ЗАКРЫТИЕ ПРОЕКТА

Близкий к ТАИФу телеканал Tatarstan Business Channel (TBC), осуществляющий вещание в интернете и в кабельных сетях Татарстана, с 1 января 2015 года прекращает работу в связи с отсутствием возможности вести коммерческую деятельность. Эту информацию газете «БИЗНЕС Online» подтвердил накануне генеральный директор фонда прямых инвестиций (ФПИ) Руслан Халилов. В официальном сообщении, появившемся на страничке телеканала в Facebook в четверг, говорится о невозможности привлечения рекламы, вызванной вступлением в силу поправок к закону «О рекламе». Согласно им, с 1 января следующего года запрещается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих устройств. «Телеканал Tatarstan Business Channel выражает слова благодарности всем, кто принимал участие в создании данного проекта: экспертам телеканала, гостям программ, рекламодателям, бизнес-сообществу и своим телезрителям», — говорится в пресс-релизе.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» редактор канала Роман Королев, занявший, кстати, эту должность меньше месяца назад, весь штат сотрудников распущен. При этом сам Королев работу на канале продолжает до сих пор. «Да, было собрание, на котором штат оповестили о закрытии канала, больше подробностей я не знаю. Звоните руководству», — лаконично сказал он по телефону. Генеральный директор телеканала Радик Исхаков в телефонном разговоре подчеркнул, что всю необходимую информацию по закрытию TBC можно найти в опубликованном накануне пресс-релизе. Разъяснять информацию, касающуюся количества сотрудников, даты роспуска штата и формулировки причины увольнения сотрудников, он отказался, сославшись на коммерческую тайну.

Некоторую ясность внес Халилов. Как он рассказал нашему изданию, количество сотрудников телеканала составляло около 40 человек. «С четверга мы начали отпускать людей, а вообще готовились к этому уже с ноября. Наш телеканал, имеющий коммерческую составляющую, а у нас не предполагалось спонсоров, должен был жить, скажем так, на рекламные деньги. И эти деньги перестали каким бы то ни было образом предполагаться после выхода поправок к закону «О рекламе». Как было понятно из последней пресс-конференции президента России, поправки отменены не будут, — сообщил собеседник газеты. — Кабельные операторы не собираются оплачивать работу телеканалов и собирать деньги с населения. Поэтому, наверное, жизнь таких коммерческих региональных неэфирных телеканалов будет очень непростой. Мы решили поступить таким образом».

Что касается новых идей по телеканалам, созданию нового проекта и т.п., Халилов ответил, что их нет. В интернете вещания TBC также не будет. «Продакшн мы тоже полностью закрываем. Будет работать телеканал «Майдан», — уточнил гендиректор ФПИ.

ИЗ ОДНОЙ КОНЦЕПЦИИ В ДРУГУЮ

Напомним, телеканал TBC — один из проектов фонда прямых инвестиций, контролируемого сыном гендиректора ТАИФа Русланом Шигабутдиновым. Как заявляли организаторы проекта, телеканал TBC был создан для деловой аудитории.

222.jpg
Телеканал TBC — один из проектов фонда прямых инвестиций, контролируемого сыном гендиректора ТАИФа Русланом Шигабутдиновым

Ранее телеканал носил название ITV. О создании фондом нового спортивного (изначально) телеканала «БИЗНЕС Online» писал еще в 2011 году. Тогда заявка у его руководителей была более чем амбициозная — 2 млн. зрителей и 250 млн. рублей ежегодного дохода к 2013 году. Еще в 2011 году Халилов заявлял, что аудитория ITV уже достигла 1,5 млн. телезрителей (скорее, применительно к этой цифре речь должна идти все же об охвате потенциальной зрительской аудитории, имеющей техническую возможность смотреть канал, ведь он транслируется по кабельным сетям ТВТ, принадлежащим ТАИФу), а зона вещания охватывает 15 городов Татарстана.

А летом этого года стало известно, что спортивно-развлекательный кабельный телеканал ITV поменяет свою концепцию и станет бизнес-каналом. При этом официальная презентация TBC состоялась только в октябре. Во время реконцепции по собственному желанию был уволен ряд ведущих тележурналистов канала, специализировавшихся в сфере спорта и развлечений. Ранее Халилов сообщал, что с августа-сентября 2014 года 50% контента в сетке телеканала будет иметь бизнес-тематику, 30% — спортивную и 20% — развлекательную. По его словам, общие инвестиции в телеканал ITV составили за все время его существования (более 4 лет) порядка $2 миллионов.

