print_627526_830704.jpg
За 11 месяцев 2014 года Татарстан посетили 2,3 млн. туристов

ТАТАРСТАН ПРОДВИГАЮТ В КИТАЕ

Сегодня на брифинге в кабмине РТ глава госкомитета по туризму республики Сергей Иванов подвел итоги туристического года. Так, за 11 месяцев 2014 года Татарстан посетили 2,3 млн. туристов, и итог этого года будет еще успешнее, чем прошлый — в 2013-м за весь год приехали 2,1 млн. туристов. Ответить на вопрос «БИЗНЕС Online», сколько туристов ожидается в следующем году, Иванов затруднился.

Быстрее всего росла в этом году доля гостиничных услуг — 25% за 10 месяцев. А общий объем оказанных услуг за 9 месяцев этого года составил 8,36 млрд. рублей (в прошлом году — 8,3 млрд.).

По словам Иванова, прослеживается хорошая динамика в посещении музеев. Например, казанский Кремль за 11 месяцев 2014 года посетили 1,4 млн. туристов, Свияжск — 180 тыс. (в 2013-м — 106 тыс.), Елабугу — 542 тыс. (в 2013-м — 360 тыс.), а Болгар — 260 тыс. туристов (в 2013-м — 196 тыс.).

Главный по туризму напомнил, что несколько проведенных в республике в этом году мероприятий стали победителями общенациональных конкурсов. Так, был отмечен первый исторический фестиваль «Великий Болгар», в рамках которого прошла массовая реконструкция средневекового сражения. Двухдневное событие в августе посетили 14 тыс. гостей. В Чистополе в этом году был создан литературный музей-заповедник.

«Госкомитет также вел активную работу по продвижению туристического потенциала за пределами республики. Посетили 8 международных туристических выставок в Китае, Лондоне, Стамбуле и российских городах. Сейчас идет активное продвижение республики в Китае, — рассказал Иванов. — Были съемки передачи «Непутевые заметки» о Казани». На вопрос журналистов о том, сколько денег платится из бюджета разным телекомпаниям, снимающим фильмы о Казани и Татарстане, спикер ответил уклончиво. По его словам, комитет старается по минимуму оплачивать расходы — только travel costs — дорога, проживание. Суммы Иванов не назвал.

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ РЫНКА

«С 18 декабря началось продвижение Татарстана в Приволжском федеральном округе. Это Самара, Йошкар-Ола, Нижний Новгород и другие. Там транслируются ролики о туризме», — рассказал Иванов и напомнил, что Татарстан по итогам премии «Моя планета» был признан лучшим регионом для туризма в России, что является самой престижной наградой в туризме.

«Динамика хорошая, и мы надеемся, что кризис переориентирует людей на внутренний рынок. Надеемся, что доходы населения не упадут. Ждем, что 2015-й будет также положительным для Татарстана», — сообщил Иванов. Он также добавил, что загрузка отелей на Новый год в Казани достигла уровня 85 - 87% (в прошлом году — 80%). Кстати, если в прошлом году на новогодние праздники Казань посетили 50 тыс. туристов, то в этом году ожидается уже 70 тысяч.

По словам спикера, количество туристов растет благодаря ряду факторов: и работа с журналистами из других регионов, и издание специализированных журналов — все это подталкивает профессиональные туристические организации организовывать туры.

print_637856_866022.jpg
В 2013 году на новогодние праздники Казань посетили 50 тыс. туристов, в этом году ожидается уже 70 тысяч

КУДА СХОДИТЬ В ПРАЗДНИКИ?

На брифинге также было рассказано, чем себя можно занять в праздники.

По словам Зили Валеевой — директора музея-заповедника «Казанский Кремль», по состоянию на 20 декабря Кремль посетили 1,4 млн. туристов. «Половина — это туристы, которые были в музеях и совершили прогулку и экскурсию. Половина была на уличных выставках, — рассказала она. — Можно успеть увидеть то, что не успели за год в новогодние праздники. Будут эксклюзивные программы. Выставка уникальных кукол. В Эрмитаже идет выставка «Итоги всех веков, эпоха историзма».

Кроме того, при поддержке компании «Татнефть» будет открыт новый экспонат. 2 января, в день рождения пророка, с ДУМ РТ будет организовано чтение Корана в мечети «Кул Шариф».

Что касается Свияжска, там в этом году был открыт музей истории Свияжска и скоро откроются два других корпуса. Можно будет посмотреть экспозицию, посвященную периоду ГУЛАГа. Также будут организованы свияжские колядки. И уже сейчас на острове-граде есть ледяные скульптуры и иллюминирование.

