№1.

БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ЗЕМЛИ

Итоги судьбоносного заседания совета по противодействию коррупции при президенте РТ от 26 марта стали, пожалуй, главной сенсацией года в Набережных Челнах. На совете огласили результаты проверки, проведенной службой Марса Бадрутдинова — шефа антикоррупционного управления казанского Кремля — совместно с другими ведомствами. В тот же день ушел в отставку Рафар Шакиров — замруководителя исполкома города по строительству, к которому возникли вопросы по законности процедуры выдачи земельных участков. Несколько месяцев о Шакирове ничего не было слышно, пока в сентябре он не проявился на посту начальника территориального ГИСУ. Следом за Шакировым из исполкома была уволена (а в октябре и осуждена к четырем годам условно) начальник управления земельных и имущественных отношений Ирина Сибекина. По оценке комиссии, вследствие выдачи земли на «льготных условиях» город с дефицитным бюджетом терял ежегодно порядка 175 млн. рублей. Среди получателей земли оказалось немало сотрудников мэрии, чиновников подразделений территориальных и федеральных структур, руководителей крупных предприятий... А далее увольнения и аресты фигур помельче посыпались как из рога изобилия, правда, по другому делу — игорному, о котором мы расскажем отдельно, однако не стоит забывать, что оба антикоррупционных процесса были запущены в Челнах одновременно. Не усидел в кресле мэра и Василь Шайхразиев — его перевод на малозаметную должность вице-премьера, правда, затянулся, но, судя по всему, это был лишь вопрос стабильного прохождения выборов в Госсовет РТ. Подаренную судьбой и политикой «Единой России» отсрочку мэр собирался использовать и вернуть в муниципальную собственность земли, по которым у комиссии возникли вопросы, но... сейчас ту же работу над ошибками пытается выполнить его преемник.

№2.

КИТАЙЦЫ БЕРУТ ТЕРПЕНИЕМ

Перспектива открытия в Челнах китайского рынка породила затяжной шумный конфликт местной власти с казанским предпринимателем Антоном Сайфутдиновым — в прошлом создателем сети DOMO и автором проекта «Шелковый путь». Шайхразиев неоднократно заявлял, что «китайскому рынку» в Челнах не бывать — автограду не нужен ни «чайна-таун», населенный мигрантами, ни мощный конкурент местной рознице. Сайфутдинов тем временем пытался объяснить, что работники будут свои, местные, а китайские предприниматели давно живут в России, надо бы их структурировать ради общих интересов и в соответствии с политикой партии. Однако диалог не клеился, строго говоря, его вовсе не было. Далее выяснилось, что исполком города не ведал о том, что земля, выданная им «королю коммерческой недвижимости» Челнов, владельцу ГК «ЕвроГрупп» Алексею Миронову, изначально предполагалась им под строительство торговых площадей для сдачи в аренду «Шелковому пути»... В итоге первая очередь «Шелкового пути» тихо, без лишнего шума открылась только под шумок смены руководства города. Сегодня «Шелковый путь» работает, не показывая рекордов посещаемости, но по-прежнему с красивыми перспективами, в частности, по плану, китайский бизнес должен передать дела российским партнерам, и мало-помалу предприниматели из Татарстана ездят в Поднебесную с бизнес-миссиями.

Алексей Миронов
Алексей Миронов

№3.

ОТСТАВКИ НА КАМАЗЕ

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в ушедшем году основательно обновил топ-менеджмент. Своего рода антирекорд по сроку пребывания на высокой заводской должности установила выписанная из Москвы на пост заместителя гендиректора по персоналу и организационному развитию Анна Шилина — менее трех месяцев. Инициатива о разрыве контракта исходила от Когогина. Место камазовского эйчара пустовало полгода, и только 15 декабря появился приказ о назначении Александра Ушенина, который до того занимал пост руководителя аппарата гендиректора и которого Когогин знает еще по Зеленодольску.

В начале сентября, проработав 7 лет на КАМАЗе, также вернулась в Москву Елена Милинова, которая разменяла кресло финансового директора КАМАЗа на аналогичное в компании X5 Retail Group. В заслугу Милиновой ставят тот факт, что финансы КАМАЗа при ней стали более прозрачными. Однако у нее есть еще одно яркое достижение. В 2008 году КАМАЗ продал за 2,2 млрд. рублей 3,72% своих акций «акционеру, имеющему значительное влияние». Для покупки акций загадочный консорциум инвесторов под управлением Рубена Варданяна взял заем у финансово-лизинговой компании КАМАЗа и, со слов Когогина, платил по нему проценты. Спустя 5 лет, осенью 2013 года, КАМАЗ выкупил эти акции, находившиеся на балансе юрлиц, зарегистрированных на Кипре. Судя по данным камазовской отчетности, эти ценные бумаги были формально выкуплены за 2,9 млрд. рублей. Таким образом, консорциум мог заработать (за вычетом уплаченных процентов) около 700 млн. рублей. Понятно, что эта деликатная схема с неафишируемыми акционерами была реализована при активном участии финансового директора...

