Первые паркоматы в Казани начали появляться еще на прошлой неделе — сегодня же они установлены на 28 участках

ПАРКОМАТЫ СТОЯТ, НО ПЛАТИТЬ ПОКА НЕ ПОДАНО

Первые паркоматы в Казани начали появляться еще в пятницу — сегодня же они установлены на всех 28 участках улично-дорожной сети. Знаки и аппараты, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», монтируют под ночь. Еще вечером на улице нет никаких признаков платности стоянки, а к утру уже стоят закрытые до поры до времени «косые кресты» над знаками платной парковки. Все идет в соответствии с планом, обнародованном исполкомом: к 31 декабря все уличные элементы системы платного муниципального паркинга должны быть установлены. Такими, во всяком случае, были условия муниципального контракта.

Напомним, что режим платной парковки вводится на территории, ограниченной улицами Татарстан, Пушкина, набережной реки Казанки, улицей Батурина, Кремлевской набережной, улицей Саид-Галеева, улицей Нариманова. На нескольких площадках в центре города, которые входят в список адресов, где парковка станет платной, с ноября уже начали наносить разметку для автомобилей и устанавливать дорожные знаки. Платными станут 1250 машино-мест на 27 участках улиц в историческом центре. В том числе такие популярные у казанцев места стоянки, как площадь у НКЦ «Казань» (емкость площадки — около 300 машино-мест) или улица Театральная. Стоимость парковки — 50 рублей в час, круглосуточно.

Пока установленные аппараты неактивны. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», потыкав пальцем в кнопки хитрого серого столбика на улице Театральной. Аппарат здесь, в частности, стоит между студенческой столовой и приемной «Единой России». Так что внести плату еще невозможно. Рядом красуется знак, разъясняющий правила парковки под названием «Парковочное пространство Казани». Оплата будет возможна банковской картой, транспортной картой, через мобильное приложение или СМС. Причем при оплате через мобильное приложение (регистрация на parkingkzn.ru) или через СМС деньги за неиспользованное время парковки можно оставить для последующих оплат. Прямо как в Москве! Есть, разумеется, и телефон организатора парковки — МБУ «Организатор городского парковочного пространства».

Пока установленные аппараты неактивны

Однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» знакомый с ситуацией источник, после январских праздников система включится, возможность покормить аппарат полтинниками появится у всех желающих. Пока это будет добровольно-принудительно: оштрафовать автомобилиста за парковку без оплаты нельзя. Соответствующее решение Госсовета РТ, согласно которому Административный кодекс республики пополнится «штрафной» статьей за бесплатно-хамскую стоянку на муниципальном паркинге, вступит в силу с 1 апреля. Штраф, напомним, составляет 2,5 тыс. рублей. Депутаты Госсовета, повозмущавшись, все же приняли эти поправки в ст. 3.16 КоАП РТ «Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах)» в первом чтении.

Остается робкая надежда, что ко второму чтению законопроекта в 2015 году в нем, возможно, появятся существенные изменения, поскольку депутатам показалась слишком высокой для казанцев плата за парковку. Впрочем, знаки, на которых черным по белому написана стоимость 50 рублей в час и красным — размер штрафа в 2,5 тыс. рублей, уже можно увидеть воочию. Но в теории и сейчас достаточно лишь снять черную пленку с «косых крестов», как появится возможность эвакуации машины со всеми вытекающими последствиями...

С ЛЕГКОЙ ПОДАЧИ САФАРОВА, ПО ПРИМЕРУ МОСКВЫ И ЕВРОПЫ

Напомним, что с идеей создания платных парковок впервые еще два года назад выступил тогда занимавший пост вице-премьера РТ Асгат Сафаров. Высказался он в том смысле, что это поможет не только разгрузить дороги, но и послужит в антитеррористических целях. Вспомнил он опыт Москвы, где аналогичный проект реализуется с 1 ноября 2012 года и признан успешным: в казну поступают дополнительные средства, а скорость движения на прилегающих улицах выросла. Плата там, к слову, сегодня уже 80 рублей в час.

