ПАДЕНИЕ НА ФОНЕ СНИЖЕНИЯ СПРОСА

Первый рабочий день после новогодних каникул российские биржи начали разнонаправленным движением: рублевый индикатор ММВБ прибавлял символические 0,3% до 1520 пунктов, а долларовый индекс РТС потерял 2,7%, опускаясь до 760 пунктов. Особых поводов для оптимизма у инвесторов нет: нефть марки Brent на 14:20 мск торговалась на отметке $48,7 за баррель. Напомним, что закрывались российские торговые площадки в 2014 году при котировках нефти в $57 за баррель. Относительно июньского уровня $115,7 за баррель котировки и вовсе просели более чем вдвое и упали до показателей апреля 2009 года, когда мировая экономика еще пребывала в шоке после банкротства инвестбанка Lehman Brothers и ряда других крупных компаний на фоне проблем на рынке недвижимости США и схлопывания кредитования в глобальном масштабе.

Какие факторы влияют на сырьевые цены? Многие участники рынка отмечают снижение мирового спроса, в частности, из-за торможения экономики Китая. Впрочем, пока что китайский Центробанк ожидает лишь снижение роста ВВП Поднебесной в 2015 году до 7,1% против предварительных 7,4% в году минувшем. При этом регулятор ожидает роста как экспорта, так и импорта (напомним, что Китай — крупнейший импортер нефти).

Между тем сильнейшая экономика мира — экономика США — находится на подъеме за счет целого ряда факторов, например, сильных показателей рынка труда. Но в Штатах выросла собственная добыча нефти, что обусловило дисконт в ценах местных марок, включая WTI.

1.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

В роли отстающего — Япония, которая борется с дефляцией, закачивая в экономику дешевые деньги. Кстати, эти рельсы переходит и центральный банк ЕС: мы видим не только рекордно низкие ставки от ЕЦБ, но и подготовку к некоему количественному ослаблению. Что, собственно, ведет к снижению курса евро на международном рынке Forex. На экономику Старого Света отбрасывает тень возможная нестабильность самой еврозоны, серьезная угроза которой исходит от Греции. Здесь лидирующая по опросам перед досрочными парламентскими выборами 25 января оппозиционная партия СИРИЗА готова пойти на откровенный шантаж кредиторов: или «стрижем» долги, или объявляем дефолт и переходим на драхмы. Как сообщают СМИ, крупные банки и другие финансовые институты уже проводят стресс-тесты и возвращаются к готовившимся несколько лет назад экстренным планам на случай возможного выхода Греции из еврозоны. Учитывая, что ВВП ЕС перестал расти после первых признаков подъема по итогам 2013 года, слабое звено в потреблении ресурсов именно Европа.

РУБЛЬ КАК ХУДШАЯ ИНВЕСТИЦИЯ 2014 ГОДА

Разумеется, при текущей динамике цен на черное золото российская валюта вряд ли могла укрепиться. Рубль на 14:20 мск торгуется у отметки 62,3 рубля за доллар США, т.е. мы видим заметное снижение в сравнении с закрытием (60,75) 31 декабря. К евро рубль торгуется на уровне 74,5 рублей за евро — здесь потери составили 6,1%.

То есть рубль дешевеет пока скромнее, чем нефть. В целом после своих умопомрачительных кульбитов в середине декабря, когда мы наблюдали евро на отметке 100, а доллар на отметке 75, рубль относительно стабилизировался в своем движении вниз.

Можно добавить, что по курсу ЦБ РФ за прошлый год российская валюта подешевела к доллару на 72%: с 32,73 рубля до 56,26 рубля за доллар. К евро снижение составило 52%: с 44,97 рубля до 68,34 рубля за евро.

dol-rub-3.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

НЕФТИ СЛИШКОМ МНОГО

А что с предложением нефти? В прошлом году мы стали свидетелями смягчения санкций в отношении Ирана и пиратских поставок нефти от ИГИЛ, но доли этих участников рынка явно малы, чтобы повлиять на цены.

Другое дело — Саудовская Аравия, которая решила поиграть в понижение цен и борьбу за американский и, видимо, канадский рынок. Рост добычи в США, как и падение закупок нефти до 30-летнего минимума, не мог быть не замечен членами ОПЕК.

