ТЕЛЕФОНЫ МОЛЧАТ, САЙТ НЕ РАБОТАЕТ

О том, что в одном из самых крупных и старейших туристических агенств Казани возникли проблемы и оно приостанавливает свою деятельность, слухи стали распространяться несколько дней назад. Корреспондент «БИЗНЕС Online» только утром 22 декабря смог получить осторожное подтверждение об этом в пресс-службе Государственного комитета по туризму РТ.

— Информация действительно подтвердилась, но пока количество человек (находящихся на отдыхе по путевкам компанииприм. ред.) неизвестно, — было сказано одной из ответственных сотрудниц.

— То есть они с сегодняшнего приостановили деятельность? — уточнили мы.

— Да.

— А подробности какие-то?

— Пока нет подробностей. Все уточняется, количество человек, откуда... Пока это неизвестно. Если будут подробности, я вам позвоню.

— Ну, то есть если сказать, что с сегодняшнего дня приостановили деятельность, это верно, да?

— Да, — еще раз подтвердила сотрудница пресс-службы.

В течение дня на лентах новостей информационных агентств начали распространяться новости о том, что «Интурцентр» приостанавливает работу. Тайное, как говорится, стало явным. На фоне уже начавшегося обвала туристического рынка Казани, который еще на прошлой неделе эксперты оценивали в 80 - 90%, это сообщение не вызвало, к сожалению, никакого удивления. Поражало лишь то, что кризис в первую очередь мог задеть такого крупного и опытного старожила туристического рынка, как «Интурцентр», который ранее сам выступал в качестве туроператора. Впрочем, уже минимум четыре года компания им не является, работая лишь как агентство. При этом у «Интурцентра» самая большая субагентская сеть в республике.

Наш корреспондент под видом туриста обзвонил все четыре филиала агентства в Казани, однако менеджеры трубку не подняли. Но в агентском отделе филиала по ул. Профсоюзной, 46, в телефонном разговоре сообщили: «Мы не закрылись, работаем».

Дозвониться до руководства компании не удалось. Сайт «Интурцентра» на момент подготовки публикации не работал: на главной странице сообщалось, что он закрыт на техническое обслуживание. Однако источники внутри компании по-прежнему предполагали, что у их фирмы могут быть серьезные финансовые проблемы.

«НАДЕЕМСЯ, ОСТАНЕМСЯ ФЛАГМАНОМ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала в головном офисе компании на ул. Профсоюзной в начале второго часа дня. На местах были три менеджера, все сидели на своих местах. Туристов в офисе не было. Журналист поинтересовалась у менеджеров, какая обстановка в компании, на что те ответили, что никакие комментарии давать не будут, руководства на месте нет, и ждать не имеет смысла. В этот момент к нашему корреспонденту подошла юрист Лилия Цыгурова.

«Ни о каком банкротстве речи не идет (подразумевается сообщение на сайте телеканала «Эфир 24», к такому заключению пришли в этой ТК прим. ред.). Полчаса назад я разговаривала с председателем Госкомитета по туризму Татарстана, это недостоверная информация. Да, действительно, ситуация сложная, отработан определенный план мероприятий для выхода из этой ситуации, и мы сейчас четко следуем инструктажу, чтобы выходить из этой слегка такой не очень приятной ситуации», — рассказала она.

На вопрос о том, что это за ситуация и что к ней привело, Цыгурова резюмировала коротко: скачок доллара. «Что происходит вокруг? Вы прекрасно видите — у людей паника, везде паника. И потом, у нас есть внутренние моменты, которые мы не можем озвучивать. В данный момент разбираются у нас компетентные органы обо всем этом по инициативе руководства «Интурцентра». Наша внутренняя информация остается нашей внутренней информацией. Ситуация сложилась, мы на сегодняшний день ее имеем, и очень энергично пытаемся разрешить. Все-таки «Интурцентр» существует с 1989 года, всю жизнь был флагманом, и надеемся, что так флагманом и останется. Это процедура у нас займет где-то месяц, пока не понятно».

Что касается туристов, то, по словам представителя гендиректора, они как вылетали, так и вылетают в свои отпуска. «Путевки есть купленные на январь, эти туристы тоже все полетят. Если по каким-то путевками у нас возникают вопросы, мы их оперативно решаем. В целом никто за бортом еще не остался. Не раздувайте мыльный пузырь, — сказала она. — Все, кто должен был вылететь до сегодняшнего дня, те вылетели и прекрасно отдыхают. Это и Египет, и Таиланд, да любая точка мира, ткните пальцем в карту, наши туристы есть везде. У нас ни одного невылетевшего туриста нет, и о банкротстве говорить рано, грустить по поводу «Интурцентра» рано».

