№ 1. СБЫВШИЙСЯ КОШМАР

Событием №1 для россиян в 2014 году — и не только в рамках банковской отрасли — безусловно, стало начало полномасштабного финансового кризиса. Западные санкции в сочетании с резким падением цен на нефть вызвали мощнейшее давление на курс рубля. Как это бывает в таких случаях, его усилили спекулянты и граждане, ринувшиеся в обменники.

Ответом на биржевую панику стало горькое лекарство от ЦБ, о возможности применения которого предупреждали эксперты нашей газеты, известные экономисты Олег Григорьев и Сергей Егишянц. В ночь на 16 декабря ключевая ставка была повышена до 17,5%. «На месте Набиуллиной я бы попросил пистолет и застрелился», — эксклюзивное интервью экс-председателя ЦБ Виктора Геращенко с таким заголовком побило все рекорды по популярности в нашей газете. В результате этой меры курс рубля удалось стабилизировать, но крайне дорогой ценой. Банки мгновенно взвинтили ставки по вкладам и кредитам. Пожинать плоды этих решений нам предстоит уже в новом, 2015 году.

№2. НАЦБАНК ТАТАРСТАНА УЖЕ НЕ ТОТ?

Если абстрагироваться от общероссийской повестки, главным событием в банковской сфере Татарстана стала реорганизация Национального банка РТ, которая завершилась 1 октября. После 23 лет относительной самостоятельности в качестве территориального учреждения Центрального банка России он был понижен в статусе и стал татарстанским отделением Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ, расположенного в Нижнем Новгороде. Решение о реструктуризации региональных отделений Центробанка было принято еще в августе 2013 года по инициативе его нового руководителя Эльвиры Набиуллиной «в целях повышения качества и скорости принятия управленческих решений, а также сокращения расходов Банка России на развитие сети территориальных учреждений».

Сразу после обнародования этих планов власти Татарстана начали подковерную борьбу за то, чтобы Волго-Вятское главное управление ЦБ РФ базировалось в Казани и работало на базе Нацбанка РТ. «Вес» банковской системы Татарстана (по объему собственных кредитных ресурсов банки республики занимают почти половину всего банковского сектора ПФО — 110,3 из 233 млрд. рублей) позволял на это надеяться. Однако Набиуллина была непреклонна, и борьба переместилась на уровень кандидатуры нового главы Нацбанка РТ и его полномочий. О том, что бессменный (с 1993 года) глава Нацбанка РТ Евгений Богачев уйдет в отставку, говорилось уже давно, но в это не верилось. Богачев не только выпестовал мощную банковскую систему, но и провел ее почти без потерь сквозь бури дефолтов и кризисов.

Евгений Богачев не только выпестовал мощную банковскую систему, но и провел ее почти без потерь сквозь бури дефолтов и кризисов
Евгений Богачев не только выпестовал мощную банковскую систему, но и провел ее почти без потерь сквозь бури дефолтов и кризисов

Однако после обнародования реформаторских планов ЦБ стало понятно, что эпоха Богачева заканчивается, власти республики приступили к поиску его преемника, который бы обеспечил сохранение лояльности Татарстану этого стратегически важного регулирующего органа. Назывались различные кандидатуры, но в результате Набиуллина утвердила на пост управляющего Национальным банком РТ Мидхата Шагиахметова, который до этого занимал пост министра экономики РТ. К тому же (и это явная победа татарстанских лоббистов) он получил статус заместителя начальника Волго-Вятского главного управления Банка России. Таким образом ЦБ РФ приглушил опасения властей республики о том, что они потеряют контроль над своими финансовыми схемами. Впрочем, принципиально это вряд ли что-то меняет — контроль за деятельностью татарстанских банков перешел в Нижний Новгород. В нынешнем кризисе, в отличие от предыдущих, «скрипка» Нацбанка РТ вообще не слышна — как будто его и нет.