Для начала была создана специальная комиссия по вопросам создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Казани, во главе с первым заместителем руководителя исполкома Казани Рустамом Нигматуллиным. Изначально эта комиссия собиралась всего лишь «пришить» платные карманы в двух местах города — на улице Театральной и на площади у НКЦ «Казань». Однако затем стало понятно, что малый масштаб — это, как говорится, не наш путь.

«Пилотный проект необходимо внедрять не в масштабе одной-двух улиц, а сразу на достаточно широкой территории. Никто не будет пользоваться платной парковкой, когда рядом есть возможность законно оставить машину бесплатно», — пояснил тогда Нигматуллин. Тогда же было объявлено, что Казани нужен целый ряд парковок, как минимум на 3 тыс. машино-мест.

ПАРКОВОЧНОЕ КОЛЬЦО

К концу 2014 года проект стал обретать кровь и плоть. В октябре было официально объявлено решение городских властей о том, что платные муниципальные парковки заработают с апреля 2015 года. Исключение решено сделать для инвалидов, экстренных служб и электромобилей. Плата составит 50 рублей в час, а собранные средства направят на улучшение дорожной инфраструктуры. Остановиться бесплатно можно будет лишь на 15 минут. Как заявил тогда председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков, ожидается, что скорость движения на прилегающих улицах вырастет на 12%, в том числе и за счет того, что люди станут реже ездить в центр города.

Как платить? На первом этапе предусмотрена оплата через паркоматы посредством банковских карт или транспортной карты. Однако будут и другие способы — оплата через CМС-сообщения на короткий номер с виртуального парковочного счета водителя либо через мобильное приложение. Причем последние два способа позволят гибко тарифицировать время парковки. А наличие в системе «Транспортной карты» даст возможность в дальнейшем ввести льготы для автовладельцев при оплате проезда.

Еще один бонус — единая система информирования. Данные о свободных машино-местах будут появляться на сайте единого парковочного пространства в режиме реального времени. Кроме того, на муниципальных парковках установят 10 информационных табло с online-данными о свободных местах на многоуровневых паркингах, в том числе частных.

Как не раз заявляли «отцы города», главная цель проекта — увеличение скорости транспортных потоков, сокращение пробок и комфортная среда для пешеходов. «Принимаемые меры — далеко не желание собрать деньги с автовладельцев, какие-то новые налоги ввести», — заявил мэр Казани Ильсур Метшин на одном из совещаний в исполкоме Казани. Он отметил, что все принципы и параметры системы согласованы с прокуратурой. Касаться правила платной парковки будут всех «и мэра тоже», пообещал тогда градоначальник.

МЫ ДОЛЖНЫ ПРИЙТИ К СОГЛАСОВАННОЙ ЦЕНЕ — А ЭТО 30 РУБЛЕЙ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» общественники, участники дорожного движения и эксперты согласны с тем, что платные парковки должны быть. Вместе с тем вызывают сомнение цена, непрозрачность расходования средств, а также нерешенность вопроса для жителей близлежащих домов. Последние пока фактически могут оказаться заложниками платного парковочного пространства Казани.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы:

— Здесь задача не просто город разгрузить, хотя машин, конечно, будет меньше. Самое главное, сделать удобным для жителей города и гостей кратковременный доступ ко всем учреждениям, которые расположены в центре Казани. Очень много людей, которые приезжают с утра на работу на машине и оставляют автомобиль до вечера, тем самым лишая других граждан возможности заходить в банки, в магазины, в офисы, в госучреждения краткосрочно. Я считаю, что платная парковка будет способствовать повышению деловой активности большинства горожан и гостей города. Это решение в большей мере против тех людей, которые приезжают на работу на машине, и за тех, кто посещает город по деловым и развлекательным поводам.

