ОБЩИЕ ВЫПЛАТЫ РАСТУТ БЫСТРЕЕ СБОРОВ

Согласно данным ЦБ РФ, страховые компании, работающие в РТ, увеличили совокупный сбор премий на 11,1%: с 15,97 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года до 17,74 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года. Для сравнения: инфляция в РФ составила 7,75% с октября 2013 года по сентябрь 2014 года включительно. При этом страховые выплаты увеличились на 13,1%: с 7,546 млрд. рублей до 8,534 млрд. рублей. Опережение роста страховых возмещений может настораживать, но в абсолютных цифрах сборы выросли на 1,765 млрд. рублей, а выплаты — только на 989 млн. рублей.

Что касается картины в целом по России, то сборы страховых премий (кроме ОМС) выросли на 8%: с 686,81 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года до 741,77 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года. Страховые выплаты выросли на 10,3%: с 301,98 млрд. рублей до 333,12 млрд. рублей.

Лидером по общему объему сборов в Татарстане является компания «Росгосстрах», показавшая прирост на 31,6%: с 1,76 млрд. рублей за три квартала 2013 года до 2,32 млрд. рублей за три квартала 2014 года. «Серебро» традиционно за страховой компанией «Чулпан», показавшей прирост премий на четверть до 2,03 млрд. рублей.

А вот на третьем месте по сравнению с данными годовой давности произошла рокировка: «Национальная страховая группа» (НСГ) потеряла 16,3% и пропустила вперед «НАСКО Татарстан». Отметим, что хотя на сайте НСГ красуется баннер с рейтингом «высокого уровня надежности» от «Эксперт РА», агентство отозвало свой рейтинг в июле текущего года.

ХОД КОНЕМ

Если говорить о наиболее проблемном на сегодня сегменте страхования ОСАГО, то стоит напомнить, что серьезные проблемы в секторе начались уже в 2013 году. Прошлый год стал провальным для ОСАГО. Сборы в РТ упали на 0,8% до 3,85 млрд. рублей за 2013 год. Компании в 2013 году фактически «бежали» из сегмента под самыми разными предолгами. В результатет при падении сборов выплаты по РТ выросли на четверть (!) до 2,7 млрд. рублей в 2013 году. Для сравнения: по РФ сборы ОСАГО выросли на 10,5% до 134,2 млрд. рублей за 2013 год. Выплаты росли в 2 раза быстрее: плюс 21% до 77,4 млрд. рублей.

О серьезных проблемах и их причинах у таких значимых игроков, как «Ингосстрах», «Цюрих» и ВСК, мы писали здесь. Как заявляли многие эксперты, причинами кризиса ОСАГО стали рост стоимости самих автомобилей, стоимости их ремонта, цена нормо-часа, которые за десятилетие выросли в разы. Соответственно, выросли и выплаты по ОСАГО. А тариф оставался неизменным с момента введения этого обязательного вида страхования.

Тем не менее картина в Татарстане выправилась по итогам 9 месяцев 2014 года. Сборы ОСАГО в Татарстане выросли на 15%: 2,904 млрд. рублей за январь-сентябрь 2013 года до 3,339 млрд. рублей за январь-сентябрь 2014 года. Выплаты ОСАГО выросли на 5,8%: с 1,977 млрд. рублей до 2,092 млрд. рублей. Однако в целом по РФ страховщикам радоваться не приходится. Общероссийский сбор премий ОСАГО вырос на 8,5%: с 97,33 млрд. рублей за три квартала 2013 года до 105,61 млрд. рублей за три квартала 2014 года. Выплаты ОСАГО выросли в 2 раза быстрее: на 15,2% с 55,23 млрд. рублей до 63,62 млрд. рублей.

69329.jpg
Свой хороший кусок от «пирога предела» отхватили также «НАСКО Татарстан» (плюс 97,5 млн. рублей)

Картина в секторе ОСАГО разнородная: пока одни компании «уносят ноги», другие, пользуясь случаем, заняты переделом рынка. Прежде всего чемпион «Росгосстрах» показал прирост сборов на треть — до 845 млн. рублей и в абсолютных цифрах (211 млн. рублей) этот прирост самый большой среди всех участников. РГС первым из компаний еще в 2012 году приступил к «чистке» портфеля, а в 2013 году применил «ноу-хау» по переносу своих центров урегулирования убытков для страхователей из других компаний в отдаленный населенный пункт. Оценив все преимущества такого хода конем, другие страховщики последовали заразительному примеру.

Добавим, что РГС удалось увеличить сборы не только по ОСАГО, но и удвоить до 240 млн. рублей сборы по страхованию от несчастных случаев. Хотя «злые языки» продолжают утверждать, что ряд компаний из сегмента ОСАГО навязывают страхование жизни, страхование от несчастных случаев и прочие виды, мы рискнем предположить, что все же у РГС как у лидера страховой отрасли есть конкурентные продукты, востребованные рынком.