№3. КОНВЕЙЕР НАБИУЛЛИНОЙ

2014 год стал годом бескомпромиссной борьбы Набиуллиной с подозрительными банками. Первый опыт был получен еще в конце 2013-го, когда Центробанк неожиданно отозвал лицензию у, казалось бы, непотопляемого Мастер-Банка, входившего в Топ-100 крупнейших банков России. Затем компания по отзыву лицензий приобрела характер конвейера. Появились слухи о существовании черных списков банков, которые уже «приговорены» ЦБ РФ.

А в январе президент РФ Владимир Путин фактически подтвердил, что выдал Набиуллиной индульгенцию на уменьшение количества игроков на рынке банковских услуг: на встрече со студентами НИЯУ МИФИ он заявил, что количество банков в России слишком велико для масштабов экономики страны; они нуждаются в укрупнении и повышении устойчивости. После этого конвейер Набиуллиной ускорил работу, выйдя к концу года на «проектную мощность» — минус три банка в неделю. Если за весь 2013 год лицензии лишились 33 банка, то по итогам 10 месяцев 2014-го количество российских банков сократилось с 923 до 838, то есть на 85... Для банковской системы Татарстана — самой мощной среди регионов России — эхо «большой стирки», затеянной Набиуллиной и поддержанной Путиным, докатилось в феврале 2014 года.

Центральный банк отозвал лицензию у Европейского трастового банка, у которого в Казани был офис, клиенты и партнеры из числа банков, осуществлявших денежные переводы по системе Migom. В результате от системы отключилось сразу 16 банков, работающих в Татарстане, что привело к перебоям в получении средств клиентами этих банков.

Через пару месяцев неожиданно для многих рухнул и затем был спасен «БТА-Казань», а чуть позже такая же история произошла с Рост Банком (эти история достойны отдельного упоминания в рейтинге главных событий года в банковской сфере Татарстанаавт.). После летнего пика «чистка» замедлилась. Возможно, Набиуллина поняла, что у нее просто не хватит ресурсов, чтобы компенсировать вкладчикам потери, связанные с отзывом лицензий: в распоряжении агентства по страхованию вкладов (АСВ) сейчас находится всего лишь 74,9 млрд. рублей (полгода назад было 185 млрд.) — этого хватило бы как раз только для гарантированного государством возврата «зависших» средств клиентов банковской группы «Рост».

№4. БТА НЕ ДАЛИ УТОНУТЬ

Ревизоры АСВ обнаружили в банке «БТА-Казань» финансовую «дыру» размером свыше 6 млрд. рублей, в причинах появления которой до сих пор разбирается следствие
Ревизоры АСВ обнаружили в банке «БТА-Казань» финансовую «дыру» размером свыше 6 млрд. рублей, в причинах появления которой до сих пор разбирается следствие

Санация банка «БТА-Казань», причем с участием местного капитала, — последняя победа теперь уже экс-главы Нацбанка РТ. Именно он вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым в разгар кампании по отзыву лицензий убедил ЦБ РФ сохранить один из крупнейших банков республики, вклады в котором держали 100 тыс. татарстанцев...

В начале весны банк стало лихорадить, платежи осуществлялись с задержкой. В результате паники клиентов «БТА-Казань» потерял более трети вкладов: размер депозитов снизился на 3,9 млрд. рублей — с 10,8 млрд. до 6,9 миллиарда. Ревизоры агентства по страхованию вкладов обнаружили в банке финансовую «дыру» в размере свыше 6 млрд. рублей, в причинах появления которой до сих пор разбирается следствие. 27 мая Банк России сообщил о том, что принял официальное решение о предупреждении банкротства AКБ «БТА-Казань» с участием АСВ, которому на эти цели был выдан кредит в 9,9 млрд. рублей. Инвестором спасения стали акционеры Татфондбанка Роберт Мусин и Вадим Соловьев, которым принадлежит ООО «Новая нефтехимия», ставшее в конце июля 2014 года новым владельцем «БТА-Казань». В результате санации был остановлен отток вкладов населения из «БТА-Казань». Однако говорить об успехе первого в Татарстане опыта санации столь крупного банка пока еще рано — «БТА-Казань» пока так и не начал генерировать прибыль своим новым хозяевам, по итогам 9 месяцев 2014 года чистый убыток банка составил 490 млн. рублей.

