Встреча Ильсура Метшина с рестораторами началась с прогулки по новогодней ярмарке в Старо-Татарской слободе

КАЗАНЬ — ВОСЬМАЯ В МИРЕ ПО ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

Встреча мэра Казани Ильсура Метшина с рестораторами началась с прогулки по новогодней ярмарке в Старо-Татарской слободе — несмотря на окончание праздников, здесь продолжаются народные гуляния. Мэр поинтересовался у бизнесменов, насколько успешным оказался этот проект, идея которого родилась в ходе предыдущей встречи. Выяснилось, что ярмарка вызвала большой интерес у туристов и казанцев, ее посетили более 20 тыс. человек.

«Даже в холодную погоду приходили, на санках с детьми покататься приходили», — рассказал автор проекта, владелец ресторанного холдинга «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. По его словам, популярностью пользовались и сувениры, и сувенирные лавки, и кафе, и уличные представления. Также у бизнесмена масса планов, как улучшить ярмарку на будущий год — в частности, он собирается сделать конюшню для лошадей, чтобы они не замерзали по пути из зоопарка и обратно.

ELG_3801.jpg
Ярмарка вызвала большой интерес у туристов и казанцев, ее посетили более 20 тыс. человек

«Первый новогодний блин комом не был?» — поинтересовался Метшин. «Нет!» — дружно ответили предприниматели. Далее разговор шел уже не на морозце, а в ГРК «Татарская усадьба» (также входит в сеть «Татинтер Ресторантс»). Метшин предложил поделиться мнениями о том, насколько успешными в финансовом плане оказались праздники. Но для начала «убил» всех цифирью замруководителя исполкома Казани Иван Кузнецов. Выяснилось, что в новогодние дни Казань посетили 70 тыс. туристов, что в 1,5 раза больше, чем год назад (48 тыс. туристов). Но если эту цифру уже озвучивали ранее на деловом понедельнике в мэрии, то вот сумма, которую туристы потратили в нашем городе на проживание, питание, транспорт и развлечения, стала неожиданной и вызвала легкий шок — более 1 млрд. рублей! Удивлен, казалось был, даже сам Метшин, у которого вырвалось только недоуменное: «Да ладно!»

«Цифра складывается исходя из определенных статей расходов туристов, таких как проживание, транспорт, экскурсии, питание и другое. Львиная доля трат пришлась на проживание — порядка 367 миллионов, и питание — около 300 миллионов», — настоял на корректности подсчетов Кузнецов.

Елена Лодвигова напомнила, что год был удачным для Казани с точки зрения попадания во всевозможные туристические топы и рейтинги

К поздравлениям с Новым годом присоединилась Елена Лодвигова — глава комитета содействия развитию туризма Казани. Она напомнила, что год был удачным для Казани с точки зрения попадания во всевозможные туристические топы и рейтинги. Так, в мае 2014 года, по версии сервиса Oktogo, Казань впервые возглавила список самых популярных направлений у россиян с 1 по 11 мая 2014 года. По версии популярного международного сервиса tripadvisor, Казань стала третьим по популярности туристическим направлением после Москвы и Санкт-Петербурга. По данным того же сайта, Казань заняла 8-е место в мире и 3-е в Европе среди самых перспективных туристических направлений, которые наиболее стремительно набирают популярность у туристов. Ну и, наконец, на минувшие новогодние праздники Казань вошла в пятерку самых посещаемых городов России для поездок на Новый год. Столица Татарстана заняла четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, на пятом месте оказался Великий Новгород.

ПРЕЗИДЕНТА И МЭРА НАЧАЛИ АТАКОВАТЬ ИНВЕСТОРЫ

Перейдя к общению с бизнесменами, Метшин, поинтересовался, бьются ли данные статистики с результатами самих отельеров и рестораторов. Представитель ГТРК «Корстон» подтвердила, что да, действительно, три дня на Новый год комплекс был на 100% забит гостями, в целом по праздникам средняя заполняемость составила 80%. Представитель «Биляра» также поделился, что туристов в этом году оказалось в 1,5 раза больше, чем годом ранее. «То есть мы можем сказать, что по отелями что этот год однозначно лучше», — подвел итог мэр и был поддержан одобрительным гулом голосов собравшихся.

ELG_3594.jpg
В новогодние дни Казань посетили 70 тыс. туристов, они потратили на проживание, питание, транспорт и развлечения более 1 млрд. рублей

Лодвигова добавила пару штрихов, сказав, что среднее время, проведенное в Казани туристом, составило 3,5 дня, а средняя стоимость проживания на человека — 2,3 тыс. рублей в день. Самыми популярными точками маршрутов стали ожидаемо Казань, Болгар и Свияжск. В Казани пользовался популярностью ледовый городок, комплекс «Туган авылым», шоу Марии Киселевой «Зазеркалье», городок у «МЕГИ» и аквапарк «Ривьера» — его посетили 35 тыс. человек за все праздники. К слову, «Нэфис» в начале недели отчитался, что его «Народный каток» посетили 48 тыс. человек (подсчет ведут автоматические датчики при входе на территорию «Казань Арены»).