Интересно, что если изначально TBC имел в учредителях ООО «Фонд прямых инвестиций» и Руслана Шигабутдинова, то на сегодня у ООО «Бизнес Телеканал Татарстан», по данным базы данных «Контур фокус», лишь один учредитель — Халилов (100%, уставный капитал — 10 тыс. рублей). Согласно этой же базе, по итогам 2013 года выручка ООО составила 6,5 млн. рублей, а прибыль отсутствует, зато зафиксирован убыток в 26,6 млн. рублей.

ОБРАЩЕНИЯ ИЗ ТАТАРСТАНА

Ситуация, в которой оказался бизнес-телеканал, грозит и другим кабельным телеканалам не только Татарстана, но и всей России. По словам Ленара Мифтахова, основателя «Хорошей газеты», в Елабуге есть кабельный телеканал «Елабуга»: «Для кабельного телевидения эти новые поправки в законодательстве, пролоббированные крупнейшими телекомпаниями России, это для них просто смерть». Айгуль Мирзаянова, PR-директор Nefis Group и экс-генеральный директор телеканала ITV, сообщила, что испытала смешанные чувства, узнав о закрытии телеканала: «С одной стороны, все пришло к логическому, в общем-то, завершению. А с другой стороны, мне бесконечно жаль и телеканал ITV/TBC, и кабельное телевидение в целом. Во-первых, мы, работающие там, вкладывали не только все силы, но и душу в спортивный канал. Формат был спорным, но нам командой около 40 человек удалось выпускать более 20 программ собственного производства и это при круглосуточном вещании! Мне удалось проработать год, но за 3 - 4 года своего существования кабельный канал так и не стал прибыльным. Трудно сделать прибыльным местный кабельный канал в принципе. В стране вообще тема кабельного телевидения не развита... К тому же, у кабельного канала не было ни техники, ни ресурсов, чтобы делать прямые трансляции матчей, потому что жизнь спортивного канала возможна только в этом случае. В общем, образовался тупик. Или канал должен был быть на постоянном обеспечении инвесторов, или надо было развивать формат «настоящего» большого ТV, что собственно для кабельного канала тоже странно».

IMG_0152.jpg
Андрей Григорьев борется за спасение региональных каналов

Мы писали о том, что несколько дней назад депутаты Госсовета РТ обсуждали обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой спасти региональное телевидение, поскольку уже на днях — с 1 января — вступают в силу поправки к закону «О рекламе», которые ставят под запрет размещение рекламы на кабельных каналах, не обладающих эфирными лицензиями. В обращении сказано, что в связи со вступлением в силу изменений закона «О рекламе» «возникают реальные риски закрытия большого количества местных телеканалов в РФ». «Новая редакция ФЗ «О рекламе» ставит под угрозу закрытия региональные и местные телеканалы, имеющие универсальную лицензию, но не распространяющиеся в эфире. На этих каналах размещается только местная реклама, поддерживающая малый и средний бизнес, местных производителей товаров и услуг. Эти телекомпании частично поддерживаются региональными и местными бюджетами, но основным источником их существования является именно реклама», — сказано в обращении. Региональные и местные телеканалы не являются платными, заявляют республиканские парламентарии. По их словам, аргументы «некоторых депутатов Госдумы» о том, что каналы имеют двойной доход, получая с граждан и абонентскую плату, и доходы с рекламы, не являются обоснованными. «Абонентскую плату от подписчиков получают операторы связи, телеканалы же платят им за право войти в пакет распространителя сигнала, а также оплачивают услуги связи. Введение абоненткой платы на пакет местных телеканалов в нынешних экономических условиях не принесет иных результатов, кроме закрытия каналов», — заявили депутаты Госсовета РТ.

Так что у игроков рынка еще остается слабая надежда. Как сказал нашему изданию Дамир Давлетшин, директор телеканала «Майдан», на пресс-конференции Путин «четко дал понять, что все — это точка». «Теперь я уже очень сильно сомневаюсь, что возможны какие-то изменения. Разумеется, надежда у нас еще есть, но сейчас все останется так, как есть, по крайне мере два-три месяца точно», — надеется он.

Письмо станет вторым прямым обращением к Путину на эту тему из Татарстана за последнее время. Как ранее сообщал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев, он обратился с письмом к президенту России уже от имени возглавляемого им объединения региональных телекомпаний России национальной ассоциации телерадиовещателей. Григорьев написал, что в начале 2015 года закроются «несколько сотен региональных и муниципальных телекомпаний, тысячи высококвалифицированных специалистов потеряют работу, бюджет потеряет налоговые поступления, местные предприниматели — рекламное пространство, городские власти — канал коммуникации с населением, а жители — бесплатный городской телеканал». «При этом никто ничего не приобретет», — заявил Григорьев в письме.

При этом, по некоторым данным, само правительство России в настоящее время готовит предложения о том, как спасти региональные телеканалы. Деталей «плана спасения» пока нет, они ожидаются в январе.