Через полторы недели вступают в силу поправки к закону «О рекламе», которые ставят под запрет размещение рекламы на кабельных каналах, не обладающих эфирными лицензиями. Ильшат Аминов и Андрей Григорьев могут оказаться в затруднительном положении

АТАКА ПО ВСЕМ ФРОНТАМ

Сегодня на заседании Госсовета Татарстана депутаты планируют обсудить обращение к руководству страны с просьбой вмешаться в ситуацию — через полторы недели вступают в силу поправки к закону «О рекламе», которые ставят под запрет размещение рекламы на кабельных каналах, не обладающих эфирными лицензиями. Оставшиеся без рекламных потоков кабельные телеканалы будут вынуждены закрыться, опасаются парламентарии. Обращение с просьбой спасти региональные телекомпании планируется направить президенту России Владимиру Путину, главе правительства Дмитрию Медведеву, спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко. Как стало известно «БИЗНЕС Online», текст обращения в настоящее время корректируется, оно будет рассмотрено на профильном комитете непосредственно в день проведения заседания — без комитета рассмотреть обращение не позволяет регламент, а проведение комитета в единый день с самим заседанием Госсовета означает спешку. Еще бы, до часа икс остались считанные дни...

Утром текст обращения обсуждался на заседании парламентского комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Там его текст был согласован и рекомендован к принятию. В обращении сказано, что в связи со вступлением в силу изменений закона «О рекламе» «возникают реальные риски закрытия большого количества местных телеканалов в РФ». «Новая редакция ФЗ «О рекламе» ставит под угрозу закрытия региональные и местные телеканалы, имеющие универсальную лицензию, но не распространяющиеся в эфире. На этих каналах размещается только местная реклама, поддерживающая малый и средний бизнес, местных производителей товаров и услуг. Эти телекомпании частично поддерживаются региональными и местными бюджетами, но основным источником их существования является именно реклама», — сказано в обращении. Региональные и местные телеканалы не являются платными, заявляют республиканские парламентарии. По их словам, аргументы «некоторых депутатов Госдумы» о том, что каналы имеют двойной доход, получая с граждан и абонентскую плату, и доходы с рекламы, не являются обоснованными. «Абонентскую плату от подписчиков получают операторы связи, телеканалы же платят им за право войти в пакет распространителя сигнала, а также оплачивают услуги связи. Введение абоненткой платы на пакет местных телеканалов в нынешних экономических условиях не принесет иных результатов, кроме закрытия каналов», — заявили депутаты Госсовета РТ.

Депутаты просят отсрочить введение поправок на один год, поскольку «сейчас не время для подобных экспериментов», и тем временем рассмотреть поправки, которые бы вывели региональные телекомпании из-под действия данного закона.

Госсовет планирует обратиться к коллегам из других регионов с просьбой поддержать данное обращение.

Чтобы загрузить письмо полностью, нажмите на него
Чтобы загрузить письмо полностью, нажмите на него

Письмо станет вторым прямым обращением к Путину на эту тему из Татарстана за последнее время. Как ранее сообщал газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев, он обратился с письмом к президенту России уже от имени возглавляемого им объединения региональных телекомпаний России национальной ассоциации телерадиовещателей. Григорьев написал, что в начале 2015 года закроются «несколько сотен региональных и муниципальных телекомпаний, тысячи высококвалифицированных специалистов потеряют работу, бюджет потеряет налоговые поступления, местные предприниматели — рекламное пространство, городские власти — канал коммуникации с населением, а жители — бесплатный городской телеканал». «При этом никто ничего не приобретет», — заявил Григорьев в письме. Ранее, в начале ноября, с подачи гендиректора ТНВ Ильшата Аминова Госсовет РТ внес в Госдуму РТ законопроект, выводящий из-под действия запрета телекомпании местного уровня. Инициативу из Татарстана уже поддержали парламентарии нескольких регионов.

Напомним, закон, из-за которого разгорелся весь сыр-бор, был принят Госдумой летом этого года, его востребованность депутат Игорь Зотов объяснил необходимостью создать равные условия для всех игроков рынка, дескать, неправильно, что каналы одновременно берут плату с абонентов за просмотр и показывают рекламу. Тем самым эфирные каналы, которые зарабатывают только на рекламе, оказываются с ними в неравном конкурентном положении. Эти доводы и вызвали массу возражений экспертов. Судя по данным ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), ни о каком ущемлении позиций эфирных каналов речь не идет. Рекламный сбор всех кабельных каналов в 2013 году составил 4 млрд. рублей. Это всего лишь 2,5 - 3% от рекламного рынка, остальные 97,5% (более 130 млрд. рублей рекламных денег) получили как раз бесплатные эфирные каналы. Вдобавок Первый канал в 2013 году получил господдержку в размере 3,75 млрд. рублей, НТВ — 705 млн. рублей.

