентабельности соответствующего бизнеса, так как в повышении цен компании сектора ограничены упомянутым вялым спросом и вынуждены удерживать их за счет сокращения своей маржи. Возможно, владельцы бизнеса стремятся продать актив именно сейчас, пока его финансовые показатели не показали существенного снижения.

Я предполагаю, что схожая ситуация сейчас в той или иной степени складывается в большинстве регионов России.

Что можно приобрести в Казани?

Название

Адрес

Стоимость

Характеристика (согласно объявлению)

Ресторан «Алтын Барс»

пр. Амирхана, 13

45 000 000 руб.

Без мебели и оборудования

Ресторан/кафе «Топ Бар»

ул. Нариманова, 51

37 000 000 руб.

Здание общей площадью 1045 кв. м на земельном участке 930 кв. м

Кафе «Трали-Вали»

в здании КФУ (бывш. ТГГПУ)

35 000 000 руб.

Уютное кафе на 200 посадочных мест

Illinois, 17

ул. Университетская, 5/37,

27 000 000 руб.

Действующее кафе с залами на 30 и 40 посадочных мест, VIP-зал. Общая площадь 335 кв. м.

Ресторан/кафе

ул. Сибгата Хакима, 60

23 890 000 руб.

В здании раньше был магазин, есть оборудованный кулинарный цех.

Ирландский паб «Харатс»

ул. Пушкина, ТК «Колизей»

10 0000 руб.

Ресторан

ул. Гвардейская, 15

15 000 000 руб.

Площадь 500 кв. м

Кафе «Кувшин»

ул. Красная Позиция

9 500 000 руб.

40 посадочных мест, остается все необходимое оборудование, посуда, мебель, есть алкогольная лицензия, помещение в собственности. Продажa связана с переходом в другой проект. Любaя форма оплаты.

Франшизный бар с европ. и японской кухней

м. Козья Слобода

8 400 000 руб.

Бизнес полностью налажен, персонал полностью обучен, наработана база постоянных гостей, головным офисом постоянно проводится маркетинговая и прочая поддержка.

Организованная служба доставка еды («Суши-Пицца-Вок»)

м. Козья Слобода

7 900 000 руб.

Выборы цехов были продуманы, и располагаются в двух концах города (два цеха охватывают весь город, транспортная доступность до любой точки в пределах 15 - 20 минут).

Бизнес имеет отлаженный поток заказов, путем длительного промопиара, рекламы на радио, рекламы в интернете.

Пиццерия «Италь»

ул. Петербургская

6 000 000 руб.

Ресторан в центре Казани общей площадью 270 кв.м, полностью оборудован всем необходимым.

Burger Store

ул. Пушкина, ТК «Колизей»

5 000 000 руб.

Кафе-ресторан формата «открытая кухня», 50 посадочных мест!

Ресторан/кафе

ул. Главная, 47

5 000 000 руб.

Цокольный этаж в жилом доме, 192 кв. м

La Сucina pizza

ТЦ «ГУМ» (3-й этаж)

5 000 000 руб.

Общая площадь 207,4 кв. м, ресторан расположен в отдельном помещении, не на фудкорте. Объект полностью оборудован как в зоне производства, так и в торговом зале.

Кафе «Фонари»

ул. Карла Маркса

5 000 000 руб.

Данное заведение действует уже 3 года и приносит прибыль. В недавнем прошлом прошло добровольную сертификацию предприятий потребительского рынка «Доверие потребителей».

Чайхана на Московской

4 500 000 руб.

Продается ОТЛИЧНОЕ цокольное помещение 90,65 кв. м свободного назначения, в самом центре Казани.

Ресторан «Селфи»

ул. Островского

3 000 000 руб.

Уютный ресторан состоит из двух залов вместимостью 15 и 50 человек. Общая площадь 195,5 кв. м.

Ресторан «Ночной Город»

ул. Меридианная

3 000 000 руб.

Бар «Сыто-Пьяно»

м. Проспект Победы

2 700 000 руб.

Кафе общей площадью 190 кв. м / 90 кв. м зал.

Вместимость до 60 человек.

Помещение в аренде.

Ресторан

м. Проспект Победы

2 500 000 руб.

Кафе европейской и итальянской кухни общей площадью 350 кв. м. Вместимость 120 посадочных мест (2 зала).

Кафе-бар

м. Проспект Победы

1 800 000 руб.

Кафе-бар. 120 кв. м. Вместимость 40 посадочных мест, 2 зала.

