Выставка началась с продукции машиностроителей.
Выставка началась с продукции машиностроителей

«ДАЙТЕ-КА МОЛОТОК...»

Шокировать директоров, которых набралось в выставочном центре «ЭКСПО-Кама» около полусотни, Наиль Магдеев начал с подходов к павильонам. На улице были выставлены товары машиностроителей — коммунальная техника на шасси «КАМАЗа», брусчатка, уличные фонари. Дойдя до фонарей, отрекомендованных компанией «Татэлектромонтаж» как антивандальные, Магдеев потребовал молоток, который ему оперативно нашли, и пару штук разбил. Аналогичным образом проверил он и качество плитки завода «Полимеркварц», уже в павильоне бросив ее об пол. Плитка выдержала, как выдержал и пол «ЭКСПО-Камы» ее вес в 3,5 килограмма. На всеобщем кураже Магдеев протестировал и пластиковую лопату для уборки снега от производителя ООО «Технокам», попытавшись сломать ее ногой. Вообще, в течение всего дня, включая круглый стол после обхода стендов, Магдеев общался с предпринимателями запросто, без чиновничьего пафоса, зато с отеческой суровостью.

Практически у каждого стенда он начинал основной разговор с вопроса: «Чем я могу помочь?» Ответы получал разные. К примеру, гендиректор ООО «Биосервис» Алексей Левочкин попросил дать возможность его компании... бесплатно обеспечить биотуалетами город и потом бесплатно их обслуживать. Магдеев отметил привлекательность пластиковых кабинок для вандалов, однако Левочкин выказал готовность решить и этот вопрос, если только ему дадут конкретного человека от исполкома, с которым можно работать. Таким человеком Магдеев назвал своего первого заместителя Рината Абдуллина.

Лопата выдержала напор Наиля Магдеева.
Лопата выдержала напор Наиля Магдеева

Свои выгоды от бескорыстной установки и обслуживания биотуалетов Левочкин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» так: «Взамен я хотел бы попросить у города определенные преференции и поставить туалеты там, где они должны быть. Найдите хоть один туалет на стройках. Строек много, рабочих тысячи, а конкурентов на нашем рынке в городе нет. Для города мы делаем все бесплатно, а город обязует строительные организации, летние кафе и прочие заведения ставить у себя на территории туалеты. Ведь их отсутствие — реальная проблема». Как показал день в «ЭКСПО-Каме», такой подход Магдеева полностью устраивает. При этом, договариваясь о взаимовыгодном сотрудничестве, Магдеев одновременно давал понять, что и цены поставщиков должны быть не выше, чем у конкурентов. Другим постоянным вопросом был: «С кем конкурируете, кто мешает работать?» Большинство собеседников либо не знали своих конкурентов, либо стеснялись называть.

В тренд показательных акций, вроде крушения фонарей, попала компания «Камвент», производитель вентиляционных систем. Они предлагали участникам замерить объем легких, выдув в трубку воздух, и записывали результаты для всеобщего обозрения. Каждому, кто рискнул, в качестве компенсации потраченного воздуха предлагали кислородный коктейль. Для Магдеева — последнего участника — оставили отдельную красную строчку, и он выдул 5 литров, перебив все показатели. Известный хохмач, гендиректор «Камвента» Павел Евдокимов, помножил и без того первый результат Магдеева на два, поскольку руководитель исполкома дескать «использовал только одно легкое».

«А где бренд города?»
«А где бренд города?»

«А ГДЕ БРЕНД ГОРОДА? МЫ САМИ СЕБЯ УВАЖАТЬ ДОЛЖНЫ?»

Наиболее многочисленными участниками выставки стали мебельщики, швейные производства и рекламисты. Все спешили поделиться своими проблемами согласно тематике мероприятия — говорили о трудностях с заказами. Так, гендиректор ООО «Командор-Поволжье» Евгений Севастьянов попросил обеспечить внимание к их мебели таких крупных компаний, как «Камгэсэнергострой» и КАМАЗ.