В итоге наблюдался целый каскад понижения цен, причем не рыночным путем на биржевых торгах, а объявлением скидки для потребителей в тех или иных регионах — здесь биржевые котировки следовали за действиями саудитов. Также следовали регулярные заявления в СМИ о готовности поддерживать добычу и давать дополнительные скидки, достаточно вспомнить последнюю встречу ОПЕК от 27 ноября прошлого года.

— Предложение сильно превышает спрос, и это, а также нежелание ОПЕК снижать добычу плюс пока формально растущий объем производства в Штатах — эти факторы используются как некий базис для того, чтобы поддерживать медвежий тренд на рынке нефти, — говорит старший аналитик ФГ БКС Кирилл Тачинников. — Как только появятся признаки того, что ситуация поменялась — в принципе, я думаю, что при такой цене на нефть это может произойти достаточно быстро, в течение нескольких месяцев — наверное, все будет отыгрываться уже по-другому.

2.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Вопрос прочности американских и канадских компаний, работающих на нефтеносных песках, пока открыт. Отдельные эксперты утверждают, что это дополнительные объемы нефти, которые прилагаются к основным месторождениям, и цены даже на уровне $40 - 50 за баррель добытчикам не страшны. Другой лагерь утверждает, что планка $70 - 75 за баррель критична для большинства трудно разрабатываемых месторождений, а значит, добыча на них вскоре приостановится, и новые подобные месторождения не будут разведываться и разрабатываться.

— Не столь важно, насколько закредитованы американские компании, более важно, что невыгоден процесс бурения новых скважин по геологическим особенностям. На старых сланцевых скважинах добыча падает год к году на 30 - 50 процентов (в первый год — на 70 процентов). То есть идет быстрое истощение, и если новые скважины не бурить, то идет довольно существенное снижение объемов производства несмотря на то, что добыча продолжается и она формально прибыльна даже при 50 долларах за баррель, — сказал Тачинников.

Но при этом, по его словам, новых скважин никто бурить не будет (поскольку это требует существенных капвложений), что вызовет падение объемов добычи.

— Естественно, это не мгновенно происходит, но на горизонте, скажем, 12 месяцев это уже будет заметно, — считает Тачинников. — Пока что есть накопленный сектор уже пробуренных скважин, которые запустились, допустим, в августе-сентябре, добавились к тем, которые уже функционировали, и почти все сланцевые компании направляли весь свой свободный денежный поток на бурение и расширение производства. Плюс еще добавлялся эффект от заемных средств, то есть они вкладывали больше, чем получали. Это привело к достаточно резкому всплеску объемов добычи, но эффект от этого будет временный. Мы сейчас видим, что он отыгран уже рынком, а дальше ситуация будет развиваться в зависимости от того, где будет цена.

4.jpg

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ ДЕШЕВОЙ НЕФТИ

Хотя низкие цены (ниже $60 за баррель) не продержались даже квартал, уже появились первые игроки, сошедшие с дистанции.

Проблемы с привлечением новых кредитов, вызванные обвалом цен на нефть, а также падение собственных объемов добычи привели к дефолту американскую компанию Laricina Energy, добывавшую нефть из битуминозных песков. По данным опубликованного пресс-релиза, компания не смогла выйти на запланированные уровни по добыче нефти, которые были оговорены в условиях предоставленного ранее кредита. Тем самым был допущен дефолт по кредиту в размере $150 млн., который в начале 2014 года выделил Canada Pension Plan Investment Board (CPPIB) — крупнейший пенсионный фонд Канады.

9 января стало известно, что техасская нефтяная компания подала заявление о начале процедуры банкротства. Компания специализировалась на добыче сланцевой нефти, а начать процедуру самоликвидации была вынуждена из-за невозможности погасить задолженность в $50 миллионов. WBH Energy банкротство объясняет падением мировых цен на нефть в последние полгода.

По мнению ряда экспертов, число банкротств среди американских и канадских нефтедобывающих компаний вскоре резко возрастет. Причем из-за сохраняющихся низких мировых цен вслед за сланцевыми и битуминозными проектами закрываться начнут разработки шельфовой и арктической нефти, которые также отличаются высокой себестоимостью добычи.

