СНЕЖНЫЙ РЕКОРД ЯНВАРЯ

О борьбе со снежной стихией, которая в ночь на понедельник устроила проверку работникам коммунальных служб, рассказали во время ночного брифинга руководитель исполкома Казани Денис Калинкин и его заместитель — председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев. Сегодня ночью они вместе с журналистами прокатились по ночному городу, где вовсю кипела работа по расчистке дорожной сети от небывалых осадков. Напомним, только в ночь с воскресенья на понедельник в городе выпало 13 мм осадков — столько же, сколько за 12 дней января прошлого года. Всего с начала месяца в Казани выпало свыше 31 мм осадков, что составляет 94% от месячной нормы, составляющей 33 миллиметра. Снежный покров в городе — 52 сантиметра. С начала сезона с улиц Казани вывезено 244 тыс. т снега, в том числе в праздничные дни — 100 тыс. тонн. В прошлом году эта цифра была меньше — 196 тыс. т, в том числе 78 тыс. т, вывезенных в праздники.

Маршрут передвижного брифинга пролегал от здания мэрии на улице Батурина до снегоплавильной станции на улице Несмелова в Кировском районе. Первой остановкой на пути журналистов стал перекресток улиц Чистопольской — Абсалямова, где Куляжев рассказал об организации работы коммунальщиков. На радость фотографам и операторам, желающим запечатлеть хороший кадр, по широкой Чистопольской в этот момент ехали сразу четыре комбинированные дорожные машины (КДМ), занявшие всю ширину проезжей части. Они выстроились в диагональ — так, что одна машина несколько отставала от другой — и в таком порядке следовали по ночной улице, расчищая ее почти до асфальта. Следом неспешно ехала машина с распределителем противогололедного материала...

Игорь Куляжев
Игорь Куляжев

СО СНЕГОМ СПРАВИЛИСЬ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

«Ежедневно на городские дороги выезжают 570 единиц снегоуборочной техники, — рассказывал Куляжев. — Она работает в две очереди». Сначала происходит разметание и поджим снега, а затем его вывоз. Чтобы не осложнять ситуацию на дорогах, исполком запрещает подрядчикам работать днем — КДМ выезжают на дороги только ночью, а в дневное время ведется уборка тротуаров и остановок. В случае крайней необходимости, если снег обильно валит в светлое время суток, коммунальщики работают совместно с инспекторами ГИБДД. Уборка улиц производится в сопровождении двух экипажей ДПС, едущих в начале и в конце колонны снегоуборочных машин. Куляжев также заверил, что в экстренных ситуациях количество снегоуборочной техники может быть увеличено до 1 тысячи.

Основа городской антиснежной спецтехники — 150 КДМ. Как объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Куляжев, если нет снегопада, они выезжают на дороги и легко справляются с задачей разметания снега и посыпания дорог реагентом, так что другой техники и не требуется. Но если выпадает большое количество осадков, резко возрастает число погрузчиков и самосвалов, необходимых для уборки снега. Еще одна проблема — нехватка рабочих: по всей видимости, людей не устраивает зарплата — 20 - 25 тыс. рублей. Всего уборкой снега занимаются 1,7 тыс. рабочих, хотя согласно нормативам их должно быть 2,4 тысячи.

В целом замруководителя исполкома оценил работу коммунальных служб по ликвидации снежного коллапса удовлетворительно: «С ситуацией, которая возникла в последние сутки, дорожные организации справились удовлетворительно. Движение было обеспечено. Я наблюдал на сервисе «Яндекс.Пробки» за ситуацией. Да, в утренние часы пробки были оценены в 9 баллов, но к 10 часам дороги освободились». Куляжев также рассказал, что для контроля ситуации в комитете внешнего благоустройства и подрядных организациях организовано круглосуточное дежурство, а водители дежурных машин в ожидании возможного снегопада ночуют прямо на рабочем месте. Контролировать действия коммунальных служащих помогает оnline-система, с помощью которой можно определить, какое число машин находится на уборке дорог и где именно. «Каждая машина оборудована GPS-датчиком, который позволяет нам отслеживать пройденное расстояние, а также проделанную за сутки работу», — резюмировал Куляжев.

СКОЛЬКО СТОИТ РАСЧИСТИТЬ КАЗАНЬ?

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство исполкома раскрыло любопытные данные о стоимости уборки квадратного метра заснеженной дороги и площади казанских дорог, которые должны расчищаться. Так, на дорогах первой категории, в которую входят городские магистрали с интенсивным движением автомобилей и общественного транспорта, уборка одного «квадрата» стоит 30 копеек. За уборку 1 кв. м дорог второй категории, к которым относятся внутриквартальные проезды, подрядчики получают 20 копеек, а за третью категорию (поселковые дороги) — 10 копеек за «квадрат».

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Калинкин, всего в Казани насчитывается 22 млн. кв. м дорог, уборка которых лежит на плечах работников коммунальных служб. Согласно нормативам, коммунальщикам на полную ликвидацию последствий снегопада дается четверо суток (в Москве — неделяавт.). Таким образом, можно подсчитать, во сколько городу обходятся одни сутки работы подрядчиков. Если в качестве средней стоимости оплаты труда взять сумму, которая выделяется за расчистку одного квадратного метра дороги второй категории (20 копеек), получается, что одни сутки работы коммунальных служб обходятся исполкому в 1,1 млн. рублей, а один час — приблизительно в 45,8 тыс. рублей.

За ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрены штрафы. «Работа подрядчиков оплачивается в зависимости от качества произведенной уборки, — уточнил Куляжев. — Если дорога чистая, то 30 копеек им выплачиваются полностью. А если есть замечания — делаются снятия».

С ГОРОДСКИХ ДОРОГ В ВОЛГУ

Финишем ночного брифинга стала снегоплавильная станция на улице Несмелова, куда, пока там находились журналисты, беспрестанно приезжали разгружаться самосвалы. Снегоплавильня на Несмелова — одна из шести станций в Казани, которые работают в круглосуточном режиме. По словам мастера снегоплавильных пунктов Фаниса Асадуллина, за сутки станция может растопить 600 т снега, но в связи с последними снегопадами принимает в три раза больше «груза». Снег, который не успевают расплавить сразу, большими горами складируется на территории станции и растапливается позднее.

«Снег растапливается с помощью сточных канализационных вод, — объяснил Асадуллин. — За счет испарения температура воды постоянно находится в пределах 18 градусов тепла. Растаяв в снегоплавильных камерах, вода по трубам уходит в очистные сооружения, после чего попадает в Волгу». По словам мастера, привозимый снег принимается по талонам, которые среди подрядчиков распределяет комитет внешнего благоустройства, чтобы чужие не решили под шумок завезти на станцию свой снег. Самая большая снегоплавильная станция в Казани находится на проспекте Победы — она в три раза больше, чем все остальные. Отметим, что в 2010 году в Казани действовала всего одна станция для растапливания снега неподалеку от речного порта.