«ВСЕ ХОДИЛИ В ОДИН СПОРТЗАЛ»

На процессе в Верховном суде РТ, посвященном делу лидера преступного сообщества «29-й комплекс» Рузаля Асадуллина (Рузалик), выступили два свидетеля. Это бывший член ОПС Наиль Нуриахметов по прозвищу Нельсон, который считался старшим в «40-м комплексе» (структурном подразделении преступного сообщества «29-й комплекс») и вместе с тройкой лидеров в начале 90-х переехал в Москву, а также Сергей Андрейченко, которого крышевали «двадцатьдевятники». Нуриахметов отошел от дел после того, как стал невольным свидетелем убийства лидера преступной группировки «40-й комплекс» по прозвищу Старый. Впрочем, он продолжал общаться с окружением Саляхова (вместе отмечали праздники и дни рождения) и был в курсе дел преступного сообщества.

«Молодость... все вместе ходили в один спортзал. Все это как-то там объединилось. Началось со спорта, если честно. Потом все это начало нарастать: сначала — дружба, потом — группировка. Так и вошел, втянулся. Была сначала спортивная группировка...» — рассказывал Нуриахметов во время допроса. Сборы группировки, по его словам, проводились раз в неделю, деньги в общак скидывали, «кто сколько поднимает». А вот незаконные доходы с захваченного группировкой елабужского мясокомбината «Модуль» направлялись непосредственно в Москву основателю «29-го комплекса» Адыгану Саляхову (Алик, Большой), который был единовластным хозяином предприятия. «После прибытия в Москву из Елабуги в 1997 году Миронов доложил, как бы рапортуя, Саляхову, что завод наш. Однако Саляхов поправил Миронова, указав пальцем на себя, заявил, что завод не их, а лично его», — чуть позже озвучил гособвинитель показания свидетеля, данные им во время предварительного следствия. Примечательно, что Асадуллин на тот момент лично привозил незаконную выручку своему будущему врагу Алику в Москву. Однако позднее он сел в тюрьму на три года за избиение человека. Доставкой денег, а также управлением челнинской ветки преступного сообщества занялся Рамиль Валеев (Рамушкин).

По словам Нуриахметова, в начале 90-х переехавшего в Москву вместе с тройкой лидеров «29-го комплекса», он не имел к привозимым в Москву деньгам никакого отношения. «Эти деньги делили Саляхов, Власов, Еременко. Я ничего не получал», — заявил Нуриахметов. Впоследствии, по данным свидетеля, директором мясокомбината «Модуль» Саляхов назначил свою давнюю знакомую — некую Павлову из Самары, которая ежемесячно передавала ему 300 - 400 тыс. рублей. Кроме того, Павлова снабжала лидеров банды продуктами.

Во время судебного заседания стало известно, что помимо «Модуля» «двадцатьдевятники» осуществляли махинации с векселями «АК БАРС» Банка, взяли под контроль Баженихинский ликеро-водочный завод в Удмуртии. На вырученные незаконным путем деньги Саляхов даже начал строительство коттеджа на Рублевке. Но дом пришлось продать, когда Алик оказался в СИЗО.

ООО НА РУИНАХ РЫНКА

В связи с тем, что по прошествии многих лет Нуриахметов позабыл многое из того, о чем ранее рассказывал следователям, судьей по ходатайству гособвинения было принято решение об оглашении показаний свидетеля. Тогда-то и наступил самый интригующий момент процесса. Согласно показаниям Нуриахметова, преступное сообщество «29-й комплекс» было организовано в 1992 году с созданием ООО «Феникс-А». Отвечая на вопрос о том, на какие организации распространялось крышевание группировки, Нуриахметов рассказал, что сначала под контроль группировки попали предприятия Набережных Челнов, затем — Москвы, Елабуги и Бугульмы.

«Наиболее крупные организации, где распространялась власть?», — уточнил судья. «Сначала был Автозаводский рынок, потом мы его приватизировали, организовали фирму «Феникс» — оттуда все и началось. Затем получали откаты с завода «КАМАЗ»...» Но свидетель припомнил не все подробности, и гособвинитель зачитал данные ранее показания. 12 лет назад Нуриахметов рассказал следствию, что в состав учредителей ООО входили Саляхов, Рахматуллин, Еременко, сам Нуриахметов...