Кафе-бар «Лехх»

м. Яшьлек

1 800 000 руб.

Кафе-бар. 130 кв. м. Вместимость — 35 - 40 человек.

Пиццерия «Дон Пицца»

м. Проспект Победы

1 700 000 руб.

Причина продажи: высокий средний чек (использовалось только халяль-продукция).

Кафе в «Тандеме»

м. Яшьлек

1 510 000 руб.

Кафе на 3-м этаже в крупном ТРК, Продажа как налаженный бизнес, помещение 60 м в долгосрочной аренде.

Кафе

м. Кремлёвская

1 500 000 руб.

Кафе

м. Козья Слобода

1 500 000 руб.

Кафе «Омар Хайям»

ул. Журналистов, 62

1 400 000 руб.

Общая площадь 259,37 кв. м.

Кафе «Омар Хайям»

пр. Ямашева, 17

1 300 000 руб.

Площадь 135 м.

Кафе на Халитова

м. Площадь Тукая

1 300 000 руб.

Находится на территории большого завода(есть отдельный вход с первой линии).

Кафе восточной кухни

1 200 000 руб.

Бар-кафе «Раки»

Азино

1 100 000 руб.

На 40 посадочных мест. Основной зал на 30 мест.

Кафе «Золотая рыбка»

ТЦ «Бахетле» (пр. Ямашева, 71а)

1 000 000 руб.

Действующее кафе площадью 60 кв. м.

Ресторан азиатской кухни

м. Площадь Тукая

900 000 руб.

Кафе «Люциан»

м. Козья Слобода

800 000 руб.

30 посадочных мест, режим работы круглосуточный, продаем с мебелью и посудой.

Кофейня «Метболл»

ул. Московская

600 000 руб.

Общая площадь помещения составляет 45 кв. м.

Кафе

Боровое Матюшино

570 000 руб.

Кафе-бар, 25 посадочных мест. Действующий.

Кафе-бар

остановка «Полет»

550 000 руб.

Общая площадь 56 кв. м. Возможность получения лицензии на крепкий алкоголь.

Кафе

ул. Песочная

500 000 руб.

Суши-бар

м. Северный вокзал

230 000 руб.

Кафе на Чистопольской

напротив СК «Казань Арена»

470 000 руб

Кафе 60 кв. м., имеется 2 зала посадкой на 28 человек

Кафе, пиццерия

ул. Мусина

450 000 руб.

Кафе

автовокзал «Северный»

450 000 руб.

Шаурма, пицца

ул. Большая Красная, напротив КАИ

330 000 руб.

Ресторан

ЖК «Магеллан», Чистопольская, 36

Общая площадь 300 кв. м.

Суши-бар

ЖК «Изумрудный город»

500 000 руб.

Площадь 75 кв. м.

Кафе

м. Проспект Победы

1 000 000 руб.

Помещение 190 кв.

Суши-бар

ул. Мусина

450 000 руб.

Кафе

м. Суконная слобода, Борисково

650 000 руб.

Действующее кафе восточной кухни 40 посадочных мест

Кафе

м. Кремлёвская

1 000000 руб.

Пивной бар

м. Проспект Победы

250 000 руб.

Кафе

320 000 руб.

Площадь 50 кв. м

Суши-бар

м. Проспект Победы

150 000 руб.

Кафе

м. Проспект Победы

500 000 руб.

Продается кафе полностью с оборудованием 120 кв. м.

Ресторан доставки «Шинто»

800 000 руб

В стоимость входит оборудование, инвентарь, программное обеспечение, закуп продуктов/упаковки. Так же в нее включены расходы на рекламу и аренда помещения на 1 месяц.

Кафе «Восточный кухня»

Горьковское шоссе, 47

400 000 руб.

Помещения 40 кв/м

Суши бар-кафе

ул. Курская, 23

200 000 руб.

Кафе Uno

Ново-Савиновский район

600 000 руб.

Формат кафе на 30 посадочных мест+доставка пиццы, роллов и воков

Суши-бар, пиццерия

м. Яшьлек

230 000 руб.

Суши-бар

ул. Фучика

280 000 руб.

Площадь помещения: 54 кв. м.

Кафе

ул. Саид-Галеева, 6

800 000 руб.

Площадь помещения 20 кв. м.

«Авто-суши»

ТЦ «Березка»

40 000 руб.

Суши-бар «Саюри»

м. Козья Слобода

630 000 руб

Кафе

650 000 руб.