Сегодня в Москве начал работу ежегодный Гайдаровский форум, который считается площадкой либералов

ПОЛТЫСЯЧИ ИНОСТРАНЦЕВ — И НИКОГО ОТ ЕВРОСОЮЗА

Сегодня в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) начал работу ежегодный Гайдаровский форум, который продлится до 16 января включительно. Участие в нем завтра примет и президент РТ Рустам Минниханов.

Традиционно дискуссии затрагивают животрепещущие проблемы современности. Идеологически форум считается площадкой либералов (Кудрина, Мау, Чубайса, Грефа и Ко), которые контролируют в эпоху ВВП правительство и ЦБ РФ. Вот и тема форума в этом году обозначена как «Россия и мир: новый вектор». Также традиционное перемещение по 5-му корпусу РАНХиГС, где проходят основные мероприятия, в первый день работы форума и вплоть до окончания выступления премьер-министра Дмитрия Медведева, ограничено в целях безопасности. Поэтому посетить первые панельные дискуссии, а также пленарное заседание удается немногим — доступ разрешен лишь обладателям секретного красного бейджа. Остальным же приходится довольствоваться трансляциями, организованными в других залах университета.

По понятным причинам на форуме практически не было официальных лиц Евросоюза (но их особо не наблюдалось и в предыдущие годы), хотя количество иностранных участников по сравнению с прошлогодним форумом выросло вдвое и превысило 500 человек. Гайдаровский форум в Москве, собирающий ведущих экономических экспертов России и мира, проводится уже 6-й раз. На этот раз российские либералы дрогнули, и в первых рядах приглашенных экспертов сидели не только профессора из Гарварда или Лондонской школы экономики, но и, например, такой знаменитый левак-марксист, как Иммануил Валлерстайн. Для знающих людей это серьезный знак в перемене мировоззрения Кудрина — Чубайса — Грефа: что-то там треснуло в их безжалостно-железобетонной «картине мира»...

1421240408_MG_3-Kopirajt-920.jpg
Алексей Кудрин

Кризис стал предметом первой дискуссии — ее модератором выступил экс-министр финансов Алексей Кудрин, претендующий на пост нового спасителя экономики России в ранге следующего премьера. Экономический рост в России близок к нулю, страна переживает последствия санкций, есть букет проблем в ряде отраслей — все эти вопросы он и предложил обсудить.

ШОК НЕФТЯНЫХ ЦЕН — ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИКИ РФ

Мнение бизнеса Кудрин тут же попросил выразить президента Сбербанка Германа Грефа. Тот, в свою очередь, сразу обозначил проблемы, которые привели к той ситуации, в которой сегодня находится экономика России. Во-первых, это структурное замедление экономики, к которому страна шла последние полтора-два года. Этот пункт Греф считает ключевым, однако он поддается воздействию со стороны правительства. Во-вторых, геополитическая ситуация, в том числе украинская проблема и тема санкций. И в-третьих, шоковое падение цены на нефть — это доминирующая проблема.

Герман Греф

Греф уверен, что $45 за баррель — это «больной уровень» для многих стран, так как отсекает половину добываемой нефти. Добыча попросту становится нерентабельной. Даже США и Канада, которые увеличили добычу нефти, выдерживают уровень себестоимости в районе $60 за баррель. «Впервые видим ситуацию, когда производители нефти, несколько стран ОПЕК системно занимаются не удержанием цен на нефть, а опусканием цены на нефть. Очевидно, что есть ситуация войны производителей, которая непонятно до какого уровня цен может довести», — пришел к выводу Греф.

Впрочем, он уверен, что долго сдерживать низкие цены все равно не удастся. По его мнению, чем глубже упадет цена, тем быстрее она потом отскочит. «Может ли цена свыше года продержаться низкой? Я не верю, что она останется на уровне 40 или ниже долларов за баррель, но на уровне 60 - 70 долларов за баррель она может находиться в течение целого ряда лет», — прогнозирует Греф. Обратим внимание, что аргументация Грефа была акцентирована на пассаже «верю или не верю», что не внушает оптимизма...

ИЗ-ЗА ПАДЕНИЯ НЕФТИ БЮДЖЕТ РФ ТЕРЯЕТ 3 - 4 ТРЛН. РУБЛЕЙ

Шеф Сбербанка напомнил, что бюджет России напрямую зависит от нефтегазовых доходов. В новой ситуации бюджет потеряет 3 - 4 трлн. рублей.

