Банк Казани получил исполнительный лист на взыскание 14,4 млн. рублей невозвращенных кредитов с центра новых технологий «Нур» и его поручителей
Банк Казани получил исполнительный лист на взыскание 14,4 млн. рублей невозвращенных кредитов с центра новых технологий «Нур» и его поручителей

Я НЕ Я, И ПОДПИСЬ НЕ МОЯ

Как пояснил на судебном заседании представитель Банка Казани Александр Палагин, оба кредитных договора с ООО «Центр новых технологий «Нур» были подписаны 18 июля 2012 года: один — на 12,3 млн. рублей, второй — на 2,6 миллиона.

В июле прошлого года долг подтвердил третейский суд «Право» (в кредитных договорах была третейская оговорка). Поэтому банк в арбитраже хотел всего лишь получить исполнительный лист на принудительное исполнение этого решения.

При этом вернуть деньги только за счет заложенного имущества невозможно. У должника есть две вакуумные установки, которые будут выставлены на торги по 274 тыс. рублей каждая, и два грузовика «ГАЗ» — по 340 тыс. рублей. Оставшийся долг ляжет на поручителей. Это четыре физических лица, в том числе известный певец, народный артист Татарстана Салават Фатхутдинов. По данным СПАРК, в компании он выступает и, так сказать, портфельным инвестором: ему принадлежит 20% акций.

Впрочем, пока представители «Нура» долгов не признают. На судебном заседании представитель заемщика (назвать свои имя и фамилию корреспонденту «БИЗНЕС Online» он отказался) заявил, что настаивает на почерковедческой экспертизе договоров. По его словам, сегодня в центр «Нур» пришел новый директор, который высказывает обоснованные сомнения в факте заключения каких-либо кредитных договоров и получении средств. «Я не говорю сейчас о том, поступили деньги или нет, — витиевато изъяснялся представитель должника. — Но если поступили, то не в рамках кредитных договоров, потому что мы говорим о том, что со стороны «Нура» они не были подписаны».

Народный артист Татарстана Салават Фатхутдинов поручился за кредиты ЦНТ «Нур»
Народный артист Татарстана Салават Фатхутдинов поручился за кредиты ЦНТ «Нур»

Представитель Банка Казани назвал эту тактику затягиванием судебного процесса. Центр «Нур», как подчеркнул Палагин, не оспаривал факт получения кредитных средств — они поступили на его расчетный счет и были использованы. Исполнял он и сами кредитные договоры, в том числе вносил ежемесячные платежи в счет оплаты основного долга, а также проценты за пользование кредитом, уже не говоря о том, что в присутствии работников банка подписывал всевозможные бумаги, относящиеся к кредитам: на них есть соответствующая отметка. Помимо прочего, банк представил в суд письмо центра «Нур», датированное 17 сентября, то есть спустя два месяца после вынесения решения третейского суда. В нем заемщик, как рассказал Палагин, признает свою задолженность по кредитным договорам, предлагает утвердить график погашения долга и просит приостановить его принудительное взыскание. «Писали, что обязуются выплатить долг, но до сих пор не выплатили», — заметил он.

В результате Арбитражный суд РТ заявление Банка Казани удовлетворил.

«ВСЕ ВОПРОСЫ ИСРАФИЛОВУ»

Невозврат банковских кредитов — далеко не уникальное явление. Но VIP-персоны оказываются замешаны в подобных ситуациях нечасто. Что же произошло? Звонок корреспондента «БИЗНЕС Online» застал Фатхутдинова за границей (если за дело возьмутся судебные приставы, ездить станет сложнее).

Группа компаний «Нур» разместилась в офисном здании на ул. Ямашева, 36
Группа компаний «Нур» разместилась в офисном здании на проспекте Ямашева, 36

— Почему центр новых технологий «Нур» не возвратил кредиты Банку Казани? — поинтересовалась корреспондент газеты.

— Спросите об этом у хозяина этого центра, — порекомендовал Салават.

— Разве это не вы?! Согласно СПАРК, вам принадлежит 20 процентов уставного капитала центра «Нур»?

— Как я могу быть хозяином? Я всего-навсего поручитель, — с некоторым раздражением в голосе ответил певец. — Все вопросы задавайте Исрафилову. Мы его уже полгода ищем.

