Заседание экономического совета было всецело посвящено развитию промышленного сектора в 2015 году

«ИТОГИ ТЕРПИМЫЕ, НЕПЛОХИЕ»

Президент РТ собрал вчера заседание своего «антикризисного штаба», где обсуждались экономические итоги за прошедший год. В зале помимо чиновников были собраны руководители крупнейших предприятий республики, основной темой были непростые перспективы промышленного сектора. Скупые сведения из-за закрытых дверей просочилось благодаря пресс-службе президента РТ.

«Мы живем в непростое время. Ситуация в конце года усложнилась, — констатировал Рустам Минниханов, открывая совещание. — Мы должны подвести итоги. Они, конечно, терпимые, неплохие, но самое главное: как нам сохранить наш реальный сектор в 2015 году».

Предварительные статданные озвучил руководитель Татарстанстата Валерий Кандилов. По его словам, рост экономики Татарстана в 2014 году составил 1,3% — объем ВРП достиг 1,63 трлн. рублей. 77% предприятий получили прибыль (по сравнению с прошлым годом доля снизилась на 1,5 п.п.). Объем прибыли составил 268 млрд. рублей (год назад было 243 млрд.). Инвестиции в основной капитал по году составят 542 млрд. рублей, что даже на 20 млрд. больше, чем годом ранее. Объем продукции сельского хозяйства в 2015 году составит 189 млрд. рублей. Темпы роста не приводятся, но по итогам 11 месяцев они составляли 2,8% — сыграл свою роль хороший урожай. По строительству какие-либо данные пока не озвучены вовсе, но по итогам 11 месяцев там намечалось падение на 0,4%.

Валерий Кандилов
Валерий Кандилов сообщил, что по итогам 9 месяцев 2014 года внешнеторговый оборот РТ снизился на 13,6%

Одна из наиболее любопытных цифр — рекордная за последние годы инфляция. По словам Кандилова, в 2014 году она составила 109,7%. И это при том, что по состоянию на ноябрь рост потребительских цен достиг лишь 7,1%. «Черный декабрь» внес коррективы и здесь. При всем при том доходы на душу населения даже с учетом инфляции выросли на 6 - 7% до 28,5 тыс. рублей. Вырос и розничный товарооброт, который, согласно предварительным данным, достигнет 770 млрд. рублей (по итогам 11 месяцев рост оценивался в 2,5%, но, по всей видимости, декабрь даст хорошую прибавку).

ДВА ГОДА ПРОЗЯБАНИЯ

Однако Минниханова сильно беспокоит положение дел в промышленности. Индекс промышленного производства (ИПП), по предварительным данным, на уровне статпогрешности: 100,6%. И это уже второй год подряд: в прошлом году показатель составлял 101,2%. И уже тогда Минниханов говорил: «Если наша экономика не будет расти на 5 - 6 процентов, говорить о каком-то развитии сложно». О развитии речь уже, похоже, и в самом деле не шла. Президент несколько раз обеспокоенно повторил: главное, чтобы промышленность продолжала работать. И работать эффективно: от состояния реального сектора экономики зависит благополучие республики, отметил он. Машиностроению сегодня важно обеспечить заказы, рынки сбыта продукции, нужны гарантии и меры поддержки, перечислял Минниханов. Необходимо использовать имеющийся опыт 2008 года, когда в условиях экономического кризиса удалось удержать ситуацию.

Рустам Минниханов: «Самое главное: как нам сохранить наш реальный сектор в 2015 году»

Надо сказать, что ситуация и в самом деле беспрецедентная с 90-х годов. Как видно на графике, все нулевые годы промышленность Татарстана росла именно на те 5 - 6%, которые указал в качестве ориентира президент. Провальными были 2002 год (минус 0,9%) и кризисный 2009 год (минус 4,6%). Но в обоих случаях за этим следовал быстрый восстановительный рост. Рекордным для Татарстана был 2007 год (плюс 8,9%), даже в 2008 году с его обвальной осенью мы имели 4,3% роста. Два года прозябания подряд — такое впервые. И при этом никакого скачка впереди не просматривается.

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Еще одним поводом для беспокойства стал тревожный звоночек, прозвучавший на рынке труда. Если на протяжении последних лет в республике сохранялся рекордно низкий уровень безработицы, то в конце 2014 года этот показатель начал расти, отметил президент РТ. В министерстве труда, занятости и социальной защиты корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что количество безработных выросло за декабрь на 560 человек. Если на 1 декабря 2014 года в РТ был 14651 безработный, то на 1 января 2015 года — уже 15211 человек. С одной стороны, не стоит сбрасывать со счетов сезонные явления: безработица всегда растет зимой. А с другой, заметно возрос риск неполной занятости. Достаточно вспомнить КАМАЗ, на всякий случай анонсировавший неполную рабочую неделю в апреле-мае. Сложности наблюдаются и у ряда других предприятий.

