«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЕТ, ЕЕ НАДО МЕНЯТЬ»

В разные годы Олег Григорьев работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР и Экспертном институте РСПП, был заместителем руководителя аппарата комитета Госдумы по экономической политике и начальником отдела экономического управления президента РФ. Однако чем дальше, тем больше у него вызревало четкое ощущение, что все общепринятые экономические теории имеют мало общего с окружающей действительностью. Точнее, практически ничего.

Идея создать альтернативу «классике» окончательно сформировалась у Григорьева на одном из заседаний РСПП в 2002 году. Обсуждались перспективы строительной отрасли, и докладчики начали сравнивать ее с практикой США, прикидывая, какие механизмы можно перенести на российскую почву. Экономист же был уверен, что многое из предлагаемого сделать невозможно, в частности, разделение труда, о котором говорилось на совещании, давно утратило смысл, который в него вкладывался изначально.

Итогом размышлений стала книга (с фрагментами которой можно ознакомиться здесь), которую в пятницу ученый презентовал на лекции в КФУ. Создавая «работающую» экономическую теорию, Григорьев сознательно решил написать ее не «птичьим» высоконаучным языком, которым, по его словам, грешат многие коллеги, а изложить ее в увлекательной и доступной форме (хотя без формул, разумеется, не обошлось).

Крах ряда незыблемых постулатов, несбывшиеся прогнозы и не предсказанные кризисы — все это говорит о том, что экономическая наука нуждается в радикальной реформе, сказал Григорьев казанским студентам и преподавателям.

Так, по словам директора «Неокономики», аналитики сегодня строят свои модели, принимая в расчет слишком много факторов, большинство из которых являются абсолютно ненужными и только искажают картину. Чтобы дать достоверный прогноз, «нужно всего несколько параметров» — именно это позволило «Неокономике», по утверждению Григорьева, заблаговременно предсказать кризис 2008 года.

Ученый уверен в верности собственной теории. Более того, он не скрывает амбиций и то ли в шутку, то ли всерьез заявил студентам КФУ, что его только что вышедшая книга «Эпоха роста. Лекции по неокономике. Расцвет и упадок мировой экономической системы» достойна занять место в ряду работ Маркса, Адама Смита и других столпов экономической науки. «Не вы, но лет через 10 студенты будут изучать эту книгу», — заявил он. Студенты не возражали.

ДОЛЛАРОВЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» по окончании лекции попросил Григорьева озвучить свое видение, каким будет 2015 год для мировой и российской экономики. Прежде чем сделать это, Григорьев уточнил, что практически вся мировая экономика крепко завязана на два определяющих фактора заокеанского происхождения: дефицит бюджета США и политика ФРС. «Дефицит бюджета США — это то количество «чистеньких» долларов, которое вообще получит мировая экономика. А поскольку мы меряем ВВП мировой экономики в долларах, то вот собственно то значение, на которое может прирасти мировой ВВП. Год 2014-й был спокойный в силу ряда причин — продолжалось количественное ослабление, и дефицит бюджета США формально маленький, реально был гораздо больше, и доллары вбрасывались в большом количестве. Сейчас долларов в мир вбрасывается немного, в частности, из-за этого падает цена на нефть. Окончена программа стимулирования ФРС, дефицит бюджета падает, да и нефти они покупают все меньше и меньше (поэтому падают цены на нефть)».

Чтобы загрузить книгу, нажмите на картинку

«Что мы делаем? — продолжает Григорьев. — «Свежих» долларов не поступает, но у нас лежат «засоленные в подвале», и мы их сейчас будем тратить. Восполним временную нехватку — как нам кажется, временную, потому что если американцы и дальше будут жадничать и не давать миру доллары, то заначки хватит ненадолго. И не только мы будем тратить, но и другие развивающиеся страны: Саудовская Аравия, Китай, все будут тратить. Как следствие этой ситуации доллар растет и будет расти дальше. Поэтому ФРС сейчас находится в панике — они объявили параметры политики, согласно которым должны уже повышать ставку, еще больше укреплять доллар. Но они уже видят негативные последствия, которые с этим связаны и уже проявляются. Ведь коридор возможностей мировой экономики сейчас очень узкий: нос вытащили — хвост увяз, хвост вытащили — нос увяз».

