ФИННЫ ОПРАВДЫВАЮТСЯ «НЕЛЕТНОЙ ПОГОДОЙ»

Сегодня стало известно, что финская авиакомпания Finnair приостанавливает рейсы на открытом в прошлом году направлении Хельсинки — Казань. Кроме столицы Татарстана временно закроются еще два направления, связанные с другими городами Поволжья: Нижним Новгородом и Самарой. Согласно официальной информации, полеты не будут совершаться с 1 февраля до 22 апреля. В преддверии летних отпусков финский авиаперевозчик намерен вернуться к прежнему графику, однако будет ли основателен, зависит от многих факторов.

— Направления в Казань, Нижний Новгород и Самару были для нас новыми, — рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в петербургском офисе Finnair. — Пока они, что называется, «не пошли». Надеемся, что летом ситуация окажется более благоприятной.

В качестве официальной причины сокращения рейсов указывается на общее падение пассажиропотока и спроса на международные перевозки. Это, в свою очередь, стало прямым следствием проседания российского туристического рынка в условиях экономического кризиса. В Казани, как уже сообщал «БИЗНЕС Online», туррынок в минувшем декабре едва не «ушел в ноль». Обусловлено это было обрушением курса рубля и скачками валют, после которых доходы россиян существенно уменьшились, путешествие за границу для большинства снова стало роскошью. Хотя уже по данным первого полугодия 2014 года поток россиян, желающих посетить родину Finnair — Финляндию, снизился на 20%. Все это вместе, видимо, и сформировало «нелетную погоду» на казанском и других волжских маршрутах.

О других мотивах своего решения, помимо экономических, в компании умалчивают. В центральном офисе Finnair «БИЗНЕС Online» попросили выслать официальный запрос, что мы и сделали. В ответе, который пришел в редакцию к вечеру, финский авиаперевозчик еще раз подтверждал свою готовность возобновить «полеты по обычному графику 23 апреля 2015 года», а также выражал сожаление о тех неудобствах, которые «причинит нашим клиентам» временная отмена полетов. «Мы полностью заинтересованы в российском рынке и в этих маршрутах (Казань, Нижний, Самара прим. ред.) и намерены возобновить работу после Пасхи. Мы уже наняли продавцов в этих трех городах, и они полностью сосредоточены на продаже билетов Finnair на летний сезон 2015 года и далее», — говорится в письме.

Кроме этого, компания обещает, что все свои обязательства перед жителями Казани, которые уже успели приобрести билеты на отмененные рейсы, она выполнит. Деньги будут либо возвращены, либо пассажирам дадут возможность совершить перелет с пересадкой, скорее всего, через Москву.

ГУД БАЙ, АМЕРИКА С ЕВРОПОЙ. ПРИВЕТ, СТАМБУЛ

Первый регулярный рейс из Хельсинки прибыл в казанский аэропорт 19 августа прошлого года. Уже вовсю действовали экономические санкции против России, и неожиданная презентация полетов между Европой и Республикой Татарстан приветствовалась тогда всеми. Тем более что сам приход компании Finnair на казанский рынок случился благодаря личным хорошим отношениям президента РТ Рустама Минниханова с экс-президентом Финляндии Тарьей Халонен, приезжавшей в Казань в 2010 году еще в ранге главы северного государства. Договоренность, достигнутая между лидерами, не была забыта и в период политического и экономического кризиса.

На борту первого «финского» рейса, как сообщал «БИЗНЕС Online», было 29 пассажиров. Для почина это выглядело весьма неплохо. По договоренности с центральным офисом Finnair вылеты совершались трижды в неделю: по вторникам, четвергам и субботам. Время в пути до Северной Европы составляло 2 часа 30 минут, немногим больше, чем до Москвы и Санкт-Петербурга. Фактически этот перелет играл роль транзитного: ведь аэропорты Финляндии (прежде всего Хельсинки и Лаппеэнранты) славятся среди туристов своими дешевыми авиабилетами во все столицы Европы и Запада, включая США.

Тарья Халонен и Рустам Минниханов
Тарья Халонен и Рустам Минниханов

Теперь об этом придется на какое-то время забыть. Часть потенциальных пассажиров Finnair на период до мая 2015 года, по прогнозам экспертов, пересядет на «Чешские авиалинии». Но Стамбул, перелет до которого из Казани осуществляется Turkish Airlines, теперь уже наверняка станет наиболее приоритетным направлением для казанцев. Тем более что этот маршрут уже давно взял на себя функции транзитного. Например, по наблюдению одного из сотрудников «БИЗНЕС Online», летевшего в новогодние каникулы данным рейсом, борт не менее чем на две трети был заполнен именно транзитными пассажирами, в частности, туристами, летевшими на горнолыжные курорты Австрии и Швейцарии.