Судя по всему, Салават Закиевич имел в виду Загира Исрафилова — генерального директора центра новых технологий «Нур» (по некоторым данным, второй соучредитель центра Альбина Низамутдинова — его дочь).

Центр новых технологий «Нур» специализируется на производстве комплектующих для автомобилестроения
Центр новых технологий «Нур» специализируется на производстве комплектующих для автомобилестроения

Центр новых технологий «Нур» по производству автокомплектующих для заводов КАМАЗ, УАЗ и АвтоВАЗ, где Загир Хуснимарданович занимал должность гендиректора, был зарегистрирован в 1999 году. Компания имеет трех «дочек». В их числе проект ОАО «Инновационный центр «Биектау» стоимостью 4,56 млрд. рублей, который входит в программу «Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013 - 2016 годы».

Как выяснил «БИЗНЕС Online», Исрафилов уже не впервые попадает в сложные истории. В 2010 году он стал фигурантом громкого уголовного дела, связанного с хищением 400 млн. рублей. Их в 2002 - 2004 годах выделила городскому фонду поддержки предпринимательства администрация Казани в качестве беспроцентного возвратного кредита. Деньги были взяты из средств федерального бюджета, предоставленных на подготовку празднования 1000-летия Казани.

На эти средства предполагалось построить несколько бизнес-центров. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Файда», которым тогда руководил Исрафилов. Однако через подставные фирмы Москвы и Петербурга деньги вывели в офшор и вложили в покупку круизного теплохода класса «река-море» с символичным названием «Казань». По отзывам тех, кто его видел, построенный в Италии теплоход поражал воображение роскошью. Как утверждают, это судно однажды даже стало местом проведения заседаний президиума Госсовета под председательством самого президента России... Пароходовладельцу инкриминировали статью 160 УК РФ («Присвоение или растрата») и приговорили к 2 годам и 8 месяцам колонии общего режима. Но к моменту вынесения приговора Исрафилов уже отбыл этот срок.

В июле этого года у 57-летнего Исрафилова вновь возникли проблемы с законом. На этот раз его обвинили в невыплате заработной платы работникам центра новых технологий «Нур»: он задолжал 14 подчиненным жалованье за октябрь 2013-го — февраль 2014 года на сумму 800 тыс. рублей. Следствие пришло к выводу, что руководитель не платил подчиненным зарплату, хотя на счету компании средства были. Сам Исрафилов не только получал достойное жалованье регулярно, но еще и брал из кассы ООО деньги на бензин и оплату лизинговых платежей своего Lexus GS 350. На предварительном следствии бизнесмен признал свою вину и погасил долг перед сотрудниками.

Стены офиса центра новых технологий «Нур» украшают дипломы
Стены офиса центра новых технологий «Нур» украшают дипломы

Согласно информации в сети интернет, Исрафилов является выпускником Казанского госуниверситета (ныне — КФУ), кандидатом физико-математических наук. Во время учебы был активным участником вузовского татарского танцевального ансамбля «Каз канаты» («Гусиные крылья»). Став удачливым бизнесменом, он не забывал альма-матер — выделял средства на именные стипендии студентам экономфака и факультета журналистики, помогал в возрождении ансамбля «Каз канаты». Родной же школе, как сообщали СМИ, в 2012 году подарил баян, инкрустированный драгоценными камнями.

КОГДА ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

Как убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», в офисном здании по адресу проспект Ямашева, 36 действительно располагается центр новых технологий «Нур». Охранник на входе указал направление поиска. Поблуждав по коридорам-лабиринтам, автор этих строк обнаружила центр на третьем этаже за дверью с кодовым замком. Более того, там, как выяснилось, разместилась вся группа компаний «Нур». Первым делом встретилось ООО «Нур-Тех». «Предприятие действующее: работаем на конвейер — производим тормозные системы для «КАМАЗа», — сообщили там.

В самом центре новых технологий «Нур» заместитель директора ничуть не удивился вопросам корреспондента «БИЗНЕС Online». Закончив разговор (судя по всему, с контрагентом) успокаивающим: «Хотели проплатить вам сегодня, но денег не нашли. На ГАЗе у нас их, как выяснилось, нет. Изыскиваем возможности», — мужчина подтвердил, что компанией руководит Загир Исрафилов. Он же председатель совета директоров. Заместитель директора не стал распространяться на тему материальных проблем, хотя и без того все было ясно. Как и Фатхутдинов, он посоветовал с вопросами обращаться к Исрафилову: «Его приемная дальше по коридору». Хотя и заметил, что сейчас того на месте нет.