Заметно возрос риск неполной занятости. Достаточно вспомнить КАМАЗ, на всякий случай анонсировавший неполную рабочую неделю в апреле-мае

ГАЗЕЛИ И ЧЕРЕПАХИ

И все же не стоит мазать все сплошь черной краской. Как выяснил «БИЗНЕС Online», разные отрасли промышленности в 2014 году (данные есть только за 11 месяцев) показали очень неравномерные результаты. Так, на 11,4% скакнуло производство нефтепродуктов — и это несмотря на то, что весной завод бензинов на ТАИФ-НК почти два месяца не работал из-за пожара. Видимо, хорошие объемы дал ТАНЕКО, где в марте заработала долгожданная установка гидрокрекинга.

Очень хорошие темпы демонстрирует пищевая промышленность, причем второй год подряд. В 2014 году — 11,6%, в 2013% — 9,1%. Тут можно вспомнить, к примеру, ГК «Нэфис», запустившую огромный завод «Нэфис-биопродукт» по производству соусов, который ежегодно демонстрирует блестящие темпы роста. Впрочем, доля пищевой промышленности в общем объеме производства в Татарстане пока не превышает 7%, так что эффект локальный.

Неплохие результаты на общем фоне показывает целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия (плюс 5,6%), а также обработка древесины (плюс 4,2%) — как-никак заработал целый новый завод «Кастамону Энтегре» от турецких «санитаров леса» в «Алабуге», да и челнинский КБК не подвел.

65829.jpg
В ОЭЗ «Алабуга» был запущен новый завод «Кастамону Энтегре»

Но отдельные светлые пятна не смогли перевесить проблем химиков (минус 1,3%) и машиностроителей (минус 5%). В химической промышленности более всего подвело производство резиновых изделей, упавшее на 5,8% — плохи дела у «Нижнекамскшины». Ну, а в машиностроении, конечно, на первом плане проблемы КАМАЗа. К слову, индекс промпроизводства в Набережных Челнах уже скатился к значениям около 96%.

Наконец, немного портит статистику энергетика и коммуналка: производство электроэнергии и воды упало на 4,6%, что, впрочем, может быть отчасти связано с климатическими факторами. Нотку оптимизма вносит грузооборот автотранспорта, выраженный в тоннах на километр — он вырос аж на 12,5%. Обычно этот показатель рассматривают как индикатор деловой активности и предвестник будущего роста.

По-настоящему плачевная ситуция у остатков легкой промышленности. Текстильная и швейная промышленность упала на 43,5%, производство обуви — на 15,7%. И такие результаты, больше похожие на коллапс, уже не первый год.

print_640152_877107.jpg
Помимо чиновников на заседание совета были приглашены руководители крупнейших предприятий республики

«ВИНОВАТА МИРОВАЯ КОНЪЮНКТУРА»

Все ли так плохо и что ждет экономику РТ в дальнейшем? С такими вопросами корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор ПФУ и КНИТУ (КАИ):

— Мы практически идем около нулевого роста. Эти десятые доли процента — на уровне статистической погрешности. Я думаю, мы имеем дело с общероссийской проблемой, связанной с общей рецессией производства, с отсутствием ярко выраженной динамики в развитии. Говорить об экономическом росте сейчас не приходится. Это связано прежде всего с политической ситуацией, которая наложилась на экономику. С одной стороны, ограничения поставок технологий и оборудования в нашу страну. И эти ограничения идут эшелоном: первые, вторые, третьи... Для нас это очень тяжело, потому что Россия имеет такой контур связи, что мы поставляем сырье, а завозим готовую научно-техническую продукцию и в большом количестве. Большая часть наших предприятий функционирует на основе покупки технологий, лицензионных соглашений. Речь идет о сборочных производствах на территории России с минимальным уровнем локализации, то есть производства комплектующих здесь.

7.jpg
В химической промышленность более всего подвело производство резиновых изделей, упавшее на 5,8% — плохи дела у «Нижнекамскшины»

И переломить эту ситуацию было невозможно, потому что ее и определил уровень нашей технологической отсталости. И сейчас за раз ситуацию выправить невозможно. Она не может быть выправлена за несколько месяцев, а только за несколько лет. Что нужно для этого сделать? Нужно сформировать свой полноценный технологический задел на лидерских позициях. Ведь попытаться все позиции обеспечить в порядке импортозамещения бесполезно. Мы из этих позиций должны что-то освоить и не только на уровне импортозамещения, а быть с ними ориентированными на экспорт. А в части остальных технологических позиций мы должны иметь надежных зарубежных партнеров. Потом мы должны обеспечить режим доводки технологических решений до уровня промышленных образцов и готовой продукции. Для этого мы должны обеспечить сюда приток инвестиций и создать инфраструктуру в виде системы инжиниринговых центров, венчурных фондов. И надо предлагать своим промышленным предприятиям систему условий получения кредита, которая была бы для них приемлема. Нужно сформировать финансовую политику, направленную на создание доступных средств инвестиций. Если всего этого сделано не будет, пожелания останутся только пожеланиями.