Второе место по абсолютному приросту в ОСАГО у компании «Итиль Армеец»: плюс 154 млн. рублей до 249 млн. рублей по итогам 9 месяцев 2014 года. Напомним, что 14 апреля 2014 года ОАО «Страховая компания «Итиль» было переименовано в ОАО «Страховая компания «Итиль Армеец». Директором первого казанского филиала была назначена Маргарита Осянина. До 27 марта в Казани находился только один главный и шесть дополнительных офисов. Всего по России открыто 8 филиалов и 2 территориальных агентства.

«Бронза» по абсолютному приросту у страхового актива братьев Хайруллиных. Компания «Талисман» оказалась действительно удачливой в фазе передела рынка ОСАГО и смогла увеличить сбор премий сразу на 100,5 млн. рублей — до 160,2 млн. рублей за январь-сентябрь 2014 года.

Свой хороший кусок от «пирога предела» отхватили также «НАСКО Татарстан» (плюс 97,5 млн. рублей) и «АСКО» (плюс 93,5 млн. рублей).

Можно добавить, что у большинства лидеров отрасли ОСАГО в Татарстане соотношение выплат к премиям по итогам 9 месяцев находится на приемлемом уровне: ниже 60%. Однако и у «Страховой группы МСК», и у «Альфастрахования» на повестке дня встали вопросы «чистки» портфеля и оптимизации издержек.

В целом по РФ уровень выплат к премиям ОСАГО вырос на 3,5 п.п. — до 60,2%. Это говорит о существенных проблемах в отрасли. Хотя в Татарстане уровень выплат и снизился на 5,4 п.п., по итогам 9 месяцев 2014 года он остался выше среднероссийского.

==table426==

ЧТО ЗА ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ?

Нельзя не отметить в целом хороший баланс (32%) выплат и премий по страхованию жизни: 0,57 млрд. рублей к 1,77 млрд. рублей соответственно. Здесь соотношение в два раза лучше, чем в среднем по всем видам страхования. Огромный плюс накопительного страхования жизни — это длинные деньги, которые можно размещать под хорошие проценты и даже инвестировать в серьезные проекты. В развитых странах одни из самых влиятельных инвесторов — именно страховые компании и, как правило, страхование жизни выделено в обособленный бизнес.

Хотя у нашего населения очень слабый спрос на страхование жизни, многие компании охотно работают в данном секторе. Хороший рост сборов — в 9 раз до 616 млн. рублей — показала компания «Сбербанк Страхование Жизни». Старт был настолько задорным, что дебютант уже по итогам трех кварталов оттеснил бывшего, казалось, бессменного лидера сектора «Чулпан-Жизнь». Можно отметить стабильно высокий объем сборов у компании «Чулпан-Жизнь». Но здесь стоит учесть аффилированность с компанией «Татнефть», что и помогает собирать так успешно премии из года в год. Любопытно, что основной объект страхования у дочки Сбера — именно жизнь и здоровье. Для сравнения: у «ВТБ Страхования» основной объект — имущество. В то же время обе компании связаны с крупнейшими банками с госучастием и успешно используют кросспродажи: реализуют страховку как сопутствующую услугу для заемщиков.

Добавим, что тот же «Росгосстрах» нарастил на 69% до 144 млн. рублей сборы в своем отделении «Росгосстрах-жизнь». Кстати, пока основная компания «Альфастрахование» столкнулась с вопросом «чистки портфеля» ОСАГО, компания «Альфастрахование-Жизнь» увеличила сборы премий в 8 (!) раз до 96 млн. рублей.

В целом же сборы по страхованию жизни в Татарстане подросли на 653 млн. рублей, но занимают по итогам 9 месяцев 2014 года всего 10% от общей суммы сборов — уровень идентичен общероссийскому. В развитых странах на долю страхования жизни приходится от 40 до 80% всех сборов.

==table427==

ПРОЩЕ СТАТЬ БАНКРОТОМ, ЧЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОСАГО

Рустэм Сабиров — вице-президент ОАО «Страховая группа МСК», президент союза страховщиков Татарстана:

— Итог 9 месяцев в целом по страховой отрасли меня не устраивает, так как рост выплат идет быстрее. Такая тенденция наблюдается не первый квартал и вызывает серьезное беспокойство. Данное явление подтверждает, что в страховой отрасли не все в порядке. Сегодня на рынке есть тенденция увеличения интереса к добровольному медицинскому страхованию и страхованию имущества.