— За вас я ноги передвигать не буду. Ты переговори с «Камгэсом», ГИСУ, а остальное я беру на себя, — отвечал Магдеев. — Они же все закупки аукционят, значит ты должен по цене проходить. Грамотно заявись с документацией, а то вас ведь как двоечников щелкают по формальным признакам. И прямо пиши: вот у них есть заказ, мы можем исполнить. А мы административный ресурс подключим.

— Есть и другая проблема — мы участвуем в аукционах, на продукцию снижают цену, — сообщил Севастьянов. — Мы тоже снижаем, но ведь ты выиграл тендер почти по себестоимости, а оплата идет 30 дней, да еще и с просрочкой. Инфляция на месте не стоит, и получается мы деньги вложили месяц назад...

— Ну, тут помочь не могу ничем, — прервал Магдеев.

Мебельщиков главным образом представлял руководитель отраслевой ассоциации Накип Галимов.
Мебельщиков главным образом представлял руководитель отраслевой ассоциации Накип Галимов

Главным образом мебельщиков представлял руководитель их ассоциации Накип Галимов — гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс». Он один из немногих, кто смог ответить на вопрос Магдеева о конкуренции, когда речь зашла о креслах для больших залов — аналогичную продукцию поставляют Зеленодольск и Уфа. Магдеев отреагировал подсчетом количества клубов в республике, которые Челны могли бы снабжать креслами, но давая поручение представителю ГИСУ, сказал, что работать надо по всем закамским районам. Высоко оценив мебель для детсадов, он задал неожиданный вопрос, вертя в руках детский стульчик: «А где написано «Челны»? Где бренд города?» Ему ответили, что ассоциация работает под брендом «Мебель Татарстана», но Магдеев с такой постановкой вопроса не согласился. «Почему не написано, что мебель выпускает город Набережные Челны? Мы сами себя уважать должны?»

«ДЕЛО ЭТО ХОРОШЕЕ, НО НА ЛЮБИТЕЛЯ...»

В том же ключе состоялся разговор и со швейниками. «Надо нашу продукцию предлагать и за пределами города, — поручил он начальнику управления образования Рамилю Халимову. — Во-первых, это хорошее соотношение цена-качество. Во-вторых, мы обеспечим женщин работой, на швейных фабриках ведь в основном женский персонал. В-третьих, налоги остаются у нас».

Интересная беседа получилась у Магдеева с предпринимателем Гульнисой Казаковой, на стенде которой сити-менеджер увидел груду подушек и постельного белья. Казакова пожаловалась на отсутствие заказов, и Магдеев спросил у Халимова, кто поставляет белье в новые детские сады. Халимов сообщил, что в прошлом году поставками занималась ИП Ровко. «Она перекупщица, сама не шьет!» — заявила на это Казакова и попыталась завести разговор о муниципальных торгах, но Магдеев скользкую тему пресек. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Казакова уверенно заявила, что ее цены ниже, чем у конкурентки-перекупщицы, однако та зашла в детсады без участия в торгах.

«Банное дело хорошее, но на любителя»
«Банное дело хорошее, но на любителя»

Остался удовлетворен разговором с Магдеевым гендиректор ЗАО «Камский завод «Автоагрегатцентр» Радий Шаяхметов. «Мы работаем во многих городах и регионах. Например, 25 машин поставили на Олимпиаду в Сочи. И только в Набережных Челнах нашу продукцию не покупают. Ни о чем конкретном мы с Наилем Гамбаровичем не договорились, но его деловой подход дает надежду, что скоро эта ситуация переломится», — рассказал Шаяхметов «БИЗНЕС Online».

