№1.

ПЛАСИДО ДОМИНГО — ГЛАВНЫЙ КУЛЬТУРТРЕГЕР ГОДА

Бесспорно, Пласидо Доминго стал одним из главных культурных героев Казани этого года. В мае великий испанский тенор не просто собрал аншлаг на нетипично большой по российским оперным меркам сцене («Татнефть Арена»), но и задержался в городе на несколько дней. Он провел массу встреч, поиграл в футбол и вообще сделал мир оперного искусства чуть ближе любому жителю столицы РТ, то есть превратил свой приезд в своеобразную культуртрегерскую миссию. Само шоу великого певца наверняка запомнилось надолго публике, например, 700 школьным учителям, билеты для которых приобрел совладелец «Нэфиса» Ирек Богуславский. Сам Доминго, хоть ему и уже за 70, показал себя не только блестящим артистом, но и продемонстрировал достойную вокальную форму, а попутно еще и сделал городской достопримечательностью партнершу по выступлению Аиду Гарифуллину. Репортеры нашей газеты тоже не устояли перед харизмой знаменитого испанского ветерана, свидетельство тому — документальный фильм, снятый «БИЗНЕС Online» по итогам казанской гастроли Доминго.

№2.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ АННА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ «БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Не успела Казань поблагодарить великого Доминго, как уже стоя аплодировала на концерте Анны Нетребко. И попасть на ее выступление было гораздо труднее, чему виной и скромная по размерам площадка ТГАТОиБ им. Джалиля, и «кусачие» цены на билеты, которые, впрочем, разошлись мгновенно. Возможно, сейчас «нетребкомания» на Западе уже не столь сильна, но певица, когда-то покорившая лучшие оперные сцены планеты гремучей смесью из безупречного вокального таланта, поразительной красоты и женственности, а также необычайной для классического искусства экспрессии, по-прежнему сверхвостребована. Поэтому сам факт ее концерта в Казани уже можно счесть сенсацией, а поблагодарить за это стоит «банковскую систему Республики Татарстан», которая была обозначена в качестве главного спонсора вечера. Нетребко была предсказуемо хороша, представив банковской элите РТ, составлявшей львиную долю публики, программу, в которой доминировали произведения Джузеппе Верди.

№3.

КАК МЫ ПРОВЕЛИ ТЮРКСКОЕ «ЕВРОВИДЕНИЕ»

Уходящий год прошел под знаком Казани как культурной столицы тюркского мира. Решение о таком статусе города было принято в 2014 году на заседании постоянного совета министров культуры стран-членов международной организации ТЮРКСОЙ. В рамках проекта прошел целый ряд мероприятий, среди которых можно отметить выставку «Общий язык — знак» в музеях Кремля, а также очередной фестиваль мусульманского кино. Последнему, впрочем, пока так и не удается выйти за пределы локального, даже по меркам России, культурного события. Почетным бонусом к статусу «столица тюркского мира» стало проведение в ноябре музыкального конкурса Turkvision, который, несмотря на свою молодость, рассчитывает составить конкуренцию любимому шоу российских домохозяек «Евровидение». В «Татнефть Арене» было много шоу, дыма и спецэффектов, а также песен на языках стран-участниц. Победу одержала певица из Казахстана Жанар Дугалова, а татарстанец Айдар Сулейман взял почетное «серебро».

№4.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ОБЛАДАТЕЛЬ «ОСКАРА» И ДЕВИЧЬИХ СЕРДЕЦ В «ТАТНЕФТЬ АРЕНЕ»

