«ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» ЯВИЛСЯ В ОБРАЗЕ ЭЛЬВИРЫ НАБИУЛЛИНОЙ

Нынешняя новогодняя ситуация, как нарочно, сотворена для того, чтобы рассортировать население на пессимистов, оптимистов, реалистов и пофигистов. Лишь бы не истеричных паникеров.

Два длинных финансовых хвоста — так они выглядят на графике нефтяных цен и рублевого курса — долгое время переплетались причудливыми узлами и поддерживали не столько друг друга, сколько иллюзию экономической стабильности на малозаметном фоне деградирующего хозяйства. Но к концу года эти хвосты резко упали — один за другим. И поджавшая хвост экономика обнаружила под собой недостаточность, необеспеченность и даже нищету отечественного хозяйства.

Волны валютно-финансового шторма не утихли и в начале нового года, они подняли волну инфляции и процентных ставок, разошлись по соседним странам и рынкам. Министр Алексей Улюкаев выразился в том смысле, что этот «идеальный шторм» «мы создали сами». Не похоже на шутку или самоиронию, хотя последнее помогло бы министру понять, кто такие «МЫ».

Года полтора назад, в связи с кадровой ротацией в Центробанке, говорили о том, что Владимир Путин, выбирая кандидатуру, внимательно изучил десяток биографий профильных чиновников. А выбрав Эльвиру Набиуллину, пообещал: «Вам понравится». Но не срослось.

Нынешним молодым и настроенным на амбициозную карьеру в финансовой системе полезно изучить трудовую биографию Набиуллиной, а потом решить для себя: кому захочется, в конце концов, превратиться в маленькую ширмочку для больших закулисных мужских игр? Рассуждая на остатках человечности, женщину, конечно, жалко, но, с другой стороны, «не будь такой дурой и не садись за руль неисправного авто!» Казалось бы, профессиональное банковское дело (залетные не в счет) до сих пор у нас держится в основном женскими руками. Но, скорее всего, банки — «финансовые танки» — будут гореть первыми.

НИ ДНА ТЕБЕ, НИ ПОКРЫШКИ!

Оценка действиям Центробанка и других властей была дружно выставлена в декабре, и вряд ли уже поменяется, поэтому нет нужды повторяться. Но стоит добавить несколько комментариев на перспективу.

Опытные эксперты, хорошо знающие механизмы валютного рынка, уже указали на то, что «у рубля нет дна» (Степан Демура, Сергей Егишянц). Для полноты картины можно добавить, что у него нет и «покрышки». Сейчас, кстати, хорошо видно, что такой «покрышки», то есть потолка колебаний, нет и у доллара (см. его динамику к евро и другим валютам).

Дело в том, что объективно обусловленный коридор, в котором может плавать курс национальной валюты, определяется потоком реального хозяйственного оборота в национальной экономике, его мощью и скоростью. Этого не отменит никакая ФРС, только исказит на время. Курс рубля долгие годы определялся не столько хилым внутренним оборотом, сколько внешним экспортно-импортным сквозняком. В минувшем году по этой привычной структуре были нанесены несколько чувствительных ударов, в результате курс рубля заметался в поисках нового Мейнстрим. И он не успокоится, пока усилиями властей с помощью структурных реформ не будет построен новый коридор или стихийный поток хозоборота не пробьет новое русло. А пока вокруг колебаний курса будут греться так называемые «спекулянты» — они никуда не денутся, хоть пачками каждый биржевой день расстреливай.

Отдельная тема — растущий курс доллара, обслуживающего глобальный оборот товаров и услуг, объем которого если и растет, то только за счет деривативов. Сорвет ли, рано или поздно, крышу резервной мировой валюты или национально ориентированная часть раскалывающейся американской элиты разделит долларовый оборот на два круга, кинув остальных на волю волн и т.п., об этом можно пока только гадать на досуге.

Поэтому когда наш Центробанк вел умные разговоры о валютном коридоре, а теперь и вовсе отказался от него, отпустив рубль «в свободное плавание», то это только игры в песочнице с фальшивым навигатором, далеко от взрослого хозяйства.

В новой ситуации резко изменился функционал «подушки безопасности». На протяжении 2013 года запасы золота и иностранной валюты ЦБ держались на уровне выше $500 миллиардов. Уже в самом начале 2014 года они уменьшились на $20 млрд., достигнув минимального уровня за последние три года — $490 млрд., главным образом в результате валютных интервенций ЦБ, направленных на поддержание курса. К новому году золотовалютные резервы (ЗВР) опустились ниже $400 миллиардов. И тут дело даже не в сокращении страхового резерва, а в принципиальном изменении его функциональной роли в изменившихся условиях. Из «подушки безопасности» он, по сути, превратился в неприкосновенный запас.

Тем временем «Алеет Восток». В последний понедельник старого года китайская валютная биржа приступила к операциям с валютными свопами в паре юань—рубль. Теперь в расчетах между контрагентами двух соседних стран можно обходиться без промежуточных транзакций через американский доллар. Специалисты считают, что к концу следующего года юань станет третьей по значению валютой в международных расчетах, потеснив японскую йену.