«В ЕВРОПЕ СЕЙЧАС МЕРТВЫЙ СЕЗОН»

О том, насколько важен был для казанцев авиамаршрут Хельсинки — Казань, что на самом деле стало причиной отмены международных рейсов и какими очередными потерями это обернется для республиканского туррынка, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов:

Сергей Пасечник — генеральный директор Companion SP:

— Альтернатива всегда хороша для рынка. Хорошо, когда у человека есть выбор, как лететь. Например, полет в Америку через Хельсинки был одним из наиболее удобных вариантов. Я бы не сказал, что билеты на Finnair были дешевыми. Да и почему билеты на европейскую компанию должны быть дешевыми? Но когда появляется монополия и нет никого из конкурентов, то, конечно, билеты будут дорогими. А когда появляются хотя бы две международные компании, уже можно сравнивать и рассуждать — у кого цена разумная, а у кого завышена. 300 - 500 евро за перелет в Европу были нормальными европейскими ценами. Очень жаль, что компания Finnair приостановила полеты. Но ведь сейчас поток из Казани в Хельсинки не так популярен, как, допустим, в Стамбул.

Может быть, своеобразным посредником по перелетам в Европу из Казани станут «Чешские авиалинии». Насколько я знаю, они это планируют, это уже не первая их попытка прийти в Казань. Может быть, у них это и получится, потому что в Татарстане Прага и Карловы Вары — это более популярное направление, чем Хельсинки. Это все-таки центр Европы.

Скажется ли это решение Finnair на туристическом бизнесе Казани? В нынешней ситуации, когда вообще мало кто едет в Европу, это небольшое изменение туристического потока еще раз подчеркивает, что в стране кризис и люди, если едут, но только по специальным программам. По какой-то необходимости.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

Авиакомпания сообщила о приостановке рейсов в связи с коммерческой необходимостью. Во-первых, на отток клиентов повлиял рост курса валют — большая их часть ушла на местный туристический рынок. Плюс к этому они находились между двумя крупными игроками: «Аэрофлотом» и «Турецкими авиалиниями», это достаточно сильные конкуренты. При этом условия Finnair не были более выгодными. А когда на рынок приходят три крупных игрока, кто-то из них должен менять маркетинговую политику.

Возможно, Finnair была не очень подготовлена к такой ситуации. Возможно, с апреля что-то поменяется, и авиакомпания пересмотрит свое решение — возможно, отменят санкции.

Эта авиакомпания предлагала удобное место пересадки — через Хельсинки на многие европейские направления добираться намного удобнее, чем, скажем, через Стамбул или Москву.

Думаю, теперь часть пассажиров финской авиакомпании перейдут на Turkish Airlines, откуда они, собственно, и пришли, другие — на «Аэрофлот». Тем более «Аэрофлот» сейчас увеличивает частоту рейсов, что говорит о том, что авиакомпания собирается прочно обосноваться в Татарстане.

Вообще европейский подход в условиях нашей российской действительности не всегда срабатывает. Видимо, восточные компании у нас пока получают больше преференций.

Камиль Тарзиманов — глава бюро туристических услуг «Салават»:

— Finnair только на время приостанавливают работу до конца зимнего сезона. Компания обещала возобновить работу с конца апреля этого года, то есть это решение временное — на два-три месяца. Тут сработало несколько факторов. Во-первых, это направление еще не раскрученное, в отличие от тех же «Турецких авиалиний». У Finnair идет приличная недозагрузка. Во-вторых, сейчас покупательная способность пассажиров в связи с валютными скачками упала. Сейчас довольно-таки мертвый сезон не только на Европу, а на все дальние поездки, кроме горнолыжных курортов.

Finnair решила сэкономить. Это компания только недавно начала у нас летать, они хотели как бы вклиниться в этот бизнес, но получилось не в совсем удачное время — они оказались здесь не в то время. Для раскручивания таких рейсов нужны большие финансовые затраты, конечно, сейчас разумно приостановить вылеты в надежде, что весеннее расписание будет более востребованным. Замечу, что у Finnair есть свои плюсы. Например, маршрутный — через них ближе летать в Северную Америку, в некоторые города Северной Европы. Для многих пассажиров проходить границу в Казани также значительно удобнее, чем в Москве, — это тоже плюс. Я надеюсь, что эта приостановка все-таки временная.

Знающие люди, кто имел информацию, они, конечно, летали этими авиалиниями. Конечно, этих нескольких месяцев, пока перевозчик работает, недостаточно для более-менее нормальной загрузки, а информацию имели, видимо, не все потенциальные пассажиры. Важно еще учитывать, что Finnair летали три раза в неделю, а «Аэрофлот» летает каждый день. Логически рассуждая, пассажир выбирает удобные и нужные даты, а значит, вероятность выбора Finnair уже в два раза меньше, чем других авиакомпаний.