ВСЁ, КАК У «РУБИНА»

Разговоры о том, что нам нужен бренд культурно-исторического наследия Татарстана, велись уже на протяжении нескольких лет. Еще до того, как московская компания «Апостол», одним из соучредителей которой является Тина Канделки, предложила поработать над этим материалом.

После того, как состоялась презентация символа в «Корстоне», у меня начал разрываться телефон, засыпали сообщениями в соцсетях с просьбой высказаться по этому поводу. Я постарался дистанцироваться от этой темы, потому что после драки кулаками не машут. Эта история повторяется уже не в первый раз. Когда-то я дважды делал логотип для «Рубина». В первый раз еще в ту пору, когда президентом клуба был Дмитрий Самаренкин. На мой субъективный взгляд логотип был неплохой, и я готов был бесплатно отдать его клубу. Однако руководство все же решило потратить огромную суму денег для разработки нового стиля. Мы все прекрасно помним, сколько негодований было среди болельщиков по поводу нового логотипа, особенно после ухода Самаренкина.

Тут та же ситуация. Еще пару лет назад я дал своим студентам дипломное задание сделать логотип исторического наследия республики. Я всегда даю не абстрактные задания, а что-то практическое. Из хорошей идеи действительно может что-то получиться. Первый вариант — слияние культур на Волге — действительно получился слабоватым, а вот второй заслуживает внимания. На красном фоне белым цветом отображены русские орнаменты, на зеленом — татарские. И объединяет их желтый контур Казани, одна из главных туристических достопримечательностей республики. И был придуман слоган «Казан слияния культур». На английском языке этот слоган очень хорошо обыгрывается. Я так же предлагал этот символ в безвозмездное пользование, показывал его главе агентства по развитию туризма РТ, планшет с символом долгое время находился в министерстве по делам детей, молодежи и спорту, однако, видимо, было принято решение поискать другого разработчика за другие деньги «на стороне».

КАЧЕСТВО ЛОГОТИПА, ВЫ УДИВИТЕСЬ, НЕ ВЛИЯЕТ НА СУЩНОСТЬ КОМПАНИИ

Есть наличие туристического логотипа у Татарстана или нет, большого значения не имеет. Это просто повальное увлечение, в одном из своих блогов в прошлом году я уже рассуждал по этому поводу, рассказывал об истории логотипов разных городов, о том опыте, который сегодня имеется в России. Даже когда ко мне приходит клиент и хочет заказать новый логотип, я откровенно объясняю, что на повышение капитализации компании и на повышение прибыли это никак не повлияет. Возможно, это потому, что я стал отходить от графического дизайна и это теперь не совсем мой хлеб. Я пытаюсь быть объективным. Да, я могу сделать хороший логотип, есть в Казани и другие люди, которые также смогут на отлично справиться с этой задачей, особенно если заказчик не будет мешать, бить по рукам, но опять же вопрос: для чего вам логотип?

Я недавно делал для москвичей торговую марку дорогой одежды. Казалось бы, в их случае это даст больший эффект, но на самом деле на продажах костюмов это не скажется. Логотип — это всего лишь красивый хороший стильный галстук. Если у вас отличный костюм, рубашка, сами вы хорошо выглядите, у вас яркий парфюм, в таком случае вы можете вообще быть без галстука. Это на вашем облике никак не отразится. Вы можете надеть плохой галстук. Это чуть-чуть вас может дискредитировать в глазах тех, кто разбирается в стилях, но большинство даже и не заметит этого, если в остальном у вас все хорошо. И наоборот. Если вы в телогрейке, не мылись месяц, какой бы чудесный галстук вы не надели, эта ситуацию не спасет. При этом отличный галстук на фоне телогрейки будет выглядеть в лучшем случае экстравагантно, а в большей степени нелепо.

Поэтому, если у вас все хорошо с бизнесом, но есть лишние деньги на «галстук», то можете заказать себе логотип, сделать ребрендинг, поменять стиль и тому подобное. А если вы в «телогрейке», то потраченные деньги пользы точно не принесут. Не лучше ли их потратить на что-нибудь полезное? В тот же детский дом отдать...

Логотип никак на экономику, на эффективность предприятия, в общем-то, не влияет. Взять логотип у Сoca-Сola. Все признают, что он никудышный, не смотрится, множество иных претензий к его исполнению. Но ему уже за сотню лет и компания по капитализации занимает лидирующие строчки в мировой табели о рангах. Плохой логотип никак не влияет на финансовое положение компании, влияют на это совсем другие причины.

ВПЕРЕД НА ПОЛУСОГНУТЫХ?

Обычно, когда заказывается логотип региона, администрации городов и районов таким образом пытаются показать активную деятельность, что они что-то делают в этой области. Сегодня же модно развивать внутренний туризм, вот, мы плотно работаем в этом направлении. У нас даже свой логотип есть! Однако туристы приезжают в Казань не из-за картинки, а в развитую инфраструктуру, в удобные гостиницы, хорошие рестораны, в музеи и тому подобное. И действительно, по своему опыту могу сказать, что количество туристов действительно стало больше.

Мне кажется, что лучше бы на те деньги, которые потратили на логотип, наняли бы дворников, а то по центру Казани ходить невозможно. Скользкий спуск в подземный переход на площади Тукая оставит больше впечатлений, чем эмблема культурно-исторического наследия Татарстана... Про тротуары уже вообще молчу.

То, что рекламная общественность и дизайнеры сегодня активно обсуждают работу «Апостола» — это нормально, профессиональная ревность. Хотя к этому логотипу действительно есть идеологические и графические претензии.

Я так понимаю, что этот символ будет присутствовать в рекламных буклетах, а может быть, и в самих туристических местах Татарстана, что выглядит довольно странно. К примеру, как вяжется Свияжск и татарский всадник с луком? Нет ли тут спорных моментов в истории, ведь именно под Свияжском стояли войска Ивана Грозного, когда готовили свой поход на Казань? Или появление этих монгольских мотивов в Болгаре? Разве не татаро-монголы уничтожили эту цивилизацию в свое время?

Есть и графические ляпы. На презентации было заявлено, что логотип символизирует скорость и стремительность. Тогда для чего нужно было перекрещивать передние ноги у коня? Не лучше бы их было развести, тогда «движение» коня был бы более легким, более динамичным? В любом случае, появление данного логотипа, боюсь, никак не скажется на количестве туристов, желающих приехать в Татарстан — тут важнее другие составляющие, как то изюминки региона, архитектура, феномен 1000-летней Казани или, например, выдающиеся зоопарк с аквапарком.

Сергей Насекин