В ОБЩЕПИТЕ СЛУЧИЛСЯ НАСТОЯЩИЙ КОЛЛАПС

Резкий скачок валюты спровоцировал рост на импортную продукцию. В том числе на алкоголь. Так кризис одним ударом задел большую часть заведений общепита. Кроме того, у некоторых рестораторов договоры аренды заключены в валюте или в договоре не прописан «потолок» роста цены на доллар. Сложно и тем, чье развитие держалось на кредитных средствах — в нынешних условиях все это опасно для бизнеса.

В общепите случился настоящий коллапс: цены на импортное сырье растут, одновременно потребительская способность падает. В условиях сужающегося рынка нам важно сохранить цены, наивно полагать, что это не отразится на выручке заведения. Все усугубляет тот факт, что больше половины заведений Казани и без кризиса балансировали на грани рентабельности.

Но! Мы пережили не один... и не два кризиса. И уже знаем, что сам этот процесс «обновляет кровь» и несет много положительного.

ТРИ ПОЗИТИВНЫХ ЭФФЕКТА ОТ КРИЗИСА

Первое. Кризис — это время возможностей для предприимчивых людей. Это очень удачный момент для входа на рынок. Главное — дать потребителю продукт, который соответствует сложившейся ситуации. А дальше рынок сам сделает оставшуюся работу — отсеет лишних игроков, оставит самых «живучих», заставит модернизировать продукт в нужном направлении. Во время стагнации рынка происходит один замечательный процесс — рынок «выдавливает» компании, которые привыкли жить на широкую ногу! Думаю, в этот кризис произойдет то же самое — останутся только профессионалы. Для конечного потребителя это больше плюс, чем минус.

Второй побочный эффект — это аренда. Владельцы помещений должны стать сговорчивее и идти на компромисс с арендатором. Многие из них закредитованы, и кризис не оставляет им выбора.

Третий и самый главный положительный эффект сложившейся ситуации — это изменения на рынке труда. Персонал для многих заведений — самая больная тема! А от него напрямую зависит выручка любого заведения. Много лет вопрос, где найти адекватного работника, первый на повестке дня рестораторов Казани.

Когда рынок активно растет, все мы испытываем жуткий дефицит квалифицированного персонала. Тот, кто вчера был официантом, сегодня становится администратором, а завтра будет директором. Просто потому, что «надо кому-то работать». Этот «лифт» на дикой скорости проходят и достойные, и не очень подходящие на должность. У многих из таких «директоров» нет ни навыков управления, ни стратегического видения рынка.

А когда рынок сужается, возникает кадровый профицит, сотрудники выбирают компании, где есть стабильность, и приходят в соответствие с требованиями работодателя. Это плюс для конечного потребителя и отсутствие головной боли у руководителя!

В заключение хочу пожелать всем успехов, а также увидеть плюсы в сложившейся ситуации.

Нурислам Шарифулин