Казалось бы, Казань давно привычна к выступлениям больших западных артистов. Однако даже на фоне концертов заслуженных ветеранов вроде Элтона Джона или Стинга июльское появление в «Татнефть Арене» Джареда Лето и его команды 30 Seconds to Mars выглядело впечатляюще. Билеты было не достать уже месяца за полтора до часа икс. Как оказалось, у американца, песни которого последние годы штурмуют вершины музыкальных чартов, в России и Казани есть армия юных поклонниц. Музыкальное содержание вечера оставило массу вопросов, хотя фанатки певца были бесконечно счастливы. Вообще, в Казани едва ли не впервые можно было наблюдать настоящую атмосферу большого западного стадионного концерта с переполненной и сходящей с ума фан-зоной. Ну а те, кого не очень вдохновляет вполне себе простая музыка 30 Seconds to Mars, могли насладиться самим явлением вживую одного из лучших современных голливудских актеров, звезды «Реквиема по мечте» и «Господина Никто», обладателя «Оскара» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за впечатляющую работу в фильме «Далласский клуб покупателей».

№5.

«БЕЗУМНАЯ КОРОЛЕВА БАРОККО» И СЛАДКОВСКИЙ В ПАРИКЕ

Продолжают парад достижений из мира классической музыки Государственный симфонический оркестр РТ и его художественный руководитель Александр Сладковский. Концерты ГСО 30 августа у Дворца земледельцев с участием приглашенной звезды уже стали традицией, но в этом году прошло едва ли не лучшее из подобных мероприятий. Во-первых, повезло с погодой — не шел проливной дождь, как в 2012-м во время выступления тенора Роберто Аланья, и не было так прохладно, как в 2013-м, когда Альбина Шагимуратова, опасаясь за свой голос, так и не составила компанию Дмитрию Хворостовскому. Во-вторых, безошибочным оказался выбор главной героини — «Безумной королевы барокко» Симоны Кермес. Напудренные парики оркестрантов, гигантский кринолин и серебряные башмаки примадонны, фейерверк и неистовая экспрессия знаменитой немки сделали свое дело — успех народным музыкальным гуляниям был обеспечен!.. ГСО закрепил успехи года осенью — очередным фестивалем современной музыки им. Софии Губайдуллиной Concordia, представившим на аншлаговых концертах в ГБКЗ палитру композиторов и солистов мирового уровня.

№6.

САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ РОССИЯНИН ИЗ МИРА КУЛЬТУРЫ ВНОВЬ В КАЗАНИ

Вновь посетил Казань знаменитый дирижер, худрук Мариинского театра, друг Владимира Путина и самый влиятельный человек из мира культуры России Валерий Гергиев. В апреле маэстро и оркестр Мариинки отыграли два концерта в ГБКЗ им. Сайдашева в рамках любимого гергиевского детища — Пасхального фестиваля. Причем фест-2014 оказался беспрецедентным. Не собирающийся снижать темпа 61-летний фактический «хозяин» главного театра страны, главный дирижер всего и вся поехал со своей командой на специальном поезде и каждый день давал концерты в новом городе — от Калининграда до Владивостока. После открытия в Москве первой остановкой на пути фестиваля стала Казань. В столице РТ Гергиев при предсказуемом аншлаге порадовал публику в числе прочего Концертом Бетховена для скрипки с оркестром, в котором солировал один из лучших скрипачей мира Пинхас Цукерман. А еще маэстро пообещал расширить связи Мариинки с Казанью и сдержал слово, поскольку уже в ноябре ГСО в Концертном зале Мариинского театра дал первый концерт своего петербургского абонемента.

№7.

«РИГОЛЕТТО» НА ШАЛЯПИНСКОМ: ЛУЧШИЙ СОСТАВ СОЛИСТОВ
НА СПЕКТАКЛЕ КАЗАНСКОЙ ОПЕРЫ

Главным событием Шаляпинского фестиваля-2014, бесспорно, стал «Риголетто» Верди. Шаляпинский всегда себя позиционировал как «парад голосов», и в данном представлении такая самопрезентация абсолютно соответствовала увиденному зрителем. Великолепное трио — статусный баритон Борис Стаценко, ведущий тенор Мариинки с успешной западной карьерой Сергей Скороходов и блистательная Альбина Шагимуратова, нашедшая «окошко» между выступлениями в «Ла Скала» — подарило любителям оперного искусства настоящий праздник. В уходящем году нашу главную оперную приму на сцене ТГАТОиБ им. Джалиля мы больше так и не увидели, хотя и было широко разрекламировано ее участие в новой премьере — «Любовном напитке» Гаэтано Доницетти. Оказалось, что звезда Большого театра и Метрополитен-опера ждет ребенка. Впрочем, не исключено, что ее отсутствие было к лучшему: сложно было представить одну из лучших певиц мира в неглиже посреди сцены в чудовищном спектакле режиссера-фантазера из Питера Юрия Александрова, которому в Казани заметно изменили вкус.