В Елабуге также будут организованы мероприятия. Например, можно пройти квест по купеческому городу, посмотреть театрализованное представление «Тридевятое царство». При этом по составу приезжающих в Елабугу 27% — жители Москвы и Московской области, а из Татарстана — всего 25%.

print_636718_861761.jpg

СТАВКИ НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online», как для них прошел туристический год.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Цифры, озвученные Ивановым, вполне реальные, — число туристов в Татарстане увеличивается, Казань приобретает свою популярность с каждым годом все больше. Поток увеличивается — это точно. Все наши ожидания, которые были заложены на 2014 год, оправдались. Конечно, хотелось бы более оптимистично входить в 2015 год.

Наши соотечественники — это наш основной турист, бывают и иностранцы, не так много, конечно. В основном это европейцы — немцы, французы. Азиатское направление очень перспективное, но пока мы не работаем с Востоком, но надеемся, что в 2015 году увидим больше туристов из Азии.

Мы стараемся оптимистично смотреть на ситуацию — сейчас наша туристическая отрасль оставляет желать лучшего, но мы входим в 2015 год с надеждой на стабилизацию.

Мария Самолина — коммерческий директор туристической компании «Волжские путешествия»:

— Мы занимаемся внутренним туризмом и обслуживаем только наших туристов: в основном это жители Татарстана или Уральский регион. Я не могу сказать, что у нас произошло большое снижение, разве что немного в конце года. Сейчас создано общее настроение среди туристов такое, что они пока немного притихли в плане покупки туров. В сезон же все на том же уровне, если даже не больше. Мы занимаемся речными круизами, пока у нас все более-менее стабилизировалось — мы единственная компания в этом году по нашему направлению, где рейсы не отменялись, загрузка была почти полная. Я считаю, для нашего направления это был вполне успешный год, я снижения потока не заметила.

В следующем году мы ждем процветания особенно тех фирм, которые занимаются внутренним туризмом. Сейчас, насколько я понимаю, такие компании наращивают все свои объемы, мы тоже не исключение — берем дополнительные теплоходы. Все-таки спрос на отдых в России, особенно на речной туризм, не думаю, что пойдет вниз. Мы готовимся, и уже, судя по продажам на будущую навигацию, я строю только оптимистические прогнозы.

«ВОСТРЕБОВАНО МЕНЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Сергей Селиверстов — управляющий ресторана «Максимилианс»:

— Туристов по сравнению с прошлым годом действительно стало больше. Теперь у нас более востребовано меню на английском языке. Вообще мы поддерживаем три языка: русский, английский, немецкий. Было достаточно много людей из Европы. Во второй половине года стало больше посетителей из Турции и арабских стран.

Мне кажется, количество туристов в Татарстане будет расти и дальше. Тем более в связи с подписанием контрактов с Турцией, Египтом, Индией. Плюс к этому Казань — достаточно интересный город в историческом отношении.

Станут ли россияне больше путешествовать внутри страны в связи с ростом доллара и евро, непонятно. У наших соотечественников гораздо популярнее программа «все включено», которую предлагают во многих странах — скорее всего, будут отдавать предпочтение именно ей. Сейчас просто катастрофически упали цены на новогодние туры. То есть можно встретить Новый год в Египте, Таиланде за 25 тысяч рублей — в прошлом году было минимум 60. Чтобы не разориться, авиакомпании сбрасывают цены на перелеты до минималки, чтобы рейс просто состоялся. Но вообще в турагентствах, конечно, сейчас очень тяжелый период.

Ольга Жукова — директор ресторана «Кремлин»:

— Летом, конечно, было больше туристов — был такой же поток, как в Универсиаду. Вообще все иностранцы, которые приезжают к нам, питаются в определенных местах — за 500 - 700 рублей. У нас немного не тот уровень ресторана. И приезжают они обычно большими группами, а у нас максимальная вместимость — 40 человек.

Не знаю, что будет в следующем году, теперь мы живем сегодняшним днем. Цены у поставщиков на продукты меняются почти каждый день, работают они только по стопроцентной предоплате. Алкоголь, кофе, чай с весны подорожали на 70 процентов. Вода, которую мы предлагаем гостям, — на 40 процентов. Семга подорожала в два раза — если раньше стоила 350 рублей за килограмм, то теперь приходит минимум за 720.

Думаю, что внутренний туризм не будет развиваться — он тоже привязан к доллару и евро, как и все наши продукты. А иностранных туристов, может быть, будет больше — в Россию ездить им теперь будет выгоднее.