— Скорее всего, WBH Energy стала лишь первой ласточкой и в дальнейшем нас ждет целый ряд аналогичных заявлений от других пионеров «сланцевой революции». Для нас же это означает постепенный возврат доли рынка к ОПЕК и другим производителям, а также падение объемов предложения, что должно поддержать котировки черного золота, — сказал «БИЗНЕС Online» директор департамента аналитики «Альфа-Форекс» Андрей Диргин.

НАДЕЖДА НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

Руслан Фатыхов — директор Казанского филиала «БКС Премьер»:

— В целом в настоящее время нефтяной рынок разбалансирован в сторону снижения стоимости сырья из-за сохранения повышенного производства, роста запасов углеводородов (объемы накопленной нефти достигают 50 миллионов баррелей) и ожиданий дальнейшего замедления мировой экономики.

При этом роль информационной составляющей ценообразования растет, что легко объяснимо: среди всех сделок с нефтью физический товар достигает примерно 5 процентов, а остальные 95 процентов — это «бумажные сделки» (фьючерсные контракты, деривативы). Таким образом, текущий уровень цен отражает не только и не столько действующее соотношение спроса и предложения нефти на рынке, сколько ожидания инвесторов, связанные с глобальными трендами — замедлением роста экономик развивающихся стран, в особенности в азиатском регионе. Инвесторы, в том числе крупные, следуют в фарватере этих ожиданий и вносят свою лепту в «медвежьи» настроения.

Безусловно, при этом учитывается и объективный фактор увеличенного предложения: наращивают экспорт Ливия, Ирак, Нигерия и другие, вместе с тем ОПЕК не снижает добычу для сохранения рыночной доли.
По нашим оценкам, стоимость нефти марки Brent в течение первого квартала не претерпит существенных изменений и стабилизируется в диапазоне 50 - 55 долларов. Рубль останется под давлением, на конец января мы ожидаем курс 65 за 1 доллар и 75 рублей за евро, по итогам первого квартала положение рубля должно немного стабилизироваться и доллар отступит к 55 - 58 рублям, а евро — к 65 - 67. Разворот нефтяных цен и их возврат к уровням 70 - 80 долларов вероятен во втором полугодии 2015 года.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Цены на нефть, к сожалению, зависят от большого количества факторов, а не только от спроса и предложения. Спрос на нефть, внебиржевой и биржевой, взаимосвязан, так как фьючерсы являются поставочными. Но, несмотря на это, уровень спекуляций на бирже достаточно высок и ситуация, когда экономическая реальность не совпадает с происходящим на рынке, вполне возможна. Тем более что сейчас предложение действительно превышает спрос, но, конечно, не настолько, чтобы обвалить цены до текущих уровней.

Саудовская Аравия, желая достичь поставленных целей, своими действиями негативно влияет на цены, ведь само королевство может выдержать достаточно сильные просадки за счет низкой себестоимости добычи.

Американские компании уже испытывают трудности, такой вывод можно сделать из статистики и биржевых торгов. Объем выдачи новых лицензий упал вдвое, акции нефтяных компаний на американских площадках сильно подешевели. В массе своей небольшие добытчики сланцевой нефти работают на заемные средства, взятые под залог своих ценных бумаг, в том числе и акций. Их обесценение повышает риски для банков.

Первый квартал, мы полагаем, будет негативным, в этот период цена на нефть останется в диапазоне 45 - 50 долларов за баррель. Соответственно, и рубль останется слабым. В связи с высокой волатильность на валютном рынке в последние несколько месяцев говорить о конкретных диапазонах достаточно трудно.

Платон Магута — управляющий активами УК «Фонд Магута»:

— В первую очередь падение нефтяных котировок связано с двумя факторами: демпингом Саудовской Аравии и спекулятивными продажами фьючерсов на фоне ожиданий дальнейшего падения цен. Безусловно, нынешний уровень цен во многом является спекулятивным и не отражает реального положения дел на нефтяном рынке. Предложение превышает спрос всего на 2 миллиона баррелей в сутки — этого недостаточно, чтобы цены упали на 60 процентов. Справедливый уровень цен на текущий момент находится в коридоре 70 - 80 долларов за баррель. Вероятнее всего, данный уровень будет достигнут после второго квартала.

