«ВЫПОЛНИТЬ ЭТУ РАБОТУ ПЛОХО МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВО»

В ГТРК «Корстон» вчера после обеда было не протолкнуться — здесь собрались первые лица республики: от президента и министров до глав районов республики и депутатов, а также гендиректора крупных компаний, представители духовенства, журналисты (в том числе иностранные) и даже блогеры. Причиной ажиотажа стало мероприятие, организованное компанией Тины Канделаки «Апостол», а именно: презентация бренда «Культурно-историческое наследие Татарстана».

Организационно курировал проект от Татарстана руководитель аппарата кабмина РТ Шамиль Гафаров, а идеологию определил сам президент Татарстана Рустам Минниханов.

Ведущим всего действа стал известный телеведущий Сергей Брилев, который в самом начале мероприятия немного путанно заявил, что «то, что у вас наследие, у нас еще и не будущее». «По долгу службы я пять-шесть раз приезжал в Казань. Когда нужно было снимать сюжет про дактилоскопию, можно было найти это только в Татарстане, когда про тяжелую нефть — тоже в Татарстане. Я уж молчу про электронное правительство. Здесь надо бывать, так как республика — законодатель мод, — сказал Брилев. — Мы видим здесь то, что в России надо было сделать позавчера. А для чего нужен бренд? Без наследия, его оценки и визуализации будущего не получится».

Почетным гостем на презентации стал первый президент Татарстана, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. «Мы сами чувствуем ответственность, — признался он. — Хорошо, что мы это обсуждаем такой широкой аудиторией. Выполнить эту работу плохо мы не имеем права, иначе не будем уважать себя и нас не будут уважать. Возможно, сегодня мы являемся свидетелями события, которое когда-то станет нематериальным наследием».

По словам Шаймиева, ему нравится, что «родной Татарстан» еще раз прозвучит в СМИ не иначе как благодаря теме сохранения и умножения нашего культурно-исторического наследия. В связи с этим первый президент Татарстана вспомнил, как он когда-то взялся за осуществление «своей отложенной мечты — возрождение Болгара и Свияжска». Ведь эти два города, по мысли Шаймиева, символизируют то же, что и красный всадник Канделаки, а именно: главное кредо республики — «здесь живут люди разных национальностей и конфессий в понимании и гармонии».

«То, что мы всем миром взялись за возрождение этих памятников, говорит о духовной зрелости республиканской общественности, — заявил Шаймиев. — Когда мы чем-то недовольны, надо помнить нашу историю. Девиз фонда (республиканский фонд «Возрождение» под кураторством Шаймиеваприм. ред.) — работаем от души и для души. Работаем в соответствии с мировыми требованиями, а не просто осуществляем реставрацию, раскопки и консервацию».

Шаймиев напомнил, что восстановленный Казанский кремль, работа в Болгаре и Свияжске высоко оценены ЮНЕСКО. «Когда меня спрашивают, каким я хочу видеть республиканский бренд, я отвечаю, что содержательным, мудрым, глубоким и ответственным, как наш народ, — рассказал госсоветник РТ. — Мы дали миру много выдающихся личностей: Кул Гали, Тукай, Шаляпин, Тинчурин, Бутлеров, Нуриев, Софья Губайдуллина, Аида Гарифуллина, команда «КАМАЗ-мастер». Нам есть чем гордиться. Важно, чтобы бренд говорил на языке современности, чтобы он был обращен в первую очередь к молодому поколению, чтобы воспринимался нами близко...» И неожиданно заключил, перефразировав выросшего на Волге писателя Максима Горького: «Рожденные скакать ползать не могут».

Под впечатлением от слов Шаймиева ведущий презентации Брилев пошутил, что в скором времени (с развитием данных археологии) Казань будет отмечать уже 1,5-тысячелетие. После чего пригласил всех посмотреть ролик о памятном отрезке времени в истории республики от создания ТАССР до проведения Универсиады.

МИННИХАНОВ НАУЧИЛ КАНДЕЛАКИ, КАК ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Среди выступавших были и московские гости: так, перед собравшимися выступил Григорий Ревзин — профессор Высшей школы урбанистики: «Есть испанский архитектор Гауди. Так вот, 40 лет назад его как бы не было, потому что никаким мировым брендом он не был. Это правительство Испании после окончания франкистского режима решило создавать свое наследие и сделало его брендом, — начал Ревзин издалека. — Наследие сильно зависит от того, кем оно воспринимается, оно создано современными людьми. Что такое Татарстан сегодня? Это мечта сегодняшней России. Мы хотим стать высокотехнологичными, уйти от нефтяной зависимости, диверсифицировать экономику. Все это уже есть в Татарстане. Современный Татарстан — оазис высоких технологий. На Сингапур похож. Ли Куан Ю, кстати, даже давал рекомендации по Иннополису».