Правильно начал разговор гендиректор творческой группы «Август» Игорь Сидоренко, предложив помощь городу в оформлении Сабантуев и других торжественных мероприятий. «Руководитель исполкома предложил нам изложить идеи по оформлению городского транспорта к 9 Мая, — сообщил Сидоренко по итогу беседы корреспонденту «БИЗНЕС Online». — И город тоже оформим — в плане баннеров и другой наружной рекламы. Сейчас наша группа будет готовиться к этому празднику. Финансовая сторона вопроса пока не оговаривается, мы рассматриваем концептуальную сторону».

Что не заинтересовало нового сити-менеджера, так это банное дело. Вопроса «Чем мы можем помочь?» здесь не прозвучало. Напомним, что его предшественник Василь Шайхразиев, напротив, был неравнодушен к бане и даже организовывал чемпионаты по банному парению.

«100 ГРАММОВ ВЫПЬЕМ И ПЛАЧЕМ, ЧТО ЧЕЛНЫ — ЭТО МОЯ СУДЬБА, А ГОРОД НЕ ПОДДЕРЖИВАЕМ»

Все озвученные предпринимателями вопросы были подняты Магдеевым на круглом столе по итогам выставки, и в довольно жестком ключе. «К сожалению, иногда происходит так, что в бюджетной сфере мы на муниципальном уровне потребляем товар, который производится в соседнем городе или соседней республике, — начал Магдеев заседание. — Кто соседний город сильно любит, пусть едет и работает там. Я за соседний город не отвечаю. Мы строим 6 детсадов — стопроцентно мебель должна быть наша. Все белье, на которое мы укладываем наших детей, должно быть наше. Мелочь на первый взгляд, но эта мелочь выливается в 13 миллиардов рублей! Питание, расходные материалы, мягкий инвентарь, мебель, светильники, тапочки, лопаты... Мэр — это большой завхоз, и я пришел заниматься лампочками и халатами, потому что когда начинаешь собирать, набирается миллион там, миллион сям. Вам миллион мешает?»

К детсадам Магдеев добавил школы и капремонт 141 жилого дома, на которые Челнам выделен 1,1 млрд. рублей в 2015 году. Он оговорился, что управляющие и строительные компании, конечно, могут закупаться где угодно, но кризис — это холодный душ, чтобы собраться и посмотреть, неужели иногородняя продукция лучше? Магдеев заявил, что с понедельника исполком начнет ревизировать закупки управляющих компаний по капремонту на предмет географии поставщиков.

Говоря о том, что все челнинские деньги должны оставаться в Челнах, сити-менеджер не забыл и про средства, в город приходящие. Он напомнил, что в этом году город получит 200 млн. рублей на реконструкцию футбольного стадиона «КАМАЗ», 100 млн. рублей на Парк победы, 136 млн. рублей на парки и скверы и 1 млрд. на дороги, и все эти деньги тоже принадлежат предпринимателям — местным налогоплательщикам.

«Почему мы жилые дома сдаем, а те же самые малые архитектурные формы покупаем где угодно, только не у нас? Надо сесть и договориться. Пригласить руководителя «Домкора», у него большой депутатский значок, он бывший заместитель мэра. Вчера сидел на этом самом месте, за Родину агитировал. Мы говорим ему: товарищ Мунир Анварович (Мунир Гайнуллов — гендиректор ООО «Домкор»авт.), давай я тебе налью стакан. Кефира. А ты спортивную площадку закажешь у нас. Или Мише Золотухину (гендиректор ООО «Комфортное жилье»авт.) скажем. Не закажешь — на госкомиссии замучаешься пыль глотать. А как по-другому? В условиях кризиса... Ну, чего я вам, взрослым мужикам, буду об этом говорить? Мы же 100 граммов выпьем и плачем — вот, мол, Набережные Челны — наша судьба... А сам в это время... город не поддерживает».

