КЛЮЧЕВОЙ СВИДЕТЕЛЬ

Накануне в Верховный суд Татарстана из Набережных Челнов приехал директор ООО «Мотор-Сервис» Наиль Зиннатуллин — один из основных свидетелей гособвинения по делу лидера челнинского преступного сообщества «29 комплекс» Рузаля Асадуллина (Рузалик), обвиняемого в убийстве 7 человек, организации преступного сообщества, бандитизме, незаконном использовании оружия и боеприпасов. Напомним, судебное следствие над Асадуллиным стартовало накануне, на нем допросили двоих потерпевших.

Зиннатуллин не зря считается одной из ключевых фигур обвинения. Сам он являлся участником группировки «40 комплекс» (структурного подразделения «29 комплекса») и доделывал «грязную работу» за своими боссами: отрезал трупам кисти рук и головы (таков был фирменный почерк «двадцатьдевятников»), закапывал тела в лесопосадках. На резонный вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, почему Зиннатуллин до сих пор находится на свободе и даже не привлекался к уголовной ответственности в качестве подозреваемого, гособвинитель Ильшат Гильманов ответил: «Он отрубал руки и головы у мертвых к тому времени людей». По словам гособвинителя, в рамках уголовного дела в отношении Асадуллина директор «Мотор-Сервиса» проходит лишь в качестве свидетеля. По мнению самого Зиннатуллина, озвученному во время процесса, он стал невольным участником этих преступлений, был вовлечен в них.

Отвечая на вопрос судьи о том, как он оказался в рядах группировки, Зиннатуллин сказал, что сам изначально попал под «крышевание», а позднее стал членом преступного сообщества.

ПИРАМИДА «29 КОМПЛЕКСА»

Во время допроса директор «Мотор-Сервиса» дал удивительно точные показания, во всех подробностях припомнив, как строилась иерархия в преступном сообществе, какую роль в нем играл Асадуллин, почему произошел раскол в верхушке группировки, который привел к многочисленным убийствам. Также Зиннатуллин добавил дополнительные эпизоды по статье «Убийство» в дело Рузалика.

По словам Зиннатуллина, группировка «40 комплекс» была создана в качестве структурного подразделения преступного сообщества «29 комплекс» Александром Власовым (Шурин), который в начале 90-х как раз переехал из 29-го в 40-й комплекс Набережных Челнов. На новом месте Власов познакомился с местной молодежью и создал свою команду, в которую вошли не менее 30 человек. Подразделение Власова полностью подчинялось «двадцатидевятникам», хотя могло проявлять инициативу по нахождению новых объектов бизнеса, которые можно взять под контроль. 70% от вырученных рэкетирским способом средств отправлялись в «общак» «29 комплекса», 30% оставались в распоряжении структурного подразделения. Каждый член группировки отдавал около 2 тыс. рублей ежемесячно в «общак», молодежь — по 500 рублей.

ВООРУЖЕНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД КАМАЗОМ

Что касается оружия, то в арсенале преступного сообщества, по словам свидетеля, были гранатометы, автоматы Калашникова, большое количество боеприпасов, гранаты, дистанционные взрыватели. Ответственным за хранение оружия был Алексей Гриценко.

Любопытна схема, при помощи которой вооружение оказывалось в руках членов группировки. По словам Зиннатуллина, оно обменивалось на «КАМАЗы» в Чечне, а потом завозилось в Татарстан. Огнестрел использовался для устранения лидеров и активных участников противоборствующих группировок, для устрашения... Большое количество оружия вывозилось в Одессу, где у «двадцатидевятников» также были подконтрольные предприятия.

«В период развития частного предпринимательства и появления неконтролируемых доходов члены ОПГ стали заниматься вымогательством, — зачитывал прокурор данные из материалов уголовного дела. — Поставили под контроль получателей автомобилей «КАМАЗ», создав им искусственные препятствия при получении машин — с машины получали по 300 рублей. Поставили под контроль коммерческие предприятия и создавали свои предприятия. Поставили под контроль заводы и предприятия ОАО «КАМАЗ»: прессово-рамный завод, торгово-финансовую компанию «Сбыт «Камаза», торгово-закупочную компанию по ремонту автомашин «Камаз» на Орловском кольце...» По данным следствия, собранные в «общак» деньги члены ОПГ хранили в металлическом сейфе и мешках из-под картошки в офисе фирмы «Феникс», позднее переименованной в «Феникс А».

