«В СВЯЗИ СО СНИЖЕНИЕМ СПРОСА...»

Сегодня стало известно, что одна из крупнейших авиакомпаний России «ЮТэйр» отменила полеты из Москвы в Казань, а также в Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград. Официальная версия перевозчика такова: это решение принято в связи со снижением спроса на эти направления. Пассажирам, уже купившим билеты, предлагается вернуть их с полным возмещением стоимости либо оформить билеты с вылетом из ближайших аэропортов, входящих в расписание «ЮТэйр».

«В связи со снижением спроса на пассажирские перевозки на направлении Москва — Казань — Москва в рамках оптимизации расписания авиакомпанией было принято решение об отмене рейсов по данному маршруту с 22 декабря, — сообщила «БИЗНЕС Online» представитель пресс-службы авиакомпании Анастасия Шуптар. — Все пассажиры, имеющие авиабилеты на отмененные рейсы, были уведомлены авиакомпанией посредством автоматической SMS-рассылки и прямых звонков на номера телефонов, указанных пассажирами при покупке билетов. Авиакомпания приносит пассажирам извинения за доставленные неудобства».

Отвечая на вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, может ли быть связана отмена рейсов с нестабильным экономическим положением авиакомпании, Шуптар сообщила, что еще летом прошлого года авиакомпания «ЮТэйр» информировала о запуске программы оптимизации и повышения эффективности деятельности под названием «Импульс». По ее словам, программа включает в себя в том числе «мероприятия по оптимизации маршрутной сети».

В пресс-службе МАК «БИЗНЕС Online» подтвердили: последний рейс по маршруту Казань — Москва — Казань авиакомпания «ЮТэйр» совершила 21 декабря прошлого года. Затем перевозчик отменил ежедневный рейс в аэропорт Внуково на время зимнего сезона. Вернется ли «ЮТэйр» в МАК, в аэропорту не знают.

«Рынок авиаперевозок жестко конкурентен, — объяснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе МАК. — Один из базовых критериев для авиакомпаний — наличие пассажиропотока. Если есть пассажиропоток, то конкурирующие авиаперевозчики активно стремятся занять нишу по тому или иному направлению. Так, 22 декабря 2014 года авиакомпания «Аэрофлот» ввела дополнительный, шестой рейс из Казани в Москву».

В прошлом году в зимний сезон компания «ЮТэйр» выполняла из Казани ежедневные рейсы в Москву (в аэропорт Внуково), три раза в неделю отправляла пассажиров в Сургут и Уфу, а также выполняла регулярные международные рейсы в Баку (два раза в неделю) и международные чартерные рейсы в Бангкок, Пхукет, Гоа.

В настоящее время аналогичные рейсы по этим направлениям выполняют другие авиакомпании: в Москву из Казани летает «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии»; в Бангкок — «Трансаэро»; в Камрань — авиаперевозчик «ИКАР».

АТАКА КРЕДИТОРОВ

Отмена ряда направлений «ЮТэйр» происходит на фоне финансовых проблем компании. В декабре стало известно о массированной атаке кредиторов на «ЮТэйр». В арбитраж обратилось ЗАО «Авиализинг», которое требует признать компанию банкротом в связи с тем, что та не оплачивает аренду самолета Ту-154. Но это лишь вершина айсберга — претензии контрагентов к компании «ЮТэйр» росли все это время как снежный ком — сейчас на рассмотрении находятся более двух десятков исков на сумму более 700 млн. рублей, в ноябре компания допустила дефолт по облигациям на 2,7 млрд., ее имущество на $11,8 млн. было арестовано в рамках иска Альфа-Банка. А совокупный долг перед инвесторами достиг почти 70 млрд. рублей.

К слову, накануне стало известно, что Альфа-Банк возобновляет свои действия по взысканию просроченной задолженности авиакомпании. В пресс-релизе банка отмечается, что Альфа-Банк выполнил просьбу правительства РФ о введении моратория на взыскание задолженности с компании «ЮТэйр», который действовал в период новогодних праздников.