Презентацию также посетили глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, дизайнер Игорь Гурович, режиссер Павел Каплевич, режиссер Анна Михалкова (дочь Сергея Михалкова).

Наконец, слово взяла сама Канделаки, сообщившая, что очень нервничает. Напомним, первые консультации специалистов по поводу создания бренда культурно-исторического наследия Татарстана прошли в начале декабря прошлого года. Компания, совладельцем которой является Канделаки, получила предложение заняться разработкой бренда республики после того, как звезда шоу-бизнеса в сентябре 2013 года прогулялась с Миннихановым по Старо-Татарской слободе.

«Это и бренд для меня, и несколько личная история, — призналась Канделаки. — Я не первый год знаю Рустама Нургалиевича. Общались, еще когда разрабатывались электронные услуги. Он показал мне, как оплатить штраф или выйти замуж через интернет. Тогда это казалось космосом. Я поняла, что это перспективно, и вернулась к Рустаму Нургалиевичу с Twitter и Instagram. Он поначалу скептически относился, но быстро освоился...»

И, обращаясь уже непосредственно к Минниханову, телезвезда выдохнула признание: «Вы — абсолютный лидер для тех, кто хочет пользоваться новыми технологиями». Затем Канделаки привела короткую справку о том, как глубоко интернет проник в человеческую жизнь. По ее словам, за последние 6 лет в сеть начали выходить 3 млрд. человек в мире, 56 млн. выходит в сеть в России. «Люди сами генерируют контент сегодня из мобильного телефона. До 40 процентов выходов в интернет приходится на мобильные устройства. В Татарстане живут 3,8 миллиона человек, а в соцсети «ВКонтакте» зарегистрированы 3,2 миллиона человек. В Татарстане все пользуются интернетом, почти каждый человек! — восхищалась Канделаки. — Поэтому бренд надо было проработать аккуратно и грамотно. Стояла задача перевести культурное наследие на новый цифровой язык. Мы хотели показать и доказать, что татарстанцы прогрессивны и помнят свое родство. Мы вами искренне восхищаемся».

Далее последовал «сюрприз» от Канделаки — небольшое видео, собранное из фотографий из Instagram с хештегом #казань. В конце его появилась надпись — «Минниханов — самый стабильный пользователь Инстаграм».

(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«КАК ПРАВИЛО, У НАС ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»

Вышедший на сцену президент Татарстана не стал читать подготовленный для него на бумажке текст и сымпровизировал. «Мне тоже подготовили выступление, но Минтимер Шарипович сказал, что здесь плохо видно, поэтому я не буду рисковать с текстом, — пошутил он. — Это как венчурный бизнес. Презентуем задуманный проект. Как правило, у нас все получается. Мы прошли определенный этап. Мы богаты не только нефтью, экономикой. Мы провели Универсиаду, это сильно изменило Казань и Татарстан, увеличило узнаваемость в мире».

Напомнил президент и о том, что в республику приезжает много туристов и на новогодние праздники «все забито». «Люди приезжают с одной целью, а уезжают с другими ощущениями и задачами. Думаю, сегодняшнее событие поднимет Татарстан на новый уровень. Кто к нам приезжает, ни разу ничего плохого не говорил», — сказал он.

Президент также дал понять, что новый образ будет использоваться довольно широко: «Однозначно, наш бренд — это дополнительный стимул продвижения нашей республики. Мы показываем нашу самобытность, показываем наших людей, нашу целеустремленность, нашу сплоченность, это серьезные аргументы для наших инвесторов. Сегодня Татарстан знаком многим мировым компаниям, многие мировые компании имеют тут свой бизнес. Мы стараемся продвигаться дальше. Мы хотим, чтобы к республике [проявляли интерес] не только инвесторы, но и туристы», — добавил глава Татарстана.

«ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСТАНСКОГО АРХЕТИПА»

Далее, наконец, наступил кульминационный момент — собравшимся показали базовый ролик, снятый компанией «Апостол». Ролик длится несколько минут и построен на точках, которые раскрываются в сюжете. Это скорость, выносливость, достоинство (здесь были показаны кадры из спортивной и культурной жизни Татарстана), пытливость, чутье, традиция, мастерство, единство (выделяется фраза «Мы образец единства. В Татарстане говорят не «я сделал все, что мог, а я сделал все») и устремленность.