Василь Шайхразиев (слева), Уел Хусаинов (второй слева) и Сергей Когогин (справа)
Василь Шайхразиев (слева), Уел Хусаинов (второй слева) и Сергей Когогин (справа)

14 июня должность первого замгендиректора — исполнительного директора КАМАЗа покинул Юрий Клочков — правая рука Когогина. Он был избран гендиректором ОАО «Мотовилихинские заводы». На пост первого зама заступил директор завода двигателей КАМАЗа Юрий Герасимов. Сообщалось, что кадровые перестановки инициированы госкорпорацией «Ростех». Правда, чуть позже корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось выяснить, что отставка Клочкова напрямую связана с кадровыми перестановками, произошедшими на челнинском автогиганте двумя месяцами ранее.

Напомним, 2 апреля ушел в отставку гендиректор ЗАО «Челныводоканал» (100% акций принадлежат КАМАЗу) Уел Хусаинов, и его сменил бывший камазовский эйчар Кирилл Пузырьков. Какими бы благовидными предлогами не объяснялись отставки Клочкова и Пузырькова, понятно, что оба ушли на понижение. Как сообщили нашему изданию надежные источники, оказывается, все дело в том, что Клочков с Пузырьковым вошли в клинч — их конфликт разросся настолько, что уже начал мешать бизнесу. В этой ситуации Когогин не стал принимать позицию какой-то одной стороны и обоих убрал подальше... И, наконец, 27 ноября после 30 лет руководства профкомом КАМАЗа ушел 69-летний Гумер Нуретдинов. Его сменил 52-летний Александр Васильев, 20 лет работавший председателем профкома прессово-рамного завода. Деятельность Нуретдинова эксперты оценили по-разному. Одни отметили, что он сыграл одну из ключевых ролей в спасении КАМАЗа от банкротства и умело защищал интересы персонала, другие полагают, что он лишь обслуживал интересы работодателя.

Гумер Нуретдинов
Гумер Нуретдинов

№4.

ДЕЛО ИГРОВИКОВ

5 - 6 апреля правоохранительные органы провели в автограде спецоперацию по задержанию 13 членов ОПГ, организовавшей сеть из 24 подпольных игровых заведений, оборот которых составлял 100 млн. рублей. По данным следственного комитета, незаконный игорный бизнес развивался в автограде с 2007 года. В числе задержанных оказался упоминавшийся выше близкий к властям бизнесмен Миронов (правда, спустя несколько дней его освободили в здании суда). 15 апреля по делу игровиков задержали начальника ОП «Автозаводский» Адая Тлегенова, который подозревается в крышевании преступного бизнеса. Спустя два месяца за получение взяток от игорной мафии была арестована экс-начальник управления земельных и имущественных отношений Сибекина: речь шла о «довольствии» от арендаторов городской недвижимости под игровые салоны — за 10 месяцев чиновница получила 1,2 млн. рублей. Сибекина признана виновной в мошенничестве в особо крупном размере: четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком на три года... А в начале июля в центре внимания оказался скандально известный оппозиционный депутат Сергей Еретнов. По версии следствия, он, используя свои полномочия и связи во властных структурах, оказывал поддержку организаторам преступного сообщества. Депутата горсовета поместили в СИЗО и освободили 4 сентября, изменив меру пресечения на домашний арест. К тому моменту он уже упустил возможность принять участие в выборах в Госсовет РТ. Отметим, что за неделю до задержания Еретнова выяснилось: вслед за депутатом по одному и тому же одномандатному округу в Госсовет РТ выдвинулись сразу два его полных тезки: с точно такими же фамилиями, именами и даже отчествами. В Центризбиркоме РТ «БИЗНЕС Online» тогда заявили, что такого на выборах в республике не припомнят... Следствие по делу игровиков продолжается.

Сергей Еретнов
Сергей Еретнов

№5.