Виктор Дьячков — гендиректор ОАО «ICL КПО ВС» (комментарий предоставлен для проекта «Бизнес-итоги-2014»):

— Ситуация развивается таким образом, что для расчетов невозможно применять ранее используемые модели и правила. Мы очень трезво оцениваем перспективы. На вопрос, что нас ждет в 2015 году, за всех нас ответил президент России. В течение следующих двух лет мы будем преодолевать кризисные явления в экономике. И это коснется нашей отрасли однозначно.

В завершившемся году в бизнесе, связанном с поставками оборудования, сильнее, чем в прошлые годы, проявилась неритмичность. Усугубляет ситуацию падение курса рубля. Из общих тенденций на ІТ-рынке России негативные тренды пока доминируют над позитивными. Показывает падение мобильный рынок, продолжается падение продаж оборудования: десктопов, ноутбуков и серверов. В условиях быстро меняющейся экономической ситуации в России сложно говорить о каких-либо долгосрочных прогнозах как в целом, так и конкретно в ІТ-отрасли. Понимая, что в новом году нам предстоит бороться со сложностями, хотелось бы выразить надежду на стабилизацию политической и экономической ситуации.

Определенные надежды в нас вселяет то, что в Татарстане развитие сферы IT признано приоритетным. Руководство республики поддерживает нашу отрасль. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем ежегодном послании Госсовету республики назвал IT-cектор, нано- и биотехнологии новыми перспективными точками роста экономики республики. И планы на ближайшее время грандиозные. Уже в начале 2015 года планируется сдать первый пусковой комплекс Иннополиса, призванного стать российским центром по подготовке выскококвалифицированных специалистов, созданию и коммерциализации прорывных IT-технологий. Также Рустам Минниханов подчеркнул необходимость удвоить годовой объем производства нанопродукции, который на сегодняшний день превышает 40 миллиардов рублей.

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:

— Что касается доклада Валерия Кандилова, то он констатировал фактически стагнацию роста экономического роста республики. В целом по Татарстану, наверное, это соответствует действительности. Но это «средняя температура по больнице». Это означает только то, что есть предприятия, которые растут и хорошо развиваются, и есть те, которые «упали». Я склонен доверять этим данным. Но эти данные не за год, они то ли за 10, то ли за 11 месяцев. По итогам всего года возможны какие-то корректировки, и я боюсь, как бы эти корректировки не были в меньшую сторону. Надо дождаться данных за весь год. Но для того чтобы сделать выводы, достаточно и тех, которые были по 10 месяцам. Тенденция показательна: экономика, и в частности Татарстана, остановилась. Что касается нашего предприятия, то мы по этому году выходим с темпами роста в 115 процентов. Конечно, это в основном связано с тем, что мы исполняли заказы по линии минобороны. Что касается следующего года, то я целиком и полностью разделяю обеспокоенность президента РТ, который сегодня заметил, что мы впервые встречаемся с таким кризисом, где слишком много неизвестных. Это и низкие цены на нефть, это и экономическая и финансовая изоляция, и экономические санкции. Финансовые ресурсы западных банков для наших банков будут менее доступны. Импорт уменьшился, и инфляция уже двузначная.

Если ничего существенного в российской макроэкономике не произойдет, то наше предприятие в 2015 году выйдет на уровень прошлого года. Но только в том случае, если не пойдут какие-то существенные последствия понижения кредитного рейтинга России в части оттока зарубежного капитала. Если рейтинг будет понижен до «мусорного», то ко всем нашим финансовым организациям предъявлены требования о досрочном погашении всех обязательств. Фактически это будет означать коллапс всей финансовой системы. Если какие-то такие глобальные вещи произойдут, то будут секвестированы расходы на оборонную продукцию, и мы можем получить очень негативный результат.

Пока на нашем предприятии мы под план этого года никаких сокращений и введения сокращенного рабочего дня или недели не планируем. Но если будут какие-то макроэкономические изменения, будем исходить из этих реалий.

Ренат Мистахов — генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (комментарий предоставлен для проекта «Бизнес-итоги-2014»):

— В 2015 году стоит задача увеличения объемов производства. Будет сдача головных кораблей сразу по трем проектам, что очень интересно для завода. Это проект 22100 «Океан» для ФСБ, плавучий док проекта 22570, а также новый фрегат проекта «Гепард» для Вьетнама (этот корабль можно назвать новым проектом, поскольку он весьма отличается от построенных ранее «Гепардов»). Все это новые технологии, новые характеристики, новые требования. Мы никогда не строили ни плавдоки, ни корабли водоизмещением более 2,7 тысячи тонн (максимум — 2 тысячи).