«К сожалению, ситуация с задолженностью остается неурегулированной. В этой связи мы продолжим комплекс юридических действий, направленных на взыскание просроченной задолженности, в том числе включающей и аресты летного имущества компании», — говорится в релизе. В сообщении подчеркивается, что Альфа-Банк «по-прежнему готов к конструктивному диалогу с руководством компании «ЮТэйр» о погашении задолженности».

На фоне разговоров о финансовой нестабильности перевозчика в конце прошлого года у авиакомпании «ЮТэйр» произошло резонансное ЧП, связанное с рейсом, вылетающим из Казани. В начале декабря в казанском аэропорту трое суток вынуждены были ждать своего вылета пассажиры рейса UT 5451 из Казани в Камрань (Вьетнам) — рейс был отложен по техническим причинам. В свою очередь, туристы из Вьетнама также не могли вернуться на родину, так как ждали самолета из Казани.

«СНИЖЕНИЕ СПРОСА ОЩУТИЛИ НА СЕБЕ ВСЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ...»

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Лично для меня уход «ЮТэйр» — достаточно грустная новость, до 2006 года я был главой представительства этой авиакомпании в Татарстане. Казань при этом потеряет одного из перевозчиков до аэропорта Внуково, но этим занимаются и «Оренбургские авиалинии». С учетом увеличения рейсов «Аэрофлота» на этом направлении авиакомпании просто поделят между собой пассажиров. С другой стороны, цена на билеты «ЮТэйр» была не очень высокой и потеря ее рейсов позволит другим перевозчикам повысить цены.

Могу сказать, что «ЮТэйр», очевидно, оптимизирует расходы. Нет смысла «бодаться» на направлении Казань — Москва — слишком большая конкуренция среди авиакомпаний. Думаю, что этот шаг действительно связан со снижением спроса именно по отношению к аэропорту Внуково. Его сейчас обновили — может быть, не очень удобно ходит аэроэкспресс. Могу сказать, что в аэропортах Шереметьево и Домодедово с этой точки зрения гораздо комфортнее. По моим данным, в день в Москву из Казани летают около 1,5 тысяч пассажиров.

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Думаю, уход «ЮТэйр» никак не повлияет на рынок авиаперевозок. Просто будет более полная загрузка рейсов других авиакомпаний: «Трансаэро», «Аэрофлота», «Сибири». Компания «ЮТэйр» закрыла направления с максимальной конкуренцией. Авиакомпаниям нет смысла повышать цены. Во-первых, за этим следит антимонопольная служба. Во-вторых, самый важный регулятор цен — это сам рынок. Если авиакомпании задерут цены выше покупательной способности потребителей, то останутся без пассажиров. Думаю, резкого повышения цен не произойдет.

Внуково — сам по себе очень неудобный аэропорт. Он является правительственным, поэтому его часто закрывают, рейсы задерживаются и приходится крутиться в зале ожидания. С другой стороны, он расположен ближе всех к Москве: если вас встречают на машине, это очень удобно. Кроме того, «Газпром» и другие энергетики как раз располагаются на юго-западе Москвы. Вообще, самый удобный аэропорт, с моей точки зрения, — это Шереметьево.

Конечно, сейчас пассажиров стало меньше. Люди стали реже летать за рубеж, а около 30 процентов рейсов в Москву были транзитными. Снижение спроса ощутили на себе все перевозчики, а не только «ЮТэйр». На пассажиров повлияли и страх перед Эболой, и теракты, и, конечно, экономическая неустойчивость. Кризис усугубил определенные трудности, которые были у авиакомпании еще до этого. На мой взгляд, менеджеры «ЮТэйр» допустили определенные просчеты — взяли курс на интенсивное развитие, слишком быстро рванули вперед. В итоге потребовались большие затраты, связанные с обновлением парка воздушных судов, с подготовкой персонала. Плюс в связи с ростом курса валют возросла и лизинговая нагрузка.