Новый владелец «Туган авылым» Айдар Булатов (владелец ГК «Булатов Групп») рассказал, что его новогодний проект создания резиденции Кыш Бабая с музеем самовара и детскими горками оказался весьма успешным. «У нас загрузка в это время была 100 процентов. Были заполнены и рестораны, и кафе, и блинная», — сообщил он.

Директор бюро путешествий «Казань» Елена Илькун рассказала, что ее фирма ощутила рост потока туристов на 50% за прошедший год, а на Новый год — и вовсе на 70%. «На эти каникулы были более востребованы дорогие туры со специализированным программами. Не просто экскурсии по Казани, а туры по республике с интересными программами». Она отметила также, что большой интерес вызывает ипподром: там можно не только покататься на лошадях, но и посетить музей, послушать экскурсию.

Ильсур метшин: «К Новому году обнаружили резкую активность инвесторов, которые два года думали: начинать строить — не начинать строить. А тут нас с президентом начали атаковать по-хорошему»

Гаязов высказал мнение, что мероприятия, наподобие новогодней ярмарки, для привлечения гостей нужно проводить не реже одного раза в квартал. К примеру, у бизнесмена есть планы в марте 2015 года провести Масленицу, а летом отметить Сабантуй. Вообще, ресторатор буквально фонтанировал идеями — в его планах запустить лебедей на озере Булак, построить на этом озере пирс для организации работы прогулочных катеров, а также вновь вернулся к идее построить конюшню в Старо-Татарской слободе. «Как в Вене, Праге, Карловых Варах», — нарисовал он красивую картинку.

Разговоры о европейских городах натолкнули Метшина на мысль о том, что Казани есть что предложить, не только российским туристам. Учитывая падение рубля, тем же туркам, китайцам и прочим иностранцам отдыхать в России стало в два раза дешевле. «К Новому году обнаружили резкую активность инвесторов, которые два года думали: начинать строить — не начинать строить. А тут нас с президентом начали атаковать по-хорошему», — поделился мэр.

НЕ ЖЕЛАЕТЕ ЛИ СКИНУТЬСЯ?

Далее разговор плавно перетек к задачам на будущее. Метшин высказался в том смысле, что серьезно увеличить туристический поток не удастся без рекламы Казани как бренда на крупных туристических ярмарках, а также без рекламы нашей столицы в городах Поволжья. Градоначальник внес предложение о создании специального фонда, на счете которого аккумулировались бы средства, которые можно было бы потратить на эти цели.

«На каждый рубль с участников (отельного и ресторанного бизнесаприм. ред.) мы бы положили бы свой», — пояснил он условия финансирования. Метшин уточнил, что распоряжаться деньгами станет сама ассоциация рестораторов и отельеров РТ, чтобы они расходовались эффективно. «Денег городских не хватит, а вместе мы бы могли эту задачу решить», — сказал мэр.

Ответа от участников встречи сразу не последовало, видимо, им предстоит эту новость переварить до следующей встречи. Помимо этого, мэр призвал по максимуму использовать потенциал предстоящего чемпионата мира по водным видам спорта, который пройдет в этом году. «Вокруг этого надо нам придумывать массу всего, чтобы люди уезжая, говорили... А приедет 200 стран! У нас следующая возможность произвести впечатление предстоит через четыре года. И за это время у нас есть шанс серьезно вырасти», — напутствовал мэр, имея в виду, очевидно, чемпионат мира по футболу.

Сами рестораторы и отельеры в числе задач на будущее поставили для себя улучшение обслуживания гостей на низовом уровне — официантов, портье. «Если люди не подготовлены к приему туристов, то случаются проблемы, бывают и жалобы. Например, нагрубил официант в ресторане или подал тарелку с пролитым супом, и все», — поделилась наболевшим Илькун. Поддержала тему и Мария Горшунова — владелица сети «Сытый папа». Она предложила привлечь на подработку студентов 2 - 4 курсов, «у кого есть в голове сало» и реальное желание подработать. Метшин горячо поддержал эту идею, отметив, что впечатление от города может быть испорчено из-за человеческого фактора. «Мы же не можем смириться с этим», — заключил мэр.

«В ПИТЕРЕ ХОЛОДНО, В МОСКВЕ ДОРОГО, А В КАЗАНИ ХОРОШО»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил участников встречи поделиться своими впечатлениями.

Иван Кузнецов — заместитель руководителя исполкома Казани:

— На этой встрече собрались представители туристической отрасли всей Казани. Присутствовали и рестораторы, и отельеры, и малые, и крупные. Эта встреча уже не первая. Мы собирались и в преддверии Нового года. Идей было высказано очень много. В прошлом году они попросили нас создать новый туристический магнит в Старо-Татарской слободе. И в формате государственно-частного партнерства при поддержке нашего президента там была проведена новогодняя ярмарка. Это место посетили 22 тысячи человек. Безусловно, такая событийность должна быть регулярной и постоянной. В гостиницах очень много посетителей в новогодние дни, в майские праздники, в дни больших событий, но после них происходит затишье. Они хотят, чтобы таких событий было много. Поэтому мы и обсуждали, что мы можем проводить в 2015 году.