ПРОВАЛ ТРАНСПОРТНОЙ РЕФОРМЫ

В мае в автограде была приостановлена серия тендеров на право пассажирских перевозок. Поводом стал иск в суд, поданный прокуратурой города: она определила, что конкурс проводится с нарушениями. В свою очередь, это дало право перевозчикам обжаловать почти любой из проведенных этапов тендера. В исполкоме тогда выражали уверенность, что за пару недель все нарушения устранят и тендер будет продолжен, однако этого не случилось. Напомним, что тендер, не проводившийся в Набережных Челнах до этого несколько лет, стартовал 10 июля 2013 года. Тогда начальник отдела транспорта исполкома города Ильфат Исмагилов подчеркивал, что количество маршруток в городе в два раза выше нормы, половина автобусов работают без лицензии. Взаимоотношения перевозчиков с муниципалитетом в последние годы складывались довольно сложно. Достаточно вспомнить, что перевозчики пару раз выставляли исполкому ультиматум, отказываясь возить льготников из-за того, что бюджет не компенсирует затраты на их перевозки, и даже грозили не выводить автобусы на маршруты. Понятно, что исполком подобного долго терпеть не мог, поэтому курс был взят на преобладание в автопарках перевозчиков автобусов большой вместимости. Однако 84 городских газомоторных «НЕФАЗа», которые челнинские перевозчики по призыву местных властей взяли в лизинг, так и не вышли на дороги. Предприниматели, купившие автобусы с существенной господдержкой, заявили, что «НЕФАЗы» могут довезти только до банкротства... В начале осени челнинские предприниматели потребовали отставок чиновников, бездействие которых привело к провалу тендеров по пассажирским перевозкам. В ответ на это Исмагилов назвал обвинения в свой адрес несостоятельными. По его мнению, проведению тендера на перевозки, результатов которого бы никто не оспаривал, мешает чересчур демократичное законодательство. Кроме того, Исмагилов не согласен с позицией УФАС по РТ и прокуратуры, вставших на сторону бизнесменов, и считает, что в сложившейся ситуации действия большинства перевозчиков могут быть квалифицированы как «Незаконное ведение предпринимательской деятельности». Новый «рулевой» автограда Наиль Магдеев при беглом знакомстве с городским хозяйством одной из главных проблем назвал отсутствие порядка в пассажирских перевозках.

№6.

ХАОС НА РЫНКЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

Хаос этот проявился в феврале, когда на имя Шайхразиева поступило письмо от директоров четырех ведущих компаний: ООО «Реклама-центр», ООО «Грэм», ООО «Арс Нова» и казанского игрока «Лариса-сити». Почти год до этого рекламисты не могли добиться от исполкома определенности по тендеру на рекламные щиты и в письме изложили пять предложений по организации конкурса. Главным пунктом стала просьба об оптовых лотах: по 50 - 100 щитов в каждом. Первый и последний аукцион был проведен спустя еще полгода. В августе новый распорядитель — дирекция инжиниринга и аудита строительства — реализовал с торгов право пятилетней аренды одного щита за 382,5 тыс. рублей. Таким образом, горсовет в пику крупным игрокам рынка продавил принцип торгов «один лот — один щит», но процесс снова зашел в тупик, и до конца года аукциона больше не было. Более того, в декабре УФАС прислало в челнинский исполком новое предписание — аннулировать договоры по 863 рекламным конструкциям, отданным в аренду без аукционов за период с лета 2008 года. Судя по всему, теперь многострадальным рекламистам придется заново выигрывать право на эксплуатируемые ими щиты.

№7.

КАК ПУТИН И ШАЙХРАЗИЕВ О ХОКЕЕ ПОГОВОРИЛИ

26 мая Шайхразиева (тогда он еще был мэром) вызвал Владимир Путин, который провел в Иваново заседание совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления. Глава государства пояснил, что хотел бы узнать мнение региональных руководителей о поправках, внесенных в закон о местном самоуправлении. Прежде чем высказать свою точку зрения, челнинский глава поздравил присутствующих с победой сборной России на чемпионате мира по хоккею, финал которого состоялся накануне, после чего Путин поинтересовался, играет ли в хоккей сам Шайхразиев. Градоначальник ответил, что капитанствует в городской команде, а президент скромно заметил, что «только научился кататься на коньках». Это было уже не первое общение Шайхразиева с российским президентом в рамках заседания совета по развитию местного самоуправления. На аналогичном заседании, прошедшем в апреле 2012 года, челнинский глава предложил Дмитрию Медведеву (тогда президенту РФ) проводить единый день голосования в году вместо двух. Обоснование: экономия денег, а если еще и назначить этот день на сентябрь, то избранные руководители успеют поучаствовать в формировании бюджета, да и явка на выборы в теплое время года будет больше. Практика показала, что явка действительно увеличилась, в частности, по Татарстану она составила более 80% (пять лет назад − 78,4%), «Единая Россия» набрала 84,2% голосов избирателей против 79,31% в 2009-м. Медведев назвал эти итоги «выдающимися», а лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал разобраться с досрочным голосованием в республике, где подобным правом воспользовались 12,1% избирателей.

№8.