В это же время в офисе находилась заместитель генерального директора компании «Интурцентр» Эльвира Валиуллина. Она сделала попытку прокомментировать нашему изданию ситуацию и ответить на вопросы, однако все три менеджера потребовали, чтобы Валиуллина не вмешивалась в дела, поскольку комментарии будут давать только генеральный директор и уполномоченный юрист.

В КУРСЕ СИТУАЦИИ

К вечеру, когда шум вокруг предполагаемого банкротства туркомпании набрал резонанс в медиа, подключился руководитель Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. Он принял самое живое участие в пресс-конференции, которую собрали в министерстве по делам молодежи и спорта РТ специально для того, чтобы вроде как прояснить, что же происходит с «Интурцентром». В нем также принял участие руководитель ассоциации турагенств Рамиль Мифтахов. Увы, месседж Иванова свелся к тому, в частности, что комитет не распространял информацию о проблемах «Интурцентра». Хотя никакой опровергающей эту версию информации журналистам спикеры не смогли предоставить: ни цифр, ни людей из «Интурцентра». Из всего этого напрашивается вывод, что поначалу в комитете не было четко сформулированной позиции по этой теме, а было какое то желание сохранить перед кем- то реноме...

В тот же день тревожная информация о возможных проблемах в компании «Интурцентр» обсуждалась и в Москве.

«В российском союзе туриндустрии в курсе ситуации с «Интурцентром», сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь союза Ирина Тюрина. Вместе с тем, по ее словам, компания не входит в союз и является турагентом, а не туроператором. Однако у «Интурцентра», к примеру, нет долгов перед туроператором «Натали Турс» или «Пегас туристик», подчеркнула она. Все имевшиеся туры либо оплачены, либо аннулированы. «Конечно, в последнее время, по оценкам «Пегаса», «Интурцентр» заметно сбавил обороты», — заметила Тюрина. Это неудивительно, с начала прошлой недели практически все бронирование по рынку приостановлено, люди практически не заказывают туры.

Также не подтвердили наличие финансовых сложностей в отношениях с «Интурцентом» в казанском представительстве Tez Tour: директор офиса Илона Миронова заявила, что со стороны компании все оплачено, поэтому все, кто забронировал вылеты, обязательно отправятся на отдых.

Однако игроки отрасли указывают на то, что у «Интурцентра» возникли проблемы в связи с обвалом курса рубля. Так, Мифтахов рассказал, что имел беседу с вдадельцем компании Ильдаром Ахметвалиевым, и тот сообщил, что у компании есть финансовые проблемы, которые он пытается решить посредством реструктуризации долгов. Партнер компании, гендиректор AVT Азамат Сабиров рассказал «БИЗНЕС Online», что проблемы возникли в связи с заморозкой денег «Интурцентра» в Рост Банке, который сейчас находится в процедуре санации.

Но не исключено, что проблемы вызваны «странной» историей в самой компании. По данным наших информированных источников среди силовиков, еще в сентябре руководство компании обратилось в ОП «Вишневский» с заявлением о привлечении к уголовной ответственности менеджера компании Татьяны Н., которая, по его мнению, виновна в исчезновении суммы в 5 - 7 млн. рублей. Полицией была проведена проверка, но в возбуждении дела было отказано. Ряд топ-менеджеров и менеджеров коллектива якобы посчитали, что менеджер не виновата... Но после этого неожиданно уволилась главбух компании, а указанный менеджер чуть ли не ударился в бега... Руководство «Интурцентра» не оставляет попыток добиться возбуждения уголовного дела в отношении менеджера и обжаловало отказ силовиков в прокуратуре Вахитовского района, которая поддержала заявление. Ряд экспертов считает, что именно такой «кассовый разрыв» (его природа неважна в данном случае), наложившийся на кризисный отток клиентов, и мог стать тем детонатором, который привел к нынешней драматической ситуации в одной из крупнейших туркомпаний Казани. И тут, как говорится, хочется спросить: кто следующий?