Нам, безусловно, на руку сыграла и кризисная ситуация, которая происходит в стране. В Казань приехало очень много людей, которые в любое другое время отправились бы за границу. Самое главное, что было озвучено на этой встрече, что туризм — это третья отрасль мировой экономики после машиностроения и добывающей промышлености. И мы решили сделать главный акцент на туризм, который должен стать новой точкой роста в экономике Казани. Было предложено летом проводить в Казани фестиваль еды, чтобы сюда со всей страны и из стран ближнего зарубежья приезжали различные кухни. Были высказаны замечания по отсутствию информации о тех или иных событиях, что происходят в Казани. Мы решили составить календарь событий. Но самое главное — представители ассоциации рестораторов и отельеров Казани поддержали предложение нашего мэра о создании специального финансового фонда, который бы материально поддерживал все эти мероприятия. Ни один город за счет своего бюджета все эти идеи не реализует, тут никаких бюджетов не хватит.

Сами рестораторы и отельеры в числе задач на будущее поставили для себя улучшение обслуживания гостей на низовом уровне — официантов, портье

Я думаю, что сегодня первоочередной задачей является продвижение тех туристических продуктов, которые есть в Казани. Нужно продвигать наш город как бизнес-центр, где можно проводить различные форумы и семинары, допустим, кардиологов, травматологов, представителей других профессий. Нужно показывать, напоминать, что у нас есть прекрасные условия для этого! В Москве дорого, в Санкт-Петербурге холодно, а в Казани удобно и недорого. Этот фонд и будет часть своих средств тратить на такое продвижение нашего города. Все присутствовавшие на встрече поддержали идею такого фонда.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— Как сказал мэр, к каждому рублю из казны города, который будет потрачен на повышение туристической привлекательности Казани, мы, ассоциация рестораторов и отельеров, должны будем добавить еще один. То есть пополам понести расходы. Но сейчас сказать, что для рестораторов наступило сложное время, — это ничего не сказать. Такого сложного времени никогда не было. И я не знаю, кто сейчас реально сможет тратить деньги на этот фонд. Я вот сейчас этого делать не могу.

Что еще можно сделать для повышения туристической привлекательности Казани? Я думаю, более широкое участие наших туристических компаний в специализированных ярмарках и выставках. Они это делают и сейчас, но, наверное, это нужно делать более широко. Это нужно делать и в нашем ближнем окружении, в Поволжье, и в дальних регионах. Раньше наши туристические компании занимались в большей степени выездным туризмом, а сейчас нужно переориентироваться на внутренний туризм. Вот у фирмы «Алена», которая привозит сюда туристов, есть маршрут под названием «Удиви меня, Казань!» И знаете, удивляет!

Нужно подтягивать в город крупные, яркие события. С «Новой волной» у нас, к сожалению, не получилось. Тогда, может быть, организовывать какие-то свои фестивали. «Минбар» у нас уже есть. Можно развивать мусульманскую тематику Татарстана. С учетом того, что у нас сейчас очень сильное падение рубля, представителям татарских общин не только России, но и зарубежных стран было бы выгодно приезжать к нам в Казань. Обязательно нужно использовать этот фактор.

Зуфар Гаязов — генеральный директор ООО «Татинтер Ресторантс»:

— Мы обязательно будем перечислять средства в этот фонд. Сколько именно средств должно быть в этом фонде, не говорилось. Проблемы с финансами есть у всех. Мэр сказал, что власть должна вместе с бизнесом совместно заниматься этими проектами. У города не всегда есть средства, которые можно использовать на проведение ярмарки, подобно той, которая была проведена в Старо-Татарской слободе. Он призывает к совместному участию, и я поддерживаю его в этом. Мы не говорим при этом о каких-то больших деньгах. Мы говорим прежде всего о чувстве патриотизма по отношению к своему городу.

Вообще, мы поддерживаем все, что предложил мэр города. Вчера состоялся второй такой диалог ведущих туроператоров и отельеров города с мэром. Первый прошел в канун новогодних праздников. Вчерашняя встреча стала своеобразным подведением итогов прошлого года. От нас было предложение, чтобы были решены все проблемные вопросы, связанные с уровнем сервиса и питания гостей нашего города, с экскурсионным обслуживанием. Кроме этого, была подтверждена важность проведения в городе большого количества событийных мероприятий, которые привлекали бы в Казань туристов из других городов. Мы пришли к выводу, что этим вопросом будет заниматься наша ассоциация. Совместно с комитетом по туризму мы будем вести диалог, чтобы разработать программу таких мероприятий.