№5. ВЗРЫВНОЕ ОБНАЛИЧИВАНИЕ

Татарстанское банковское сообщество столкнулось с новым для себя вызовом — хищением средств из банкоматов путем взрыва
Татарстанское банковское сообщество столкнулось с новым для себя вызовом — хищением средств из банкоматов путем взрыва

Попытками взлома банкоматов уже никого не удивишь, но в уходящем году татарстанское банковское сообщество столкнулось с новым для себя вызовом — хищением средств из банкоматов путем взрыва. По данным уголовного розыска, в Татарстане зафиксировано 8 случаев покушения на целостность банкоматов, хищений из них денежных средств. Три попытки подрыва были зафиксированы в конце лета — начале осени в Балтасях, Чистополе и Казани. Если в Чистополе преступники не смогли похитить деньги, то в Казани ущерб от похищения составил около 3 млн. рублей, в Балтасях — около 2 миллионов. Примечательно, что в целом по России было зафиксировано порядка 25 таких случаев. Для расследования резонансных преступлений была создана усиленная следственно-оперативная группа из сотрудников уголовного розыска, главного следственного управления, Госавтоинспекции МВД по РТ, а также оперативников территориальных отделов полиции. Следствие установило, что к налетам на банкоматы причастны двое мужчин, которые передвигаются на белом BMW X5 и черной Audi А7. Причем BMW они перед каждым налетом перекрашивали быстросохнущей краской, а после преступления смывали ее. Оба подозреваемых были задержаны 18 ноября. Ими оказались 26-летний и 29-летний казанцы. Свою вину они полностью признали.

№ 6. СИГАЛ ВЫШЕЛ — ИВАНОВА УШЛА

В начале октября деловое сообщество Татарстана активно обсуждало неожиданную отставку одного из самых уважаемых и авторитетных банкиров республики Венеры Ивановой с поста председателя правления Автоградбанка. Вместе с ней из банка, которым она руководила все 23 года его существования, ушел и ряд ключевых топ-менеджеров.

Решение об отставке Венеры Ивановой было принято владельцем Автоградбанка Павлом Сигалом через несколько дней после его выхода из «Матросской тишины»
Решение об отставке Венеры Ивановой было принято владельцем Автоградбанка Павлом Сигалом через несколько дней после его выхода из «Матросской тишины»

Главная интрига заключалась в том, что решение об отставке было принято владельцем банка Павлом Сигалом буквально через несколько дней после его выхода из следственного изолятора «Матросская тишина», где он провел чуть менее года. Формальным поводом для отставки якобы послужили неудовлетворительные с точки зрения акционера финансовые результаты первого полугодия 2014-го. Однако на фоне известия о том, что главному акционеру грозит большой тюремный срок, приходится удивляться не сокращению прибыли, а тому, что банк вообще выжил. По мнению участников рынка, именно благодаря титаническим усилиям Ивановой удалось избежать массового оттока денег физических лиц — размер вкладов уменьшился лишь с 3,3 до 3 млрд. рублей. Как опытный банкир Иванова понимала, что единственный путь спасения банка в случае длительного тюремного срока Сигала — его продажа новым акционерам. Источники «БИЗНЕС Online» рассказывали, что летом Иванова поставила ультиматум — или банк продается, или она в нем не останется. Сигал решил, что банк ему самому еще пригодится, что в итоге и привело к отставке Ивановой, которую главный акционер, однако, попросил задержаться до момента своего освобождения. Новым председателем правления Автоградбанка стал Ринат Валеев, который, как рассказал Сигал, с нуля создавал казанские филиалы Уралсиба, ТрансКредитБанка и Бинбанка.