Из слабых сторон могу отметить КАСКО. Напомню, что около двух лет назад вышло решение постановления пленума Верховного суда РФ, которое перенесло всю полноту ответственности на страховщиков и, по сути, обязало платить за то, что даже не предусмотрено договором. Это привело к всплеску мошенничества в лице так называемых «автоюристов». Дошло до того, что объявлениями в стиле «заставим платить страховую» теперь пестрят не только газеты и билборды, но и заборы, и автомобили. Еще бы, до 40 процентов выплат уходит в карман этим автоюристам, а не страхователям. Хочу отметить, что страдают от такой деятельности не только страховые компании, но и банки.

31807.jpg
Рустэм Сабиров: «Итог 9 месяцев в целом по страховой отрасли меня не устраивает, так как рост выплат идет быстрее»

Игра в поддавки в угоду потребителям привела к тому, что самое время защищать уже страховые компании. Пока компании могут защититься только повышением тарифов: так, в начале 2014 года КАСКО в среднем подорожало на 25 - 30 процентов, и это до серьезного ослабления рубля, то есть роста цен на автомобили и запчасти.

Что касается показателей нашей компании, то плановые показатели по сборам мы выполнили. А вот издержки по выплатам превышают плановые ориентиры, основная причина — проблемы законодательного регулирования сектора КАСКО. В то же время мы исправно выполняем свои обязательства, улучшаем сервис, снижаем сроки выплат и пока наращиваем портфель КАСКО. Также хороший рост у нас в секторе имущественного страхования. В целом страхователи в условиях повышенной нестабильности обращают внимание на то, что наша компания входит в группу ВТБ, то есть имеет господдержку и сравнительно высокую надежность.

По ОСАГО портфель мы не расширяем. Тут все просто: тарифы повысили на 30 процентов, а лимиты — на 350 процентов. На рынке сегодня ощущается дефицит полисов ОСАГО. Яркий пример: грузовик собирает на дороге 10 автомобилей, раньше мы платили, если не ошибаюсь, по имуществу 120 тысяч рублей — это на всех, то теперь 400 тысяч рублей — это на каждого! По сути, решение по лимитам популистское, экономически необоснованное.

После таких решений нам не избежать очередной волны банкротств компаний, причем крупных компаний. Можно даже предположить, чем будут обоснованы ответы банкротов: виновато правительство. Мы пока воздерживаемся от переноса центров урегулирования убытков и точек продаж ОСАГО в отдаленные населенные пункты. Не исключаю, что ситуация разрешится в таком ключе: либо всех вернут в города, либо все перенесут точки продаж, так как несколько компаний за всех «отдуваться» не смогут. Вообще, масштаб проблемы огромен. Так, если в ситуации с банкротством туркомпаний пострадали десятки тысяч граждан, то в ситуации со страховыми пострадают миллионы.

При этом отказаться от ОСАГО вот так просто не получится! В законодательстве не прописана такая процедура. Если бы был четкий механизм отказа, уверяю, большая часть компаний уже бы отказалась от этой лицензии. Но сегодня все очень проблематично: нужно найти преемника на портфель, договариваться обо всех этапах сделки, а в текущих условиях низкой рентабельности ОСАГО это очень сложно сделать. Альтернативный выход — банкротство. За 10 лет около 100 компаний. Яркий пример 2013 года — СК «Россия»: вроде работала, а в один день поставила перед фактом страхователей: мы банкроты. И это относительно спокойный 2013 год без повышенной геополитической напряженности, скачков валютных курсов и других дополнительных негативных факторов. Отсюда вскоре мы можем увидеть некий эффект домино как на рынке туруслуг.

Выход — переход на свободные тарифы и коэффициенты, когда компании будут исходить из своих расчетов и личных историй страхователей. Компании должны конкурировать между собой исходя из своих, а не навязанных, тарифов. Здесь можно понять международные компании, которые работают в десятках стран, но уходят из России. У нас очень трудно прогнозировать, закладывать нормальные расчеты, коэффициенты.

Корректировку комиссий по ОСАГО и КАСКО крупные страховые компании провели уже давно. Однако мы позитивно оцениваем внесение поправок в Закон об ОСАГО о введении электронного полиса ОСАГО с 2015 года. Уже сейчас большинство продаж по ОСАГО оформляется через IT-системы, а не в рукописном виде, и технически такой переход для страховых компаний сложностей не представляет. При этом возрастет качество услуги для клиентов, обслуживание будет более оперативным, а расходы на ведение дел у страховых компаний сократятся.

Центр урегулирования убытков и обслуживания клиентов «Ренессанс страхования» в Казани находятся по одному адресу: улица Дзержинского, 11А. При выборе помещений для офисов наша компания руководствуется возможностями оптимизации неоправданных расходов и в то же время повышения клиентского сервиса. То есть если аренда офиса в отдаленных районах города будет стоить дешевле, и в то же время мы сможем увеличить клиентскую зону, получить более удобную парковку, мы выберем этот вариант.