«МОКРЫЕ» ЭПИЗОДЫ РУЗАЛИКА

В своих показаниях Нуриахметов подтвердил причастность Асадуллина к трем убийствам. Всего Асадуллину, напомним, инкриминируется 7 эпизодов по статье «Убийство». Свидетель рассказал об устранении по приказу Рузалика в 1998 году члена «29-го комплекса» Новикова по прозвищу Дизель, который занимался поставками бензина, принадлежащего чеченцам, из Самары. «Со слов Асадуллина я знаю, что убить Новикова приказал он сам», — заявил свидетель еще во время следствия. «Новиков заключил договор с чеченцами на поставку бензина, бензин получил, а деньги куда-то ушли. Чтобы не отвечать перед чеченцами, чтобы не выглядеть... Новикова убили», — рассказал на суде Нуриахметов. По его словам, Новикова задушили члены банды Першин и Беленко.

Убийство бывшего члена ОПС Марата Гарипова, по данным Нуриахметова, также было совершено по приказу Асадуллина. По сведениям, озвученным в суде, Саляхов приказал Гарипову устранить Рузалика. Однако Асадуллин опередил замыслы Саляхова. Гарипов был убит на даче члена «29-го комплекса» Марата Латыпова, расположенной в садовом обществе «Восход» в Челнах. В дачном домике Валерий Слободин (Ванан) избил Гарипова до смерти, затем трупу по традиции отрубили голову и кисти рук, закопали их по отдельности в лесном массиве недалеко от дачи. «После убийства Гарипова Марата Латыпов Марат полностью сменил полы на даче, так как было очень много крови», — указано в материалах дела.

Конкурента Рамиля Валеева (Рамушкин), согласно показаниям свидетеля, Асадуллин устранил при помощи своего водителя-телохранителя Ильшата Галиева, который ранее работал в отделе БОР (батальон оперативного реагирования прим. авт.) УВД Набережных Челнов. «Он хорошо был знаком с любым холодным стрелковым оружием, очень хорошо стрелял из огнестрельного оружия. Убийство Валеева было выгодно Асадуллину. И я догадывался, что убийство совершил Ильшат Галиев, так как Слободин и Беленко в то время употребляли героин», — показал Нуриахметов.

ОСВОБОЖДЕНИЕ РУЗАЛИКА И РАСКОЛ В «КОМПЛЕКСЕ»

В 2001 году Асадуллин вышел на свободу и оказался не у дел. За рулем «29-го комплекса» в Челнах к тому времени встал дальний родственник Саляхова Рамиль Валеев, который в большей степени «был настроен на бизнес», нежели на криминал. В тот же год, по словам свидетеля Андрейченко, началась война между лидерами ОПС Саляховым и Асадуллиным. Отметим, что многие убийства, «висящие» на Асадуллине, очевидно, были совершены из соображений о собственной безопасности. Асадуллин буквально действовал на опережение, предугадывая замыслы Алика и убивая киллеров, которых тот нанимал. После освобождения Асадуллина Саляхов несколько раз приглашал его в Москву, но Рузалик, заподозрив неладное, так и не приехал. И не зря, как выяснилось позднее. Такую версию высказал на суде свидетель Андрейченко.

Убийство Рамушкина по приказу Рузалика Андрейченко объяснил очень просто. Освободившись, Асадуллин обнаружил, что власть над преступным сообществом находится в руках Валеева. Контроль над Автозаводским рынком, который ранее осуществлял Рузалик, также закрепился за Валеевым, который успел переоформить половину рынка на жену. Кроме того, Рузалик должен был Рамушкину кругленькую сумму. Перед дефолтом 1998 года Рамушкин одолжил Рузалику сотню камазовских колес на сумму в $30 - 50 тысяч. В связи с дефолтом сумма долга стала неподъемной, но Асадуллин пообещал рассчитаться, как только встанет на ноги. «Вот и рассчитался 31 числа», — грустно констатировал Андрейченко, который был в приятельских отношениях с погибшим Валеевым. «Когда Асадуллин отбывал наказание, Валеев начал подбирать под себя все. Кому бы это понравилось?» — объяснил логику действий Асадуллина свидетель.

Напомним, как ранее сообщал «БИЗНЕС Online», уголовное дело в отношении Асадуллина насчитывает 70 томов. В деле 9 потерпевших и 80 свидетелей. Асадуллин обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»), ч. 1 ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), пп. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство, совершенное организованной группой, из корыстных побуждений, сопряженное с бандитизмом»), 3 ст. 222 УК РФ («Незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенные организованной группой»). Свою вину Асадуллин полностью признал. Остальные лидеры преступного сообщества «29-й комплекс» Саляхов, Юрий Еременко и Александр Власов ранее были приговорены судом к длительным срокам лишения свободы.

«БИЗНЕС Olnine» продолжает наблюдать за судебным процессом.

Читайте также:

Последний «двадцатидевятник» сел на скамью подсудимых. Часть 1-я

Директор челнинского «Мотор-Сервиса»: «Я голову отрубил топором с двух-трех ударов». Часть 2-я