№8.

СЕНСАЦИОННЫЙ ДУЭТ В «ЖИЗЕЛИ»

Майский Нуриевский фестиваль подарил балетоманам настоящее пиршество духа. Главные партии в спектакле «Жизель» исполнил один из самых ярких современных балетных дуэтов — «лицо Большого театра» Светлана Захарова и звезда мирового балета Сергей Полунин. А ведь еще недавно представить себе этот тандем на сцене театра им. Джалиля было невозможно — по причине сверхзанятости артистов. Год назад на открытии международного конкурса балетного искусства в Большом театре их «Жизель» буквально взорвала Москву: балетоманы описывали страсть и совершенную гармонию Жизели и Альберта с таким накалом, что мысль о реинкарнации партнерства Фонтейн и Нуриева, Максимовой и Васильева не казалась кощунственной. Сами же Захарова и Полунин стали искать любую удобную возможность выйти на сцену вместе — не только в Москве, но и в Киеве, в Саратове. Теперь очередь дошла и до столицы Татарстана, чему способствовал и максимально классический характер балета из репертуара ТГАТОиБ им. Джалиля.

№9.

КАК «БИЗНЕС ONLINE» «ПОДРЫВАЛ» АВТОРИТЕТ НУРИЕВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

С Нуриевским фестивалем связано еще одно событие. Многие годы говорится о том, что в Казани отсутствует профессиональная театральная критика, и поэтому дать объективную оценку творениям городских театров попросту некому. «БИЗНЕС Online» решил взяться за эту работу, но встретил откровенное сопротивление руководства театра им. Джалиля. Его директор Рауфаль Мухаметзянов отказался аккредитовывать на Нуриевский приглашенного нашей газетой авторитетного балетного критика Анну Галайду. Решить вопрос удалось только при помощи руководства минкульта РТ, а результатом стала серия прекрасных рецензий настоящего профессионала, после которых на достижения последних лет детища Мухаметзянова смотришь гораздо более объективно, а не глазами самого театра и аффилированных с ним журналистов, привыкших изъясняться исключительно языком решительного восторга. Критика Галайды предлагает шефам казанской оперы и балета снять шоры и обратиться, наконец, не только к популярным названиям и ветеранам-хореографам, но и к современным течениям. Обратить внимание на поиски молодых талантливых постановщиков, что с успехом делают другие провинциальные театры, чьи ресурсы отнюдь не выше тех, которыми обладает столица Татарстана.

№10.

ХАБЕНСКИЙ И БЕЗРУКОВ НА «ЛИТЕРАТУРНОМ ДВОРИКЕ»

Казань объявила 2014-й Годом культуры, и местные власти немало постарались на этом поприще. Пожалуй, самым ярким и креативным стал проект «Литературный дворик»: в обычных дворах вдруг появлялась сцена, на которой играли музыканты, а известные деятели культуры читали стихи. Запустили проект мэр Казани Ильсур Метшин и актер Константин Хабенский. Так, во дворе дома №83 (проспект Амирхана) выступили сам народный артист России, ученики его казанской театральной школы, казанские поэты Лилия Газизова и Борис Вайнер. Эстафету подхватил Сергей Безруков: он выступил на улице Дубравной, рядом с домом, в котором живут около 100 участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла... Помимо «адмирала Колчака» и «заслуженного Есенина страны» на «Литературных двориках» отметились Валентин Гафт, Мария Голубкина и другие известные деятели культуры.