Все ключевые процессы, кардинально повлиявшие на структуру страхового рынка, были запущены еще в прошлом году. Те страховщики, кто наращивал объемы любой ценой, не обращая внимания на прибыльность, по итогам прошлого года оказались в очень сложной ситуации. Многие страховые компании были вынуждены закрыть целые направления или провести серьезные чистки и реструктуризации портфеля. Поэтому основной тенденцией для лидеров рынка остается отказ от проектов, не приносящих прибыли, и фокус на повышение эффективности всех бизнес-процессов.

Драйвером розницы было и остается автострахование, но позитивный прогноз развития рынка пока дать сложно прежде всего из-за значительных изменений в трендах продаж новых авто. Несмотря на то, что автострахование останется ключевым направлением, фокус в развитии страховых компаний в 2015 году, скорее всего, будет смещен на другие виды, в том числе корпоративные.

В КРИЗИС ВЫИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО РАБОТАЕТ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Александр Авакянц — вице-президент дивизиона «Поволжье» группы «Ренессанс страхование»:

— Более интенсивная динамика роста выплат в отношении к сборам объяснима непростой ситуацией на рынке автострахования — на основе страхового портфеля лидеров рынка. В текущем году решения Верховного суда по КАСКО, запрещающие отказ в выплате, а также рост стоимости иностранных автозапчастей привели к очередному скачку убыточности. Как следствие, были пересмотрены комиссии, выросли тарифы.

В условиях существующей макроэкономической ситуации наблюдается снижение платежеспособности населения, а значит, снижается и спрос. Но страховая премия еще будет повышаться как минимум на размер инфляции. Конкретный размер повышения зависит от дальнейшего изменения курса валют. В то же время убыточность по автопортфелю прошлого года, при формировании которого не предусматривалось столь существенного изменения курса рубля за короткий период, продолжает расти.

Ситуация сегодня, к сожалению, такова, что негативные тренды на рынке страхования доминируют. Но в существующих условиях «Ренессанс страхование» благодаря правильно выбранной стратегии, показывает максимально лучший результат. В кризис всегда выигрывает тот, кто работает на перспективу. Сейчас очень важный период для развития и улучшения инфраструктурных проектов и бизнес-процессов.

Неправильно сравнивать сборы и убыточность одного года. Сейчас мы получаем убытки от портфеля прошлого года. Более того, бизнес по ОСАГО по-прежнему продолжает оставаться нерентабельным. Текущего повышения тарифов недостаточно, чтобы компенсировать возросшие обязательства страховой компании в соответствии с поправками к Закону об ОСАГО. Помимо повышения базовых ставок необходима корректировка коэффициентов, влияющих на расчет страховой премии. Например, ранее обсуждалась более подробная градация коэффициента возраста-стажа, территориальные коэффициенты также уже давно требуют изменений.

Корректировку комиссий по ОСАГО и КАСКО крупные страховые компании провели уже давно. Однако мы позитивно оцениваем внесение поправок в Закон об ОСАГО о введении электронного полиса ОСАГО с 2015 года. Уже сейчас большинство продаж по ОСАГО оформляется через IT-системы, а не в рукописном виде, и технически такой переход для страховых компаний сложностей не представляет. При этом возрастет качество услуги для клиентов, обслуживание будет более оперативным, а расходы на ведение дел у страховых компаний сократятся.

Центр урегулирования убытков и обслуживания клиентов «Ренессанс страхование» в Казани находятся по одному адресу: улица Дзержинского, 11А. При выборе помещений для офисов наша компания руководствуется возможностями оптимизации неоправданных расходов и в то же время повышения клиентского сервиса. То есть если аренда офиса в отдаленных районах города будет стоить дешевле и в то же время мы сможем увеличить клиентскую зону, получить более удобную парковку, мы выберем этот вариант.

Все ключевые процессы, кардинально повлиявшие на структуру страхового рынка, были запущены еще в прошлом году. Те страховщики, кто наращивал объемы любой ценой, не обращая внимания на прибыльность, по итогам прошлого года оказались в очень сложной ситуации. Многие страховые компании были вынуждены закрыть целые направления или провести серьезные чистки и реструктуризации портфеля. Поэтому основной тенденцией для лидеров рынка остается отказ от проектов, не приносящих прибыли, и фокус на повышение эффективности всех бизнес-процессов.

Драйвером розницы было и остается автострахование, но позитивный прогноз развития рынка пока дать сложно прежде всего из-за значительных изменений в трендах продаж новых авто. Несмотря на то что автострахование останется ключевым направлением, фокус в развитии страховых компаний в 2015 году, скорее всего, будет смещен на другие виды, в том числе корпоративные.

==table428==

==table429==

==table430==

==table431==