ШАЙХРАЗИЕВ ОСТАВИЛ ТРАМВАЙ

Одним из двух главных инвестиционных проектов года стало строительство новой трамвайной ветки длиной 6,2 км, которая соединила две части города — старую и новую. Правда, деньги (530 млн. рублей) осваивались республиканские, их «выбил» еще Шайхразиев. О подробностях проекта еще в марте рассказал гендиректор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсутдинов. Согласно бизнес-плану, традиционно убыточный «Электротранспорт» должен выйти теперь на самоокупаемость и за счет увеличения пассажиропотока на 7 млн. человек в год заработать на модернизацию подвижного состава. Если прежде предприятие ежедневно ставило на рельсы 74 вагона, то теперь — 90, из которых 10 новых, взятых в лизинг. Строительство ветки не обошлось без конфликтов, так как на пути в светлое будущее оказались рекламные щиты и павильоны розничной торговли на остановках. С рекламистами вопрос решился оперативно. А вот с торговцами Шайхразиев, обжегшись на истории с выводом из подземок продавцов пива, решил не пороть горячку, а договориться. С большинством предпринимателей договориться удалось, но владелец павильона на остановке КамПИ уперся жестко, и в итоге по его киоску проехался каток. Впрочем, вполне законно проехался, поскольку правоустанавливающих документов на объект у владельца не было. Как бы то ни было, уже в конце осени принявший эстафету у Шайхразиева Магдеев с энтузиазмом шагал вдоль путей, раздавал угрожающие авансы генподрядчику строительства — «Транссервис ЛТД» и в итоге открыл линию 12 декабря.

№9.

КАК РАЗВЕРЗЛИСЬ ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ

В августе ряд закамских «крупняков» оказался в немилости у стихий — ураган с крупным градом прошелся по сельхозугодиям Тукаевского и Мензелинского районов. У птицекомплекса «Челны-Бройлер» пострадали 120 тыс. кв. м откормочных площадей, ветром сорвало кровли птичников, градом побило птицу. Крупные потери понесли три фирмы холдинга «Агросила»: «Кама», «Восток» и «Зай», а также кормовые поля «Камского бекона», пшеница СХП «Алмаз» в поселке Татарстан. Реакция минсельхоза РТ была бодрой: наутро после рокового weekend'a министр Марат Ахметов проехался по самым пострадавшим угодьям и распорядился считать ущерб от усредненных цифр, скостив урожайность отдельных сельхозпроизводителей процентов на 20. Неделю спустя президент РТ Рустам Минниханов распорядился подготовить обращение от минсельхоза РТ к правительству РФ о выделении средств на ликвидацию последствий ЧС. Но ураган принес убытки не только сельхозпроизводителям. На 7 часов остались без электричества крупные предприятия базы строительной индустрии (БСИ) в Челнах, остановились производственные линии таких крупных предприятий, как ООО «Домкор Индустрия», ООО «НПО «Ростар», завод «Начало», ЗАО «Трест Камдорстрой» и еще нескольких компаний поменьше. На восстановление основной линии электропередачи ушло четыре дня, что заставило производственников напомнить Сетевой компании о планах по строительству новой подстанции, заявленной в апреле этого года, но так и не построенной.

№10.

НОВЫЙ «РУЛЕВОЙ» АВТОГРАДА НАЧАЛ С ЦИТАТ НА ЛАТЫНИ

То, о чем почти весь год все говорили в Челнах и в околополитической тусовке республики, случилось 18 сентября. На внеочередной сессии горсовета досрочно сложили с себя полномочия мэр Шайхразиев и руководитель исполкома города Фархад Латыпов. Выше мы упоминали, что угроза отставки как дамоклов меч зависла над Шайхразиевым после заседание совета по противодействию коррупции, когда вскрылись сомнительные сделки с землей и стало известно об отлаженном механизме по добровольно-принудительному (под соусом благотворительности) сбору денег с предпринимателей. Говорят, это произвело тяжелое впечатление на президента. От немедленной отставки Шайхразиева спасли выборы. Кстати, их он провел блестяще (явка составила 82,7%, за ЕР проголосовали 78,8%, около 7% взяла партия «Коммунисты России», чуть выше 5% — КПРФ). Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, приехавший на сессию, перечислил, что было сделано в городе в период руководства Шайхразиева: капремонт дорог, строительство новой трамвайной ветки, реконструкция БСМП и Камского детского медицинского центра и т.д. Преемник Шайхразиева Магдеев, выйдя на трибуну, заявил о том, что осознает принимаемую ответственность, и пообещал сделать качество жизни челнинцев одним из самых высоких в Татарстане«. Далее Магдеев добавил на латыни свою любимую фразу: Res plus valent, quam verba («Дела всегда важнее слов»). После сессии Шайхразиев, отвечая на вопрос о том, жалеет ли он о чем-либо, например, об ошибках, избежал конкретики: «Мы работали очень эффективно. Сказать, что времени не хватило, его было много. Сказать, что нас обижали финансированием, тоже было бы неправильно. Сказать, что люди нас не поддерживали, тоже нельзя. Но я не могу сказать, что я доволен своей работой».