Считаю, что в 2015 году все у нас получится, в конце концов, ситуация зависит от нас — директорской команды, правильной постановки задач холдингом «Ак Барс», республикой, Россией. Опасаемся нестабильности ситуации с долларом и евро. Хотелось бы быть уверенными в надежности поставщиков. Ведь доля завода в корабле — 15 - 20 процентов, все остальное — кооперация. Мы-то сможем вырулить ситуацию, но не факт, что это удастся нашим поставщикам, а такой поворот может повлиять на график сдачи заказов и стоимость контрактов. Думаю, по отрасли 2015-й все-таки будет годом стабильности и освоения новых проектов, которые до сих пор были на бумаге.

Владимир Бестолков — генеральный директор ЗАО работников «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова» (КБК):

— Что касается данных, которые приводит наше официальное ведомство, то у меня нет повода в них сомневаться. А относительно нашего предприятия, то мы отработали с пятипроцентным ростом к 2013 году. Комбинат, да и вся наша страна, за последние 20 лет пережили уже не один кризис. Переживем и этот. Мы никаких сокращений не готовим, надеемся, что и в 2015 году будем работать нормально.

Наиль Гинниятов — коммерческий директор Казанского порохового завода:

— Рост меньше 1 процента? Конечно, это немного, но в нынешних экономических условиях уже неплохо, что нет падения. Что касается нашего предприятия, то индекс промышленного производства в 2014 году составил 112 процентов. В целом год был удачный. Судя по заказам, в этом году ожидается не менее 115 процентов. Конечно, мы выпускаем продукцию стратегического назначения — это не товары широкого потребления, не предметы роскоши. Спрос на нее в меньшей степени зависит от уровня благосостояния людей, от «закредитованности» потребителя.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, фракция КПРФ:

— Я думаю, что серьезным фактором того, что не смогли организовать такой уровень роста, который был заявлен президентом РТ, стала мировая конъюнктура. Вы знаете о серьезном падении цены на нефть. Татарстан — нефтяная республика, и естественно, что это сказалось и на общем индексе развития нашей республики. Если разбирать действия правительства в экономическом блоке, то здесь претензии руководству республики предъявить сложно. Я даже как представитель оппозиции это говорю. По социальным вопросам есть очень много претензий, но что касается введений новых производств — нет. Зона «Алабуга», где привлечение зарубежных инвестиций идет с перевыполнением плана, ТАНЭКО... Вообще, весь кластер Набережные Челны — Нижнекамск — Елабуга по внедрению новых производств очень хорошо продвигается.

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Разрыв между прогнозируемым ранее ростом и фактическими данными будет по итогам 2014 года практически во всех российских регионах. Причин здесь много, но ключевыми, пожалуй, стали политический кризис в отношениях РФ и Запада, вызванный ситуацией на Украине, и последовавшие после этого санкции, контрсанкции, падение российской валюты и фактически паника среди населения. При этом мы сейчас наблюдаем резкое снижение нефтяных цен, которые спустились практически до своих минимумов 2008 года.

Естественно, в такой ситуации бизнес не спешил инвестировать в производство, а потребители просто проедали накопления (ждем данных по розничным продажам в декабре 2014 года, они будут очень сильными). Конечно, в таких условиях достигнуть оптимистичных прогнозов, сделанных, когда еще все названные факторы не действовали, оказалось практически нереально.

Вместе с тем, учитывая макроэкономическую ситуацию, я бы назвал озвученные итоги нейтральными. Все-таки мы увидели небольшой, но рост ВРП, да и инфляция в республике существенно ниже, чем в стране в целом. Региональные и муниципальные бюджеты в 2015 году останутся под ударом. Местным властям сейчас надо сконцентрироваться на оптимизации издержек, повышении эффективности расходования бюджетных средств и привлечении зарубежных капиталов для инвестиций в ключевые инвестиционные проекты.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Для России девальвация сыграла поддерживающую роль в процессах промышленного производства. Показатель промпроизводства в целом по стране по состоянию на ноябрь 2014 года сократился в годовом сопоставлении на 0,4 процента, в октябре прирост оценивался в 2,8 процента. Декабрьские данные будут обнародованы в ближайшие дни, и тогда о динамике можно будет говорить точнее. В 2015 году все будет сложнее. Это год переломов, спорных ситуаций и непростых выходов из создавшегося положения. Промпроизводство в целом по России может «сбросить» еще 2 - 3 процента в зависимости от усугубления внешней конъюнктуры. Для Татарстана динамика также окажется негативной, если кризисная ситуация затянется.