По данным Роскомнадзора, всего в России в настоящее время действуют около 3 тыс. лицензий на телевизионное вещание и только примерно 1,5 тыс. — на эфирное. Таким образом, без основного источника средств может остаться половина существующих в стране телекомпаний. Татарстан, по сути, возглавил общероссийский фронт борьбы регионов против уничтожения местного телевидения, такой «телевизионный суверенитет».

ПОДОПЛЕКА «ЧИСТО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ»

Между тем в борьбе за право размещать рекламу в кабельных сетях за последние дни произошел ряд знаковых событий. Сначала ситуацию прокомментировал сам Путин во время своей большой пресс-конференции. Отвечая на вопрос журналиста из Волгограда, не противоречит ли данный закон политике открытого, неподконтрольного телевидения, он заявил, что подоплека «чисто экономическая».

«Рекламный рынок в тех условиях, в которых мы живем, всегда сужается. И мы должны принять решение: мы общефедеральные каналы либо должны поддерживать напрямую из федерального бюджета, что достаточно сложно, поскольку у нас есть и другие проблемы, связанные с обеспечением пенсий, пособий, армия, все что угодно, все, что напрямую связано с бюджетом, или дать им возможность все-таки воспользоваться теми сокращающимися объемами рекламного рынка, который присутствует в России, — сказал Путин. — Это не наше было решение и не наше предложение. Это не было инициировано властями. Эти решения были инициированы представителями масс-медиа, точнее, руководством этих каналов. Хорошо это или плохо, но логика заключается в том, что если кабельные каналы существуют, то их никто не закрывает, но тогда нужно, чтобы они научились сами зарабатывать деньги, в том числе переходили на платную систему работы. А дело уже аудитории — хотят люди за это платить или нет».

По сути, ответ был четким: кабельные телеканалы должны зарабатывать сами. Впрочем, сам президент заметил, что в деталях он может «не воспроизвести» ситуацию, поскольку, очевидно, их просто не знает. И это оставляет некий шанс, потому что сторонники поправок изначально говорили, что законопроект не учитывает интересы всех игроков, как будто про них просто забыли. В телекомпании «Эфир» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что, несмотря на заявление Путина, не намерены сдаваться и продолжат добиваться принятия поправок к закону «О рекламе». Получить комментарий Аминова не удалось, но источники в телекомпании отмечают, что там также не намерены опускать руки.

По данным Роскомнадзора, всего в России действуют около 3 тыс. лицензий на телевещание и только примерно 1,5 тыс. — на эфирное. Таким образом, без основного источника средств может остаться половина существующих в стране телекомпаний (фото: itpark-kazan.ru)

ПОДМЯТЬ РЫНОК ТЕЛЕРЕКЛАМЫ

Интересно, что на этом фоне со своего поста «по собственному желанию» ушел предправления «Газпром-Медиа» Михаил Лесин, который вступил на должность лишь в октябре прошлого года. По некоторым данным, именно он продвигал идею запрета рекламы на неэфирных каналах. Это, в свою очередь, не нравилось ВГТРК, которая активно развивается на рынке платного ТV. Вообще, как написала газета «Ведомости», Лесин жесткими действиями на медиарынке вызвал резкое недовольство руководителей крупнейших федеральных каналов и медиахолдингов, испортив отношения с руководством Первого канала, «России 1» (входит в ВГТРК) и НТВ (принадлежит «Газпром-Медиа»). Самая большая претензия у телекомпаний была к тому, что Лесин через компанию Vi (ранее — «Видео Интернешнл») якобы стремился поставить под контроль все денежные потоки на рекламном рынке, а значит, их доходы.

Единый рекламный селлер под брендом Vi был создан в октябре этого года «Газпром-Медиа» вместе с другими крупнейшими медиахолдингами — ВГТРК, Первым каналом и «Национальной Медиа Группой» (НМГ). Ранее Vi и без того был крупнейшим продавцом телерекламы в России, а после этого стал, по сути, единственным. По инициативе Лесина компания Vi замкнула на себе продажи всей рекламы на эфирном ТV, за исключением каналов холдинга «СТС Медиа», который сохранил собственную службу продаж по крайней мере до 2016 года. Каналы будут конкурировать именно контентом, а не продавцами и скидками, объяснял целесообразность единого продавца Лесин.

Отметим, что в апреле 2010 года владельцы (на тот момент крупнейшие доли в компании были у Юрия Заполя и Владимира Голубева) продали «Видео Интернешнл» структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука, «Сургутнефтегазу» и владельцу «Северстали» Алексею Мордашову.

В разговоре с «БИЗНЕС Online» участники рынка на условиях анонимности отметили, что запрет на рекламу в кабеле для неэфирных каналов объясняется возросшим аппетитом Vi по отношению к региональному пирогу телерекламы.