«Это приведет к тому, что мы увидим сокращение расходов бюджета в какой-то части. Вопрос: в какой?» — озадачил он публику. Именно по этим «развилкам» правительство и должно принять решение, считает Греф. В том случае, если расходы оставить неизменными, то придется профинансировать их за счет накопленных фондов, которые потратятся за полтора-два года. Можно увеличивать фискальную нагрузку, но власти уже сделали заявление о налоговой стабильности. Еще один вариант — «предательский карманчик» — залезть в эмиссию ЦБ. Греф полагает, что выбор каких-либо мер и определит вектор политики правительства.

Банкир был настроен пессимистично — тем более, по его словам, эти проблемы в экономике начались еще задолго до украинских событий и падения цен на нефть. В кулуарах форума он предупредил, что страну ожидает «масштабнейший» банковский кризис, и заявил, что вклады под 20% годовых — не что иное, как МММ чистейшей воды. С ним сложно спорить, но как тогда межбанк, когда сам Сбер занимал в декабре под 25 процентов годовых?!

Есть ли свет в конце тоннеля? Есть, но Греф здесь был предсказуемо скучен, ибо озвучил то, что всегда он (и другие либералы) говорит. Ему видятся пять ключевых вещей: реформа госуправления и госуслуг, повышение качества институтов, в первую очередь судебного и правоохранительного, диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности и макроэкономическая стабильность, в основе которой денежная и кредитная политика. Сам же Греф уверен, что нельзя сохранять текущий уровень расходов, но надо увеличить их эффективность, при этом необходимы радикальный поворот в экономической политике, возвращение доверия к власти, без которого любая политика будет невозможна.

ЦИТАТЫ ЛЕНИНА И БЮДЖЕТНАЯ ЗАЩИТА УЛЮКАЕВА

Глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев уклонился от прогнозов на ближайшие годы и пустился в рассуждения о природе кризиса, а также мерах, которые власти могут принять. Министр уверен, что эти меры не должны подстраиваться под внешние проблемы, а должны учитывать глубинные, внутренние, институциональные факторы. Тем более еще в 2008 - 2009 годах мир перешел к новой экономической реальности. «Эта эпоха, эпоха благостного развития миновала безвозвратно, она заменилась эпохой гораздо боле порывистой, скачкообразной, катастрофичной, конфликтной», — неожиданно процитировал Улюкаев Владимира Ленина.

При том Улюкаев видит отличия сегодняшней ситуации от той, что была в 2008 - 2009 годах. Так, например, по его мнению, бюджет теперь лучше защищен — не только резервами, но и монетарными механизмами. В частности, при плавающем курсе вслед за снижением цены на нефть падает рубль, однако бюджет, по словам министра, от этого только выигрывает.

Но он признал, что незащищенными остаются бюджеты бизнеса и домашних хозяйств. Именно на их поддержку Улюкаев призвал ориентироваться, чтобы позволить им пройти трудные времена и снизить шоки. Министр (ритуально) настаивает на помощи малому и среднему бизнесу, снижении регулятивной нагрузки, отказе от контроля (но без снижения безумных налогов на ФОТ, введенных его товарищем по партии Кудриным и подкосивших МСБ по всей стране несколько лет назад). В то же время он уверен, что у России появилась возможность продвинуться в экспорте, причем несырьевом. В заключение он предложил подумать о жесткой монетарной, но умеренной фискальной политике.

РОССИЯ СЛЕГКА СЛЕЗЛА С «НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ»

В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов заявил, что настал момент истины — бюджет России балансировался при цене на нефть $100 за баррель, тогда как сейчас черное золото стоит гораздо дешевле.

Министр признал, что надо было готовиться раньше, то есть зарабатывать резервы и ориентироваться не на потенциально высокие газонефтяные доходы, а на более скромные доходы, которые зарабатывают государство, компании и каждый гражданин. Силуанов напомнил, что снижение цены на нефть на $60 уменьшило поступления в бюджет на $180 млрд., от санкций вред ниже — от 40 до 60 миллиардов. «Мы сейчас являемся заложниками того, что раньше проводили мягкую бюджетную политику. Мы страна, которая зависит от конъюнктуры цен на нефть, газ, те ресурсы, которые мы продаем. Если мы до последнего момента имели до 70 процентов в экспорте доли нефти и газа, то сейчас эта цифра понижается, снизилась до уровня 47 - 50 процентов. Мы уходим от нефтегазовой зависимости, слезаем с так называемой иглы», — нашел Силуанов позитивный момент.

