Евгений Богачев
Евгений Богачев: «Недавно Forbes опубликовал зарплаты ведущих банкиров России. 37 миллионов долларов в год — у Костина из ВТБ, Миллер — второй, третий — Кузовлев из Банка Москвы, 17 миллионов долларов в год. Не стоит раздражать людей...»

1. Когда евро стоит 100 рублей — это настоящая анархия! Я эти вещи хорошо ощущаю при расчете с некоторыми баскетболистами УНИКСа, где являюсь президентом клуба. Что творится, кто знал, что так будет?!

2. Я пережил четыре кризиса, знавал разные времена, когда нефть стоила 9 долларов за баррель! Дело не в нефти, хотя этот фактор тоже сказывается.

3. Простых людей кризис с валютой не должен сильно касаться. И у меня есть рублевый вклад, но я его не превратил в валютный. Верю, что курс рубля выправится, основываясь на многих факторах. Рубль элементарно недооценен.

4. Думаю, что основная причина падения рубля — близкие сроки выплаты части кредитов западным банкам. Различные корпорации и банки накопили долгов на 600 миллиардов, а их нужно возвращать в срок. Этот момент усугубил кризис рубля, вот и началась паника.

5. Вижу, что по корсчетам банков уменьшается количество денег — люди снимают рубли, покупают валюту, подстраховываются. Создается впечатление, что на бирже валюты нет, никто ее не сдает, только покупают.

6. Конечно, Центральный банк что-то предпринимает, дает банкам возможность покупать валюту под проценты, а проценты высокие. Но меры нужно было принимать с самого начала кризиса, а получается, что решения запаздывают, принимаются вдогонку событиям. Хуже нет, чем ждать и догонять...

7. Одним лишь повышением ставки ЦБ не добьется ни повышения курса рубля, ни снижения инфляции. Центробанк весь год давит инфляцию, и что в итоге? Инфляция растет, потому что промышленность умирает, своих товаров становится меньше, а спрос есть — растет инфляция! Нельзя так давить инфляцию. Повышение кредитных ставок просто ведет к уничтожению своих производителей. Да, на время инфляция падает, но потом все равно растет. Товара нет, а спрос есть...

8. Мое мнение, нет никакой трагедии в существующем положении, надо просто всем вместе взяться и наметить пути выхода из кризиса. Какой-то одной меры будет мало. Наверное, стоит выбросить часть валюты на биржу, ввести временные ограничения на использование валюты производителями энергоресурсов, чтобы процентов 50 - 70 своей валюты они обязательно продавали. Такое у нас уже было, и никто не пострадал.

9. Меня недавно шокировало известие, что Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк (в трех последних не уверен, но Сбербанк точно) упоминались в числе наших банков, имеющих счета в офшорах! Как могут это делать государственные банки?! В то время как мы собираемся делать налоговую амнистию, вернуть деньги домой, как понимать, что крупные госкорпорации минимизируют свои налоги через офшоры?! Это же ненормально!

«Думаю, что основная причина падения рубля — близкие сроки выплаты части кредитов западным банкам»

10. И еще один деликатный момент: недавно Forbes опубликовал зарплаты ведущих банкиров России, нарисовав руководителям государственных банков очень приличные зарплаты. 37 миллионов долларов в год — вознаграждение у Костина из ВТБ, Миллер — второй, третий — Кузовлев из Банка Москвы, 17 миллионов долларов в год. Через месяц оскорбленный Костин объяснил, что это неправда, получает он не 37 миллионов долларов, а всего... 220 миллионов рублей. 20 миллионов в месяц! И за что? Это же государственный банк, кругом все валится, народ в панике, а тут такие зарплаты. Лучше отдай половину на благотворительность! Не стоит раздражать людей...

11. Люди мечутся. Чтобы остановить снятие денег с банковских счетов, клиентов нужно заинтересовать, а не делать искусственные ограничения на депозитные ставки. Пускай сами банки регулируют этот процесс, какую именно ставку вводить, чтобы население было заинтересовано держать деньги в банке, а не в кубышке дома.

12. Я считаю, что кому-то из высших руководителей страны нужно выступить, объяснить людям, что и как, чего всем нам ждать. Надо выступить и честно все объяснить людям. Стоит чаще выступать перед населением руководству Центробанка и правительства России со своими программами. А то получается, что мы все как в танке. Даже сайт Московской валютной биржи порой закрывается, блокируется...

13. Надо успокаивать народ. Я помню, как в сентябре 2008 года по просьбе президента собрал в Нацбанке аудиторию, с прессой, телевидением. Выступил и на Компрессорном заводе, где собрались все капитаны республиканского производства. Объяснил людям, что все дефолты надуманы, что наши банки закончили 9 месяцев года с прибылью, и деньги у нас есть, и валютные резервы огромные. Я обрисовал реальную картину кризиса, и паника у нас сразу упала, все прошло благополучно.

14. А что сейчас? Мой преемник на посту Нацбанка РТ не может так выступить, потому что ему нужно все согласовывать, сначала в Нижнем Новгороде, а потом и в Москве. Я сам с этим столкнулся в свой последний месяц работы в Нацбанке, нагоняй получил за выступление в Госсовете РТ, когда я отвечал на вопросы про БТА Банк. Вот как вы могли так говорить... Надо согласовывать, а в результате подобных многоступенчатых согласований все молчат! Так же нельзя, люди должны верить своим лидерам! Надо дать права регионам в лице представителей Центробанка, они должны на местах вмешаться в полемику про рубль-доллар-евро и выступить.

15. Нужна программа действий, схему которой начертил президент страны Владимир Путин в своем недавнем послании. Он сказал о льготах для бизнеса. Надо внедрять в жизнь эту программу, чтобы и малый, и большой бизнес спокойно знали, что их ждет.

16. Нужно любым путем остановить вывоз капитала за рубеж. А то ведь бегут от нас капиталы! Вывозят деньги за границу, по итогам года ожидается вывоз 130 миллиардов капитала! Надо, наоборот, привлечь к нам деньги любым путем, любыми льготами, брать пример с Китая. Надо развивать все остальное производство, помимо добычи энергоносителей. И держать свои счета не в Америке, а дома...

17. Не должны пострадать крупнейшие инвестиционные программы, импортозамещение сельхозпродукции. Производителям сейчас немыслимо брать кредиты под нынешние проценты, потому что товар получится в итоге дороже по цене любого импорта. Значит, нужен широкий спектр направлений производства с льготной ставкой налогообложения. Не 17 процентов, а пять, четыре и даже три, и, главное, долгосрочные кредиты. Банки не должны бояться выбрасывать деньги на такие кредиты, пускай. Правительство с Центробанком должны решить этот вопрос. Что нужно — всевозможные льготы для бизнеса, никаких даже разговоров о повышении налогов на недвижимость, на землю.

18. Я лично как гражданин всегда готов помочь государству, чем могу. Знаниями, опытом, а опыт у меня большой, в том числе и производственника — все товары выпускало при мне министерство бытового обслуживания ТАССР, 35 тысяч человек производили миллионы швейных, трикотажных, обувных изделий. Я готов поделиться бесплатно своим опытом банкира и производственника.

19. Думаю, что положение рубля обязательно выправится, но те, кто не умеет руководить, должны уйти в отставку, не будет никакой трагедии — у нас огромная страна, нельзя доводить народ до инфаркта.

20. В России всегда умели героически выходить из трудных положений, которые сами же и создаем. Раз создали трудности, значит, преодолеем их!