Лесина может сменить Дмитрий Чернышенко — его кандидатура предложена совету директоров, написал РБК (эта информация, впрочем, официально не подтверждена). Чернышенко известен как президент оргкомитета «Сочи-2014» по проведению Олимпийских и Паралимпийских игр. Разговоры о том, что он может сменить Лесина, появились еще в мае: тогда предполагалось, что Чернышенко могут назначить председателем правления «Газпром-Медиа», а Лесин станет председателем совета директоров (сейчас эту должность занимает предправления «Газпрома» Алексей Миллер). Но в октябре этого года Чернышенко возглавил Volga Group, управляющую активами Геннадия Тимченко, а в ноябре стал еще и президентом Континентальной хоккейной лиги. Назначение Чернышенко согласовано с Путиным, писал РБК.

Отметим важную деталь. Чернышенко имеет хорошие контакты с Татарстаном и, в частности, с автором письма от имени телевещателей Григорьевым. Так, например, Чернышенко присутствовал на 20-летии телекомпании «Эфир», где также поднимал тосты за региональную TV-компанию. Такое личное знакомство дает основания предполагать, что за кабельных вещателей, наконец, кто-то заступится. Запрос «БИЗНЕС Online», отправленный в Volga Group на имя Чернышенко, остался без ответа.

Дмитрий Чернышенко на 20-летии телекомпании «Эфир»
Дмитрий Чернышенко на 20-летии телекомпании «Эфир»

ДУМАЮ, ЧТО ЧЕРНЫШЕНКО ПРОДОЛЖИТ ЛИНИЮ ЛЕСИНА

Алексей Усанов — исполнительный директор ООО «Эфир»:

— Несмотря на слова Путина, мы не опускаем руки. В отличие от других телеканалов, попавших в аналогичную ситуацию, у «Эфира 24» есть возможность интеграции проектов с основным каналом — телеканалом «Эфир», что позволяет проекты монетизировать. Кроме того, есть общественная деятельность нашего руководителя, которая направлена на решение вопросов на законодательном уровне — чтобы исключить из этой поправки региональные телеканалы, есть письмо, которое публиковало ваше издание, где позиция изложена довольно четко.

Позиция руководства страны тоже была изложена предельно понятно — в условиях, когда денег не хватает большим телеканалам, особо никто не готов заботиться об интересах и нуждах малых телеканалов. И тут вопрос в том, насколько законодательная инициатива будет поддержана другими региональными центрами. В принципе, в ряде регионов такая поддержка уже есть.

Что касается Лесина, то тут надо говорить в целом об изменившейся экономической ситуации. Стратегия укрупнения бизнесов в российской экономике проявляется и в медийном сегменте, понятно, что на фигуре Лесина было много что завязано, но это более долгосрочная история, чем просто уход одного человека.

Дамир Давлетшин — директор телеканала «Майдан»:

— На пресс-конференции Владимир Владимирович четко дал понять, что все — это точка. Теперь я уже очень сильно сомневаюсь, что возможны какие-то изменения. Разумеется, надежда у нас еще есть, но сейчас все останется так, как есть, по крайне мере два-три месяца точно.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я так понимаю, что на первом месте все-таки действительно стоят озвученные причины ухода — личные мотивы, а подводные камни на вторых ролях. И уж точно здесь никакой роли не играет его конфликт с «Эхом Москвы», как пытаются продемонстрировать некоторые либеральные СМИ.

Существенных изменений в случае прихода Чернышенко не произойдет. Когда уходил Сенкевич, а вместо него приходил Лесин, все ожидали существенных изменений, и они начали происходить. Сенкевич был достаточно слабым менеджером, ему вменяли в вину то, что у холдинга нет единой редакционной политики. С одной стороны там НТВ, а с другой — «Эхо Москвы», и Лесин как раз приходил как жесткий менеджер, который должен привести эту политику к единому знаменателю. Ему это удалось. Понятно, что «Эхо Москвы» никогда не будет говорить то же самое, что НТВ, но, по крайней мере, там поставили определенные рамки журналистов. Думаю, что Чернышенко продолжит линию Лесина. К тому же он менее жесткий менеджер, чем Лесин, но тоже достаточно эффективный.

Если же говорить по рекламный рынок, то Лесин с помощью «Видео Интернешнл» давно его подмял и продал компанию Ковальчукам.

Владимир Силкин — директор центра управления информационно-коммуникационными и масс-медийными процессами МИГСУ РАНХиГС:

— Этот вопрос о поправках — вопрос, по которому нужно говорить о концепции развития средств массовой информации. Концепция развития пока не выстроена. Мы идем по отказу от государственных СМИ или по-прежнему госСМИ остаются ключевым элементом государственной информационной политики?

Перестановки в «Газпром-Медиа» — это дело корпорации. Конечно, большое влияние там имеет государство, и это решение не было принято без одобрения правительства, минкомсвязи. Пока не знаем, на какую должность будет претендовать Лесин. Что касается Чернышенко, мы понимаем, что организация Олимпийских игр и менеджерские качества выделяют его среди российских менеджеров как достаточно эффективного.