По замыслу авторов, бренд должен «раскрывать культурный код территории».

logo_eng1.jpg

Как говорится в материалах презентации, «в рамках проекта определены особенности татарстанского архетипа, сформулированы идеология и визуальный стиль бренда, а также программа его международного развития».

Особенностей татарстанского архетипа набралось 10: скорость, выносливость, достоинство, пытливость, чутье, следование традициям, мастерство, единство, упорство и целеустремленность. Каждое из выделенных качеств визуально представлено в виде элементов стиля. К примеру, скорость символизируют изображение лошади, выносливость — борцы кореш, а достоинство — крылатый барс. Сложенные вместе, они формируют стрелу, олицетворяющую культурное богатство региона и его постоянное развитие и движение вперед.

Что касается фигуры конника, то ею подчеркнуты «готовность действовать, выносливость и упорство татарстанцев». «Визуальный ряд логотипа призван передать стремление к победе, дух и энергию народа Татарстана. Воплощенное в образах направленное движение вперед его жителей выражает неустанное стремление совершенствовать свои навыки и следовать прогрессу, свойственное ментальности региона», — уточняется в материалах презентации.

В цветовом решении переплелись элементы трех традиций. Так, ярко-красный символизирует славянскую традицию, светло-красный — монгольскую традицию, темно-красный — булгарскую.

Куратор проекта из команды «Апостола» Наталья Фишман затруднилась объяснить нашему изданию, как и где планируется использовать логотип. Она лишь уточнила, что сейчас завершился первый этап презентаций, после чего начнутся консультации по дальнейшей работе. Сумму, за которую компания выполнила работу, она также не сообщила. Впрочем, как стало известно в процессе подготовки этой статьи, красный всадник точно перейдет на сувенирную продукцию и, возможно, станет частью символики древнего Болгара и острова-града Свияжска.

«КОГДА ВОЗНИКАЕТ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ — ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» опросила мнения присутствующих о работе, проделанной компанией Канделаки.

Ильсур Метшин — мэр Казани:

— Когда возникает чувство гордости — это самое главное. Вот у меня есть чувство гордости, что я татарстанец. То, что мы увидели сегодня, еще раз нас всех объединило. Правильные точки объединения: упорство, наследие, мудрость, достоинство — это слова, которые для меня очень важны. Я, сидя в зале, гордился тем, что я житель Татарстана, Казани, что родился и работаю здесь. Надеюсь, все наши лучшие помыслы будут связаны с Татарстаном и Казанью. Последний раз такое чувство гордости испытал, когда присутствовал на церемонии открытия Универсиады. Чувствовалось единение. Сегодня я испытал заново что-то подобное.

Как правильно сказали ведущие, 40 лет назад никто и не думал, что Гауди будет брендом Испании. Так что надо просто делать шаги, вместе работать на решение задачи. Я благодарен нашему президенту за то, что при всей той занятости и тех масштабных вызовах, которые сегодня есть у республики, экономики и в целом, он находит время думать о далеком будущем Татарстана. Это очень приятно.

Татьяна Ларионова — исполнительный директор некоммерческой организации «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ»:

— Думаю, что все составляющие этого бренда мы еще так или иначе постараемся отдельно прочувствовать в Болгаре. Не сомневаюсь, что в работе с туристами и паломниками Свияжск и Болгар засверкают новыми гранями. Безусловно, есть огромная площадка, чтобы поднять на высокий, качественно новый уровень сувенирную продукцию. Это интеллектуальный уровень, порой нам этого не хватает. Бренд, может быть, именно то, чего нам до сегодняшнего дня и не хватало. Учитывая то, что мне посчастливилось в свое время общаться, встречаться и где-то контактировать с разработчиками бренда, хочу сказать, что команда «Апостола» действительно высокопрофессиональная, очень интересная. Мы внесли некоторые свои предложения, и думаю, что особенно в части Болгара и Свияжска их учтем в нашей дальнейшей совместной работе.

pattern.jpg

Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:

— Я воспринял показанный ролик и логотип как некую мысль, идею. Сам первый раз услышал сегодня об этом бренде. Конечно, они к нам приходили, но все об этом забыли, это было год назад. Оказывается, работа шла. Посмотрим, что будет дальше.