«КРАХ КИТАЯ — ВОПРОС 2015 ИЛИ 2016 ГОДА»

Для мировой экономики 2015 году будет очень тяжелым, полагает глава центра «Неокономика»: «При условии, что американское правительство и ФРС будут придерживаться объявленной стратегии, следующий год будет очень тяжелым в первую очередь для развивающихся стран. Самая важная для нас — это, конечно, Китай. Вопрос: сможет ли выдержать Китай, потому что ситуация там очень напряженная, в первую очередь в финансовой сфере. И если отток долларов из Китая не будет спадать и не будет свежего притока, то крах финансовой системы Китая — вопрос 2015, может быть, 2016 года. А это, конечно, гигантское потрясение для мировой экономики».

Все остальные развивающиеся экономики на фоне Китая «так себе», считает столичный экономист: «Но если посмотреть на них, то и Бразилия находится в достаточно тяжелом положении и тоже будет страдать. Возможно, на Бразилию стоило бы повнимательнее посмотреть, но она очень сильно скрывает существенную информацию, ее надо разыскивать. Бразильцы дают очень много данных, но они все не про то — мы как-то две недели потратили, чтобы найти одну цифру, и когда нашли ее на официальном сайте, они ее немедленно удалили, увидев, что кто-то туда добрался».

«ЕВРОПЕ НУЖЕН ПИНОК»

«По Европе у нас спорный вопрос, сейчас ее экономика сжимается от периферии к центру, — говорит Григорьев. — Конечно, эти процессы не затронут Германию, но в ЕС много стран, которые попадают в одну категорию с Китаем, Малайзией, Филиппинами и прочими. А Германия — единственный локомотив, который за них ответственен. Это сжатие, если оно не будет остановлено, затронет значительную часть Европы, и есть неопределенность, как будут реагировать немцы».

«Благодаря американским программам, все было более-менее тип-топ, а сегодня я даже не знаю... — сомневается экономист. — Лучшее подтверждение того, что евро не валюта, не самостоятельная валюта (я об этом давно говорю), — именно то, что они не могут устроить количественное смягчение. Европе нужен сильный пинок, но они ничего не могут сделать», — заключает Григорьев

«ЕСЛИ ЦБ НЕ ВОССТАНОВИТ КОНТРОЛЬ НАД ВАЛЮТОЙ, ГОД ДЛЯ РОССИИ БУДЕТ БЕЗУМНЫМ»

Что касается России, то на нее будут влиять, по Григорьеву, опять-таки два фактора. Первый сейчас очень неопределенный, и поэтому все прогнозы бессмысленны. ЦБ потерял контроль над валютой, сейчас пытается его восстановить, но мы не можем сказать, сумеет ли Центробанк это сделать. Если нет, тогда весь следующий год будет безумным, его параметры даже трудно представить. Если установит [контроль над валютой], то тогда вопрос, какой ценой и на каком уровне. Поэтому у нас нет сейчас параметров кредитно-денежной политики, а то, что имеется в официальных документах, к реальности не имеет никакого отношения.

И второе. Следующий год может быть не очень тяжелым, если мы начнем растрачивать наши валютные резервы. Мы знаем, что фонд национального благосостояния собираются раздербанить, все зависит от того, насколько активно это будет делаться. Резервы на год у нас есть, чтобы прожить без потрясений. Но тогда если в 2016 году ничего не улучшится, у нас никаких резервов не будет. Я вижу в правительстве битву прогнозов пессимистов с оптимистами. Одни утверждают, что надо как-то пережить 2015 года, потом все само по себе как-то улучшится, другие говорят: нет, вопрос идет о целом цикле лет, и тогда надо резервы растягивать. А если растягивать, это означает падение ВВП на 4 - 5%.

P.S. Олег Григорьев, безусловно, один из самых глубоких и интереснейших российских экономистов, кроме лекции в КФУ побывал в редакции нашей газеты, где в рамках антикризисного клуба провел семинар и многочасовую дискуссию о том, что происходит с мировой экономикой, долларом и США, а также каковы перспективы России на фоне глобальных потрясений. В самое ближайшее время мы познакомим наших читателей с этими материалами.