По его мнению, даже инвестиции в Россию стали сейчас более привлекательны. Хотя остается проблема инфляции. К слову об инфляции. Силуанов полагает, что в нынешних 11,4% половина — разовые факторы в виде девальвации и ограничений по импорту. «Если бы их не было, то инфляция была бы вдвое меньше», — добавил он.

Доволен министр исполнением бюджета в 2014 году с профицитом в 0,9% ВВП. Однако тут же оговорился, что после решения о докапитализации банков дефицит составил 0,5% ВВП. «Мы еще и пополним наши резервы, которые будут очень необходимы, на 370 миллиардов рублей», — пообещал Силуанов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВИТ ТРИЛЛИОННЫЙ СЕКВЕСТР: НЕПРИКАСАЕМО ЛИШЬ МИНОБОРОНЫ

Что касается этого года, то если брать цену на нефть $50 за баррель, тогда бюджет недополучит около 3 трлн. рублей доходов. «Нам необходимо подстраивать наши возможности. Не может государство тратить расходов столько, сколько было при росте экономики прогнозном более процента, при цене на нефть в 100 долларов за баррель. Нам нужно наши траты корректировать», — пришел к выводу министр финансов.

Правительство собирается выходить в Госдуму с предложением сократить все расходы, кроме оборонных, на 10%, что в итоге приведет к экономии триллиона рублей. Но и этого, по мнению Силуанова, недостаточно, так как бюджет недополучит 3 трлн. рублей. «Мы должны сейчас определить приоритетные расходы, которые мы должны осуществлять, это в первую очередь социальные расходы, поддержать пенсионеров и так далее и отказаться от расходов, которые мы не можем нести», — пояснил он. Силуанов также предостерег от того, чтобы палить резервы, и посоветовал приводить расходы к новым экономическим реалиям.

Силуанов также рассказал, что правительство готово разрешенные законодателем средства резервного фонда в размере до 500 млрд. рублей размещать в качестве ликвидности на рынке. «Если мы переведем часть резервного фонда в валюту, разместим на рынке, еще и хорошо заработаем для бюджета», — похвастался он.

a9fb107af9078e4a6fd8c8a2de47f0a9.jpg
Кеннет Рогофф

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РФ «ОТРАСТЕТ» ЧЕРЕЗ 6 - 8 ЛЕТ, СЧИТАЮТ ЗАПАДНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ

Видение ситуации в России глазами с Запада представил профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф. Он отметил, что еще 7 лет назад читал в России лекции, и уже тогда говорили о том, что Россия слишком зависит от природных ресурсов. Экономика недостаточно диверсифицирована, требуются структурные реформы, улучшение госуправления.

«Сейчас у нас 2015 год, а проблемы все те же самые, — заявил Рогофф. — Кроме того, что сейчас все это усугубляется падением цен на нефть. Эта проблема представляет для российской экономики большую опасность. Это очень глубокий кризис». По его словам, сейчас невозможно прогнозировать, как дальше будет вести себя цена на нефть.

Нынешний низкий уровень цен на нефть Рогофф объяснил тремя причинами. Развивающиеся страны снизили рост энергопотребления, появились новые технологии, обеспечившие революцию со сланцевым газом, началось и движение на рынках капитала. С точки зрения макроэкономики Россия действовала консервативно, заявил экономист. Но если цена на нефть будет держаться на низком уровне достаточно долго, то уже и этого будет недостаточно. Поэтому Рогофф предвидит, что сейчас у России велика вероятность оказаться в полноценном финансовом кризисе. А для того чтобы вернуться к прежним показателям, допустим, по производству, потребуется 6 - 8 лет, а может, и больше.

Что же делать? В данном случае Рогофф согласился с предыдущими ораторами в том, что нужно диверсифицировать экономику.

«При падении рубля это очень важно. Сейчас нельзя предсказать, какой будет курс обмена и цена на нефть. Рубль сильно девальвирован. Да, возможно, рубль вернет свои старые позиции. Я никаких прогнозов не делаю, а хочу напомнить вам о волатильности. Россия должна этим воспользоваться — более дешевой рабочей силой, экспортом и так далее», — объяснил экономист.

Между тем Рогофф все-таки настаивает на том, чтобы Россия нормализовала свои отношения с миром. «Не думаю, что решите проблему, если закроете свою экономику. Россия живет в контексте очень открытой глобальной экономики, является ее частью», — заключил профессор.

«БИЗНЕС Online» готовит репортажи с других заседаний форума.