«ТУРИСТОВ МАЛО — НА ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ»

О том, откуда вообще могли возникнуть разговоры о трудностях в компании «Интурцентр», «БИЗНЕС Online» рассказали эксперты.

Леонид Пресс — генеральный директор и соучредитель компании «СТЕН»:

— Рынок будет еще более встревожен. В стране кризис и проблема одна — сужается рынок. Туристов мало, на всех не хватает, доходов становится меньше, чем расходов. «Интурцентр» — очень большая компания, расходы были большие, и, наверное, расходы в какой-то момент превзошли доходы. Ситуация плохая, так как пострадают не только туристы, но и туроператоры, субагенты. Не думаю, что пострадает очень много туристов компании. Те, кто уехали, обязательно вернутся, туроператоры сделают для этого все возможное. Проблемой может быть то, что кто-то не уедет на отдых.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

— Это достаточно крупный турагент, имеющий крупную сеть субагентов. Он является нашим партнером, и недавно мы финансово поддержали его. Надеемся, что владелец компании, давший нам личные гарантии, исполнит их. Причины проблем я связываю с тем, что у компании были заморожены счета в Рост Банке (проблемы тогда возникли у ряда юрлицприм. ред.).

Надеюсь, туроператоры пойдут компании навстречу, что для казанского рынка будет хорошим подспорьем. Было бы хорошо, если бы Госкомитет по туризму Татарстана помог урегулировать все вопросы и решить вопрос с кредитованием «Интурцентра». Это будет показателем того, что наш комитет влияет на туристический рынок. Думаю, что в ситуации, когда туристов и агентств станет меньше, рынок должен выровняться. В новом году наша компания выведет на туристический рынок помимо продажи пакетных туров также комбинированные туры как более надежный и гарантированный способ отдыха.

«О БАНКРОТСТВЕ РЕЧИ НЕ ИДЕТ»

Сергей Пасечник — генеральный директор Companion SP:

— Я не в курсе финансового положения «Интурцентра», но проблемы есть. Туристический рынок в этом году меняется очень динамично, поэтому уменьшение турпотока заметно у всех. Видимо, это оказалось критическим для компании «Интурцентр». В какой-то момент они, видимо, не справились. Два года назад они, я думаю, обслуживали процентов 10 от всего туристического рынка Татарстана. Затем ведущие менеджеры ушли из этой компании... Общая ситуация такая, что нужно очень внимательно контролировать процессы на туристическом рынке. Они очень сильно подвержены любым изменениям в стране. Компания «Интурцентр» — достаточно громоздкая и занимается многими туристическими брендами: «Пегас», «Натали-турс»... Чтобы все это обслуживать, нужен большой, непрекращающийся поток клиентов, а он в этом году просел намного. У кого-то до 80 процентов было падение. Я думаю, это и есть причина проблем.

Инна Папшева — генеральный директор ЗАО «Пегас Казань»:

— Мне пока ни «Интурцентр», ни Госкомитет по туризму не давали никакую информацию о приостановке деятельности компании. Мы работали с «Интурцентром» так же, как с более чем 1000 агентств в четырех республиках: Татарстане, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии.

Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата», президент ассоциации туристических агентств Татарстана:

— Я сегодня общался с генеральным директором и владельцем компании «Интурцентр» Ильдаром Ахметвалиевым. Он сейчас лежит в больнице в предынфарктном состоянии. Как я понял, у него проблемы со здоровьем еще с прошлой недели. Я с ним общался по поводу тех проблем, которые у него возникли с турагентствами. Насчет клиентов сказать пока ничего не могу. Он сообщил, что на сегодняшний день у компании действительно есть финансовые проблемы, связанные с курсовой разницей доллара, в которую он, к сожалению, попал. На территории России все договоры были заключены в рублях, а в связи с резким повышением курса доллара и евро у него и получилась колоссальная разница с необходимой проплатой валютой туроператорам.

На сегодняшний момент ни о каком банкротстве не идет речь. Нет официальных заявок в арбитраж о том, что они объявили себя банкротами. Я не видел никакого заявления о приостановке деятельности «Интурцентра». В настоящий момент у этой компании есть финансовые проблемы, но нет документов, подтверждающих приостановку их деятельности.

Ильдар Ахметвалиев сейчас ведет переговоры через свое доверенное лицо, через юриста. В ходе этих переговоров он пытается договориться с этими компаниями о реструктуризации долга, чтобы все финансовые вопросы решить, так сказать, «мирным путем».