Наиль Маганов: «Прямого воздействия западных санкций мы на себе не ощутили, но сказать, что они нас совсем не затронули, будет неправильно»

«САМЫЙ ОПТИМИСТИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ РАССЧИТАН НА 100 ДОЛЛАРОВ»

В своей инвестиционной программе на будущий год ОАО «Татнефть» ориентируется на цену нефти в $80 за баррель, сообщил сегодня гендиректор Наиль Маганов на итоговой пресс-конференции в штаб-квартире компании. При этом у нефтяников есть проработанные сценарии и на менее оптимистичные варианты развития событий. На вопрос «БИЗНЕС Online» о критической отметке цены на нефть для «Татнефти» Маганов ответил, что все в этом вопросе относительно.

«Я могу сказать, что у нас есть сценарии и на 60, и на 40 долларов, — заявил гендиректор. — Самый оптимистичный сценарий рассчитан на 100 долларов. Во всех случаях мы знаем, что будем работать и основные инвестиционные проекты продолжим финансировать. Мы не ставим вопрос ни о каких урезаниях, в том числе социальных программ, не видим в этом необходимости».

По словам Маганова, прямого воздействия на «Татнефть» санкции не оказали — компанию в приобретении оборудования никто не ограничивал. «Но некоторые наши подрядчики такие извещения получили, и из-за этого у нас даже случилась небольшая задержка по запуску установки коксования. Один из изготовителей оборудования попал под санкции. Пришлось вносить изменения в проект, из-за чего мы чуть-чуть затянули с запуском кокса. Но проблему решили».

Внутри компании, как сообщил Маганов, все технические аспекты возможных санкций рассмотрены и проанализированы. Текущую ситуацию он назвал «уже пройденным для «Татнефти» этапом, хотя бы потому что компания контрактуется заранее».

«ДАВАЙТЕ ПЕРЕСИДИМ ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ»

«Самое большое неудобство — это, конечно, программные материалы (вероятно, имеется в виду программное обеспечениеприм. ред.). Все, что касается железа, всяких расходных реагентов — все это решаемо, а вот программным материалам, возможно, придется уделить больше внимания». Тем не менее проблемы с ценой металла касаются и нефтяников.

«Резкое падение цены на нефть на нас сказалось мало, падение курса рубля подправило ситуацию, — заявил Маганов. — Тем не менее живем мы не в замкнутом мире и прекрасно понимаем, что инфляция нас будет догонять. Некоторые поставщики услуг — металлурги, машиностроители — уже думают о повышении цен на будущее. Здорово не хотелось бы. Это только раскрутит колесо инфляции. Поэтому мы ведем переговоры со всеми подрядчиками: господа, давайте хотя бы первый квартал просто посидим и подумаем, что делать. А в середине первого квартала соберемся с подрядчиками и поставщиками и решим, сможем ли мы покупать по ценам выше в зависимости от того, что будет с ценами на нефть, либо начнем сокращать свои инвестиционные программы. Им тоже надо подумать, что для них выгоднее: заработать 100 процентов, продавая на 1 миллион, или заработать 10 процентов от миллиарда. Надеемся, что и правительство нас поддержит в вопросе инфляции, тем более что у правительства для этого очень много рычагов».

По словам Маганова, компания уже озвучила предложение о введении пошлин на продукцию металлургии. Он напомнил, что на зерно пошлины ввели оперативно, а металл — «хлеб промышленности». Если не защитить производство внутри России пошлиной на металл, то и хлеб не на что будет покупать, подчеркнул глава «Татнефти».

ИНВЕСТИЦИИ РАСТУТ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ В ТАНЕКО

Инвестиционная программа на 2015 год «Татнефтью» заявлена в объеме около 103 млрд. рублей. Маганов отметил рост инвестиций по сравнению с прошлым годом, когда «Татнефть» вложила в свои предприятия и социальную сферу 74 млрд. рублей. В частности, компания увеличила планируемые вложения в нефтепереработку — конкретно в строительство комплекса «ТАНЕКО». Если первоначальный план подразумевал инвестиции в размере 24 млрд. рублей, то теперь на ТАНЕКО планируется затратить 35 млрд. рублей. План добычи в текущих обстоятельствах не изменился.

«Базовая программа добычи нефти касается наших основных месторождений, мы считаем, что 26,2 - 26,4 миллиона тонн мы в состоянии поддерживать. Если говорить о разработке новых трудноизвлекаемых запасов, то для нас производственной проблемой остаются битумы. В 2015 году мы добудем 445 тысяч тонн битумов, в 2016 году будет удвоение, в 2017 — еще одно».

В текущих обстоятельствах компания концентрируется на добыче внутри республики. Что касается регионов, то резкое увеличение добычи ожидается в Самаре, где у компании имеется законсервированная газовая скважина, после того как «Татнефть» развернет там установку по подготовке газа. Поисковые работы ведутся также в Калмыкии и в Ханты-Мансийском автономном округе.

«БИЗНЕС Online» готовит подробный материал с пресс-конференции гендиректора «Татнефти».