№7. РОСТ БАНК: ТОЛЬКО БЕЗ ПАНИКИ!

Не успели татарстанские вкладчики прийти в себя после волнений, связанных с санацией банка «БТА-Казань», как разразился новый скандал. В связи с наличием угрозы банкротства в конце ноября ЦБ РФ ввел временную администрацию АСВ в Рост Банке, который был создан в 2013 году на базе вполне успешного среднего татарстанского банка «Казанский» и входил в Топ-100 крупнейших банков России. «Во всех банках (группыавт.) мы установили недостоверность отчетности, — сообщили в ЦБ РФ со ссылкой на зампреда Михаила Сухова. — Масштабы снижения капитала в каждом банке превышают 20 процентов от отчетной величины, одновременно нарушается не менее одного обязательного норматива. По результатам оценок АСВ, реальный масштаб проблем существенно выше и указывает на то, что в банках группы стоимость активов меньше стоимости их обязательств».

В связи с наличием угрозы банкротства ЦБ РФ ввел временную администрацию АСВ в Рост Банке, который был создан на базе вполне успешного банка «Казанский»
В связи с наличием угрозы банкротства ЦБ РФ ввел временную администрацию АСВ в Рост Банке, который был создан на базе вполне успешного банка «Казанский»

Первым же распоряжением новая администрация ввела мораторий на выплаты и перечисления средств юридических лиц, а физическим разрешила снимать со своих счетов не более 30 тыс. рублей в неделю. Разумеется, это привело к панике клиентов Рост Банка. В Казани опять появились очереди отчаявшихся людей, которые штурмовали банковские офисы. Еще тяжелее пришлось юридическим лицам — клиентам банка, у которых в банке зависли большие суммы, что парализовало деятельность компаний. Некоторые в отчаянии даже решили подавать иск в Арбитражный суд РТ на неисполнение Рост Банком взятых на себя обязательств. После 10 дней неопределенности и подковерной борьбы банков, которые выразили желание стать санаторами группы «Рост», победителем был назван Бинбанк, которому АСВ за счет средств ЦБ РФ предоставит в общей сложности почти 36 млрд. рублей на спасение банков. Хватит ли этого для того, чтобы клиенты банка успокоились и прекратили бегство капитала из Рост Банка, покажет время.

№8. КТО НЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, УХОДИТ С РЫНКА

В 2014-м татарстанские банки продолжили усиленно наращивать собственный капитал за счет внешних источников. Если в прошлом году средства акционеров и инвесторов (в общей сложности 11,5 млрд. рублей авт.) привлекли такие банки, как Татфондбанк, Акибанк, «Аверс», Анкорбанк, то в уходящем году о планах нарастить капитал заявили ТФБ, «БТА-Казань», Энергобанк, Спурт Банк, а также Булгар банк и «Камский горизонт». Два последних вынуждены были провести допэмиссию, чтобы успеть к 1 января 2015 года выполнить требование ЦБ РФ по наращиванию своего собственного капитала до 300 млн. рублей (в противном случае банк должен изменить статус на небанковскую кредитную организацию (НКО) либо лишиться лицензии). Необходимость проведения докапитализации Энергобанка и Спурт Банка на 500 и 400 млн. рублей соответственно объясняется приближением этих финансовых учреждений к границе норматива максимального значения риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (25%), что тормозит расширение возможности кредитования своих главных клиентов или акционеров...

Самую большую на сегодня заявку на докапитализацию в середине ноября подал Татфондбанк
Самую большую на сегодня заявку на докапитализацию в середине ноября подал Татфондбанк

Самую большую на сегодня заявку на докапитализацию в середине ноября подал Татфондбанк — путем дополнительного выпуска акций по открытой подписке он намерен увеличить свой капитал на 4 млрд. рублей (плюс 31,7%) — с 12,6 млрд. до 16,6 миллиарда. В самом Татфондбанке необходимость докапитализации не комментируют, однако из его отчета видно, что по нормативу достаточности собственных средств (Н1) он подошел вплотную к минимально допустимому значению (10%) — 10,9%. Новые вливания ждет и еще один банк группы ТФБ — «БТА-Казань». Согласно проекту программы финансового оздоровления банка, до конца 2014 года его капитал планируется нарастить с нынешних 1,8 млрд. до 4 млрд. рублей. Это на 1 млрд. больше, чем было у банка до краха (3,094 млрд. рублей на 1 января 2014 года).