Кирилл Тачинников — старший аналитик ФГ БКС

— При текущей цене на нефть практически все страны ОПЕК с точки зрения бюджетного дефицита находятся в минусе, бюджет у них не сводится даже у благополучных стран типа Катара, я уж не говорю про Венесуэлу, Иран и так далее. Внутри ОПЕК давление будет нарастать, но основная идея этого маневра, как я понимаю, была в том, чтобы заставить инвесторов в высокорисковые нефтяные проекты (типа сланцевой нефти, глубоководных проектов, нефтеносных песков и еще ряда проектов с трудноизвлекаемой нефтью, имеющих высокий уровень себестоимости и капвложений) пересмотреть уровни риска и уровни хеджирования цены. Если условия усложнить, то многие из этих проектов не будут вводиться. Соответственно, тот рост объемов предложения, который планировался, он будет сейчас ниже, даже если цена восстановится, потому что люди будут закладываться на большую волатильность цены и более высокую ставку, которую они будут получать для реализации этих проектов. Таким образом, это позволит сдержать рост предложения, а Саудовская Аравия и ОПЕК в целом смогут сохранить свою долю на рынке. Если бы они этого не сделали, то сказочные темпы бурения в Штатах, где в два раза увеличили объемы производства за последние пять лет, продолжали бы так же расти и ОПЕК пришлось бы постоянно снижать объем производства.

Я думаю, что первый квартал будет тяжелым, я не думаю, что будет выше, чем 60 — средняя цена, навряд ли она долго на 50 просидит, потому что это уже уровень себестоимости по многим проектам. К концу года, я думаю, цена будет ближе к 80 долларам за баррель. Но опять-таки это исходя из какой-то фундаментальной логики, а исходя из реалий рынка сложно предсказать что-то.

Сергей Козловский — руководитель аналитического отдела Grand Capital:

— Котировки нефти с июня 2014 упали более чем на 50 процентво, демонстрируя самое продолжительное снижение с кризиса 2008 года. Основной причиной является увеличение добычи, которое сопровождается слабым ростом спроса, причем опасения относительно продолжения избыточного предложения на мировом рынке усиливаются, что отражается на скорости падения цен.

Резкое падение котировок в начале года заставляет понизить прогноз относительно перспектив цен. До середины года нефть марки Brent останется в диапазоне 48 - 60 долларов за баррель. Широкий коридор объясняется наличием существенных факторов, способных повлиять на волатильность биржевых котировок.

Андрей Диргин — директор департамента аналитики «Альфа-Форекс»:

— Для российской валюты возможное повышение цен на нефть станет естественным драйвером роста. Но пока несмотря на все меры поддержки, принятые правительством совместно с ЦБ, российская валюта продолжает двигаться вниз. Именно это подталкивает власти на дополнительные эффективные, но непопулярные способы поддержания курса рубля. Так, на выходных появилась информация о том, что Центробанк может начать ограничивать предоставление рублевой ликвидности банкам, спекулирующим валютой. Конечно, это может поддержать на плаву курс российской валюты. Побочным действием такого лекарства станет еще более сильное ухудшение инвестиционного климата, которое, к слову, уже заставило Fitch понизить рейтинг России до «предмусорного уровня» — с отметки ВВВ до ВВВ- с «негативным» прогнозом. Агентство объяснило свои действия стремительным ростом ставки ЦБ и ухудшением состояния экономики из-за падения цен на нефть и курса рубля. Стоит отметить, что уже на этой неделе мы можем аналогичное сообщение получить от агентства Standard&Poor’s, которое в декабре отправило рейтинг России на пересмотр.

Наталия Орлова — главный экономист Альфа-Банка:

— Они (Центробанк прим. ред.) дополнительно не могут повысить процентную ставку, потому что она уже и так достаточно высокая, и с точки зрения инфляционного таргетирования я не думаю, что у них есть аргумент дальше повышать ставку. И, собственно говоря, это не влияет на настроения рынка, как мы видели в позитивном ключе, а продавать резервы тоже бессмысленно, потому что мы ушли в плавающий курс. Поэтому здесь, я боюсь, валютный курс имеет тенденцию к дальнейшему снижению, может быть, не очень сильному, но это будет уже зависеть от настроя экономических агентов.