О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ: ЧТОБЫ ХВОСТ НЕ ВИЛЯЛ СОБАКОЙ

Популярная ныне обывательская «кочка зрения» ухватывает только «реальность», то есть поверхностную видимость потока событий, где основными действующими или барахтающимися лицами выступают «реальные пацаны», которые давно примелькались в кабинетах, офисах и по телевизору и чаще искажают реальность, чем проясняют ее.

Нырнуть на большую глубину у простого человека, выбравшего позицию обывателя, озабоченного собственным существованием, просто не остается личных сил и времени. Информационный поток стремительно растет, а сухой остаток подлинных знаний всегда один и тот же, только теперь он размывается потоком и тает. При этом заметно, что часть активных функционеров, которые к простым людям никак не относятся и еще недавно стремились на гребень информационной волны, теперь сползают на «удобные» обывательские позиции.

Реальным переменам всегда предшествует мутная информационная волна версий, слухов, домыслов и предрассудков, возникающих или возбуждаемых в недрах обывательской толпы. Этой волне, как всегда, способны противостоять только профессионалы своего дела, каждый на своем участке. Им и предстоит разруливать последствия событий прошлого года, как и ранее накопившихся проблем, извлекая из них полезные уроки, позитивные ответы на вызовы и купируя хлестко бьющие валютно-финансовые «хвосты». А для того, чтобы управиться с этим, требуется в первую очередь искусство управления.

Как известно, наука и искусство управления всегда питались опытом военной стратегии и тактики и развивались на основе военного искусства, а серьезные экономические кризисы, как правило, сопровождаются войнами. В мирное же время искусство управления постепенно угасает и окостеневает в стандартах управленческого администрирования и бюрократии.

Поэтому оценивать события и промежуточные итоги 2014 года с точки зрения ранее озвученных задач управления и существующей экономической модели — значит оставаться в той старой колее, которая в прошлом году уже явно показала свою несостоятельность, в чем-то даже завела в тупик и требует пересмотра. А привычная обывательская позиция «лишьбынебыловойны», как видно, потеряла смысл в нынешней ситуации, потому что узлы горячих конфликтов разворачиваются и угрожают в разных точках мира, в том числе совсем рядом, а валютно-финансовая война уже не первый год идет в глобальном масштабе.

Поэтому вернее всего занять позицию как бы навстречу и поверх потока событий и оценить их причины, остроту и последствия по управленческим критериям.

1) Наличие если не просчитанного курса, то хотя бы внятной стратегической линии и механизмов стратегического управления, которые обеспечивают реализацию общенациональных целей и интересов, защиту высших ценностей и безопасность развития в условиях нарастающих рисков и угроз.

2) Продуктивность и гибкость оперативной тактики управления, в том числе умение правильно расставить хозяйственные, экономические и финансовые приоритеты (что первично и кто кем командует, чтобы хвост не вилял собакой), мобилизовать возникающие из этой расстановки ресурсы и направить их на преодоление возникающих трудностей, решение или корректировку ранее намеченных задач.

3) Фактическая управляемость, то есть способность управляющей команды держать ситуацию в руках и уверенно вести управляемых к искомым целям и результатам. «Держать в руках» — это не оправдание дурной моды на ручное управление. Опытные управленцы различают два типа ручного управления — активное и реактивное. Первое отличается подключением руководства к головному мозгу, способному предугадать и просчитать риски, а также принятием персональной ответственности и сигналом «делай, как я», который передается по всей системе управления. Ручное управление второго типа функционирует пассивно, на основе спинного мозга, только в ответ на уже случившиеся события, то есть из положения «ручки сложены или опущены», при этом ответственность сбрасывается на нижестоящие уровни. Поэтому ручное управление первого типа мобилизует и укрепляет регулярную систему управления, а второе по факту хаотично и в итоге разрушает систему.

ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ: ЯВНО НЕ ХВАТАЕТ ЧЕТКО ПРОПИСАННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

При таком подходе выделяются действительно значимые события, которые раскрывают результаты года прошедшего и формируют стартовые условия и оперативную обстановку на пороге предстоящего года. Они отражены в нижеприведенном списке.

Причем для каждого итогового события выставлена предварительная оценка (по пятибалльной системе), которая, на наш взгляд, примерно и условно отражает проявленное качество управленческой реакции, уровень сопровождения и искусства разрешения возникшей задачи или проблемы на верхнем уровне управления. Можно сказать, что это оценки по результатам «стресс-теста», который прошла в минувшем году российская система управления, ее высший эшелон.

1. Интеграция Крыма с учетом геоэкономического расклада (4 с минусом).

2. Новороссия как узел конфликта с Украиной или черновой набросок новой России (3 с минусом).

3. Противостояние на встрече двадцатки в Брисбене (3).

4. Экономические санкции — декоративные и реальные (3 с минусом).

5. Валютная воронка рубля (1).

6. Остановка роста в действующей экономической модели (2).

7. Шаги России в сторону евразийской интеграции (4 с минусом).

Средний балл получается 3 с минусом, то есть на грани удовлетворительного и неудовлетворительного.

Предваряя разбор итогов и управленческих оценок, нужно обратить внимание на следующее:

  • Ни одно из указанных событий нельзя рассматривать как сугубо политическое или экономическое — все они в той или иной степени являются политико-экономическими. Кроме того, все они имеют явные или пока неявные геополитические корни. Поэтому для адекватного управления их последствиями системе управления придется избавиться от привычного узкого «экономического прагматизма». В 2014 году наглядно проявился недопустимый для системы государственного управления разрыв между внешнеполитическим вектором на укрепление суверенитета и защиты национальных интересов страны, с одной стороны, и внутренней экономической политикой, которая ориентируется не столько на хозяйственную реальность и фактические параметры экономики, сколько на следование инструкциям МВФ и других центров внешнего управления — с другой. Очевидно, это противоречие не может долго сохраняться, оно губительно для страны в нынешней ситуации и должно, так или иначе, разрешиться в новом году.
  • Эти события не только не изолированы друг от друга, но теснейшим образом взаимосвязаны — они возникли и развивались по схеме цепной реакции и, скорее всего, так же будут развиваться и дальше. Однако промежуточные результаты показывают, что действующей системе управления для того, чтобы держать процессы под контролем, явно не хватает четко прописанных приоритетов и критериев, на основе которых только и возможна взаимоувязка и согласование оперативных и стратегических целей и задач. Поэтому по ходу управления постоянно возникают сбои, требующие персонального вмешательства и включения режима ручного управления. Именно по этой причине ни по одному из событий система управления не заслуживает высшего балла.
  • По сути, ни одно из событий нельзя считать вполне завершенным в рамках календарного года, наоборот, их развязка последует в 2015 году или в последующие годы. По ним нет явных итогов (только промежуточные) и нет ответов (пока только вопросы). Указанный разрыв в системе госуправления и проводимой внешней и внутренней политики, с одной стороны, отражает разногласия в элитных кругах, а с другой — обостряет эти разногласия, грозя расколом. Поэтому двуглавому орлу, чтобы преодолеть разрушительную двойственность системы управления и двусмысленность проводимой политики, придется сделать волевой выбор — превратиться в оперативного ясного сокола или стать послушным чижиком в чужой стае.

Догадливый читатель понимает, что так называемая «объективная аналитика» в нашей ситуации невозможна и неуместна. Добросовестное научное исследование возможно только на почве устоявшихся и проверяемых фактов — оно уже не догонит нынешний поток событий. Здесь же речь идет, скорее, об игровой управленческой ситуации. Смысл ее в том, чтобы задать верную систему координат для понимания условий и задач антикризисного управления на пороге 2015 года. Поэтому каждый, по своему разумению, оценит итоги года, выставит оценки и самооценки и определит линию поведения.

Обозреватель

Продолжение следует