КОГДА ФИНАНСОВЫЕ ХВОСТЫ УПРАВЛЯЮТ ЭКОНОМИКОЙ И РУШАТ ХОЗЯЙСТВО...

— Что у нас в экономике происходит?
— Ну, я могу объяснить...
— Объяснить я и сам могу, а что там происходит?
(из разговора президента с премьером, анекдот)

ВВП России и в докризисные годы, выполняя поставленную задачу удвоения, прирастал в значительной степени за счет растущего объема финансовых и других посреднически услуг. Неожиданно (для начальства «тихой гавани») низко припав в 2008 - 2009 годах, он едва восстановился, но уже на рубеже 2012 - 2013 годов проявились признаки стагнации — экономический рост для действующей модели закончился.

На фоне замыленных иллюзий экономического роста обнажилось отсутствие той надежной хозяйственной основы, которая, в отличие от живущей одним днем конъюнктурной экономики, предназначена не только для удовольствий и комфорта, а прежде всего для полноценной жизни всерьез и надолго. Того самого, позабытого в многочисленных реформах, модернизациях и инновациях, народного хозяйства, без которого не бывает национальной экономики, твердой национальной валюты и всего остального, что обеспечивает достойную несуетливую жизнь народа — в расчете на поколения стариков, детей и внуков, а не только циклы купли-продажи, оборота денег и инвестиций.

Самое время обратиться к простому здравому смыслу и проверить логику экономической реальности. Что лучше для экономики, когда цены на нефть и газ растут или когда они снижаются? Хозяин производства, экономист и финансист ответят на этот вопрос по-разному.

Хозяин будет только рад снижению цен на сырье и энергоносители и постарается использовать экономию для прироста количества и качества производимых благ. Нынешний экономист, воспитанный «невидимой рукой рынка», растеряется, так как не представляет «инвестиционную активность» без высоких биржевых цен на нефть и все остальное. А финансист и вовсе огорчится от дефляции, станет урезать бюджеты, реструктурировать долги и гоняться за ликвидностью.

Что-то не так в экономическом организме, если эти трое не могут договориться друг с другом, а процессом командует не тот, кто ближе к хозяйству, а те, кто должны выполнять положенную им роль финансовой и учетной обслуги. Не слишком ли далеко разошлись интересы действующих лиц, если для всей страны экономическая логика перевернута с ног на голову? Ведь пока еще никто внятно не объяснил, почему, например, при снижении цен на нефть почти вдвое внутренние цены на бензин выросли за год на 10% и, судя по всему, будут расти и дальше.

Разногласия в этой троице рано или поздно приводят к гражданско-экономической войне, в которой гибнут остатки хозяйства, и все остаются не у дел. Или потребуют жесткой управленческой диктатуры на базе мобилизационной экономики. До этой последней грани осталось не так уж много. Украинский урок поучителен и в этом смысле: в страну не полезли бы все, кому не лень, раздирая ее на куски, если бы не внутренний раздрай хозяйства, бывший вначале следствием развала СССР, а затем усугубленный уже местным олигархатом.

Чем сильнее накопленная позитивная инерция слаженного хозяйства страны, тем объективно меньше роль и значимость политических лидеров. И наоборот, для восстановления разваливающегося хозяйства требуются сильные авторитарные лидеры, а чаще тираны.

ШАНС ДЛЯ СБОРКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

Нет худа без добра, и под влиянием валютно-финансовых потрясений 2014 года начался пока еще едва заметный поворот управленческого сознания в сторону хозяйства. Этот поворот может стать шоковой терапией для экономистов и управленцев и пойдет как цепная реакция переоценки, ревизии и ремонта всех имеющихся остатков, прорех и диспропорций отечественного хозяйства.

Этот процесс диаметрально противоположен процессу приватизации в 90-е: тогда в погоне за денежной наживой хозяйственные активы разбрасывались, дробились и уничтожались, теперь же пришло время собирать, налаживать и воссоздавать. Понятно, что для решения этих задач потребуется принципиально иной тип руководителей и управленцев.

Урок предыдущего кризиса не пошел впрок и не заставил пересмотреть модель, хотя дискуссий на эту тему было много. Поэтому — «неудовлетворительно», а по итогам прошлого года — на пересдачу.

Ревизия отечественного хозяйства еще только начинается, она будет медленной и трудной и займет как минимум весь начавшийся год. Только в ходе этой практической работы созреют условия, требования и критерии для чистки и обновления руководящих и управленческих кадров на всех уровнях управления. Она, скорее всего, пойдет с нижнего уровня (который ближе к хозяйству) и будет сопровождаться большими потерями. Хотя надежды, по привычке, связаны с тем, что сигналы, указания и стимулы придут сверху. Сигналы под Новый год пришли, но они пока ложные.

Рустам Курчаков, обозреватель

Окончание следует.

Читайте также: