Ильдар Рахматуллин

«НАДЕЯТЬСЯ НА СНИЖЕНИЕ СТАВОК ПО КРЕДИТАМ НЕ ПРИХОДИТСЯ»

— Ильдар Алмасович, наш читатель задает такой вопрос: «Чего ждать потенциальным клиентам банков от всей этой чехарды в экономике и политике? Что будет с банковскими ставками по вкладам и кредитам? Какие условия вы будете выставлять нам? Мне кажется, что люди меньше будут тратить, следовательно, меньше обращаться за кредитами, а это значит, что банки должны предоставлять более выгодные условия, чтобы привлечь клиентов. Или я не прав?» (Ильгизар Зарипов)

— Процентные ставки в первую очередь определяются стоимостью ресурсов, а стоимость ресурсов, к сожалению, растет, поэтому надеяться на то, что в ближайшее время ставки по кредитам будут снижаться, конечно, не приходится.

— Наверное, вопрос можно даже так сформулировать: насколько кредитные ставки будут расти? Каков ваш прогноз?

— На мой взгляд, в банках процентные ставки по кредитам уже выросли, и если не начнутся какие-то серьезные инфляционные процессы, ставки расти не будут. Но ситуация на рынке не настолько стабильная, чтобы давать однозначные прогнозы даже на ближайшие пару месяцев.

— В условиях нестабильности экономики вы заемщиков более жестко стали «просеивать», чем, например, три-четыре месяца назад? Ведь риски-то растут.

— Я бы не сказал, что требования к заемщикам ужесточились, скорее, ухудшилось положение самих заемщиков, и не все стали соответствовать предъявляемым требованиям. Однако это не значит, что для определенного клиентского сегмента кредитование стало менее доступным. Среди представителей более подверженных рискам отраслей также есть устойчивые компании, в стабильности которых мы не сомневаемся и продолжаем с ними работать в прежнем режиме. Но, безусловно, для кого-то в текущих экономических реалиях эти требования могут быть достаточно жесткими. Здесь можно сказать только одно — мягче они пока не станут.

— В последнее время бизнес и граждане стали меньше обращаться за кредитами?

— В среднем количество заявок не изменилось. С одной стороны, кто-то опасается брать кредит, с другой стороны, кто-то, наоборот, решил именно сейчас его взять. Поле для кредитной деятельности, естественно, остается. Но определенно на этом рынке усиливается борьба за клиентов с хорошей кредитной историей и низким уровнем закредитованности.

«ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТУЕМ ТОЛЬКО В РУБЛЯХ»

— Какова тенденция выдачи кредитов населению у вас в банке в рублях и иностранной валюте в период до 2014 и в 2014 году? В настоящее время в какой валюте более востребованы кредиты? Несмотря на то, что ваш банк иностранный, и большая часть денежных средств обращается в валюте, есть ли ограничения на выдачу кредитов в валюте? (Эльвира)

— Физических лиц в настоящее время мы кредитуем только в рублях. При этом в течение 2013 года и в начале 2014 года была возможность получить ипотеку в долларах и евро, но доступна она была только для узкой категории «зарплатных» клиентов с высоким уровнем дохода. Сейчас валютные риски всем очевидны, а еще год назад был соблазн воспользоваться подобными кредитными предложениями, потому что в банках ставки по валютным кредитам были существенно ниже. Что касается юридических лиц, то мы их кредитуем и в долларах, и в евро.

— На какие основные критерии банк ориентируется в своей рисковой политике при выборе российских клиентов? (Леонид)

— Мы анализируем клиента со всех сторон. Когда мы выдаем кредит юрлицу, мы всегда выявляем реальные потребности клиента и тщательно анализируем финансовое состояние компаний, особенно представляющих отрасли, наиболее подверженные рискам в нестабильных экономических условиях. Исходя из совокупности критериев, мы и принимаем решение о предоставлении кредита. Но я не назвал бы эти меры какими-то особенными, национальными, поскольку правила кредитования одни и те же по всему миру, за исключением исламского банкинга.

— Как вы на себе ощущаете, спрос на валюту увеличился?

— Особого ажиотажа мы не наблюдали, хотя спрос на покупку долларов и евро был выше, чем обычно.

— Многие банки жалуются на то, что уже кредитовать некого. А вы как считаете?

— Идет борьба за хорошего клиента, а их всегда было не так много. Конкуренция обостряется, и поэтому кажется, что клиенты куда-то исчезают, расходятся по другим банкам.

— А «хороший клиент» — это который много берет и вовремя отдает?

— Хороший клиент — это тот, который берет столько, сколько ему нужно, и столько, сколько он может осилить, чтобы вовремя платить проценты и вовремя возвращать деньги. Для физических лиц, по нашему мнению, сумма всех его ежемесячных платежей по всем кредитам не должна превышать 50 процентов от суммы ежемесячного дохода после вычета налогов. В идеале, конечно, это значение не должно превышать 30 процентов. Если пороговое значение превышено, мы уже с опаской смотрим на такого клиента. Таким людям зачастую очень сложно самостоятельно оценить и распределить свою кредитную нагрузку, особенно если их уровень доходов невысок. И можем рекомендовать ему взять, например, меньшую сумму.

«АВТОКРЕДИТОВАНИЕ — ОДНО ИЗ САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Какие сейчас тенденции на рынке автокредитования республики? Чего стоит ожидать? Каковы объемы автокредитования Райфа сейчас, насколько они сопоставимы с прошлым годом, с началом этого года? (Владимир)

— Каждый автопроизводитель разрабатывает с банками спецпрограммы кредитования. И у каждого производителя разный перечень банков-партнеров. В казанском офисе Райффайзенбанка автокредитование — это одно из самых перспективных направлений в розничном сегменте. Наши представители есть практически во всех крупнейших автосалонах Казани, Челнов, Альметьевска, Чебоксар, Йошкар-Олы. В частности, в настоящий момент Райффайзенбанк сотрудничает с General Motors (марки — Chevrolet, Opel, Cadillac), «Вольво Кар Россия» (Volvo), ООО «Хендэ Мотор СНГ» (Hyundi), «Сузуки Мотор Рус» (Suzuki), ООО «Хонда Мотор РУС» (Honda), с генеральным дистрибьютором Mitsubishi Motors в России (Mitsubishi), дистрибьюторским центром SSangYong.

Кроме того, мы постоянно расширяем список своих партнеров, например, не так давно у нас был введена новая программа с ООО «Лифан Моторс Рус» (Lifan Motors). Поэтому на данный момент клиентам Райффайзенбанка доступны более 500 популярных марок автомобилей в более чем 2 тысячах автосалонов по всей стране. А для наших зарплатных клиентов предусмотрено снижение ставки на 0,5 процента.

Что касается тенденций, то снижение продаж автокредитов наблюдалось летом, а начиная с сентября количество выдаваемых автокредитов увеличивается. Но по сравнению с прошлым годом спад, конечно, определенный наблюдается, что напрямую связано с отменой программы государственного субсидирования процентной ставки.

— Каков средний размер автокредита?

— Сейчас он составляет 480 тысяч рублей.

— Мои выплаты по автокредиту вашему банку были без просрочек. Есть ли предложения на выгодных условиях таким клиентам, как я, с учетом нестабильной экономической ситуации в стране? (Рустем)

— В автокредитовании ставки различаются в зависимости от модели автомобиля и от нашей совместной программы с производителем, которых у нас достаточно много. Приходите. Думаю, мы обязательно что-нибудь вам подберем.

«ВСЕ РАБОТАЮТ В ЕДИНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ»

— Где находится ваш центральный офис — в Европе или в Москве?

— В Москве находится головной офис ЗАО «Райффайзенбанк». Головной офис Raiffeisenbank International находится в Вене. Группа контролирует 15 дочерних банков в 15 странах, самый крупный их которых — это банк в России с центральным офисом в Москве. Мы представлены в 49 регионах страны, в том числе в Татарстане. И как в любом банке федерального масштаба, продукты и процентные ставки определяются центральным офисом. Разработка банковских продуктов, маркетинговые исследования — это все централизовано.

В связи с тем, что вы являетесь дочерним банком европейской финансовой группы, не подвергаются ли крупные вкладчики вашего банка дополнительному риску? Ведь в современных реалиях ни один гражданин РФ не застрахован от санкций со стороны Евросоюза и США без объяснения причин и тем более каких-либо доказательств и суда. (Альберт)

— Никаких особых различий в работе банков, которые имеют российских учредителей, и дочерних структур западных игроков не существует. Все работают в едином законодательном поле, соответственно, наложить какой-нибудь арест, взыскание может только компетентный орган РФ.

Руководство Райффайзенбанка уже неоднократно отмечало, что российский рынок является одним из ключевых для Группы Райффайзен. Председатель правления Raiffeisen Bank International Карл Севельда в своем недавнем интервью рассказал, что банк верит в потенциал нашей страны и в дальнейшем планирует выполнять все обязательства перед российскими клиентами. А механизм санкций и ответных мер банк рассматривает как контрпродуктивный и оказывающий негативное воздействие на все стороны. И связывать бизнес и политику нам бы не хотелось.

— Та «кубышка», из которой вы выдаете кредиты, находится в Москве или в Вене?

— Разумеется, в нужный момент головной банк предоставляет ресурсы своим дочерним банкам, но на сегодняшний день средства клиентов — основная составляющая ресурсной базы банка (более 70 процентов обязательств банка). Доля материнского фондирования не столь велика и составила на 30 сентября 2014 года 7,7 процента суммарных обязательств банка.

КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ — ОКОЛО 5,6 МЛРД. РУБЛЕЙ

Каков кредитный портфель у казанского офиса Райффайзенбанка?

— Наш кредитный портфель — около 5,6 миллиарда рублей по состоянию на 1 октября 2014 года.

— Офис в Татарстане имеет какой-то лимит по размеру выдаваемого кредита?

— Мы готовим сделки и вносим их на рассмотрение кредитного комитета в Москве. Но это не приводит к затягиванию процесса, все происходит дистанционно и достаточно оперативно.

Каков объем просрочки по кредитам физлиц и юрлиц?

— Райффайзенбанк всегда придерживался консервативного подхода к управлению рисками в области кредитования. И несмотря на то, что просрочка растет по всем группам клиентов и за год в целом по рынку выросла примерно на треть, ее размер в портфеле банка по республике Татарстан — 2,7 процента, в том числе в кредитовании юридических лиц — 0,8 процента, в кредитовании физлиц — 4 процента. Я считаю, это очень хороший показатель на сегодняшний день.

Условия кредитования в России и в Германии отличаются в смысле процентной ставки? И почему у нас в России она выше? (Дервиш)

— Процентные ставки по кредитам определяются стоимостью ресурсов, а стоимость ресурсов — уровнем инфляции. Поскольку в России уровень инфляции выше, то процентная ставка будет выше и по кредитам ресурсов, и по кредитам нашим клиентам. Ставки по кредитам и депозитам связаны напрямую, и вкладчики не захотят иметь вклады, проценты по которым не покрывают инфляцию. Соответственно, с ростом ставок по депозитам, растут и ставки по кредитам.

— Но банки по кредитам берут гораздо больше, чем инфляция...

— Здесь учитывается инфляция, риски и плюс затраты банка на ведение самих бизнес-процессов, обслуживание. Затраты банка — это как раз дельта между процентами по вкладам и по кредитам. И банки сегодня активно занимаются оптимизацией своих бизнес-процессов, офисов, персонала, чтобы снизить издержки. Например, у нас создан центр операционной поддержки в Ярославле, и очень многие функции, которые раньше выполнялись в офисах в городах, перенесены в этот центр.

«ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ ПО МНОГИМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВЕДЕТСЯ ДИСТАНЦИОННО»

У Райффайзенбанка в Татарстане открыты только два офиса в Казани. Наши читатели спрашивают, будут ли открываться новые офисы, например, в Набережных Челнах и в Юдино?

— Кроме двух офисов у нас еще есть точки продаж кредитов в автосалонах крупнейших дилеров в ряде городов. У нас там и банкоматы стоят. Кроме того, достаточно сильно развиты дистанционные сервисы. Поэтому пока мы не планируем открытие новых офисов в городах республики, кроме Казани.

— Я приобрел автомобиль и оформил автокредит в Ижевске, но постоянно проживаю в Челнах и вынужден совершать платежи за кредит денежным переводом через другие банки, платить определенную комиссию в 1 - 2 процента от суммы перевода. Когда планируется в Челнах открыть платежный терминал? В случае открытия такого платежного терминала в моем городе, почему я вынужден буду поехать в Ижевск за пластиковой картой, когда в современном мире не составляет никакого труда отправить данную карту мне почтой России либо другой логистической компанией? При этом я сам готов оплатить почтовые услуги. (Альберт)

— Если отправлять пластиковую карту почтой, то должно быть два отправления — в одном конверте будет карта, в другом — PIN-код. Зарплатные карты мы таким образом и отправляем своим клиентам, которые работают в других городах. Дело в том, что среди наших клиентов много федеральных компаний, которые имеют здесь свои филиалы.

Автор данного вопроса является клиентом ижевского подразделения Райффайзенбанка, поэтому все вопросы с пересылкой карты ему лучше решать именно с ним. Что касается платежного терминала в Челнах, то пока мы не планируем его там устанавливать, поскольку его обслуживание нерентабельно.

Я всем заемщикам говорю, что прежде чем взять кредит, надо подумать, как его удобнее обслуживать. Это же на несколько лет ежемесячное общение с банком! Поэтому лучше рассмотреть варианты дистанционной оплаты услуг. Для этого надо открыть у нас счет и с него выплачивать кредит. При этом не потребуются ни банкомат, ни наличные деньги.

— Как Альберту перейти с обслуживания кредита наличными на дистанционное?

— Это можно сделать либо в Ижевске, либо в Казани. Если он взял кредит в Ижевске, это не значит, что он может обслуживаться только там. Как лучше поступить, мы подскажем ему по электронной почте.

ДЕПОЗИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ — ОКОЛО 7,9 МЛРД. РУБЛЕЙ

Чем продукты Райффайзенбанка привлекательнее других банков? (Илья)

— Для клиентов сейчас главная тема — надежность. И многие сейчас выбирают именно наш банк. Приток клиентов в последние месяцы ощутимо вырос.

— Как вы выполняете план по доходам, имея всего два офиса в Казани?

— Обслуживание наших клиентов по многим направлениям ведется дистанционно. У нас, например, много клиентов — юрлиц из Челнов, депозитная база юридических лиц у нас в основном сформирована предприятиями Закамья. Поэтому нельзя сказать, что из-за малого количества офисов недостаточно и клиентов. Прямой зависимости нет.

— И стать вашим клиентом можно дистанционно?

— Для открытия первого счета необходимо посетить отделение банка. Все последующие счета и депозиты можно оформить дистанционно, через интернет.

— А взять кредит?

— Подать заявку на кредит и обслуживать кредит можно дистанционно, но чтобы оформить кредит, нужно личное присутствие либо в банке, либо в автосалоне, если это автокредит.

— Какие услуги вы предоставляете иностранным компаниям?

— Те же самые, что и российским. Мы инкассируем их выручку, оказываем расчетно-кассовое обслуживание, ведем зарплатные проекты, кредитуем их сотрудников. Исторически сложилось так, что большая доля наших клиентов — это иностранные компании: IКЕА, Leroy Merlin, Media Markt, OBI и т.д.

— Вы сказали, что кредитный портфель у вас 5,6 миллиарда рублей, а каков объем депозитного?

— Депозитный портфель у нас больше — по итогам третьего квартала он составляет около 7,9 миллиарда рублей. Но не только за счет вкладов населения, большую часть в нем занимают депозиты юридических лиц.

ДЛЯ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА

— Что включает ваша «программа высокого полета»? На кого она рассчитана? (Евгений Соколов)

— «Программа высокого полета» — это рекламная формулировка на сайте банка в разделе программ для премиум-клиентов. Порог вхождения в Premium Banking Райффайзенбанка составляет сумма от одного миллиона рублей, которую клиент готов вложить в депозитные продукты или сохранять на текущем счете, инвестировать в паевые инвестиционные фонды.

В Райффайзенбанке клиентам Premium предлагаются льготное кредитование, повышенные процентные ставки по депозитам, финансовое консультирование, а также специальные сервисы и услуги, такие как персональный менеджер, круглосуточная выделенная линия Premium Line, специальные залы обслуживания. В рамках программы Premium Райффайзенбанк предлагает пакет услуг «Премиальный». Основа нашего Premium banking — это смещение основного акцента от продуктов кредитования к инвестиционным продуктам.

Райффайзенбанк своим премиум-клиентам предлагает не стандартный пакет банковских услуг, а комплексное решение, направленное на достижение поставленных целей. Для достижения данных целей мы можем предложить весь спектр финансовых инструментов: ПИФы, страховые программы, доверительное управление и другие. Также премиум-клиентам в Райффайзенбанке доступны специальные продукты и сервисы: премиальные банковские карты, бесплатная карта Priority Pass (доступ более чем в 600 бизнес-залов в аэропортах по всему миру), бесплатные рублевые переводы, бесплатная страховка для всей семьи при выезде за рубеж, выделенная круглосуточная линия «Премиум Лайн» и консьерж-сервис.

Кроме того, действуют партнерские программы, по которым можно получить ощутимые скидки в престижных магазинах и ресторанах, специальные кредитные программы на приобретение люксовых моделей авто и т.п.

ДЛЯ МАЛОГО И МИКРОБИЗНЕСА

— Что вы предлагаете предпринимателям, есть ли специальные программы для фермеров? (Эдуард)

— Для малого и микробизнеса в банке разработана широкая линейка кредитных продуктов с возможностью индивидуального подбора условий кредитования под нужды вашего бизнеса: оборотное финансирование, инвестиционные кредиты, овердрафт, кредит для финансирования контрактов, гарантии и аккредитивы. Для компаний среднего бизнеса структура кредитной сделки (срок, обеспечение и т.д.) разрабатывается в каждом случае индивидуально. Отдельных предложений для фермеров у нас нет, поскольку у нас вообще нет отраслевых программ.

Есть ли у вас какие-то особые условия кредитования, например, малоимущим, сиротам, инвалидам? (Серега Хакимов)

— Специальных условий для отдельных категорий населения Райффайзенбанк не предоставляет, с другой стороны, мы регулярно проводим различные акции, и наши клиенты могут получить кредиты на привлекательных условиях.

«ИПОТЕКА ОСТАНЕТСЯ ДРАЙВЕРОМ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ»

— Сейчас многие говорят, что драйвером роста для банков стала ипотека. А у вас как развивается этот сегмент?

— Да, ипотека в этом году росла быстрее, чем розничное кредитование в целом. В условиях неопределенности она для банков наиболее интересна, потому что это залоговый вид кредитования, и платежная дисциплина у заемщиков намного выше, чем в других сегментах. По ипотеке практически нет просрочки, кредит выдается на долгий срок, поэтому это очень привлекательный вид кредитования, хотя и с маленькой маржой. По нашим оценкам, в ближайшие несколько лет ипотека останется драйвером рынка кредитования.

— У вас стоимость услуг по обслуживанию карты, страхованию карточного счета, комиссии за снятие наличных очень высокие. (Владимир)

— По сравнению с чем? Всегда надо понимать, что и с чем мы сравниваем. Все тарифы у нас в банке едины и не зависят от региона, например.

— Не планируете ли вы создать условия для простого внесения наличных через платежные аппараты (сейчас надо ввести БИК, чтобы найти отделение Райффайзенбанка, которое выдало карту). (Владимир)

— В банкоматах Райффайзенбанка совершать платежи гораздо удобнее — привязка к счету происходит автоматически. Что касается платежных терминалов, то разработкой их интерфейса занимаются непосредственно те компании, которым это устройство принадлежит.

— В Казани пользоваться услугами Райффайзенбанка практически невозможно: офисов всего два, в них всегда очереди, банкоматов с внесением наличных — 4, они часто не работают. Не хотите ли вы развернуться лицом к клиенту и начать работать с очередью в офисах, с банкоматами? (Владимир)

— Сейчас у банка 32 банкомата, из них 9 банкоматов принимают наличные, а скоро их число вырастет до 11. Я считаю, что такого количества банкоматов пока достаточно — они стоят во всех больших торговых центрах. Причем все наши банкоматы работают 97,8 процента времени, и это очень хороший показатель по отрасли. Кроме того, у нас есть банки-партнеры, которые имеют свою сеть банкоматов. Сейчас клиенты банка могут без комиссии совершать операции в более чем 200 банкоматах только в Казани: это банкоматы Татфондбанка (ОАО ИАКБ), банка Уралсиб (ОАО), МДМ (ОАО), Росбанка (ОАО АКБ).

Количество клиентов в последние годы выросло в разы, а количество наших сотрудников не увеличилось. И чтобы избежать очередей в офисах, надо либо перенести часть операций в интернет через дистанционный канал обслуживания, либо часть клиентов перевести на самообслуживание. Например, в Европе у банков есть большие зоны «24», где клиенты самостоятельно проводят многие операции, используя банковские терминалы. Мы тоже хотим, чтобы наши клиенты такие простые операции, как погашение кредита, производили самостоятельно. И мы начинаем замену имеющихся банкоматов на банкоматы с функциями приема наличных.

«КОЛЛЕКТИВ ЛЮДЕЙ С ХОРОШИМ БАЗОВЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

— Вы повысили бы оклад специалисту, который один за весь филиал выполняет план по привлечению средств? Как считаете, нужен банку такой работник? (Рената)

— Любой компании нужен эффективный работник. Кроме того, у нас в банке действует бонусная схема вознаграждения, когда за продажу каждого продукта сотрудник получает премиальные.

— Сколько у вас сотрудников в Татарстане?

— С учетом двух офисов в Казани и точек продаж в автосалонах у нас работают порядка 110 сотрудников.

— Дефицит кадров ощущаете?

— Хороших кадров всегда дефицит. Хотя текучесть кадров у нас невысокая, поскольку в банке традиционно комфортные условия работы, есть программы по развитию, по повышению квалификации.

— Квалификацией кадров в принципе вы удовлетворены?

— Сейчас — да, потому что нам удалось сформировать коллектив людей с хорошим базовым образованием, окончивших профильные учебные заведения. Считаю, самое достойное образование для банковской сферы в Татарстане дают Институт экономики и финансов КФУ, экономический факультет КФУ и «Банковская школа». Причем оттуда выходят люди, которые действительно хотят работать в банках, а не только «попробовать».

— Участвует ли ЗАО «Райффайзенбанк» в каких-либо меценатских программах? Можно ли обратиться к вам с просьбой о помощи в реализации какого-либо проекта? Если да, то куда конкретно обращаться? (Азат Нуруллович)

— Организацией благотворительной и спонсорской деятельности в области культуры занимается отдел связей с общественностью в лице его руководителя, которому помогают PR-специалисты как на федеральном уровне, так и в каждом регионе России, масштабируя программы банка на всю территорию присутствия банка. Свои предложения вы можете отправить на почтовый ящик подразделения — pr@raiffeisen.ru.

Что касается поддержки культурных проектов, то Райффайзенбанк ориентирован на развитие инициатив, способствующих созданию единого культурного пространства между Россией и Европой. В 2013 - 2014 годах банк поддерживал мероприятия австрийского культурного форума в России.

«ЗАДАЧА — УМЕНЬШИТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ»

— Ваш прогноз, что будет происходить в банковском секторе экономики в 2015 году?

— Снижение маржи, поэтому основная задача — уменьшить себестоимость банковских продуктов, оптимизируя внутренние процессы и снижая издержки. А специализация позволит выполнять работу меньшей численностью, с меньшим количеством ошибок и более эффективно. Полагаю, что участники рынка сосредоточатся на комиссионном бизнесе, а также повышении качества обслуживания клиентов. Также мы ожидаем, что обострится конкуренция за клиентов премиум сегмента.

— 2014 год можно назвать годом «большой стирки» со стороны Центробанка. Как считаете, вымывание банков с рынка продолжится?

— Думаю, Центральный банк еще только приступил к санации, и эти процессы на рынке, конечно, продолжатся. Регулятор не ставит задачу сократить количество кредитных учреждений, его задача — очистить рынок от недобросовестных игроков.

— А для казанского офиса Райффайзенбанка каким был уходящий год?

— У нас был обычный планомерный рост показателей без каких-либо скачков. Результаты очень хорошие.

— У вашего банка есть свое кредо?

— Надежность Райффайзенбанка — сейчас это самая главная тема. Еще международность. Качество обслуживания. Мы предлагаем клиентам качественный сервис, соответствующий единым высоким стандартам группы Райффайзен. Это позволило нам закрепиться на рынке республики и сформировать клиентскую базу. Мы высоко ценим доверие клиентов и при установлении долгосрочных отношений готовы предложить хорошие скидки на обслуживание.

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ОТ РАЙФФАЙЗЕНБАНКА

— Какие новые продукты вы предлагаете своим клиентам в ближайшее время?

— Недавно Райффайзенбанк вывел на рынок новый продукт — карту для юридических лиц VISA «Бизнес 24/7», которая привязывается к расчетному счету и по которой можно снять до 300 тысяч рублей в день. Предприятиям теперь необязательно идти в банк для того, чтобы вносить наличность на расчетный счет или снять наличность с расчетного счета — на выдачу заработной платы, на хозяйственные нужды, на командировочные расходы и т.д. Все это теперь можно делать с помощью этой карты в банкомате. На наш взгляд, такой лимит полностью закрывает все потребности малого бизнеса. Это очень удобно и фактически может в ряде случаев заменить услугу инкассации. В целях безопасности по этой карточке нельзя расплачиваться во время оnline-покупок или в магазинах, но для предприятий это и не надо, ведь это же не карточка физического лица для расчета.

Есть еще одно новшество: если наши клиенты оплачивают банковские услуги на год вперед, то мы им предоставляем два месяца бесплатного обслуживания; если они делают предоплату за два года, то полгода обслуживания для них будет бесплатным.

— Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?

— Регулярно! «БИЗНЕС Online» — реально ведущее, самое читаемое и самое обсуждаемое бизнес-издание в Татарстане. Меня в вашей газете все устраивает. Пожелание только одно: оперативнее актуализировать информацию в разделе «Персоналии». Потому что когда готовишься ко встрече с кем-нибудь, самое простое и удобное — заглянуть на страничку «БИЗНЕС Online» и все узнать о персоне или компании.

Ильдар Алмасович, спасибо за полезный разговор.