АНШЛАГ И БОРЬБА ЗА МЕСТА

Заключительный концерт Государственного симфонического оркестра РТ в уходящем году вкупе с приездом оперного певца с мировым именем Дмитрия Корчака немало взволновали казанскую публику. В дверях партера ГБКЗ, где после третьего звонка образовалась «пробка», слышались возмущенные крики: «Зачем вы тогда пригласительные даете, если сидеть негде?» Женщина в вечернем туалете, ведя за руку девочку лет 10, отчаянно старалась выйти из зала, в то время как толпа настойчиво пыталась войти. «Что вы на меня-то кричите? Кричите на тех, кто вам эти билеты дал», — раздраженно ответил зрительнице кто-то из администраторов.

За 10 минут до начала концерта все до одного дополнительные места уже были заняты, включая те, которые предназначались для журналистов. Зрители, устроившиеся на раскладных стульях, не собирались покидать их ни под каким предлогом, и даже личные обращения сотрудников никак не помогали делу: «Извините, какое у вас место?» «Такое же, как и у вас», — решительно ответила почтенного вида дама и неохотно достала из сумочки оранжевый билет. Диалог продолжился: «Но у вас билет без места». «Ну и что!» — возмутилась дама и как ни в чем не бывало принялась смотреть в другую сторону.

Дмитрий Корчак

В другом конце зала пожилая интеллигентная леди пыталась разогнать «стоячих» зрителей у колонны, подпирающей балкон. «Отойдите, нам ничего не видно... Люди слушать пришли, а вы тут вертитесь. Мы по 2 тысячи за билет отдали! Найдите себе место у стены».

Впрочем, на этом борьба за места не закончилась. На протяжении всего первого отделения тут и там в зале кто-то поднимался с кресел, уступая их опоздавшим «законным владельцам», а кто-то осторожно передвигался вдоль стен, пытаясь найти место с наилучшим видом на сцену. А со сцены в это время звучали арии Ромео, Ленского, Вертера и Альфреда. Во время сольного выступления, практически как во время оперного спектакля, Корчак полностью вживался в образ, и даже строгий фрак не мог этого скрыть. Несколько раз во время исполнения он смотрел в тот или иной угол сцены, будто искал глазами Джульетту или Виолетту. Но вокруг был только оркестр.

«Я ПОСТАРЕЛ НА 30 ЛЕТ, ОРКЕСТР ПОМОЛОДЕЛ НА 30 ЛЕТ»

По приглашению худрука Александра Сладковского оркестром в тот вечер дирижировал маэстро Ренат Салаватов, который в начале 80-х был главным дирижером ГСО РТ. Сегодня Салаватов — главный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля и руководитель Государственного академического симфонического оркестра Казахстана. Спустя 30 лет он вновь встал за пульт во время выступления знакомого ему коллектива.

Ренат Салаватов

Беседа корреспондента «БИЗНЕС Online» с Салаватовым проходила в предконцертной спешке и суматохе, отчего больше напоминала блиц-опрос.

— Ренат Салаватович, какие эмоции вы испытываете от того, что вернулись к дирижированию этим коллективом 30 лет спустя?

— Я постарел на 30 лет, оркестр помолодел на 30 лет. Где-то, может быть, есть еще два-три «ветерана», а остальные все молодые, новые, сильные, грамотные. Как сложилась наша работа? Замечательно. Все-таки у нас одно пространство — город Казань, они к нам приходят в театр выступать. Так что какой-то взаимообмен идет.

— В выборе номеров на сегодняшний концерт есть какая-то концепция, или это просто желание подарить зрителям хорошее новогоднее настроение узнаваемыми оперными хитами?

— Мы исходили из того, что поет солист. Например, он поет Гуно, мы тоже предлагаем Гуно. Перед тем, как он споет Ленского, мы решили сыграть русскую музыку, вальс Свиридова — пусть он советский композитор, но все-таки дух один.

— Чего ждете от сегодняшней работы с Дмитрием Корчаком? Со стороны он кажется человеком очень требовательным в профессиональном плане.

— У нас прекрасно сложились отношения — с первых минут полное взаимопонимание, без эксцессов и конфликтов. Было творческое содружество.

— В музыкальном мире Казани частенько пытаются сравнивать ГСО РТ и оркестр оперного театра. Вы сами ощущаете подобную конкуренцию?

— Не ощущаю. Музыканты между собой все равно все знакомы, кто-то вместе учился в музыкальной школе, кто-то — в консерватории. Все друг с другом общаются. Я думаю, все это надумано.

— Чего ждете для себя в профессиональном плане от 2015 года, в каких новых проектах собираетесь принять участие?

— Мне уже ничего ждать не надо, я уже пять лет как пенсионер (смеется). Мне предстоит активная работа в моем дорогом театре Джалиля и в симфоническом оркестре Казахстана, поскольку я там рожден, я тоже должен вносить какую-то лепту. У меня есть гастроли за рубежом — сейчас еду в Голландию, потом еду в Стокгольм посетить своих внуков, которых у меня пять. Так что полно дел.

— Помнится, что ваш однокашник Валерий Гергиев здесь в Казани заявлял, что хочет пригласить Салаватова дирижировать спектаклями в Мариинском театре.

— Я хорошо знаю этот театр, я уже неоднократно делал у них постановки. В прошлом сезоне дважды у них дирижировал, сейчас просто мало времени. Это чисто рабочий момент. Было бы здоровье, а так, это не проблема.

«МОИ ДРУЗЬЯ В ВОСТОРГЕ ОТ КРЕМЛЯ И СНЕГА»

Во втором отделении концерта арии Неморино из «Любовного напитка» и Рамиро из «Золушки» сменялись произведениями Сен-Санса, Брамса и Леонкавалло. Закончилось все на возвышенной и восторженной ноте, как того и требовала обстановка и уровень исполнения.

Незадолго до концерта корреспонденту «БИЗНЕС Online» Корчак рассказал, что прибыл в Казань впервые и из местных достопримечательностей успел осмотреть только Кремль. «Те мои друзья, которым я присылал фотографии из Кремля со снежком, конечно, все в восторге и от красоты самого Кремля, и от рождественской обстановки», — сказал он.

Кстати, солист пока не слышал ни одного спектакля в Казанском театре оперы и балета, но признает, что, «наверное, это один из значимых театров в России». «Надеюсь, жизнь сложится так, что мне удастся выступить в этом театре, — сказал он. — То же самое касается Шаляпинского фестиваля, пусть приглашают, мы будем обсуждать и принимать решения. Я люблю выступать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных российских уголках и провинциях. В данной ситуации я никогда не ставлю на первое место финансовые условия — мне интересно приезжать, узнавать новые места, города, людей».

О том, какую роль играют российские провинциальные театры в мировом оперном процессе, за что можно уважать смелую оперную режиссуру и как пробиться на лучшие мировые сцены, читайте в январе в эксклюзивном интервью певца «БИЗНЕС Online».

TNA_5639.jpg