Туристическая отрасль переживает сегодня самые тяжелые времена. По оценкам многих специалистов, 2014 год был самым плохим для бизнеса за всю историю туристического рынка как в России, так и в Татарстане. Директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова в своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», рассуждает, какие тенденции на туристическом рынке обозначились уже сегодня и что нас ожидает в ближайшем будущем.
КОНСИЛИУМ ИЗ ТУРОПЕРАТОРОВ
2014 год нанес сильный удар по едва оправившейся туристической отрасли. Люди начали воплощать заветные мечты по посещению экзотических мест, многие вылеты можно было осуществить не через Москву, а прямо из Казани. То, о чем раньше можно было только мечтать и видеть на картинках, стало превращаться в реальность. Но начиная с весны прошлого года начались банкротства туроператоров. Нельзя сказать, что это было неожиданно. Потому что каждый игрок на рынке хотел охватить как можно больше направлений. Потому что спрос превышал предложение. Но туроператоров подкосила политическая ситуация. Многие наши агентства работали с органами внутренних дел, работники которых активно выезжали за рубеж. Некоторые отдыхали по 21 дню, чтобы восстановить свои силы. После того, как силовикам запретили путешествовать за пределами нашей страны, это отразилось на состоянии туроператоров, начались банкротства. Особенно жалко в этом отношении тех туристов, которые заплатили деньги за путевки, но так и не смогли вылететь на отдых, а в итоге получили мизерную компенсацию. А таких случаев было немало. Турпомощь, конечно, вывезла всех застрявших россиян с курортов, но и в ее работе было немало огрехов. И в первую очередь это бьет по имиджу именно агентств, а не самих туроператоров. Потому что туристы приходят к нам и высказывают свои претензии. А так как часто это постоянные клиенты, пользующиеся услугами агентства не первый год, не хочется терять таких людей. И некоторые агентства компенсировали затраты туристов из своих денег. Это, конечно, несовершенство системы.
С другой стороны, можно понять туроператоров. Они хотят расширить предложение, берут кредиты в банках, и в ситуации форс-мажора выплачивать становится крайне сложно. Это многообразие позволило снизить и цены на путевки для самих туристов. Раньше и представить себе нельзя было, что в Турцию можно улететь из Казани за 30 тысяч рублей на двоих, а в тот же Вьетнам за 50 тысяч на двоих. Ради таких цен нужно было ехать в Москву...
С другой стороны, государство мало проявляло инициативу в существовании туротрасли, инициатива по поводу изменения законодательства исходила от самих предпринимателей. Вспомните, когда в Таиланде был разрушительный тайфун. Только после того, как государство столкнулось с проблемой экстренной эвакуации своих сограждан, в России появилась турпомощь.
Турбизнес вынужден сам отрабатывать какие-то ключевые механизмы выхода из сложной ситуации. Закон о туризме очень несовершенен. Его нужно пересматривать, чтобы все отрасли касаемо как зарубежного, так и внутреннего туризма, были задействованы. Дать четкое определение, четкие функции каждого звена бизнеса. Чтобы досконально проработать все нюансы и поставить в равные условия каждого игрока. Нужно собрать консилиум туроператоров, которые сегодня в игре, чтобы проработать каждую мелкую деталь. Иначе многим и так в тяжелых сегодняшних реалиях просто не выжить. Даже несмотря на накопленный опыт.
НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС, РАННЕЕ БРОНИРОВАНИЕ
Конечно, турпоток сегодня резко сократился. Если раньше на новогодние праздники от нашей компании в разных странах отдыхало в целом около 100 человек, в этом году не было ни одного. Туристы как всегда хотят уехать очень дешево, по горящим путевкам. Многие не хотят понять, что курс валют вырос. И если убрать эту разницу в инфляции, то получатся те же цены, что были до кризиса, та же горящая путевка.... Сейчас стоимость подросла в два раза. Многим отдых за границей уже не по карману.
Тем не менее народ в России привык отдыхать, и пока эта привычка осталась. Есть категория людей, которые все равно будут откладывать средства на заграничные поездки. Только вместо пятизвездочного отеля в Египте будут селиться в трехзвездочные. Турция и Египет снова станут самыми популярными курортами, потому что, в отличие от Юго-Восточной Азии, где помимо стоимости путевки приходится платить за питание, тут все включено.
Несмотря на кризис, многие туристы сегодня хотят воспользоваться услугой раннего бронирования. Это касается в том числе и Европы. Те, у кого открыта шенгенская виза, по-прежнему задумываются о том, как бы воспользоваться случаем. Такой принцип подхода к отпуску уже давно существует на западе. Ты выбираешь те отели, которые тебе нравятся, а не те, какие остаются за два дня до вылета.
Новый сезон готовит нам уменьшение количества направлений из Казани. Обанкротился «Лабиринт», у которого было развито греческое направление, остальные туркомпании пока не озвучивают свои планы на предстоящий сезон. Кроме того, сокращается и количество авиакомпаний, которые раньше вылетали из Казани на континент. Так же под вопросом и летние прямые перелеты в Испанию. Присутствие авиакомпании Finnair туристический рынок особо заметить не успел, потому как компания проработала в столице Татарстана совсем немного времени. Другое дело, индивидуальные туристы были довольны появлением еще одного игрока, с помощью которого можно было улететь в любую точку Европы прямо из Казани.
На сайтах казанских агентств стало появляться много предложений с вылетом из Москвы. Есть категория, которая привыкла путешествовать очень экономно. И чтобы завлечь этих клиентов, агентства выставляют теперь и такие предложения.
САНАТОРИЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ
Еще одна тенденция времени — на туристическом рынке активизировались санатории. Недавно был забавный случай. Клиентка как-то 10 лет назад воспользовалась услугами одной туристической компании, и все это время они время от времени слали ей рассылку с выгодными предложениями.
«Представляешь, Юль, недавно они присылают мне приглашение... в санаторий. Что, они считают, что я настолько постарела, что не могу уже выехать за границу?»
У многих подобный отдых до сих пор ассоциируется с советским наследием. Но сегодня санаторий — это прекрасная альтернатива какого-либо отдыха. Это направление было забыто российскими туристами. Море, конечно, остается морем, но санаторно-курортное лечение ничуть не хуже для организма. Но когда возникал выбор: увидеть другую страну за те же деньги или отдохнуть в санатории даже с красивой природой, до недавнего времени выбор делался в пользу первого.
Интересная тенденция: недешевые татарстанские санатории так и оставили свои цены на прежнем уровне. А наши соседи из Марий-Эл и Чувашии, учитывая посленовогодний спад туристов, применили грамотный маркетинговый ход, понизили стоимость проживания, питания и лечения и постепенно завоевывают рынок.
Помимо того, что усовершенствовалась лечебная база, вкладывались деньги и в развитие инфраструктуры. Во многих санаториях по вечерам устраиваются дискотеки с использованием современного оборудования, а вместо комплексного обеда отдыхающих ждет шведский стол. Думаю, подобные изменения ожидают и наши санатории в ближайшее время. Потому что спрос на подобного рода отдых будет расти. В подсознании человека все равно всегда есть ощущение, что несмотря на кризис, нужно обновиться, подлечиться.
Что касается того, как будет развиваться ситуация на туристическом рынке дальше, пока сказать трудно. Рынок замер в ожидании. Думаю, какие-то новости появятся ближе к московской выставке по туризму, которая пройдет в марте. Пока те агентства, которые нацелены исключительно на продажу заграничных путевок без внутреннего туризма, будут чувствовать себя не очень хорошо...
Юлия Таланова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.