Еще одним примером грубого космополитизма Магдеев отметил поставки в систему школьного питания продукции Елабужского молокозавода. «Я был на челнинском молокозаводе. Скажите, чем он хуже елабужского? Мне говорят: там лот так сформирован. Подождите, но лот-то формируем мы! Вот эта рука подписывает лот, — Магдеев продемонстрировал правый кулак. — Мне говорят: так было до вас. А при нас так не будет. Елабугу я кормить не собираюсь, у нее есть Геннадий Егорович. Здесь я заказываю музыку, и в моем доме будет так, как я сказал».

«В БУГУЛЬМЕ Я ТОЖЕ ТАК ДЕЛАЛ. ЗВЕРЬ БЫЛ, КОНЕЧНО...»

Под горячую руку Магдеева попали не только местные товаропроизводители. Замахнулся он и на федералов, напомнив, что торговые места в городе им предоставила муниципальная власть. «Мы имеем право первой ночи? Имеем. И «Пятерочка», и «Магнит», и Эссен» — все получили хорошие места, стали богатыми людьми. Мы же можем его теперь попросить? Ведь он халаты, тару где-то заказывает. Думаете, это мелкие деньги? Это огромные комплексы, по 150 - 300 человек работают, всем нужны рукавицы. Если комплект одежды для сотрудника торговой сети стоит тысячи 1,5, то в сетях 30 - 40 тысяч человек работает. Наверняка, они те же халаты, упаковочные материалы заказывают в Казани, а деньги города должны работать на город. Кто этого не понимает, надо пригласить. В подвале никого пытать не будем, но мы можем посмотреть друг другу в глаза и сказать: мужики, времена непростые, коллективы надо кормить, КАМАЗ пока стоит, что будет завтра, никто не знает. Нельзя же смотреть на это равнодушно».

Апогеем стало заявление сити-менеджера о том, что продукты — мясные, молочные, хлеб, рыба, бакалея — в торговых сетях тоже будут стопроцентно челнинские. Возможно, в данном случае он имел в виду только такие региональные сети, как «Эссен» и «Челны-Хлеб», однако контекст его речи охватывал все продовольственные магазины. «В Бугульме я тоже так делал, — сказал Магдеев. — Зверь был, конечно, но иначе для чего я на работу хожу?»

Сити-менеджер также похвастался, как ему удается сбивать цены на поставки для муниципалитета. Он рассказал, как определялся на днях поставщик опор для уличного освещения. Заявлялись казанцы и челнинцы. «Только на одной опоре оцинкованной, которую будем выставлять в этом году, за 1,5 часа я им сбил цену на 800 тысяч рублей. Казанцы упали, и челнинцы упали, те еще раз и эти еще раз, и казанцы остановились первыми. А кто-то мог эти 800 тысяч себе в карман положить и подписать документы. Поймите, я мог бы, конечно, вас тут не собирать. Мог бы сказать: ребята, есть интернет-площадки, работайте, — говорил Магдеев. — Но, между прочим, ездит же президент, лоббирует интересы КАМАЗа. Везде с собой возит вертолетчиков, «Татнефть», Шигабутдинова. Он тоже может сказать: рынок свободный, капитализм, работайте. Но у нас свой производитель потом, а сначала откаты. Я думаю, что наши с вами действия направлены на одну цель. Надо разобраться без истерик, положить все на бумагу и договориться, как мы дальше будем работать. Кому не сможем помочь, прямо скажем, что у нас полномочий не хватает. Конечно, компании ваши, но я хочу вам помочь. Если нужно с республикой договориться, скажите с кем. С президентом? Мне такие полномочия даны, статус позволяет. С любым министром. За разговоры никто по голове не стукнет, а стукнет, так выдержим. Куда надо идти с заказом, скажите, дадим любой документ и за ручку отведем».

Как заключил Магдеев, через месяц, 16 февраля, предприниматели и руководитель исполкома снова встретятся для того, чтобы определить, как именно должна быть организована система закупок в автограде — как муниципальных, так и со стороны крупных компаний, нуждающихся в промышленных поставках.