В приемной информацию об исчезновении директора не подтвердили: «Исрафилов находится в Москве в командировке. Будет в конце недели», — заявила секретарь и, записав вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online, пообещала передать их шефу.

В поисках выхода из помещения корреспондент «БИЗНЕС Online» спустилась на первый этаж и невольно попала в святая святых нуровского производства — именно здесь, судя по названиям на дверях и оборудованию за ними, и идет производство автокомплектующих. В одном из цехов милые женщины в рабочих комбинезонах на мой наивный вопрос: «У вас действующее предприятие?» — без особой уверенности в голосе ответили: «Пока вроде да». Но тут же добавили, что «уже три месяца не получают зарплату». На тему Исрафилова — исчез он или нет — они говорить не стали, удрученно махнув рукой...

«VIP'Ы НАСТУПАЮТ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ, ЧТО И ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, что в данной ситуации грозит поручителям.

Марат Камалов — управляющий партнер ООО «Юридическая фирма «Татюринформ»:

— В 90 процентах случаев по кредитам, которые выдаются субъектам малого и среднего бизнеса, практикуется поручительство директоров, учредителей, даже еще их жен могут привлечь. Поручаясь за кредиты компании, человек в случае неисполнения ею обязательств рискует абсолютно всем: и деньгами, и имуществом, и репутацией. Не имеет значения — учредитель он или директор, работает в этой компании или нет. Он будет отвечать точно так же, как она — вплоть до пени, штрафов и судебных издержек. В данном случае предусмотрена солидарная ответственность, а она предполагает возможность взыскания долга с кого-то одного. Он просто заменит кредитора со стороны банка и как исполнившая обязательство сторона будет просить компанию-должника вернуть ему средства.

Поэтому поручаться нужно только в том случае, если есть обеспечение. То есть, поручаясь за кредит в 1 миллион рублей на пять лет, нужно отдавать себе отчет, что будешь отвечать за 3 миллиона (при сегодняшней ставке кредитования — 22 процента — на этот миллион за год набежит сверху 220 тысяч плюс неустойки, штрафы и так далее). Следует также иметь в виду, что если дело дойдет до распродажи вашего имущества, его выставят на торги не по рыночной цене — по закону от оценочной стоимости сразу минусуют 20 процентов.

Арбитражный суд РТ подтвердил справедливость вердикта третейского суда «Право»
Арбитражный суд РТ подтвердил справедливость вердикта третейского суда «Право»

Эмиль Гатауллин — адвокат:

— Это довольно курьезный случай: VIP'ы наступили точно на те же грабли, что и та часть населения, которая оказалась в долговой кабале у банков по поручительствам за возврат денег, которых она не видела в глаза.

Поручительство увеличивает количество ответственных лиц за кредит, что делает перспективы его возврата более надежными. Особенно в случае, когда поручителем выступает не безродное ООО с нулевым балансом, а живой, теплый ламповый «физик» со своими холодильниками, телевизорами, квартирами и желанием выезжать за рубеж.

В свое время я анализировал практику поручительств физических лиц перед российскими банками и пришел к выводу, что, в принципе, все они являются юридически ущербными (незаключенными). Ни одно из тех, что я видел, не предусматривает выплату вознаграждения поручителю и не оговаривает то, что поручительство выдается на безвозмездной основе. А такого рода договор должен предполагаться возмездным. Происходит поразительная в своей несправедливости вещь: банки дерут за свои гарантии несусветные миллионы, а вот за поручительство платить отказываются — безвозмездного дурака найти дешевле.

Сергей Стрикун — управляющий партнер консалтинговой компании В.В Group:

— Выступать поручителем в наше непростое время — дело рисковое. У человека, который поручается за какое бы то ни было лицо (в данном случае юридическое), обычно хороший кредит доверия к заемщику. Однако такое доверие не спасает его от обязанности выплатить заем в случае сбежавшего с деньгами заемщика. Гражданский кодекс России четко прописывает ответственность: риски поручившегося лица (не только имущественные) пропорциональны сумме кредита. В данном случае ответственность заемщика и поручителя солидарна, то есть кредитная организация сама выбирает — совместно ли будет уплачиваться долг или одним из должников.