№9. КАК БАНК НАЗОВЕШЬ...

Турбулентность в банковской сфере привела к ребрендингу некоторых татарстанских банков. Первым на этот довольно рискованный, но заманчивый путь вступил казанский ТатИнвестБанк, с 2008 года принадлежащий болгарскому холдингу «Химимпорт» — бывшему инвестору международного аэропорта «Казань». С 1 марта банк называется ИК Банк — Инвестиционный кооперативный банк. Как пояснил председатель правления ИК Банка Делчо Стоянов, болгарский Центральный кооперативный банк, который владеет 56,2% ТатИнвестБанка, имеет дочерние банки на Кипре и в Македонии, где они имеют одинаковые с материнским банком названия. Однако в России использование в наименовании банка слова «центральный» запрещено, поэтому решили назвать его инвестиционным...

О смене названия объявило ЗАО «АКБ «Кара Алтын», принадлежащее семье директора Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдуллина
О смене названия объявило ЗАО «АКБ «Кара Алтын», принадлежащее семье директора Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдуллина

Вторым о смене названия объявило ЗАО АКБ «Кара Алтын», принадлежащее семье директора Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдуллина. 21 апреля 2014 года внеочередным общим собранием акционеров было принято решение о реорганизации в форме преобразования в ООО «Алтынбанк». Хотя все клиенты давно уже предупреждены о грядущем переименовании, официальной регистрации Алтынбанка до сих пор не произошло — документы по каким-то причинам «зависли» в ЦБ РФ.

Возможно, регулятора смущает то, что в ноябре 2014 года аналогичное название — Altyn Bank — в результате переименования получил «HSBC Банк Казахстан». В результате создания Евразийского экономического сообщества казахские банки получат возможность напрямую работать в России и наоборот, поэтому существование двух схожих названий может привести к путанице среди клиентов банков... К переименованию банка нередко прибегают в стремлении «обелить» его репутацию в глазах клиентов и коллег по бизнесу после какого-то крупного негативного события. В этой связи решение новых акционеров «БТА-Казань» сменить название банка выглядит вполне логичным. Ожидается, что в начале 2015 года официально объявят о том, что он будет переименован в Тимер Банк. По сведениям «БИЗНЕС Online», название уже утверждено регулятором рынка. В данном случае ЦБ РФ не смутило, что в соседнем Казахстане опять же есть банк с похожим названием, ведь его написание немного другое — «Темирбанк».

№ 10. КОМИССАРЫ НАБИУЛЛИНОЙ

1 ноября случилось то, о чем еще в начале года в интервью «БИЗНЕС Online» предупреждал Богачев: Банк России ввел своих уполномоченных представителей в банки, располагающие активами свыше 50 млрд. рублей или вкладами свыше 10 миллиардов. Пока эта участь постигла четыре татарстанских банка: «Девон-Кредит» (Альметьевск), Акибанк (Набережные Челны), Интехбанк (Казань) и Татфондбанк (Казань). Спецпредставители ЦБ РФ будут в режиме оnline контролировать каждый их шаг. Как рассказывал Богачев, эксперты Банка России должны присутствовать на всех советах директоров, собраниях и кредитных комитетах: выяснять, кому дают кредиты, чтобы не было решений по звонку. Делается это для того, чтобы было меньше рисков и не появлялось повода отзывать лицензии. Следующий год покажет, насколько эффективны «смотрящие» и смогут ли они предотвратить надвигающуюся бурю.