Сам Зиннатуллин, впрочем, не принимал участия в манипуляциях с арсеналом и потоком денежных средств. Зато постоянно возил в багажнике своего авто топор и лопату «в зимнее время»...

Вообще, иерархия «29 комплекса» напоминает пирамиду, наверху которой — тройка лидеров, перебравшихся в Москву: Адыган Саляхов (Алик, Большой), Власов и Юрий Еременко (Ерема). Чуть ниже, по словам Зиннатуллина, находился Рузалик, который остался «управделами» в Набережных Челнах вместе с Буртасовым и Слободиным. Рузалик в частности отвечал за «общак» и отправлял деньги лидерам в Москву. «Общак» существовал для того, чтобы решать вопросы с правоохранительными органами, а также с другими группировками. Кроме этого — для командировок и покупки оружия.

«СБРОСИЛИ ТУДА НИКОЛАЕВА И ЗАКОПАЛИ»

Шокирующие подробности четырех жестоких убийств из 7, к которым, как полагает следствие, причастен Рузалик, рассказал ставший их свидетелем Зиннатуллин. Это убийства Евгения Николаева, Андрея Головкина, Алексея Кулагина и Фарида Маниева по кличке «Федя». Все они были людьми Рамиля Валеева по кличке Рамушкин, которого Саляхов поставил во главе «29 комплекса» после того, как в 1998 году Рузалика посадили за разборки с директором одного из рынков Челнов. Когда Рузалик, отсидев три года, вышел на свободу, Рамушкин выделил ему из «общака» 130 тыс. рублей, но теплых отношений между ними не сложилось. И всех этих людей, включая Рамушкина, убийство которого следствие также инкриминирует Асадуллину, Рузалик подозревал — он боялся, что они могут убить его по приказу Саляхова. Во время передела сфер влияния Шурин и Ерема, недовольные тем, что Саляхов стал забирать практически все деньги себе, объединились с Рузаликом и помогали ему организовывать убийства.

Непосредственное участие в убийствах Зиннатуллин не принимал — он лишь заметал следы за своими лидерами: исполнял обязанности водителя, закапывал трупы. А в случае с убийством Николаева в 2001 году лично отрезал трупу кисти рук и голову. «Я голову отрубил топором с двух-трех ударов, — зачитывал гособвинитель показания Зиннатуллина, данные им в мае 2002 года. — А кисти рук с одного удара топором. Лопатами углубили межу-канаву, которая разделяет поле от посадки молодых сосен. Сбросили туда труп Николаева и закопали». Одежда и документы Николаева, а также лопаты были сожжены у моста у деревни Суксы Тукаевского района. По словам Зиннатуллина, убийство Николаева Югрин совершил по приказу Рузалика. Свои показания свидетель полностью подтвердил.

Во время выступления Зиннатуллина стала известна еще одна любопытная деталь. Оказывается, в ходе организации в Москве убийства Андрея Головкина, который намеревался передать находящемуся в изоляторе Челнов Саляхову $60 тыс., бандитам помогал бывший сотрудник то ли ГРУ, то ли ФСБ (Зиннатуллин не знал этого и во время дачи первоначальных показаний 12 лет назадприм. авт.) Анатолий Михайлович. Он на джипе темно-зеленого цвета примкнул к «Волге», в которой находились Еременко и Асадуллин, и к BMW 740, принадлежащей Головкину. Правда, Головкин в тот момент сидел в собственном автомобиле уже в качестве заложника, которого везли в лесопосадку по дороге в сторону Домодедово. Михайлович обеспечивал беспрепятственный проезд через посты ГИБДД и милиции и должен был в случае возникновения проблем «разобраться»...

Как сообщил «БИЗНЕС Online» гособвинитель, уголовное дело в отношении Асадуллина насчитывает 70 томов. В деле 9 потерпевших и 80 свидетелей. Двоих потерпевших и двоих свидетелей уже допросили.

Напомним, Асадуллин обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества), ч. 1 ст. 209 УК РФ (бандитизм), пп. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное организованной группой, из корыстных побуждений, сопряженное с бандитизмом), 3 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенные организованной группой). Свою вину Асадуллин полностью признал.

Остальные лидеры преступного сообщества «29 комплекс» Адыган Саляхов, Юрий Еременко и Александр Власов ранее были приговорены судом к длительным срокам лишения свободы.

«БИЗНЕС Online» продолжает наблюдать за судебным процессом.

Читайте также:

Последний «двадцатидевятник» сел на скамью подсудимых. Часть 1-я