По практике европейских городов таким семьям, которые живут в центре города, нужно давать на одного взрослого или на одну семью одно бесплатное парковочное место или абонемент — так будет справедливо. В этом плане Казань ничем не отличается от европейских городов, она просто следует мировым трендам, присущим всем мегаполисам мира.

Да мне вот даже удобнее будет! Бывает нужно заехать в банк, но я не знаю, где припарковать автомобиль, потому что, судя по снежному наросту на машинах на парковочных местах, они стоят с утра, а некоторые — неделю. В любой стране центр города — это дорогое место, и оно должно оплачиваться по особым тарифам.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— По поводу платной парковки разделенное мнение у всех, в том числе и у меня. Вроде бы и упорядочить всю стихийную парковку в городе надо — у нас же машины разбросаны, нет никакой системности. С другой стороны, смущают откуда-то с потолка взятые тарифы. Смущает не только меня одного, я понимаю многих возмущенных водителей.

50 рублей — это, конечно, много. 30 рублей в час — вот цена, как говорится, ни вашим, ни нашим. В Екатеринбурге сейчас такая стоимость, в принципе, они и повышать ее не собираются. Тут нужно установить такую цену, чтобы она устраивала обе стороны, если одна из сторон не согласна, то она начнет идею бойкотировать — это может у нас происходить в самых разных проявлениях. Люди начнут прятаться, ухищряться, что-то делать, раз цена не устраивает именно одну из сторон — автомобилистов. Исполком цена устраивает. Мы должны прийти к единому мнению, а золотая середина — это 30 рублей.

Деньги за парковку, как мне известно, они начнут брать только весной, пока ставят — пусть ставят. Ситуация вообще немного непонятная: сейчас положение на дорогах лучше, чем будет, когда введут платную парковку, потому что сейчас парковаться нельзя вообще никак: ни за деньги, ни бесплатно. В итоге центр от машин более-менее свободен. Когда станет возможно парковаться за деньги, в таком случае я не вижу логики, в чем будет увеличение пропускной способности улиц города. Нет сейчас запаркованных машин, автомобильный поток движется, когда они поставят за деньги машины — как они ускорят движение и разгрузят улицы?

Тимур Тимуршин — казанский блогер:

— Я категорический сторонник платных парковок в городе. Это нормальный путь, по которому идут крупные города в других странах. Вдоль дорог почти во всех странах стоят паркоматы, где люди платят за парковку. Затем деньги идут муниципалитету, где позднее распределяются на нужды города: на велосипедные дорожки, на обустройство общественного транспорта и на прочие урбанистические изыски.

В Казани я эту идею одобряю, но не одобряю цену. Во-первых, 50 рублей — это негуманная цена. Муниципалитет практически объявляет автомобилистов врагами своего города. То есть, не обеспечив, на самом деле, нормальный транспорт, людям практически запрещают передвигаться на автомобилях.

Во-вторых, мне пока непонятно, как и куда будут расходоваться средства, полученные в паркоматах. Этот механизм нужно сделать максимально прозрачным, уйти от мутных схем, как в случае со штрафстоянками, когда непонятные и постоянно убыточные предприятия зарабатывают на этом кучу денег, эти деньги уходят в никуда.

Для семей, которые живут в центре города, есть отдельный вопрос, который я изучал. В Чехословакии этот вопрос решен следующим образом: есть голубая черта, на которой паркуются автомобили жителей близлежащих домов и сотрудников, которые работают поблизости. У них есть специальный пропуск на стекле, позволяющий им парковаться там с минимальной платой или вообще бесплатно. Этот прагматичный метод, я считаю, нужно использовать и у нас. Такая система прижилась везде в мире, кроме архаичных стран. В Европе и в Штатах, на которые мы сейчас постоянно ориентируемся, эта система прижилась, себя окупает и в конечном итоге создает комфорт для горожан. Я не вижу причин, по которым это может у нас не работать.